Классный час по дружбе. Классный час "Дружба – чудесное слово". Этап осмысления. Фронтальная работа


Аннотация.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в том, что

в современном мире ребенок окружён множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на еще только формирующуюся сферу нравственности;

нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В любом ученическом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, так как от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, создана классная библиотека книг о дружбе.

Принципы занятия таковы:

уважать и принимать мир другого;

относиться к ученикам с абсолютным доверием;

акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;

избегать оценочных суждений в отношении к детям.

К занятию предлагается сопроводительная презентация , которая даёт положительный эмоциональный заряд и повышает познавательный интерес учащихся. Стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, безусловное принятие каждого ребенка – всё это содействует формированию дружного коллектив

Классный час «В дружбе – наша сила!»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

Которым могла бы одарить нас природа, –

Это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: формировать нравственные качества обучающихся;

Раскрыть сущность понятия «дружба»;

Показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

Развить стремление дружить с окружающими;

Способствовать формированию дружного классного коллектива

Задачи : выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен

Быть настоящий друг;

Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и

Самосозидания личности учащихся;

Научить различать привязанность и настоящую дружбу;

Воспитывать чувство ответственности за окружающих людей, уважения

Друг к другу;

Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (кроссворд, викторина, театрализация стихотворений) и сопроводительной презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Может, вы определите её сами? А вот о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

В школьной сумке я сижу,

Как ты учишься, скажу.

Дневник =-

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт -

Там заметку кладёт. -= Карандаш =-

Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет.

Ручка =-

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны. -= Глобус =-

Первая книжка

Для всех детишек:

Учит - мучит,

А научит - радует. -= Азбука =-

Подснежник =-

Учитель: Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

Песня: «Если с другом вышел в путь»

А как вы понимаете, что такое дружба?

II. Беседа о значении слова «дружба» .

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему (читает стихотворение ученик )

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос :

«А есть ли у меня друг?»

– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда,

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

Учитель: У всех у вас есть друг, друзья? А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся, чем отличаются понятия

“друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».

Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

III. Выполнение задания 1: «Вставь правильное слово»

Учитель: расположите слова по степени их возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.

Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.

(читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово )

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать … знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете … приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете … товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете … друг.

Учитель: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту.

IV. Выполнение задания 2:

Учитель: я говорю начало пословицы, а вы заканчиваете

Нет друга – ищи,… (а нашел - береги).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Один за всех … (и все за одного).

Человек без друзей,… (что дерево без корней).

Дружба – как стекло: … …. (разобьешь – не сложишь).

Один в поле….(не воин).

Старый друг лучше….. (новых двух).

Крепкую дружбу и … /топором не разрубишь/

Друг познается… (в беде).

С кем поведёшься …(от того и наберёшься).

Друга иметь, …(себя не жалеть).

А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба - словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

V. Чтение стихотворения " Друзья" по ролям.

Кто кого обидел первым?

Он меня..

Нет он меня.

Кто кого ударил первым?

Он меня..

Нет он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил.

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

VI. Викторина «Кто с кем дружит?»

Учитель: Тема дружбы отражена в произведениях многих писателей: А.Барто, Б.Заходера, Н.Носова, В.Осеевой, В.Драгунского, А.Гайдара, Л.Воронковой.

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Проведём небольшую викторину.

1. Назовите друзей Винни-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Сова, Кролик).

2. Малыш и … (Карлсон).

3. Григорий Остер написал рассказы о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (слон)

4. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

5. Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка).

6. Герои сказки Андерсена «Снежная королева» (Кай и Герда).

7. Доверчивый Буратино и (Пьеро, Мальвина, Артемон, Арлекин).

8. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили, не тужили. Назовите этих друзей музыкантов. (Осёл, кот, собака, петух «Бременские музыканты» братья Гримм)

9. «Ребята, давайте жить дружно!» - кому принадлежат эти слова? (кот Леопольд)

10. Кто сможет назвать друзей коротышек Незнайки? (Знайка, Цветик,Гунька, Тюбик, Гусля, Сиропчик, Пончик)

11. Кто написал известный рассказ «Три товарища»? (В.Осеева)

12. Повесть А.Гайдара о команде, которая помогает людям, особенно опекают семьи бойцов Красной Армии. Но они это делают втайне от взрослых. («Тимур и его команда»)

Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);

А. Гайдар «Тимур и его команда»;

В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;

В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

VIII. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

X. Выполнение задания 3 «Ситуация»

Послушайте следующее стихотворение (читают наизусть 2 ученицы)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: Дружи со мной,

Мы же одногодки.

Как сестрички мы почти, мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: Но ты учти

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

Учитель: Почему же, ребята, с этой девочкой никто не хочет дружить?

(она в дружбе ищет выгоду, а дружить нужно просто так)

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться.

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)

– Какая она на ощупь?

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Анализ рисунков, которые дети рисовали заранее.

Учитель: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы . Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Законы дружбы

Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

Не ябедничай, лучше сам поправь.

Не обманывай друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.

Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

XIII. Притча о дружбе

Учитель: Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Учитель: Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на желтом листе и рвём её и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне и приклеиваем на доске).

Учитель: Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

И я желаю, что каждый из вас нашёл не только настоящего, верного друга, но и стал им, умел дорожить дружбой. Но помните, что друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой!

Не только в радости, но и в печали

Мы верных друзей повсюду узнавали

Нас школьная семья недаром породнила,

Мы школьные друзья, и в этом наша сила

Ведущий: Друг не может быть злобным и самовлюблённым. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и чёрствость. Друг - это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ - готовы ли встретить друга?

Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.

XIV.

XV. Подведение итогов.

Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными.

А теперь послушаем стихотворения о дружбе (читают ученик и ученица): (Звучит тихо песня «Настоящий друг»)

Дружба- это свет и радость,

Это песни, игры и мечты.

Дружба – это краски радуги,

Дружба – это я и ты.

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

ДИАГНОСТИКА по изучению классного коллектива.

Данный тест проводился до проведения классного часа.

ТЕСТ 1:

1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.

В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации.

С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были классными и интересными личностями.

В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.

С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.

В. Про интересных людей и их приключения.

С. Детектив или фантастика.

4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…

В. Отойду в сторону- это не мои проблемы!

С. Разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение.

5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да.

В. Я не уверен(а).

С. По-моему, счастье не в этом.

6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

А. Сомневаюсь.

В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову…

С. Однозначно да.

7) Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).

В. Посочувствую по телефону.

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

Этот тест- настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык. Иногда очень полезно осознать, «какой я». Помните: « Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро».

0-20 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество- надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов:

Для тебя дружба- это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Данная диагностика проводилась на классном часе

«В дружбе – наша сила!»

Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)

Учитель: Все мы хотим иметь верных друзей, за которыми, как за каменной стеной. Но способны ли мы сами быть хорошими верными друзьями?

1. Какое качество друзей вам всех милей?

А) Искренность 2

Б) Доброта 1

В) Ум 0

А) Своим временем 2

Б) Важной для них информацией 0

В) Материальными ценностями 1

3. Как поступить, если у твоего друга неприятности?

А) Не лезть к нему с советами 0

Б) Надо будет – сам попросит 1

В) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать 2

4.Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?

А) Деликатно попрошу его возместить ущерб 0

Б) Сделаю вид, что ничего не было 1

В) Прощу, но сначала поговорю 2

5. Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:

А) Намекну другу на щекотливость ситуации 1

Б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! 2

В) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему 0

Результаты:

8 – 10 очков.

Вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков.

У вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 -3 очка.

Вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

После проведения классного часа уместно провести диагностику «Фотография».

Ученикам предлагается сделать снимок своего класса.

Описание методики: для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить «себя и своих одноклассников», как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Тест «Добрый ли у вас характер»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди сюда».

5. Способны ли вы ударить кошку или собаку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

17. Раздражает ли вас классическая музыка?

18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов:

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы:

3, 9, 10, 13, 14;

по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям.

За какие качества вас уважают ваши друзья

Какие качества вы цените в своем соседе

Сравните, пожалуйста, что получилось.

О чем было писать сложнее? О себе? Почему? Насколько мы честны с самим с собой?

Вспомните прошедшую неделю в школе, эти качества проявлялись в вас?

Вы не обманули ожидания одноклассников?

Многих вы обидели?

Попросили ли вы прощения?

Часто ли вы просите прощения?

Ответьте на вопрос – почему? Вы не знаете, что за обиду нужно просить прощения?

Извинение унижает человека?


Классный час

«Дружба»

Цели: 1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы. 2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья. 3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи: 1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие». 2.Развитие способности формулировать суждения. 3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Ход классного часа

Учитель: - Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.) Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучи музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей). Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. - Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. - Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: «Руку дружбы протяните В глаза друг другу посмотрите Пусть любовь в сердцах у вас всегда звучит Дружба крепкая нас всех объединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию: Чтец: Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение? Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель: - Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг» Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. "Плохо”. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4. Письменная работа «Письмо другу» Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам. Чтец: Раздаются порой голоса, Что чудес никаких не имеется. Есть на Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.

Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится.

Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. - Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. - Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6. Игра «Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель :
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

Урок 14

Тема: Дружба

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи :

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Планируемый результат : обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II.Актуализация знаний

(Слайд 1. ) друг, приятель, товарищ.

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (дружба)

Чем они отличаются друг от друга?

III. Сообщение темы урока

Определите тему урока.

(Слайд 2 )– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

На какой главный вопрос мы должны ответить? -Что такое дружба.

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

щелчок

– Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?

IV. Работа над понятием «дружба».

– (Слайд 3) Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы , (Слайд 4) названия фонтанов, (Слайд 5) есть даже орден Дружбы народов.

Слайд 6

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

Работа с толковым словарем

– Дайте определение понятию дружба.

Слайд 7

– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

Слайд 8

– Владимир Иванович Даль в своём

знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Найдите определение понятия дружбы в учебнике. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.

Работа в парах

– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще

дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

Работа с учебником

– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?

– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом

V. Работа над понятием «друг».

Слайд 9 беседа

Кто такой друг?

–Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

– Для чего нужны друзья?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

Слайд 10

работа в группах

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

1 группа:

(читает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

2 группа:

(Слайд 11) В. Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы

Слайд 12

Сравните свои правила с правилами на слайде. Какие правила вам захотелось добавить на своё дерево?

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Слайд 13

По мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.

  • - Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Что такое дружба?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

VII. Домашнее задание.

Слайд 16

Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»

или

Написать рассказ о своем друге.


Тема классного часа:

«Поговорим о дружбе»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла бы одарить нас природа, –

это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: определение слов «дружба», «друг», «товарищ», настоящий друг».

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Развитие умения высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;

Развитие коммуникативных компетенций.

Форма проведения классного часа: беседа, игры «Несколько слов о дружбе», «Нить», «Дерево Дружбы», викторина «Кто с кем дружит», словарная работа, работа с понятиями, работа в группах.

Основные понятия: дружба, друг, товарищ, настоящий друг

Оборудование: Плакат «Радуга»;Раздаточный материал;Карандаши цветные;

Краски;Кисти и стаканчик для воды;Дерево Дружбы;Цветные листы бумаги (или заготовки цветных ладошек)Клубок ниток;Карточки с определениями качеств друга;

Музыкальное сопровождение;Презентация классного часа «Поговорим о Дружбе»;

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня удивительный день. Вы спросите: «Почему?». Во – первых, мы с Вами встретились. Во-вторых, я очень рада всех Вас видеть. Вы такие хорошенькие, миленькие, смешные, забавные, озорные и послушные, добрые и неугомонные. А в – третьих, я надеюсь, мы с пользой и удовольствием проведем время. Но для начала….

2. Введение в классный час:

Слайд 2. - Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил
. (Радуга)

Слайд 3. - Верно! Вы думаете, мы будем с Вами говорить о радуге? Нет. Мы будем говорить с Вами о более важных вещах в жизни человека, мы будем говорить о том, чем дорожат многие люди и без чего трудно прожить на Земле. Но для начала я предлагаю Вам раскрасить нашу радугу. Наша радуга необычная, волшебная. Она поможет Вам отгадать тему нашей беседы (на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать)

Слайд 4. Дети раскрашивают по очереди радугу, на которой появляется надпись.

Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет

Слайд 5. - Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось: «Обществу дарить радость, улыбку, желание, благородство, единство».

А теперь, если Вы прочитаете только первые буквы каждого слова, сверху вниз, Вы узнаете о самом главном.

Слайд 6. - Так о чем мы с Вами будем говорить? «О дружбе».

Я хочу рассказать Вам одну поучительную сказку.

Слайд 7. Звучит музыка И. Крутого «Когда я закрываю глаза».

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А Вы кого выбрали бы? Почему?

Ответы детей. Звучит музыка и продолжение сказки:

- Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Как Вы думаете, почему Любовь выбрала Дружбу?

Ответы детей.

Какое прекрасное слово – «дружба» . Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, бегать по лужам, читать новую книгу, смотреть мультики или секретничать о своём.

А какие чувства испытываете Вы, ребята, произнося слова «дружба»?

Ответы детей.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, для чего она нужна человеку и что она дает ему.

3. Основная часть.

Слайд 8. - Наш классный час называется так «Поговорим о дружбе».

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать о дружбе и чему должны научиться?

Дети высказывают свои предположения.

3.1. Словарная работа .

Слайд 9. - Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с заданием «Напишите определение слов «дружба», «друг», «товарищ» . Вы кратко письменно отвечаете, а затем зачитываете свое определение.

Время пошло….

Звучит песня «Если с другом вышел путь…»

Как Вы думаете, что такое «дружба», «друг», «товарищ»?

Ответы детей.

Слайд 10. - В толковом словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» данные слова объясняются так:

«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Друг» – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

«Товарищ» – это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

Ответы детей.

Дружба нужна всем, и взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Слайд 11. - Ребята, давайте подумаем над вопросом и ответим: «Зачем людям нужна Дружба?».

Ответы детей.

А сейчас послушаем стихотворения, в которых говорится о настоящей, крепкой дружбе.

Слайд 12. Звучит музыка.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Стихотворение «Дружба»:

Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!

3.2. Работа над понятием «настоящий друг» .

Слайд 13. - Ребята, а Вы когда – нибудь слышали какое словосочетание «настоящий друг» ? Нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг, какими качествами он должен обладать. Предлагаю Вам карточки со словами: « сострадание, сочувствие, честность, грубость, лживость, взаимовыручка, справедливость, предательство, драчливость, ответственность, верность, доброта, скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, доверие». Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (приложение 1).

Дети работают в группах.

Ребята, какие качества Вы выбрали? И почему?

Ответы детей.

Ребята, а какие карточки остались у Вас лишними и почему? (оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм», «ложь», «грубость», «предательство», «драчливость», «зависть»)

Ответы детей.

Ребята, давайте послушаем стихотворение «Друзья» и узнаем, какие бывают друзья.

Звучит музыка.

Стихотворение «Друзья»:

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.
Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.
Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.
Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.
Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?
Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

3.3. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

Слайд 14. - Ребята, я предлагаю Вам обсудить несколько проблемных ситуаций «Как бы я поступил?».

Дети вытягивают карточки с предложенной ситуацией, в группах обсуждают проблемные ситуации.

1. Твой друг Миша не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твои действия?

2. Твой друг Петька употребляет плохие слова и выражения, постоянно обижает других детей. Твои действия?

3. Твой друг Валерка совершил плохой поступок – он взял чужой мобильный телефон. Твои действия?

4. Идя домой со школы, ты увидел, что группа ребят окружила мальчика Федю и не дает ему пройти, требуют у него деньги или ценные вещи. Как ты поступишь?

5. У твоей одноклассницы Веры случилась неприятная история. На следующий день, за спиной девочки стали шептаться и показывать на нее пальцем. Твои действия?

6. Перед началом урока в класс вошла Марина. У нее был грустный, растерянный, расстроенный вид. Все ребята дружно стали интересоваться, что произошло с Мариной. Марина не смогла ничего сказать одноклассникам, она покраснела, расплакалась и выбежала из класса.

В чем ошибка одноклассников?

7. Твой друг Генка заболел ангиной и не ходит в школу. А тем временем, на уроках математики изучают сложную тему, которую никак нельзя пропускать. Твои действия?

8. Твоя подруга Маруся познакомилась с девочкой Галей, но ты с Галей не знакома. Ты хотела погулять с Марусей, но Маруся пошла на прогулку с Галей. Как ты поступишь?

Ответы детей.

Как вы думаете, ребята, какие поступки, дела и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Ответы детей.

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, обижаться без причины, завидовать. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. А если Вы не можете справиться с какой – либо ситуацией, обратись за советом, помощью к другу.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

3.4. Игра «Несколько слов о дружбе»

Слайд 15. - Очень много написано и придумано в народе пословиц о дружбе. Например: « Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши».

Слайд 16. - Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде Вы видите только одну половину пословицы, другую половину пословицы Вы должны назвать сами.

Нет друга – ищи … … (а нашел – береги).

Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).

Один за всех …… (и все за одного).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Старый друг…..(лучше новых двух).

Дружба крепка не лестью….(а правдой и честью).

Друг познается ….(в беде).

Друга за деньги ….. (не купишь).

Скажи мне кто твой друг,…. (и я скажу, кто ты).

Не тот друг, кто на пиру гуляет, …..(а тот, кто в беде помогает).

Друг спорит, а враг ….. (подталкивает).

3.5. Игра «Нить»

Слайд 17. - Молоды! А сейчас мы поиграем в игру «Нить». Все участники становятся в круг. Вам необходимо назвать те качества человека, которые помогают жить в обществе и дружить, при этом Вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце игры, мы посмотрим, что же у нас получилось.

Дети, называя качества человека, передают клубок любому другому игроку.

- Как вы думаете, что у нас получилось?

Получилась переплетенная, как паутина, нить. Мы все оказались связанными между собой. Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками, желаниями, событиями, чувствами.

Слайд 18. - Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга. Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплети Вас. Прислушайтесь к этим словам:

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек .

3.6. Игра «Дерево Дружбы»

Слайд 19. - Ребята, у вас на столах лежат разноцветные сердечки. На сердечках напишите правила дружбы и качества человека, необходимые в дружбе

Дети работают. Звучит песня «Дружба крепкая не сломается».

А после того как вы выполните работу, возьмите своё сердечко, зачитайте свое правило дружбы или качество друга и приклейте к веточкам «Дерева Дружбы».

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило или качество друга и прикрепляет к дереву.

Посмотрите, какое у нас получилось чудесное дерево! Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

3.7. Викторина для любознательных «Кто с кем дружит?»

Слайд 20. - Ребята, а сейчас я хочу поиграть с Вами в викторину «Кто с кем дружит?». Я буду Вам зачитывать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Слайды 21-40.

    Маленький с большими ушами - друг Крокодила Гены …..(Чебурашка).

    Девочка с голубыми волосами - подруга любопытного длинноносого Буратино ……(Мальвина).

    Маленький, розовенький, с круглым пятачком - друг Вини-Пуха ……(Пятачок).

    Друзья-музыканты из Бременского леса…… (Трубадур Кот, Петух, Пес, Осел)

    Как зовут девочку, которая выручала своего друга Кая из ледового плена Снежной королевы?........ (Герда)

    Малыш и его друг, который живет на крыше …. (Карлсон)

    Неразлучные друзья из мультфильма Уолта Диснея «Чип и Дейл спешат на помощь»…. (Чип, Дейл, Гайка, Роки и Вжик)

    Как зовут Кота, который хотел подружиться с мышами и постоянно повторял им: «Ребята, давайте жить дружно!»….. (Кот Леопольд).

    Непримиримые друзья Том и …..(Джерри)

    Верные друзья из деревни Простоквашино….. (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, Галчонок)

3.8. Притча «Настоящий друг».

Слайд 41. - Все молодцы! Все хорошо отвечали. А сейчас послушайте одну притчу: «Настоящий друг».

Звучит музыка И. Крутого.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

4. Заключение. Подведение итогов.

Слайд 42. - Ребята, а в заключении я бы хотела, чтобы Вы послушали мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Звучит музыка.

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Ребята, Вы согласны ли вы с таким определение «дружбы», Вы бы хотели иметь такого друга? А может…

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

На этой чудесной ноте наш классный час о дружбе закончен.

Ребята, ответьте на вопросы:

Слайд 43-45.

Что я понял(а)?

Что я узнал(а)?

Что я чувствую?

Ответы детей.

Помните, ребята, Ваш класс – это маленькая семья. Мне бы очень хотелось, чтобы в Вашей семье, как и любой другой, всегда царили дружба, любовь, доброта, красота, радость, уважение, взаимопонимание. И в этом Вам помогут « Законы Дружбы» (педагог дарит детям памятки «Законы Дружбы»):

Слайд 46.

    Уважай своего друга.

    Помогай другу в беде.

    Не обманывай друга, будь с ним честен.

    Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    Будь внимателен к своему другу.

    Умей уступать своему другу.

    Умей радоваться успехам друга.

    Не нарушай обещаний, данных своему другу.

    Не предавай своего друга.

    Береги своего друга, ведь друга потерять легко.

Слайд 47. - Вы молодцы! Всего вам доброго!

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Классный час: «ДРУЖБА»

Дружба-главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее, И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Цели:

Развивающие:

    учиться высказывать своё мнение;

    анализировать свои мнения, черты характера;

    прогнозировать последствия поступков;

    участвовать в коллективной деятельности;

    акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Воспитательные:

    убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе;

    в существовании влияния друзей друг на друга;

    необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного;

    убедиться в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

Задачи:

1. Поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества.

2. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы.

3. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа.

4. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.

5. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.

6. Мотивировать желание самоизменений.

Оборудование: карточки с пословицами и вопросами; листы для составления "правил дружбы”; плакат с рисунком дерева; музыка о дружбе.

Учитель. В. И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: « стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

Ход классного часа

План классного часа

    Вступительное слово.

2.Верни буквы на свои места

3.Пословицы о дружбе

4.Игра «Я и мой друг»

5. Стихи о дружбе

6. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.

7. Деловая игра «Учимся сотрудничать».

8.Дерево дружбы

9. Подведение итогов (рефлексия)

10.Песня о дружбе.

Учащиеся класса делятся на группы по 6 человек. Столы расставлены таким образом, что каждая группа сидит отдельно. Всего 2 группы.

1. Организационный момент (психологический настрой). (Песня о дружбе)

2. Выход на тему:

Ребята, сейчас я вам предложу пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны.

2. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. На обсуждение дается 3–4 минуты.

Задания:

    Зеб дурга в зинжи гуто.

    Дург напозсяет в дебе.

    Дурга щии, а дешьнай гереби.

    Не ийме 100 бурлей, а ийме 100 дурзей.

    Сатрый дург чулше выхно вдух.

Ребята обсуждают в группе, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. По мере зачитывания, на слайдах появляются пословицы:

    Без друга в жизни туго.

    Друг познается в беде.

    Друга ищи, а найдешь, береги.

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Старый друг лучше новых двух.

Объясните смысл этих пословиц. Что вы заметили? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

(На доске открывается тема классного часа: "Дружба...”)

А какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

3.Давайте поиграем в игру : я начну пословицы, а вы закончите:

    Нет друга – ищи,... (а нашел - береги).

    Не имей сто рублей,... ...(а имей сто друзей).

    Один за всех... ...(и все за одного).

    Человек без друзей,... ...(что дерево без корней).

    Дружба – как стекло: ... .... (разобьешь – не сложишь).

4.Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг»

Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара у которой совпадает больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре .

1. Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

2. Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши?)

3. Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, )

4. На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)

5. Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)

6. Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)

7. Какой вид спорта любите? (Фигурное катание, теннис, футбол)

8. Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)

9. Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)

10. Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)

11. Кем хочешь стать, когда вырастишь? (Учителем, врачом, бизнесменом)

12. Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)

13. Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)

14. Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье)

15. Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)

5.Чтение стихотворения.

Баранова Оля

Все живут, не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита

Подружусь я с Ильиной стану знаменитой.

Клецер Катя

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявление: « Срочно требуется друг!»

Учитель - Почему с девочкой никто не хотел дружить?

Можно ли сказать, что она искала бескорыстную дружбу?

Что бы вы ей посоветовали?

Можно ли заставить насильно дружить?

    6.Игра « Диалоги друзей»

Подготовить 3 короткие сценки (6 учеников). При этом реплики учить не нужно. Достаточно просто прочитать каждой паре учеников их сценку (текст - в сценарии), объяснить общий смысл поведения персонажей.

    Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.

К доске выходят два ученика.

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша. Гулять пойдешь?

Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!

Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

К доске выходят 2 мальчика.

На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

Сергей. Ой, ампула закончилась!

Антон. А у меня запасная ручка есть!

Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

Антон. А что ты мне за это дашь?

Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?

Сергей. Да ладно, давай уж!

Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.

Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша Приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.

К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.

Вова. Гришка, мячик принес?

Гриша. Конечно!

Вова. Давай пас!

Гриша. Лови!

Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.

Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.

Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?

Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!

Классный руководитель. Ты бросил мяч?

Гриша. Ну, я.

Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)

    Вова. Ну, что в футбол играть будем?

    Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.

    Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?

7.Деловая игра «Учимся сотрудничать».

Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.

Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

Итак, нам нужно по 4 человека для прохождения испытания? Желающие поднимают руки, выходят к доске.

Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.

Дети вытягивают круги. Учитель группирует детей, устанавливает очередность работы.

Дети прикрепляют картинку к доске.

Учитель Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?

Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоенной, дружной и показала лучший результат? Кого можно взять в экипаж космического корабля? Кто показал себя лидером, командиром?

Оборудование

По ходу сценария три группы детей должны будут делать 3 несложные аппликации. Для этого необходимо:

а) сделать заготовки из цветной бумаги: прямоугольники, треугольники, круги, трапеции, как на рисунках;

б) приготовить клей и кисточку (или клеящий карандаш, или скотч и ножницы), для того чтобы слегка закрепить детали на листе бумаги;

в) приготовить три листа бумаги синего или голубого цвета (основа для аппликации);

г) все заготовки положить в прозрачные файлы и выдавать каждой группе перед выполнением задания;

д) чтобы отобрать детей в группы по 3 человека, нужно заготовить 9 бумажных кружочков из бумаги 3 цветов. Ученики, выбравшие кружочки одного цвета, попадают в одну группу. Кружки можно положить в коробку или мешок и предложить детям вытаскивать по одному. Учитель может сгруппировать тройки любым другим способом, но главное, чтобы в группе оказались случайные у

8. Учител ь: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Учитель : Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

    Уступать

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить

    Не злиться

    Не жадничать

    Помогать другу

    Быть честным

9. Рефлексия.

На столах у вас лежат листики (вырезанные из цветной бумаги). Выберите любой и напишите одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом. Классный руководитель.

Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

(На доске плакат "Дерево дружбы”.

Дети выходят и приклеивают листочки с пожеланиями к дереву.)

10.Закончить классный час песней "О дружбе”.

6.Игра «Ассоциации », в которой вы можете узнать, какими вас видят ребята, ваши товарищи. Задача входящего -угадать, кого из играющих загадали все остальные. Для этого он должен задавать играющим вопросы, такие как: «Если бы этот человек был растением, то каким?» или «С каким зверем, цветом, видом спорта, зданием, учебным предметом ассоциируется ваш приятель?».

Слово учителя: Правда, забавная игра? Теперь попробуйте проанализировать: какие ассоциации по вашему поводу вам запомнились? Какие из ассоциаций подтвердили ваше представление о самом себе? Какие были для вас, неожиданными? Какие удивили вас? Как вы думаете, что в вашем поведении или внешнем виде их вызвало? Идет обсуждение ассоциаций. Ребята высказывают свои точки зрения