Консультации для родителей детском саду осенью. Консультация для родителей в детском саду на осеннюю тему. Для чего нужны папки- передвижки «Осень» педагогам


Консультация для родителей "Золотая Осень"

С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие из нас считают занятием несерьёзным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Всё это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребёнка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого всё равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазёнками все те волшебные превращения, которые подарила природе золотая осень.

Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с ребёнком не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда равны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берём с собой фотоаппарат и отправляемся встречать осень золотую.

Приметы осени .

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах осени. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трёхлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что осенью опадали листья, а почему? Потому, что осенью холодно. Потому что листочки желтеют и опадают. Ковром лежат на земле. На кустах и деревьях остались только семена и плоды рябины, липы. Остались только ель и сосна, цветы отцвели, трава пожелтела и увила. Гуляя на улице, рассмотрите с ребёнком листья кромочные.

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же осенью становиться хорошо.

Уместно будет поговорить с малышом о весенней одежде, о том, для чего люди её надевают.

Расскажите ребёнку, что осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, ещё светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице всё ещё было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если ребёнок не уходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху.

В гости к деревьям .

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью, зимой сможет лучше осознать смену времён года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая берёзка. Именно берёзу ребёнка лучше всего

Отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребёнком, что летом дерево было одето в зелёный наряд, осенью листья желтеют и облетают. Подумайте вместе с ребёнком, почему так происходит.

Расскажите ему, что из холодной земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного осеннего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.

Рассмотрите вместе с ребёнком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зелёный зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собирать разноцветные листья.

Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

Наверное, ваш ребёнок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче – помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать, то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для ребёнка.

Обратите внимание ребёнка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где–нибудь листочки. Берёзу сразу можно отличать по коре, иву – по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя – по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать осенью.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы ещё лучше запомнит, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет ребёнок…

Консультация для родителей на тему «Что такое осень»

Цель:

- Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;

Учить сравнивать существенные признаки явлений;

Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных;

Провести веселые прогулки малышей с родителями;

Составить чёткое представление о сезонных явлениях, с помощью совместных с родителями прогулок;

Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.

Что такое осень?

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года - сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.

Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.

Наблюдение во дворе

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

Прогулка в парк

Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!

Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок по чаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

Приметы осени

Белки делают большой запас на зиму - жди зимой сильных морозов.

Много рябины уродилось - значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

Высоко птицы перелетные летят - холода уже близко.

Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

Листва с берез опадает неравномерно - долго снега не будет.

Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает - к похолоданию.

Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.

Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной по проще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!

В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.

Беседа

Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?

Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.

Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий,резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.

Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

Заготовка природного материала

Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы:

«На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!


Прогулки с детьми осенью

Консультация для родителей «Осенние забавы»

Галютина Татьяна Геннадьевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада №295 г. Волгограда.
Назначение: консультация предназначена воспитателям для взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель: обогащение знаний родителей по организации и проведению прогулок с детьми 4-6 лет.

Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица - осень! Осень - чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для наблюдений за природой, для игр и общения с ребенком.
Выберите одно из деревьев, и в течение месяца наблюдайте за ним. И увидите чудеса преображения: как листочки из зеленых превращаются в золотые и красные, а потом дерево постепенно теряет свое яркое убранство, пока ветви совсем не оголятся. Можно совместно с ребенком вести дневник наблюдений, в котором будете зарисовывать все изменения, происходящие с деревом.
Гуляя, обратите внимание ребенка на то, что происходит с растениями: цветы отцветают, листья на деревьях изменили свой цвет: пожелтели и покраснели. При малейшем дуновении ветерка они, кружась, падают на землю. Объясните ребенку, что это явление называется листопад.


Соберите букет из осенних листьев, дома засушите их или прогладьте утюгом через лист бумаги. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из осенних листьев. Для работы, прежде всего, составьте эскиз композиции, подберите материал, подходящий по цвету, форме, величине (ребенок должен тоже принимать в этом участие!). Для основы лучше всего взять плотную цветную бумагу (картон). Расположите композицию на фоне, проверьте правильность расположения и только после этого можно наклеивать листочки. Недостающие элементы изображений можно дорисовать.
Для того чтобы листья не меняли свою окраску при наклеивании используйте клей ПВА. Не забывайте хвалить ребенка, ведь этим Вы только подбодрите его.
Еще из засушенных листьев можно сделать гербарий: каждый из листочков приклеить на картон (один засушенный листочек на лист картона), подписать название дерева, вложить в файлы, а затем поместить в папку. Папку с гербарием можно назвать «Деревья нашего парка» или «Деревья нашего района (города)». Рассматривая гербарий, ребенок быстрее запомнит названия деревьев.



Отдельно соберите желуди, шишки, каштаны, крылатки ясеня, клена (плоды и семена тех деревьев, которые собраны в гербарии). Предложите ребенку поиграть в игру «С какой ветки детки» - подобрать плод или семя к предложенному листочку и назвать его.
Предложите разложить семена (плоды) от самого маленького до самого большого.
Помните! Собирая природный материал нельзя обламывать ветки, вырывать цветы с корнем. Напоминайте детям, что природа живая, нельзя делать ей больно.
Попробуйте вместе с ребенком печатать листочками. Для этого вам понадобятся: листья с различных деревьев, гуашь, кисточка, лист бумаги, стаканчик с водой. Покрываем листочек гуашью, прикладываем окрашенной стороной для получения отпечатка на лист бумаги. Делаем несколько отпечатков в зависимости от задуманного сюжета, затем, чтобы получить законченный вид, дорисовываем гуашью необходимые детали.


Выразительно прочтите ребенку стихотворение об осени, предложите выучить его:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Это, конечно же, не все, чем можно заняться осенними днями. Главное – это то, что вы вместе со своим ребенком проводите время, учите его чему-то новому и учитесь вместе с ним!

Осенние консультации воспитателей и педагогов в публикациях на МААМ

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 197 .
Все разделы | Осень. Консультации и рекомендации для родителей в осенний период

Консультация для родителей «Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?» Осень переходный сезон , в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Но...

Консультация «Почему осенние утренники в младшей группе проводятся без родителей?» Музыкальный руководитель В преддверии утренника многих родителей ожидает огорчение - они не смогут присутствовать на утреннике в ясельной или младшей группе в Детском саду. Давайте разберемся, почему так происходит? Что такое утренник, для чего он нужен? Это, прежде всего...

Осень. Консультации и рекомендации для родителей в осенний период - Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития речи «Вот она, какая осень золотая!»

Публикация «Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для...» Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности на тему: «Вот она, какая осень золотая!» (5 -7 лет) Составила учитель-логопед Алимина Ирина Владимировна Расширение словарного запаса...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Осенние прогулки с малышами» Осень - самая замечательная пора для прогулок с детьми в осенний лес. Первое, с чем встречается ребёнок на прогулке, это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить, научить бережно к ней относиться. Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети в...

Памятка о правилах безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимней период Памятка о правилах безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимний период Подготовила: Лукьянова С.Н. С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и...

Консультация для родителей второй младшей группы «Как сохранить здоровье ребенка осенью» Консультация для родителей «Как сохранить здоровье ребенка осенью» (Подготовила воспитатель 2 младшей группы Ковынева Е. А) ГБДОУ №27 Санкт-Петербург, г. Колпино УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Закончился первый месяц осени и уже близки дожди, а там и первые морозы, и сезонные простуды....

Осень. Консультации и рекомендации для родителей в осенний период - Рекомендации для родителей второй младшей группы «Как одеть ребенка на прогулку осенью?»

Рекомендации для родителей «Как одеть ребенка на прогулку осенью?» (Подготовила воспитатель 2 младшей группы Ковынева Е. А) ГБДОУ №27 Санкт-Петербург, г. Колпино УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Прогулки для здоровья ребенка очень важ ны! Осень конечно коварная пора в плане перемены...

Консультация для родителей «Как сохранить здоровье ребёнка осенью» С приходом осени начинаются дожди, первые морозы и сезонные простуды. Немного людей любят такую погоду. Мы постепенно перестраиваемся на холодную пору года, достаем со шкафов теплые куртки, шапки и шарфы. Летом мы все привыкли к хорошей погоде и витаминам на столе. Сейчас же дни...

Консультация для родителей «Одежда детей осенью» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Консультация для родителей

Закончилось лето. На смену ему пришла красавица-осень со своими разноцветными листьями, уже не жарким, но все еще теплым солнышком, урожаями грибов, фруктов и овощей, играми и праздниками. Такой бывает осень в самом начале. Но все знают ее непостоянный характер. Осенью сто погод на дворе. С утра может выглянуть солнышко, в обед пойти моросящий дождь, а к вечеру налететь сильный ветер. Но какой бы ни была осень, мы ее любим. Да и как не любить, если она многому учит нас и наших детей, дает столько тем для наблюдений и бесед.

Правда, не все детишки любят наблюдать за природой, ее изменениями. Для того чтобы им стало интересно, есть небольшая хитрость. Задайте ребенку вопросы, и он поневоле станет обращать и на явления природы, и на ее изменения, происходящие вокруг. Вопросы могут быть всевозможными:

♦ Почему стало меньше птиц? Куда они делись?

♦ Зачем птицы улетают в теплые края?

♦ Для чего белочка делает запасы?

♦ Как природа реагирует на «настроение» природы?

♦ Когда больше солнечных дней — летом или осенью?

♦ Почему осенние дожди холодные, а летние теплые?

♦ Почему осенью деревья сбрасывают листву? Подчас дети находят удивительные ответы, приходят к своим выводам. Пытливый ум малыша найдет нужный ответ. А это, мои дорогие родители, очень полезно. Если все же ребенок затрудняется с ответом или вы хотите внести небольшие поправки, дополнения в его ответ, делайте это тактично, уважайте его мнение.

Наблюдения за лесом осенью

Прогулки в лесу (или парке) прекрасны в любое время года. И в каждом времени года есть своя прелесть. Весной — это радость от появления первой листвы и щебета птиц. Летом — прохлада, пение соловья и многообразие видов растений. Зимой прогулка в лес похожа на сказку и, попадая в лес, вы оказываетесь в гостях у Деда Мороза и Снегурочки. К тому же, это лыжные прогулки и катание на санках. Но самым красивым и красочным становится лес осенью. Многообразие цветов и ароматов делают прогулку в лесу (или парке) не только познавательной, но и полезной для здоровья.

Если вы отправились со своим малышом в лес, то основным занятием прогулки станет наблюдение. Но это не означает, что подвижные и словесные игры, сбор природного материала и другие интереснейшие занятия исключаются.

Расскажите своему малышу все, что знаете о лесе. А я, как всегда, немного вам помогу. Скажите ребенку, что вы отправляетесь не просто в лес, а в совершенно другой мир, отличный от того, в котором живем мы. Лес напоминает многоэтажный дом, где все жильцы дружат друг с другом, и каждый из них приносит огромную пользу для других. Расскажите о каждом этаже или (для старшего возраста) каждом ярусе леса.

♦ Первый (верхний) ярус похож на крышу. Он состоит из высоких, здоровых деревьев, образующих полог. Он прикрывает и защищает все живое, что находится под ним.

♦ Второй ярус находится верхним ярусом. Там растут молодые деревья. До того момента, пока не наступит их час, они прячутся под кронами своих старших братьев. Этот второй ярус, почти как у людей, называется подрост.

♦ Третий ярус — подлесок. Он состоит из кустарников. И хоть эти малыши гораздо ниже ростом, чем деревья, польза от них огромная. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Подлесок сохраняет влажность, без которой погибли бы все растения. А еще в подлеске живут птицы. Они уничтожают насекомых-вредителей. В этом уютном ярусе нашли свой приют мелкие и крупные животные.

♦ Четвертый ярус. Еще ниже растут полукустарники и разные травы.

♦ Пятый ярус. На самом нижнем этаже поселились мхи, лишайники, папоротники и грибы.

Вот сколько, оказывается, этажей в лесу! Независимо от того, на каком ярусе живет то или иное растение, оно непременно приносит пользу общему дому — лесу. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? А теперь благодаря вам даже ваш малыш об этом знает.

Этот рассказ можно дополнить наблюдением за каким-нибудь объектом. Например, за муравейником. Только не переусердствуйте с объектами для наблюдения. Лучше оставьте что-нибудь для следующего похода в лес. А тем для беседы может быть великое множество. И помните, чем больше узнает ваш малыш о лесе и его жителях, тем внимательнее и заботливее он вырастет.

Уходя из леса, наберите разноцветных листьев и природного материала, которыми так щедро делится с нами красавица осень, а заодно спросите малыша, почему деревья сбрасывают листья осенью? Пусть он выскажет вам свои самые фантастические предположения. А вы после его ответа расскажите то, что известно вам: деревья сбрасывают листья, потому что готовятся заснуть на зиму. Зимой холодно, деревьям тяжело добывать из мерзлой земли питающие их соки. Листики дереву зимой не нужны: они все равно промерзнут. Вот дерево и освобождается от них, чтобы зря не тратить жизненные силы. С падением листьев дерево перестает дышать так активно, как летом, и засыпает, как спящая красавица. Но огорчаться не стоит, ведь весной придет прекрасный принц — весеннее солнышко, поцелует спящее дерево, согреет его, и оно вновь пробудится к жизни.

Гуляя с ребенком по лесу, обязательно расскажите о правилах поведения в лесу. Скажите, что в лесу можно и поиграть, и пошуметь, и поаукать, и даже покричать, но главное правило — никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Берёзка осенью

❀ Если лес или парк находится слишком далеко от дома, не огорчайтесь — понаблюдать за осенней природой можно и во дворе. Выйдя на улицу в начале осени, понаблюдайте за тем, как она раскрасила листья на кустарниках и деревьях. Спросите, какими красками любит пользоваться царица Осень. Скажите, что это красивое время года в народе называют «Золотой осенью». Спросите малыша, как он думает, почему ей дали такое красивое имя.

❀ В каждом дворе наверняка есть березка. За ней можно наблюдать в любое время года. А вы знали, что по березе можно узнать, какая будет осень — тепля я и солнечная или дождливая и холодная? Все прост. Рассмотрите, как начала раскрашивать осень листочки на этом дереве. Если желтая листва березы равномерно перемешана с зеленой по всей кроне, то осень будет сухой и теплой. Если же береза начинает желтеть снизу, то, скорее всего, придется пораньше достать теплые вещи — погода будет холодной и мокрой.

❀ Предложите малышу сделать запись и зарисовку в свой блокнот. Если он может только рисовать, не беда, запишите сами. Или пусть нарисует два варианта пожелтевшей березы и под каждым из них оставит свой детский комментарий. Рядом с равномерно пожелтевшей березкой пусть нарисует веселую рожицу, а рядом с березой, которая начала желтеть снизу, — грустную.

Сказка о том, как Осень березку одарила

Прошло Лето, и Осень засобиралась в дорогу. Собиралась она и думала, как встретит ее природа? Ведь Лето так щедро одарило природу зеленью и цветами, солнышком и теплыми днями. «А мне нужно подготовить землю к суровой зиме и хочется сделать это мягко и красиво», — размышляла Осень. Решила она подарить миру вместо летнего зеленого цвета множество ярких и красивых цветов, чтобы запомнили ее не холодной и дождливой, а яркой и красивой. А еще тому, кто встретится ей на дороге первым, решила она подарить что-то особенное. Взяла она яркие краски и отправилась в путь.

Вышла Осень на пригорок и тут же повстречалась со скромницей березкой. Стояла она и протягивала свои тонкие веточки навстречу Осени, словно приглашала в гости. Понравилась Осени березка своей скромностью и приветливостью. Вот и решила она выполнить свое обещание, да к тому же сделать ее своей помощницей.

— За то, что приветливо встретила меня, подарю я тебе не один красивый наряд, а сразу два. Будешь выбирать, в какой нарядиться. Один сарафан снизу желтый, а сверху зеленый. Если его наденешь, приду я с дождями да холодом. Если же нарядишься в другой наряд, на котором желтые да зеленые листочки вперемешку, одарю землю солнышком да теплом. Как выберешь, так и будет. Люди, что смотреть на твои осенние наряды будут, не раз спасибо скажут за подсказку.

Поблагодарила ее березка, в пояс поклонилась. Улыбнулась в ответ Осень и дальше пошла, красоту миру дарить. С тех пор люди, что внимательно следили за тем, как природа меняется, стали к березке ходить погоду узнавать.

О других растениях осенью

❀ С наступлением осени наступают изменения не только в жизни деревьев и кустарников. Безусловно, многообразие красок листвы придает ей особое очарование. Ель, лиственница и сосна, которые не могут посоревноваться в красоте с лиственными деревьями, красуются своими шишками, а можжевельник, жимолость, шиповник, боярышник — вкусными и полезными плодами.

❀ Но осенью также зацветают удивительной красоты цветы. Это яркие георгины, астры, шафраны и многие другие. Осень щедро одаривает нас этим многообразием красок, словно извиняясь за то, что вскоре сама же и «смоет» всю эту красоту дождями. Попробуйте создать вместе с детьми цветочные аранжировки и композиции, пробудив их фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок можно создать красивые аппликации.

❀ Не отстают от других растений и овощи. Так, картофель, морковь, капуста, редька и лук приходят к нам на стол именно осенью. А как вкусны осенние яблоки, груши и виноград! Вот сколько полезного припасла для нас щедрая осень.

❀ С приходом поздней осени обратите внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Красоту можно увидеть даже в голых ветвях, которые контрастно выделяются на фоне неба, особенно при хорошем солнечном освещении.

Детки с ветки

❀ Наблюдая за растениями, можно обратить внимание ребенка на их «деток». У кого-то они висят на ветках (крылатки на клене, желуди на дубе), у кого-то спрятаны в земле (клубни у картофеля), а у многих цветов спрятаны в соцветиях. Детки, так же как и ваш малыш, растут. И, когда наступает время, они разлетаются по свету, падают на землю и через некоторое время из семян вырастают прекрасные растения — цветы, деревья, овощи, фрукты.

❀ Предлагаю провести эксперимент с вашим маленьким любознайкой. Выкопайте любой овощ (картофель, свеклу, морковь) и обратите внимание ребенка на то, что в овощах, которые растут в земле, семян нет. А у растений, растущих на земле, есть семена. И они рассеивают их по земле. Одни растения делают это с помощью ветра: подул ветерок и разнес семена по округе. А другие — при помощи животных и птиц. Животные переносят колючки на своей шерстке. Отцепляется такая колючка не сразу, а попав на землю, прорастает в этом или следующем году. А птицы клюют ягодки, а потом семечки выходят вместе с пометом и прорастают далеко от того места, где росли ягоды.

Птицы осенью

Наблюдать за птицами осенью очень интересно. Это время их отлета в теплые края. В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу собирает». Первыми покидают родные места стрижи. А последними — утки. Начиная с сентября, в стаи собираются журавли, чтобы лететь в дальнее путешествие. Красивым гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе, прощаются журавли до самой весны. По тому, как они летят, можно предсказать, какой будет осень. Если их полет неспешный, размеренный, то осень будет теплой. Быстрый же отлет птиц — к холодной и ранней осени. Некоторые птицы улетают в теплые края поодиночке. Это кукушки, зимородки, коршуны, ястребы и соколы. Но большинство все же отправляется в дальний путь стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Гуси покидают родные края в конце сентября - начале октября. В народе говорят: «Гуси зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу».

Если вам захочется больше узнать о птицах, о приметах и сроках их отлета в теплые края, загляните в раздел «Календарь народных примет».

Животные и насекомые осенью

❀ Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают. Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе не его не закрывают. И пчеловоды заботятся о своих маленьких труженицах: в начале октября они ставят ульи в омшанник.

❀ Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

❀ Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка — в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

❀ Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

❀ Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу — серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

❀ Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

Осенняя мастерская

❀ Осень — пора созревания плодов и благодатное время для сбора природного материала для разных поделок. Заведите дома несколько небольших коробочек или корзинок. Соберите вместе с ребенком семена разных растений. Это, в первую очередь, крылатки с клена, желуди с дуба, шишки, косточки из фруктов и т. п. Также вам могут пригодиться высушенные цветы, травы и веточки. Не забудьте о кусочках коры, на которых можно закрепить поделку.

❀ Вот лишь некоторые из идей для поделок из природного материала:

♦ Из желудя и крылаток можно сделать стрекозу, скрепив детали пластилином. Человечек получится из двух желудей, один из которых останется в шапочке, и нескольких спичек, из которых вы сделаете ноги и руки. Из этого же набора, добавив длинную спичку для шеи, можно сделать лошадку или жирафа.

♦ Из шишки может получиться елка и старичок-лесовичок. Если же вы набрали много шишек, то сделайте из них красивую вазочку. Для этого вам понадобятся банка, пластилин и тонкая веревка или шпагат. Обмажьте банку толстым слоем пластилина. Затем, начиная снизу, вдавите ряд за рядом шишки. Каждый ряд закрепите шпагатом или узкой ленточкой. Используя этот же принцип, можно сделать вазочку из желудей или любых семян. Они проще вдавливаются в пластилин. А если готовую поделку покрыть лаком, то она долго вам прослужит.

♦ Гуляя по лесу, смотрите не только вверх, но еще и под ноги. Во-первых, чтобы не споткнуться, а во-вторых, чтобы не пропустить интересные коряги, из которых могут получиться прекрасные композиции. Повертите в руках и внимательно рассмотрите с разных сторон поднятую корягу. Можно увидеть в ней сказочный персонаж или знакомое животное, спрятавшееся от остальных в витиеватых изгибах. Практически из любой коряги можно сделать маленькое деревце. Закрепите ее в плошке при помощи пластилина или (что надежней) гипса. Листву можно сделать из искусственной зелени или вырезать листики из бумаги. А может быть, вы захотите сделать настоящее китайское денежное деревце с листочками-монетками? Для этого вам понадобится мелочь — любые монетки. Проделайте в них дырочки при помощи дрели. А ваш малыш сможет привязать готовые листочки к веточкам денежного деревца. Готовую поделку поставьте в зону денег вашей квартиры, и пусть оно помогает вашей семье стать еще состоятельней, еще счастливее!

♦ Осенью поспевают тыквы. Попробуйте сделать из тыквы светильник. Срежьте дно, удалите серединку и вырежьте глаза и рот. Теперь, установив внутрь зажженную свечу, вы получите интересный светильник. И малыш получит большое удовольствие от поделки.

♦ Часто, возвращаясь с прогулки, вы приносите домой осенние листья. Предлагаю отобразить красоту осени своими красками. Раскрасьте лист понравившимися красками и, пока краска не высохла, приложите его накрашенной стороной к бумаге. Хорошенько прижмите. Обведите контур. Когда вы поднимите листок, останется неповторимый отпечаток. Рисунок готов. Еще интересней получится, если смешать несколько красок.

♦ Дети очень наблюдательны. Они видят то, чего мы с вами можем и не заметить. Они не пройдут мимо красивого камушка или неповторимого, с их точки зрения, цветного стеклышка или забавной коряги. То, что привлекает внимание вашего ребенка, может показаться мусором вам, но все же, если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой. Возьмите с собой на прогулку сумку или небольшую коробку, в нее вы сложите найденные сокровища. Вернувшись домой, разложите ваши находки на полу или на столе и внимательно изучите их. Можно даже рассмотреть их при помощи увеличительного стекла. То, что по-прежнему будет нравиться вам и вашему ребенку, оставьте в коллекции. Да-да, именно коллекции! Ведь у ребенка может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что ему нравится. Найдите коробку из-под обуви, чтобы малыш мог хранить в ней свою коллекцию.

♦ Доставит ребенку радость и сад, выращенный в старой мочалке. Намочите губку, покатайте ее по семенам травы и выложите на блюдо. Уже через 4-5 дней можно устроить первый «покос».

Осенних поделок можно придумать и сделать великое множество. Я предложила лишь некоторые из них. Пофантазируйте или вспомните, что вы сами делали в детстве, и устройте осеннюю мастерскую у себя дома.