Конспекты занятий для адаптационной группы детей. Конспекты занятий адаптационной группы к проекту. Игра -занятие. «потанцуем с куклой катей»


Валентина Варламова Николаевна
Занятие в период адаптации для детей раннего возраста

Занятие № 1 в период адаптации детей .

Цели : Создать у детей доброе , радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие в группу не чувствовали себя не комфортно.

Материалы и оборудования :

Кукла-Петрушка, колокольчик, альбомный лист бумаги сложенный пополам : на первой стороне листа нарисована погремушка с вырезанным кружочком, кисточки и гуашь на каждого ребёнка, бейджик с именем ребёнка, по две погремушки на каждого ребёнка.

Использование музыкального сопровождения Е. и С. Железновы «Погремушка» , «Пляска-приглашение» .

Ход занятия.

Дети с родителями входят в группу. У детей на груди бейджик с его именем.

Воспитатель приветствует каждого входящего ребенка словами :

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

(Ванечка) – хороший,

(Ванечка) пригожий!

(и так встречает каждого ребёнка)

Дети осваиваются в группе вместе со своими мамами.

Затем воспитатель, чтобы привлечь внимание детей и их родителей , звенит в колокольчик и так же предлагает ребенку позвонить в большой колокольчик. (желающие дети звенят в колокольчик)

Встаём в хоровод.

Ну – ка, все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Повторять, не зевать, всё запоминать.

Воспитатель вносит Петрушку и спрашивает : «Кто это?

Дети : Петрушка.

Воспитатель говорит за Петрушку :

Петрушка - веселая игрушка.

Меня все знают.

Я Петрушка

Всегда со мною погремушка.

Погремушки я раздам

Моим маленьким друзьям.

Вот какая звонкая игрушка погремушка.

Игра с погремушкой.

Воспитатель : Погремушка звенит, всех ребяток веселит. Давайте поиграем с погремушками. Погремушки сожмём в кулачках, руки вытянем перед собой, будем поднимать руки над головой, вставать на носочки и трести погремушками на верху, а потом наклоняться вниз и трести погремушками у пола.

Вверх поднялись : раз, два, три…

Вниз опустились : раз, два, три…

Наверх : раз, два, три…

Вниз : раз, два, три…

(без слов…

(без слов…

Воспитатель : Молодцы ребятки, а теперь давайте нарисуем погремушки. А Петрушка посмотрит на вас, как вы умеете рисовать.

ИЗО деятельность. Рисование : «Погремушка» .

(детям раздаётся альбомный лист бумаги сложенный пополам. На первой стороне листа нарисована погремушка с вырезанным кружочком. Необходимо детям кисточкой закрасить полностью следующий лист бумаги одним цветом, какой выберет ребёнок. Дети садятся вместе с мамами и рисуют)

Петрука рассматривает рисунки детей и хвалит их и предлагает им встать в хоровод.

Встаём в хоровод. «Прощание»

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались и немножко баловались

А теперь детвора всем домой пора!

Конспекты адаптационных занятий в клубе «Будущий дошкольник»

Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №390

Дзержинского района г. Волгограда

Конспекты адаптационных занятий

в клубе «Будущий дошкольник»

Разработала:

Клецкова Ю.А., социальный педагог

МОУ центра развития ребенка детского сада №390

г.Волгограда

Волгоград, 2013г. Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

ЗАДАЧИ:

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Занятие №1.

«У Маняши День Рождение»

Здравствуйте ребята!

Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек?

1. «Бусинки»

Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам.

2. «Танцы»

Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами.

Маняша очень рада.

3. «Волшебный мешочек»

Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там?

А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д.

4. «Накормим зайку»

Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику.

Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая.

Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Кукла большая с бусами.

Стол и стулья для 8 кукол.

Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки.

Музыка с песней про день рождение.

Волшебный мешочек с разными игрушками.

Морковка в мешочке из муз. зала, корзина.

Занятие №2.

«Уточка и ее утята»

Здравствуйте ребята!

Нас встречает кто? Правильно, это Уточка. Почему она такая грустная? (Крякает Уточка).

У меня пропали ребятки,

Шаловливые утятки.

Не видали, не слыхали,

А мимо Вас не пробегали?

1. «Поиск утят. Танец маленьких утят»

Нет. Ребята, надо помочь нашей Уточке. Походим по группе поищем утяток.

Ой, а что это за кочка возле домика? Посмотрите. Это же мои утятки (пальчиковые утята). Как я рада! Спасибо.

Потанцуем с утятами, попрыгаем, покушаем, попьем и т.д. Музыка с песней «Танец маленьких утят».

2. «Собери утенка»

Ребята, но здесь не все мои утятки! Где же остальные? Они сидят на паровозике. Куда же они снова собрались от меня?

Скорей возьмите разрезную картинку, и вместе с мамами постарайтесь собрать. Какие красивые утятки у Вас получились, даже стали послушнее, чем были раньше.

3. «Озеро»

Вот какие у меня утятки. Ну-ка, посчитаю их сейчас, 1, 2, 3 … 8. Ну, так я и думала, опять не все мои детки.

Где же последние шалуны? Ушли плавать на озеро. Найдем бассейн и моих утяток (сочки для ловли). Накормим и спать уложим.

Уточка теперь Вам говорит спасибо за помощь, Уточка не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Уточка крякающая.

Пальчиковые утята из театр. зала, запись песни «Танец маленьких утят».

Разрезные утята 8 штук, тарелочки, столы и стулья для детей.

Бассейн с водой, сочки, салфетки, пластмассовые утята.

Занятие №3.

Сказка «Колобок»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

В группе встречает Бабка из сказки «Колобок».

1. «Колобок и Браслетики-колобки»

Здравствуйте ребята! Смотрите, кто это у меня в руках? Да, конечно же, это колобок. Вот какой я его большой и круглый испекла. Ребятки, а Вам маленькие колобки-браслетики.

2. «Дорожка с лапками и дощечками»

Покатились Колобки по дорожке с дощечками, затем попрыгали по лапкам.

3. «Заяц. Кочки»

Навстречу ему Заяц (сидит на паровозике, накрытый тканью). Попрыгаем как Зайки по кочкам или через кочки (кубики или липкие круги).

Убежали от Зайки.

4. «Серый Волк. Тоннель. Обручи»

Укатились Колобки и от Серого Волка.

5. «Медведь. Ручей»

Впереди Мишка Косолапый. Убежим и от него. Попрыгаем через ручейки (голубая широкая лента приклеена), то вперед, то назад.

Прыгайте осторожно со мною,

Не промочите ножки водою.

6. «Лиса. Много Колобков»

Катятся Колобки, а навстречу им Лиса. Мы и от тебя Лиса уйдем. Сели с мамами и покатали мячики друг другу. Вот и убежали Колобки ото всех зверей.

Все Колобки вернулись на свои места.

Спасибо Вам ребятки, что вы такие шустренькие. Бабушка и Колобок с Вами не прощаются, а говорят до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Бабка, 1 бол. колобок, 32 браслетика с колобками.

Дорожки с лапками и дощечками.

Заяц и платок, липкие круги или кубики деревянные.

Волк и платок, тоннель в физ. зале, обручи с подставкой.

Медведь и платок, голубая липкая лента-ручей.

Лиса и платок, мячи с глазками, 2 корзины для мячей.

Занятие №4.

«Цветы у Зайки»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

Посмотрите. Солнышко встало и мы проснулись. С нами и с солнцем проснулось все вокруг. Вот домик стоит. А кто в нем живет? (Выглядывает Зайка).

Здравствуй Зайка! Солнышко встало, а ты еще спишь.

У меня горе, Серый Волк сорвал все мои цветы в клумбе (плачет).

Не плачь, Зайки, мы тебе поможем. Да, ребята, поможем.

1. «Собери цветы»

Поможем поставить цветы в вазу. На полянке разбросаны цветы, собираем и ставим в корзиночку и в вазочку.

2. «Собери фигуру»

Следующая полянка ждет нас. Садимся за столы, у каждого тарелочка с фигурками. Зайчик пройдет по кругу и посмотрит, какие у Вас успехи.

Какие Вы молодцы! Быстро справились.

3. «Мозаика»

Сейчас Зайка покажет еще полянку, где сломаны цветочки. В ящичках мозаика для каждого ребенка, попробуй сложить цветочки разного цвета. А Зайка пройдет и посмотрит, что у Вас получилось.

Какие Вы умницы!

4. «Танец с пластмассовыми Зайками»

Зайка очень рад, что вы помогли ему посадить цветочки. Зайка приглашает вас потанцевать с его друзьями зайками.

5. «Печенье из соленого теста»

Зайка предлагает испечь печенье для Мишки косолапого. У каждого комочки теста и инструменты для приготовления. Приготовленное печенье выкладываем на тарелочку, которая в центре стола.

6. «Цветы»

Зайка приготовил для Вас подарки – цветочки, которые вы можете прикрепить на маячку. Это цветы.

Зайка Вам говорит спасибо за помощь, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Зайчик с платочком.

Цветы и лукошко из муз. зала.

Игра из 10 гр., столы и стулья,

тарелочки с деталями на 8 человек.

Мозаика разного цвета собираем на полу, ящички.

Пластмассовые зайцы для ребят и для мам.

Соленое тесто, 1 большой поднос, 8 мал. тарелочек, салфетки, дощечки, 8 вилочек.

32 цветочка из самоклейки.

Рецепт соленого теста:

1 ст. муки;

1 ст. мелкой белой соли;

1 ст.л. растительного масла;

0,5 ст. воды.

Цветы разбросаны по группе. Соберем букетики и подарим мамам, а мамы поставят в лукошко.

2. «Домики»

Я опять огорчен, у меня Лиса отобрала домик, и мне теперь негде ночевать. Помогите построить дом из кубиков для меня и моих друзей.

3. «Пирамидка»

Ой, а что это за мешочек. Что в нем? (Потрогайте). Тем колечки от пирамидки.

Сложим пирамидку, только здесь не все кольца, остальные лежат в корзиночках. Берем кольца из корзиночке.

Ой, рассыпалась пирамидка. Какой я неловкий.

4. «Домик-конструктор»

В коробочках детали от конструктора, постойте домик. Работу будем выполнять за столом, пройдемте в другую зону, где стоят столы.

Какие вы молодцы, ловко справились с этим заданием!

Зайка теперь Вам говорит спасибо за такие красивые и прочные дома, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! За участие вам картинки зайчат. До свидания! Спасибо.

Заяц, цветы и лукошко.

Столы, корзины и одинаковое количество кубиков.

Мешочек, большая пирамидка, корзина для остальных колец.

Конструктор из 10 гр., 8 шт. тарелочек для деталей.

(Мыльные пузыри).

Картинки зайчат.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЕ

Тема «Давайте познакомимся»
Цель. Формировать и поддерживать у детей доверительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, интерес к взрослому как партнеру по деятельности.

Материал: воздушные шары по количеству детей, «солнышко и лучики», «тучка» (нарисована и вырезана на картоне), барабаны по количеству детей, зонтик, диск (запись) с песенками Е. Железновой.

Воспитатели и специалисты заходят в группу с воздушными шарами на каждого ребенка.

Знакомство с детьми. Игра «Иди ко мне»
Цель: наладить эмоциональный контакт, формировать доверие детей к воспитателю и другим взрослым.
Воспитатели поочередно подходят к малышам, называют по имени и дарят шарик, например: «Иди ко мне, Сережа, возьми шарик».

Игра: «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется педагог машет рукой.
Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Подвижная игра «Поймай шарик».
Цель: привлечь детей к совместным действиям с воспитателем.
Педагог играет с детьми, подбрасывая шарик и ловя его. Дает возможность детям делать тоже самое.

Подвижная игра «Прячем шарик».
Цель: ориентация в пространстве, учить детей двигаться за воспитателем, вызывать чувство радости оттого, что нашли шарик (игрушку).

Рисование «Ниточка к шарику».
Нарисуй ниточку к шарику и раскрась их.
Педагог раздает листочки с нарисованными веселыми шариками без ниточек. Просит детей нарисовать ниточки к шарикам и раскрасить их. Родители помогают детям.

Упражнение «Солнышко и дождик»
Воспитатель располагает на полу «солнышко», детям раздает лучики. Совместно с родителями складывается общее «солнышко». Солнце светит - все улыбаются, туча накрывает «солнышко», начинается дождик, дети стучат по барабану, имитируя дождь. Так несколько раз.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Когда воспитатель показывает «солнышко» и говорит детям: «Солнышко» - дети веселятся, танцуют, прыгают. Когда воспитатель говорит: «Дождик» - и открывает зонтик, дети бегут к воспитателю и прячутся под зонтиком.

Музыкальная минутка: «Путешествие в лес на поезде».
За основу взяты песенки Е. Железновой: «Поезд», «Лягушки», «Рыбки в пруду» «Медвежата», «Зайчик», «Ежик», «Автобус».
Дети вместе с мамами «едут в лес на поезде» и встречают там разных животных, поют и танцуют. Обратно возвращаются на «автобусе».

Самостоятельные игры детей. Индивидуальное общение с воспитателем и специалистами.

dђЗаголовок 215


Приложенные файлы

Говорится о том, что такое адаптация. Уточняются ее степени. Даются рекомендации по более успешной адаптации ребенка к ДОУ. Приводится конспект занятия в период адаптации. Приводится деловая игра для воспитателей по теме "адаптация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в период адаптации в группе раннего возраста

«Манечка в гостях у детей».

Цель: закрепить название предметов групповой комнаты и их размещение. Формировать активный словарь: игровой уголок, стол и стул, шкаф, игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Побуждать детей повторять за воспитателем отдельные слова, фразы и отвечать на вопросы.

Материал: игрушечный персонаж – кукла Манечка.

Конспект.

Раздается стук в дверь и входит кукла Манечка. Она поочередно здоровается с каждым ребенком:

Меня зовут Манечка. А тебя как зовут?

После этого Манечка просит детей показать ей группу.

Воспитатель вместе с детьми и куклой Манечкой обходит групповую комнату:

Ребята, давайте покажем Манечке, где должны хранится кубики, машины, куклы и другие игрушки.

Дети показывают определенные места, а воспитатель помогает детям в словесном объяснении:

Манечка, в этой коробке мы храним… Что дети? (Кубики).

Андрюша, скажи Манечке: «Кубики мы храним в коробке».

Манечка, на нижнюю полку мы ставим наши… Что дети? (Машины).

Сергей, скажи Манечке: «Машины мы ставим на нижнюю полку» и т.д.

Ребята, давайте покажем Манечке, где можно играть с этими предметами.

С машина ми, Манечка, можно играть… Где, дети? (На ковре).

Витя, скажи Манечке: «С машинами можно играть на ковре».

С куклами, Манечка, можно играть… Где, дети? (В кукольном домике).

Скажи, Светочка, Манечке: «С куклами можно играть в кукольном домике» и т.д.

Ребята, давайте покажем Манечке, где наши дети будут спать.

Ребята, давайте покажем Манечке, где наши дети будут кушать.

В процессе НОД можно провести дидактическую игру «Где игрушки живут?»

Воспитатель: «Дети, посмотрите, где живут наши игрушки? Машинки стоят на полочке, кубики лежат в коробке, куклы сидят на диване, мячики лежат в корзинке». Детям предлагается выбрать игрушки для игры на свое усмотрение и поиграть с ними. После игры воспитатель говорит: «А теперь, дети, давайте положим каждую игрушку в свой домик. Давайте вспомним, какая игрушка, где живет?»

Предварительный просмотр:

«В детский сад с радостью»

Деловая игра для воспитателей групп раннего возраста.

Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет в детский сад нового, современного ребенка. Как грамотно построить систему работы со всеми участниками образовательного процесса на этапе адаптации, вы узнаете нашей деловой игре.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

выявить проблемы адаптации современных детей к условиям детского дошкольного учреждения;

обобщить представления о традиционных и инновационных формах работы с участниками образовательного процесса (детьми, семьями и педагогами) на этапе адаптации;

разработать и представить систему работы в дошкольном учреждении в адаптационный период в качестве практического руководства;

развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, побуждать к активной творческой деятельности.

ХОД РАБОТЫ:

1ЭТАП – Приветствие (Знакомство).

Ведущие представляются группе и переходят к совместной работе.

Мы рады приветствовать участников секции и в самом начале предлагаем упражнение «Приветствие», которое поможет нам познакомиться и узнать, какой город и образовательное учреждение Вы представляете.

2 ЭТАП – Работа с определением «Адаптация».

Уважаемые коллеги, все мы знакомы с таким важным термином, как адаптация. Понятие адаптация многоаспектно. Существуют разные его определения.

И для того, чтобы обобщить наши знания, предлагаем вам подобрать подходящие слова и выражения, и составить определение «Адаптация», из предложенных слов и фраз. (Осуществляется совместная работа в подгруппах: каждая минигруппа находит на своих столах слова, из которых составит свое определение).

Идёт обсуждение получившихся вариантов.

/ Адаптация – процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившимся условиям.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П.Павлова, характеризует адаптацию, как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. /

3 ЭТАП - «Современный малыш»

Человек вынужден в течение всей жизни приспосабливаться к её изменяющимся условиям. Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет к нам в детский сад нового, современного ребёнка.

Какой он, современный малыш 2-3 лет? Ваши варианты ответов: более шустрый, ухудшается группа здоровья ……

Современный ребенок, по мнению психологов,- это очень

Информированный, раскованный, в тоже время большое количество детей тревожных, неуверенных в себе, это гиперактивный, агрессивный ребенок, ребенок с ослабленным здоровьем, ребенок с младенчества осваивающий технические новинки.

Интересные данные, приводятся Институтом социологии РАН, которые говорят о приобщении детей к ТВ с младенчества. 60% родителей проводят досуг с ребенком перед ТВ, у каждого 10 ребенка все свободное время проходит у ТВ.

Вот такие неутешительные данные приводят наши социологи

Человек вынужден в течение всей жизни приспосабливаться к её изменяющимся условиям. Изменяется жизнь, изменяется и сам человек. И ведет к нам в детский сад нового, современного ребёнка

4ЭТАП – Деловая игра

С целью успешной адаптации детей важно грамотно спланировать систему работы со всеми участниками образовательного процесса, что мы с вами сейчас попробуем сделать в рамках деловой игры.

В процессе адаптации современного ребёнка к ДОУ важную роль играют все участники воспитательного процесса: дети, родители, воспитатели и психологи. Сейчас мы предлагаем превратиться в участников адаптационного процесса. А именно в «воспитателей», «детей» и «родителей». Все присутствующие принимают предложенные им роли и приступают к процессу работы в своей группе.

1) Анализ ситуаций.

Участникам предлагается ряд заготовленных ситуаций, связанных с адаптационным периодом современного ребёнка. Каждый стол должен, соответственно своей роли, выстроить верный алгоритм действий, опираясь не только на предложенные определения, но и добавляя собственные варианты действий в данной ситуации.

Обсуждение и рефлексия получившихся результатов.

2) Работа в группах по вопросу: «Проблемы и запросы родителей, воспитателей и с целью успешной адаптации детей».

–Первый вопрос, который хотелось бы обсудить -

ЧТО МЕШАЕТ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИЙ? КАКИЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ? Выступления представителей групп.

Обобщение:

Современные психологи считают, что основными факторами, влияющими на процесс адаптации являются:

Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях.

Фактор – возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающим на этой основе невротическими формами поведения. Мы знаем, что критическим возрастом для привыкания ребенка к детскому саду является первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки, а умения, самостоятельность и речь еще несовершенны. Поэтому жизнь малыша тесно связана с окружающими его взрослыми, разлуку с которыми он переносит крайне болезненно.

Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так, как он владеет необходимыми для этого средствами.

Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

3)Работа в группах по вопросу: «Мероприятия, формы работы и предложения для успешной адаптации с позиции родителей, воспитателей, детей». Выступления представителей групп.

Обобщение:

Психологи считают, что для облегчения адаптационного периода необходимо:

Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями;

Прежде всего, воспитателю нужно хорошо осознавать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в ясли. Воспитателю следует познакомиться с родителями, наладить контакт с малышом. Данную встречу можно организовать на территории детского учреждения. Главное – это заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой.

Перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать распорядок дня ребенка, познакомить с распорядком дня в яслях. Обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в ребенке стремление к самостоятельности, поддерживали желание самому есть, одеваться, приучали к элементарным навыкам самообслуживания. Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым, умеет ли общаться с другими детьми. Если есть трудности в этой сфере, посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников.

Участие матери в процессе адаптации. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;

Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

Игры с песком и водой(дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

Монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

Рисование фломастерами, маркерами, красками;

Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро»Грига, «Король гномов»Шуберта, «Мелодия»Глюка);

Основная задача игр в этот период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Определение психологической готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в беседе и процессе анкетирования можно узнать о характерных особенностях ребенка, интересах, склонностях, и сделать прогноз готовности его к поступлению в дошкольное учреждение.

Построение взаимодействия в триаде «ребенок – родитель - педагог».. Это ведет к качественному изменению процесса адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения и построению единого ценностного образовательного пространства в системе взаимодействия семьи и детского сада.

6 ЭТАП – Обобщение опыта работы.

Подведение итогов работы в группах.

Мы объединили результаты групповой работы в примерной программе « В детский сад с радостью» в электронном виде. На основе этих материалов вы можете разработать систему организации адаптационного периода для конкретного дошкольного учреждения с учетом специфики работы.

(Вручаем каждому из участников разработку получившейся системы адаптационных мероприятий…)

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации малыша к детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение.

Ход родительского собрания.

Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также обсудить важную проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Берём в руки игрушку и рассказываем о себе. Например, я Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель младшей разновозрастной группы. (Вы сообщаете, чья вы мама или чей папа, и какая ваша семья). Моя семья очень дружная, спортивная, весёлая, умная и так далее.

Игра в кругу «Знакомство».

Очень приятно с вами познакомиться! А сейчас присаживайтесь на свои места, перед вами лежат материалы для творчества. Ваша задача за 5 минут представить свою семью; нарисовать, либо сделать аппликацию, при помощи которой вы расскажете о вашей семье немного: буквально два - три предложения.

Творческая мастерская «Представление семьи».

Беседа об адаптации.

Как вы думаете, что такое адаптация? Что вы знаете о периоде адаптации?

Рассуждения родителей «Как облегчить адаптацию малыша».

Я хочу рассказать вам немного подробнее об этой проблеме.

Поступление малыша в детский сад- это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Показ презентации.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Существует три типа адаптации. Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада…)

Детям, физически здоровым, не имеющим хронических заболеваний.

Детям, имеющим навыки самостоятельности.

Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).

Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Призовите на помощь сказку или игру.

Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.

Конкурс для родителей на лучшую сказку для ребёнка.

(Родителям даётся 5 минут, чтобы написать короткую сказку. Затем каждый зачитывает свою сказку, по итогам конкурса все родители получают небольшие призы: пластилин, фломастеры, альбомы, а также памятки по проблеме адаптации).

Предлагаю вам поиграть в мою сказку. Распределение ролей: денёк, солнышко, два облачка, мама Медведица, Мишутка, солнечный лучик, воспитательница, два - три ребёнка. Театрализация сказки «Мишка в детском саду». (Читаю текст, родители по ролям изображают описанные действия).

Стоял тёплый летний денёк. Светило яркое солнышко, на небе играли в догонялки весёлые облака. Маленький озорной лучик заглянул в детскую Мишутки, погладил его по голове, по щёчке, а потом как защекочет! Проснулся Мишка, потянулся, тут и мама Медведица пришла: «Доброе утро, сыночек!»

Мама помогла Мишутке одеть приготовленную с вечера одежду, покормила лёгким завтраком и сказала, что сегодня Мишке предстоит пойти в детский сад.

Медвежонок знал, что это такое, мама давно рассказывала ему о садике, они даже вместе ходили посмотреть, где он находится, гуляли на площадке вместе с другими детишками, поэтому Миша особо не расстроился, даже наоборот, ему захотелось быстрее попасть в этот удивительный, яркий мир.

Но как только Мишутка вошёл в садик, он почувствовал, что мама волнуется, и его посетило какое - то странное тревожное чувство. Медведица поцеловала Мишку, сказала, что скоро вернётся, а потом как - то очень быстро исчезла.

Малыш растерялся, ему сразу захотелось заплакать, но тут к нему подошла очень милая и добрая тётенька. Она пригласила его посмотреть игрушки и даже разрешила поиграть с ними. Мишутка снова растерялся. Столько ярких и красивых игрушек было на полках! И новый конструктор, такого даже дома у Миши не было! И заводной паровозик, и много разных машинок, а ещё кубики, посудка.... Мишке хотелось потрогать все - все. Вокруг ходили незнакомые ребятки и немного отвлекали Мишутку, но всё та же тётенька погладила малыша по голове и дала ему много ярких карандашей и альбом. Как же весело было рисовать с ней солнышко и травку, и тучки на небе!

За окном заплакал дождик. Мише тоже вдруг стало тоскливо, и он тоже захотел заплакать, но тут тётенька взяла его на руки, посадила на колени и стала читать весёлую книжку. Какие же разноцветные картинки были в ней, а как интересно читала милая тётя, меняла голоса, пела песенки. С ней совсем было не страшно, даже хорошо. Она всё больше нравилась Мишутке, на её кофточке были красивые пуговки, а ещё тётенька всё время улыбалась. «Оказывается, это воспитательница, так другая тётя сказала, какое трудное слово...» - подумал Мишка. Ему было легче назвать её мамой, тем более она такая же хорошая, как и мама. При мысли о маме, на глаза Мишутки навернулись слёзки.

Воспитательница спросила: «Что же ты, Мишенька?» и повела его мыть ручки, а потом усадила за стол. Какая вкусная оказалась каша! Потом было совсем некогда скучать. Вместе со всеми ребятками мишка танцевал, строил длинный заборчик для лошадки, потом гулял, качался на качелях. И всё время рядом была его вторая мама, которая помогала залезть, слезть, встать. Мишутка почувствовал, что устал. Воспитательница повела всех в садик мыть ручки. Потом был очень вкусный обед. А как же захотелось спать! Тут же воспитательница уложила Мишку в мягкую кроватку и погладила по голове. Глазки сами стали закрываться, а когда Мишка проснулся, у дверей его уже ждала мама. И всё было хорошо, Мишутка подумал, что ещё обязательно придёт в свой новый дом, чтобы поиграть со своими новыми друзьями.

Вот и сказочке конец, а какие талантливые собрались здесь актёры!

Продолжим нашу беседу. Признаки готовности ребёнка к детскому саду.

Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Запомните, дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.

Вот несколько советов.

И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.

У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»)

Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.

Перестаньте волноваться, всё будет хорошо. Поддерживайте малыша,проявляйте свою любовь, говорите ласковые слова. После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.

Если у вас возникли какие-то вопросы, вы можете их нам задать.

В раздевалке на стендах вы можете видеть информацию для вас, там есть номера наших телефонов, следите за объявлениями на дверях, где сорока весточку принесла.

Сейчас давайте немного отдохнём и поиграем в разведчиков.

Игра "Разведчики".

Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе.

И я вас попрошу в парах выполнять следующие задания:

Встаньте - плечо к плечу, теперь колено к колену, плечо к плечу, локоть к локтю. А теперь все вместе: ладонь к ладони. Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.

Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.

Спасибо за внимание!


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Радуга»

Д. Николаевка МР Уфимский район

Республика Башкортостан

«В гости котик к нам пришёл» адаптационное занятие в группе раннего возраста

Подготовила и провела:

педагог-психолог Капельман ОЮ

Ноябрь 2015г.

Задачи:

Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада;

Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

Оборудование: мягкая игрушка –кот; игрушка- мышка; фольга; сундучок; муз запись-звуки; мягкие подушечки для релаксации; бабочка –дых. упражнения «Весёлый дождик»; манная крупа на разносе.

Ход занятия

Приветствие: «

Здравствуйте щёчки плюх-плюх-плюх;

Здравствуйте глазки миг-миг-миг;

Здравствуйте губки чмок-чмок-чмок;

Здравствуй мой носик бип-бип-бип;

Здравствуйте детишки раз, два, три;

Девчоночки и мальчишечки; (все обнимемся)

Педагог: предлагает погладить котёнка. «Какая у него мягкая шёрстка, есть хвостик, глазки, язычок, лапки, коготки. Его зовут Барсик.

А что котик любит кушать? (молоко)

Покажите, как он лакает!

(дети и педагог показывают)

«Вот как! Вот как!

Игра «Прятки»-котик просит спрятать глазки, носик, ротик, ушки ищет «Где же ваши…ушки…глазки…»Вот, вот, вот они!

Педагог: Давайте покажем «Игры с эмоциями»

Показ карточки- котик кричит (дети изображают)

Показ карточки- котик выпускает коготки (дети изображают).

Показ карточки- котик подмигивает (дети изображают).

Показ карточки –котик плачет (дети изображают).

Педагог предлагает детям встать на четвереньки и показать, как ходят котятки. (спинку прогибаем…

Дети выполняют движение.

Шуршание в коробочке.

Педагог-психолог: Показ «коробочка»(открывает)

Кто здесь живёт? (показывает маленькую мышку и бумагу фольга)

Педагог : Как пищит мышка?

Дети «Пи-пи-пи»

Педагог : «Мышка очень нравиться играть с бумагой.

Педагог:

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим. Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Педагог: Котик Барсикприглашает всех ребяток на прогулку.

Игра «Наденем мы на ножки красивые сапожки,(ходьба по кругу)

Пойдут наши ножки по узенькой дорожке,

По дорожке мы шагаем и селедочки оставляем!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной. Игра «Мы шагаем, мы шагаем и след очки оставляем».

Намочил котёнок лапки,

Он пошёл гулять босой.

Не нашёл себе он тапки

И скорей бежит домой.

Бабочка лети, лети, лети!

На головке (на плече и т. д.)

Отдохни!

Вот и пришло время прощаться. Котик Барсик говорит вам До свидания! Спасибо!

А бабочка полетит и проводит вас в группу.

Приветствие: « Здравствуйте ручки хлоп-хлоп- хлоп,

Здравствуйте ножки топ-топ-топ;

Упражнение на дыхание «Дует, дует ветер»

Педагог: Игра « Мы знакомимся ». Голос котёнка (муз запись).

Мяу, здравствуйте, ребята! Кто это к нам пришёл! (котёнок)

Котёнок здоровается с каждым ребёнком: протягивает лапку и называет по имени детей.

Педагог : «Мышке очень нравиться играть с бумагой.

Педагог: А сейчас мы сделаем комочки.

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим.

Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной крупе Игра «Мы шагаем, мы шагаем и следочки оставляем».

Педагог: Посмотрите ка ребята, пока мы рисовали, к нам прилетела бабочка. Какого она цвета?

Бабочка лети, лети, лети!

На голове (на плече и т. д.)

Отдохни!

Работа с детьми!

Работа с детьми и родителями !

Работа с родителями!

Работа с педагогами!

Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка.

Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.

Положительно влияет и сказкотерапия . Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях.

Изо терапия. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность.

Арттехнологиииспользуемые в детских садах, благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей. Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровье сбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы педагога- психолога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одной из главнейших задач – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Здоровье сберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья.

    Самомассаж

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Зрительная гимнастика

    Общая и пальчиковая моторика

    Псих гимнастика

    Релаксация