План занятия на тему «Осень» для детей раннего возраста. Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста. план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему Ход интегрированного занятия


Наталия Аникина
Конспект НОД по речевому развитию «Осень» во второй группе раннего возраста

Конспект НОД по речевому развитию «Осень » во второй группе раннего возраста

Задачи :

Формировать умение слушать текст в стихотворной форме; проговаривать отдельные слова;

Формировать элементарное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, на деревьях желтеют и опадают листья, идет дождь) ;

-развивать речевое дыхание , способствовать активизации речи;

Совершенствовать понимание речи взрослого

Методы и приемы :

сюрпризный момент, художественное слово, вопросы, активизирующие речь детей, рассматривание картин, поощрения, самостоятельное рассказывание ребенком, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа :

Рассматривание на улице осенних листьев , игры с осенними листьями , наблюдение за дождем, игры с зонтом. Рассматривание осенней одежды , прослушивание стихотворений про осень .

Дифференцированный подход :

- развивать фразовую речь , при помощи активизирующих вопросов : Маша, Антон, Лиза П.

Индивидуальная работа :

Побуждать к повторению отдельных слов : Ксюша Р., Настя Е., Лиза А.

Обратить внимание на правильное выполнение дыхательной гимнастики : Глеб, Артем, Вика.

Оборудование : картины; осенние листья ; мольберт; аудиозапись с музыкой для танца с листьями, со звуками ветра и дождя.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент :

Ребята, как сегодня красиво на улице! Вы заметили?

Я вспомнила одно красивое стихотворение, хотите его послушать?

Основная часть :

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года – «Осенью » зовется!

(М. Ходякова)

В : Сейчас на улице наступила «Осень » . Все запомнили?

А вы дружные ребята? Тогда давайте вместе, дружно, громко скажем, какое время года?

Какие молодцы, как дружно сказали!

Побужд. Вопросы :

Маша, хочешь повторить со мной «Наступила Осень » (Антон, и др.)

Молодцы, ребята!

А поиграть со мной хотите, а заодно и про Осень рассказать ?

Пальчиковая гимнастика «Осень »

Осень , осень к нам пришла ,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла!

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят!

(Ю. Михайленко)

Сюрпризный момент, рассматривание картины

Ребята, Осень нас с вами услышала , ей так понравилось как вы про нее рассказываете, что она нам приготовила подарок :

(Появление красочной картины с изображением Осени )

Да это картина! Вам она нравится?

А что на ней изображено?

Вопросы, активизирующие речь детей (каким цветом листья на деревьях, что с ними происходит и т. д.)

Дифференц. Подход : Антоша, расскажи пожалуйста, что ты еще видишь другим ребятам…

Ребята, посмотрите, вот еще одна картина! (изображение осеннего ненастья : дождь, гроза) А на ней что? Хотите рассказать?

Вопросы, активизирующие речь по картинам :

В : Смотрите, что осенью бывает ? Осенью на деревьях листочки желтеют; когда на них дует ветер, то они кружатся, летят и падают на землю – это называется листопад.

Вопросы-ответы

Листья, что делают? – Кружатся, летят и падают на землю.

Когда листики падают на землю, как это называется?

Ответы детей : листопад

На улице солнце спряталось за тучами, дует ветер, стало холодно, люди надели теплые вещи : куртки, штаны, сапоги, шапки, шарфы, варежки. На улице часто идет дождь.

Вопросы-ответы

Что дует на улице? – Ветер

Когда ветер дует, становится? – Холодно

Что дети надели? – Шапку, куртку, сапожки

Какие молодцы!

В : Предлагаю вам ребята прогуляться, но для этого мы будем одеваться.

Подвижная игра :

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова :

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке :

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова :

Ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки –

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова :

Ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

(И. Гурина)

В :Вот и оделись, теперь и погулять можно! Готовы?

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ.

Ножки, ножки,

Шлеп-шлеп-шлеп.

Мы шли, шли, шли,

Что то это мы нашли? Воспитатель указывает на листочки, которые висят на ниточках.

В : Что это ребята?

В : Правильно листочки!

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки .

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Дыхательная гимнастика

В : А мы тоже сейчас тихонько подуем на листочки : фу-фу-фу. Листики, что делают : качаются. А давайте сильно подуем : фу-фу-фу.

Ой, листочки полетели и упали, а давайте их соберем.

Листочки осенние , красивые, а какого они цвета?

В : А, мы можем с ними потанцевать!

Танец с листочками

В : Ребята, понравилась вам наша прогулка по осеннему саду ?

Рефлексия :

В : Ну что, ребята, запомнили какое время года сейчас на улице?

В : Молодцы!

Осень добрая пришла ,

Всем подарки принесла :

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Осень принесла .

Воспитатель угощает детей

Слушают стихотворение

Осень

Повторяет за воспитателем

Выполняют движения в соответствии с текстом, повторяют слова

Рассматривают подарок

Осень

Отвечают на вопросы

Ответы детей

Дети имитируют движения

(«Прогулка» , дети шагают друг за другом)

Листочки!

(Собрали листочки, рассмотрели)

Желтые, красные

Танцуют с листочками

«Осень

Литература :

«Речевое развитие детей раннего возраста » О. Э. Литвинова.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Осень в Простоквашино» Образовательные области по ФГОС: Коммуникативно - личностное развитие Познавательно - речевое развитие Программное содержание: Уточнить.

Конспект итоговой НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «В гости к сказке» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в группе раннего возраста «Знакомство с одуванчиком» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в группе раннего возраста: ”Знакомство с одуванчиком”.

Конспект НОД по познавательному развитию «Угощаем кукол чаем» во второй группе раннего возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на восприятие цвета.

Цель: формирование у детей диалогической речи по средствам фольклорных форм. Задачи: - совершенствовать умение правильного произношения.


Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста:
«Веселая прогулка по осеннему лесу»
Маскаева Е.В.
Образовательные области: Развитие всех компонентов устной речи детей; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные
1. Учить детей формировать представление о внешнем виде зайца, его особенностях
.2. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Активировать речь детей с помощью вопросов. Развивать дыхание.
3. Познакомить с двумя цветами (красный, жёлтый, с величиной (большой, маленький)4..Развивать мелкую моторику. Вызывать у детей симпатию к зайчику. 5.Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз. 6.Способствовать развитию голосового аппарата, слухового внимания. 7.Формировать звуковую культуру речи по средствам фольклора.
Развивающие:
развивать слуховой анализатор, внимание, память; развивать познавательные способности. развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к животному миру.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа:
1. Индивидуальная работа.
2. Работа по подгруппам.
3. Дидактические игры и упражнения на воспитание звуковой культуры речи.
4.Чтение произведений художественной литературы: стихи, сказки, потешки, загадки, рассказы, прибаутки.
5. Рассматривание сюжетных, предметных картин, иллюстраций, игрушек.
6. Знакомство с домашними и дикими животными.
7. Организационные наблюдения за окружающим.
Словарная работа: (развитие, обогащение, активизация)
Обогащение словаря: мягкий, тёплый, пушистый.
Активизация словаря: большой, маленький, длинный, короткий, зайчик,красный, желтый. Оборудование: рули основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), игрушка Зайка.листья осенние, елочка, разноцветный зонт.
Ход занятия:
1 часть: вводная
Организационный момент. Дети стоят в кругу (можно врассыпную).
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками
Качаем головой
Мы ручки поднимаем
Мы ручки опускаем и заниматься мы идеВоспитатель: Ребятки посмотрите в окошко, что происходит у нас на улице, что вы видели когда шли в детский сад. Правильно, листочки на деревьях стали красными и желтыми и они падают на дорожки,на наш участок где мы их подгребаем, так же часто на улице идет дождик, стало холодно. Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели. если небо хмурится, если дождик льётся, это время года осенью зовётся. Давайте ребятки прокатимся на машинах в осенний лес,и посмотрим что там происходит. Детям раздаем рули.
На машине покачу,
Всех сегодня прокачу:
Би – би - би, би – би – би…
2 часть:основнаяВоспитатель: Приехали в лес. Автомобили оставили у дороги. Дети подойдите ко мне, пойдем за мной.
Ножки деток шли, шли, шли и к деревцу пришли. На улице осень, на деревьях листочки разноцветные. Вот такие разноцветные, красивые листочки и на нашем дереве. Вот листочек красный, а вот листочек желтый.
Ветер подул, веточки зашевелились, наклонились, листочки оборвались и упали на землю. Давайте ребята покажем, как веточки зашевелились,.Игра "Осенние листочки»(на развитие дыхания)
Воспитатель:
- Дети, покажите, как дул ветер на листочки?
(дети дуют на листочки на ладошках).
Воспитатель:
- Ветер дует, задувает и листочки все срывает. Вот как красиво полетели наши листики.
Маша подуй и ты на красный листочек. Вот листочки упали на землю пойдем ножками по листочкам, слышите как они шуршат? Давайте тоже скажем ш-ш-ш (все вместе и по очереди). Вот как они шуршат.
Дети, а сейчас давайте поднимем желтые листики, а теперь красные. Давай те я вам помогу, поставим наши листики в вазочку пускай они у нас постоят в группе. .Молодцы ребята! А теперь пойдемте дальше. Смотрите, под елочкой чьи то
ушки длинные дрожат? Детки, кто там спрятался с длинными ушами?
(зайка)
Молодцы, узнали!
Вот какой забавный зайка,
Выбегай к нам поиграть.
(воспитатель берет зайца)
Воспитатель:
-Дети, посмотрите какой у нас зайка. У него есть голова, а на макушке - длинные ушки, пушистая спинка, мягкий животик, а сзади у зайки - коротенький хвостик.
(воспитатель шевелит ушами зайчика, говорит: - брр, брр замерз у нас зайка).
Зайка, не дрожи, тебя детки не будут обижать, будут с тобой играть. Погладьте зайку, ребятишки, чтобы он вас не боялся. Покажите где у зайки длинные, большие ушки, а где коротенький, маленький хвостик? Покажите пушистую спинку, мягкий животик.Саша, скажи какой животик? Артем, какие ушки? Ярослав,какой хвостик?....
(дети показывают по два человека). Перестал наш зайка дрожать, видно, хочет поиграть.
Игра (физкультминутка): Зайка серый умывается, видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик и поскакал в гости.
.Воспитатель:
Вот какие вы молодцы, ребята. Зайка вас совсем не боится. У него сегодня день рождения. А давайте мы ему подарим танец осенних листиков.
(Дети танцуют с листочками под музыку)
Воспитатель:
- ребята, смотрите, танец ваш очень понравился зайке, он говорит нам спасибо.
3 часть: заключительная
Воспитатель: Ой, дети, дождь начинается. Зайка у нас спрятался под елочку чтобы не намокнуть. А мы, чтобы не промокнуть спрячемся под зонтом (раскрывает зонт).
Дождь идет, и мы идем
Под малиновым зонтом.
По зонту стучат дождинки,
Но сухие наши спинки.
Под зонтиком мы дошли до наших машин. Поедем домой. До свиданья осенний лес! Ребята, а лес нас угостил своими дарами – это орешки. Вернемся в группу и угостимся.
Дети двигаются друг за другом топающим шагом, под песню «Машина».

Программное содержание.

Связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух .

Словарь и грамматика: упражнять в образовании слов по аналогии.

Звуковая культура речи : упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков [м]-[м’], (изолированного, в словосочетаниях, в словах) .

Ход занятия:

1. Организационный момент - приветствие «Утренний круг».

Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Но ни кто один не будет (исходное положение) .

2. Рассказ воспитателя об осени .

- Сейчас на дворе осень , особенно ранняя осень , когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, - красивое время года.

3. Рассматривание картины об осени .

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно , дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи) . Послушайте.

4. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Осень».

Воспитатель читает стихотворения, затем повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени .

К. Бальмонт «Осень »

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Что поспевает осенью? (брусника)

Почему в сердце стало грустно? (потому что наступила осень, стало холодать)

Как вы думаете, куда улетают птицы? (в теплые края)

Какого цвета деревья становятся? (разноцветного)

Почему солнышко улыбается редко? (ему тоже холодно)

5. Физкультминутка

Вы хотите заглянуть в гости к зверятам, которые живут в лесу? Как им живется этой осенью?

Дети с воспитателем встают в круг и повторяют движения.

Осенним днем лесной тропой (Спокойно идут за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал. (Идут топающим шагом.)

(лосенок,

За мамой лисицей крался. (Идут на носочках.)

(лисенок,

За мамой ежихой катился. (Идут в приседе.)

За мамой медведицей шел. (Идут на внешней стороне стопы.)

(медвежонок,

За мамою белкой скакали. (Поскакивают.)

(бельчата,

За мамой зайчихой - косые. (Прыгают на обеих ногах.)

(зайчата,

Волчица вела за собою. (Идут широким шагом,

Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с

опорой на руки, делают движения языком («лакать»).

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

Мама – мамочка, заяц – зайчик, кот – котик и т. д.

7. Произношение слов со звуками [м]-[м’].

«Жила-была Мурка. Как звали кошку?

Она очень любила молоко. Что любила Мурка?

Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала?

А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?

Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».

Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка» . Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки) .

Кошка, как тебя зовут?

Стережешь ты мышку тут?

Мяу, хочешь молочка?

А в приятели - щенка?

8. Рефлексия

О чем вы сегодня узнали на нашем занятии?

Что больше всего понравилось?

О чем вы можете рассказать свои папам и мамам из нашего занятия?

Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии по развитию речи?

Список используемой литературы:

  1. Большая книга занятий по развитию речи. Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Издательство: Росмэн. Год выпуска: 2006.
  2. Расскажите детям. Емельянова Э. Л. Издательство: Мозаика-Синтез. Год выпуска: 2012.

Электронные ресурсы:

  1. http://azps.ru/baby/index.html
  2. http://pochemu4ka.ru/

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

«Дары осени»

Воспитатель группы раннего возраста №1

Гольева Н.В

Санкт-Петербург

2016

Программное содержание

  • Цели:
  • Расширить представления об овощах и фруктах;
  • Закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи. Фрукты";
  • Продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями;
  • Продолжать развивать у детей любознательность ;
  • Воспитывать коммуникативные навыки.
  • Материалы и оборудование : презентация по теме; мультимедийная установка; натуральные овощи и фрукты, их муляжи;
  • Предварительная работа : рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; рисование; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем» , «Что лишнее?» , «Чудесный мешочек» , «Во саду ли, во огороде» ; сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин» , «Готовим обед» ; подвижные игры «В огороде пугало , пугало стоит» , «Баба сеяла горох» , «Огород» , «Яблонька» .

Организационный момент.

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель выходит к детям с игрушкой зайца и говорит:

Фрукты – яблоки и груши
Очень любят детки кушать.
Пусть запомнят все скорее:
На деревьях фрукты зреют!

Знают точно все ребятки:
Лук, морковь растут на грядке.
Овощи для всех важны –
И полезны, и вкусны!

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях Зайчик, который будет вместе с Вами рассматривать овощи и фрукты! Достает корзину с овощами и фруктами) Посмотрите, что у меня в корзинке лежит, достает по очереди овощи фрукты показывает детям и спрашивает: «Что это?» Показывает детям огурец и читает стихотворение. Слушайте и смотрите внимательно. Дети отвечают: огурец!

Ай, огурчик молодой!

Ай, помыли мы водой!

Ай, ты в ротик к нам лети!

Ай, на зубках похрусти!

Воспитатель достает из корзины и показывает яблоко:

Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.

Воспитатель достает и показывает морковку:

У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? Рассказывает про пользу овощей и фруктов.

Воспитатель показывает детям муляжи фруктов и овощей поочередно и предлагает поместить в одну из корзин: красную – для фруктов, синюю – для овощей. Параллельно с этим на слайдах появляются поочередно картинки овощей и фруктов и помещаются в нужную корзину.

Воспитатель: Молодцы. Играть вы тоже хорошо умеете.

Я приготовила вам еще одну интересную игру, которая называется «Фигуры». Вам надо внимательно посмотреть и сказать, на какую фигуру похож овощ или фрукт. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы. Зайчику тоже очень понравилось у вас в гостях. Вы много интересного знали, и надеюсь, что узнали еще больше.

Спасибо вам ребята, что порадовали меня. А сейчас Зайчику надо в путь. До свидания, ребята!

Спасибо за внимание!


Подготовили учителя - дефектологи:

Александрова Ирина Александровна, Галихина Татьяна Геннадьевна

«Конаковский специализированный Дом ребёнка» Тверская область

Цель: Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Задачи:

1. Развивать активный словарь по данной теме.

2. Упражняться в выполнении звуковой гимнастики.

3. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Закреплять знания основных цветов, геометрических форм.

6. Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Оборудование:

  • Натуральные овощи (свёкла, тыква, картофель, морковь).
  • Картинки с изображением овощей, с геометрическими формами (круг, овал, треугольник).
  • Лопатки детские.
  • Корзины для сбора овощей.
  • Овощи отварные.

Ведущий:

Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы сегодня пришли, мы будем с вами играть в интересные игры.

Наши умные головки.

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать.

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ведущий:

Ребята, вот и наступила осень, в огороде на грядках созрел урожай. Посмотрите, какая у нас есть грядка, что растет на грядке?

Дети: Овощи.

Ведущий:

Правильно, дети, это овощи. Но овощи нужно собирать, выкапывать лопатой. Ребята, у нашего огорода есть хозяйка, баба Уля, давайте её позовем:

Упражнение для развития звукопроизношения:

АУ - А - А - А - У - У - У

Бабу Улю я зову - у - у.

Баба Уля:

Бегу, бегу кто меня звал? Здравствуйте, ребята.

Ведущий:

- Мы пришли помочь тебе собрать урожай.

Баба Уля:

- Спасибо, дети, вот вам лопатки будем копать грядку.

Дети копают вместе с Бабой Улей, складывают овощи в корзинку.

Ведущий:

- Молодцы ребята, посмотрите, сколько мы с вами собрали много овощей. Давайте назовем (свекла, морковь, картошка, тыква).

Ребята, садитесь на стульчики наши ножки и ручки должны отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика:

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла:

Свёколку усатую,

Тыковку пузатую,

Вкусную картошку

И сладкую морковку.

Ведущий:

Что бы овощи кушать, их нужно сварить, мы попросим Бабу Улю и она нам все овощи сварит и угостит нас.

Бабушка уходит варить овощи.

Ведущий:

- Ребята, давайте с вами подумаем, что можно из овощей приготовить, сварить? (суп, овощное пюре, салат).

Ведущий:

- Дети, сейчас мы с вами поиграем в такую игру, посмотрите какие у меня фигуры на картинках, и вы подберете к ним овощи, которые похожи по форме на эти фигуры.

На магнитной доске демонстрируются картинки с геометрическими формами (круг, овал, треугольник), дети подбирают соответствующие овощи.

Появляется Баба Уля:

- Ребята, я вам несу угощенья, я сварила все овощи, а вы попробуйте, какие они на вкус! Это картошка, это морковка, это свёкла, а это тыква.

Итог. Дети садятся на места.

Ведущий:

Ребята, давайте вспомним с какими овощами мы с вами сегодня повстречались?

Демонстрируются картинки с изображением овощей, дети отвечают.

Ещё по данной теме: