Лексическая тема "Моя семья" консультация (подготовительная группа) на тему. Лексическая тема "Моя семья" консультация (подготовительная группа) на тему Лексическая тема семья младшая группа


1. Рассматривая семейные фотографии обсудить, кто есть в нашей семье/с кем живём, как кого зовут, кто кем работает.
Рассмотреть вместе изображения семьи на картинках в книжках.

2. Подбор прилагательных к существительному
мама (какая? веселая, любимая, заботливая, ласковая, строгая, красивая, умная)папа (какой?)бабушка (какая?)дедушка (какой?)

3. Подбор глаголов к существительному
мама (что делает? заботится, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет…)папа (что делает? работает, ездит на машине, читает…)сестра/брат (что делает?)бабушка/дедушка (что делает?)

4. Употребление глаголов в прошедшем времени (мама сегодня обед готовит, а вчера…готовила, папа сегодня работает, а вчера…)

5. Назвать ласково (мама…мамочка, папа, баба, дед, сестра, брат, дядя, тётя)

6. Чьи/Чья/Чей/Чьё?
У мамы часы. Часы чьи? (мамины)У папы очки. Очки чьи? (папины)Катя надела валенки. Валенки чьи? (Катины)Тётя надела сапоги. Сапоги чьи? (тётины)Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)У Вани есть мяч. Мяч чей? (Ванин)У папы машина. Машина чья? (папина)У Оли кукла. Кукла чья? (Олина)Катя носит платье. Платье чьё? (Катино)Дядя надел пальто. Пальто чьё? (дядино)

7. Пальчиковая гимнастика
Загибать пальцы по одному: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.Это вся моя семья.

8. Рассказать и обсудить или обыграть (игрушками или с помощью пластилина) сказку «Репка»

9. Песенки«Песня мамонтёнка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»

У меня семья большая.

Очень дружная такая.

Мама, папа, Оля, я -

Вот и вся моя семья.

Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу, А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!

Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..

11. Загадки
Своими словами описать членов семьи.

Загадки в стихах:

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: всех милее наша...

Книжки вечером читает и всегда всё понимает, даже если я упряма, знаю, любит меня…Борщ в тарелке вкусный самый, так готовит только…

У слона, гиппопотама тоже добрая есть…

Утром каждым в доме драма - кашу есть не хочет …

Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт, вкусные оладушки? Это наша…

Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед - мой родной, любимый…

Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка, моя старшая...

Я у мамы не один, у неё ещё есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он - старший…

Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…

Елена Артемова
Конспект логопедического занятия по освоению лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе на тему «Семья»

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить знания детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях;

Коррекционно-развивающие задачи:

Продолжить работу по обучению согласованию существительных с прилагательными, существительных с числительными;

Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

Продолжать работу по практическому употреблению в речи качественных прилагательных;

Закреплять умение правильно строить и использовать в речи сложносочинённые предложения;

Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок слова;

Развивать внимание, логическое мышление;

Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

Воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях).

Словарная работа:

Существительные: семья, мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, внук, внучка;

Прилагательные: старший, младший, большой, дружный, крепкий, добрый, культурный, здоровый, заботливый, трудолюбивый, воспитанный, маленький, смелый, ласковый, заботливый, нежный.

Материал:

Светофоры «Солнце и тучка», графические символы, заготовки для рисования «Нарисуй по точкам», наборы цветных карандашей, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовёт своё имя ласково.

2. Задача «Кто лишний и почему?»

Послушайте, кто здесь лишний?

Мама, папа, соседка, дочь

Почему вы думаете, что лишняя соседка?

Как называются вместе мама, папа и дочь?

Что такое семья?

Можно ли нас с вами назвать семьёй?

3. Упражнение «Семья» (солнышко и тучка)

Сейчас мы вспомним, кто ещё живёт в семье. Я буду произносить слова, которыми называют родственников. Если вы со мной согласны, то должны показать мне солнышко, а если я ошибусь и вы не согласны со мной, то вы должны показать тучку.

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка

Давайте повторим, кто живёт в семье, расскажем о каждом члене семьи и обозначим каждого члена семьи символом.

Кто есть в семье? (В семье есть мама)

Мама какая? (Мама добрая, ласковая, красивая, нежная) И т. д.

4. Этюд «Бабушкины ладони»

Сейчас мы расскажем о самом старшем члене семьи – о бабушке.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (хлопать в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны, (показывать руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые. (поглаживать ладони друг о друга)

Всё работали ладони

Долгими годами. (попеременные хлопки и удары кулачками)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами. (поднести ладони к лицу, понюхать)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони. (погладить себя по голове)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони. (сложить ладони лодочкой, поднести к лицу, подуть)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки! (хлопать в ладоши)

5. Дидактическая игра «Старше или младше?»

Повторим хором, каких членов семьи обозначают наши символы. Сейчас мы расскажем, кто в семье старше, а кто младше. (Пары детей составляют предложения по парам символов)

дочка – мама;

папа – дедушка;

сын – папа;

дедушка – мама;

бабушка – папа;

бабушка – внук.

6. Упражнение «Назови своё имя и отчество»

Мы сравнили старших членов семьи и младших. А сейчас мы представим, что вы все выросли, давайте потянемся вверх, и стали взрослыми. К взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Сейчас каждый из вас назовёт себя по имени и отчеству. Послушайте, как надо сказать:

Меня зовут Елена. Моего папу зовут Михаил. Значит моё имя и отчество – Елена Михайловна.

7. Речевая подвижная игра «Ты потопай и похлопай»

Дети одновременно топают и хлопают на каждый слог называемого слова. Одновременно детям предлагается ласково назвать членов семьи.

Мама (мамуля, мамочка, сын (сынок, сыночек, бабушка (бабуля, бабулечка, дочь (доченька, дочурка, внучка (внученька)

8. Игра с мячом «Как у нас семья большая»

Сейчас мы с вами сосчитаем членов семьи. (Согласование существительных с числительными 1, 2, 5).

Сын, дочь, внук, внучка.

9. Упражнение «Исправь предложение»

Внимательно послушайте предложения и исправьте их.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Папа старше дедушки.

Мама – бабушкина внучка.

Я – папин внук.

Мама старше дедушки.

10. Игра «А у вас?»

Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать и повторять его полностью.

Наша семья большая, … а наша больше.

Дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.

11. Упражнение «Нарисуй семью»

Сейчас вам надо по точкам нарисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи.

12. Итог занятия

Кого вы нарисовали? (Ответ полным предложением)

У нас получилась настоящая большая семья.

О чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Моя семья

1. Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи

2. Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников.

3. Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4. Кто из родственников самый старший, самый младший.

5. Вспомните профессии родственников, чем они называются.

6. Расскажите, что делают члены семьи.

7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью.

8. Назовите правильно предметы:

9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама.

10. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

11. Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».



Кто старше всех(младше)?

2. Д/игра «Назови ласково»


дети - … ,
семья - … ,
папа - … ,
сын - … ,
дедушка - … ,
бабушка - …
дочь - … ,
внук - … ,
внучка - … ,
сестра - … ,
брат - … .

3. «Опиши, какая (какой), что делает?»


бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....

4. Игра «Сравни»

Младший,
старший,
ласковый,
сердечный,
дорогой,
трудолюбивый.

Мой? - брат, …
Моя? - …
Мои? -…

1) как зовут?
2) сколько в семье человек;
3) с кем живет ребенок;



6) какая у тебя семья.

7. «Семейная зарядка».

Дети произносят слова и делают соответствующие движения:

Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я -
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

8. Игра с мячом «Подбери пару».

Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.

Дочь - сын Дедушка - бабушка

Брат - сестра Папа - мама

Внук - внучка Дядя - тетя

Отец - мать Племянник - племянница

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

14. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.

Анкета для родителей

"Определение взаимоотношений в семье".

1. Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?

7. Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?

8. Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?

9. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?

10. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли в семье телепередачи, кинофильмы?

12. Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?

13. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми?

  1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
  2. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
  3. Как вы готовитесь к встрече праздников?
  4. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
  5. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
  6. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
  7. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
  8. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
  9. Укладываете ли вы своих детей спать?
  10. Существуют ли в вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи?
  11. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
  12. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
  13. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха?
  14. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
  15. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребёнок каким-либо видом спорта?
  16. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребёнок?
  17. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи?
  18. Намечаете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребёнком какие-либо культурно - досуговые места?

19. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком посещённые культурно-досуговые места?

Родители, помните!

· Чаще целуйте и обнимайте ребенка.

· Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.

· Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.

· Искренне интересуйтесь делами ребенка.

· Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.

Помните:

· Ребенка хвалят - он учится быть благородным.

· Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

· Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

· Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.

· Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

· Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

· Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.

· Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.


Кто входит в твою семью?


Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой. Познакомиться с играми, в которые они играли и самому поиграть в них. Нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи, и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельной книжки, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».

Подготовила: Филатова О.Б.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя семья

1. Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо).

2. Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь)

3. Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4. Кто из родственников самый старший, самый младший.

5. Вспомните профессии родственников, чем они называются.

6. Расскажите, что делают члены семьи.

Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит …

7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная)

8. Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама. (добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…)

10. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

Как зовут. Кем работает. Какой он. Что умеет делать. Чем любит заниматься. За что ты его любишь.

11. Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».

Лексическая тема: «Моя семья»

Побеседовать с ребенком о семье.
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто старше всех(младше)?
Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена
семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

2. Д/игра «Назови ласково»

мама - маменька, мамулечка, матушка;
дети - … ,
семья - … ,
папа - … ,
сын - … ,
дедушка - … ,
бабушка - …
дочь - … ,
внук - … ,
внучка - … ,
сестра - … ,
брат - … .


3. «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама - веселая, любимая, заботливая;… готовит, стирает,…;
бабушка - ... ;
дедушка - ... ;
папа - ... ;
брат - ... ;
сестра - ....

4. Игра «Сравни»

Родной – роднее – самый родной.

Младший,
старший,
ласковый,
сердечный,
дорогой,
трудолюбивый.

5. Игра «О ком можно сказать?»

Мой? - брат, …
Моя? - …
Мои? -…

6. «Расскажи о семье по плану»:

1) как зовут?
2) сколько в семье человек;
3) с кем живет ребенок;
3) как зовут родителей (имя, отчество);
4) кем работают родители, что делают на работе;
5) сколько лет брату (сестре);
6) какая у тебя семья.

7. «Семейная зарядка».

Дети произносят слова и делают соответствующие движения:

Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я -
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

8. Игра с мячом «Подбери пару».

Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.

Дочь - сын Дедушка - бабушка

Брат - сестра Папа - мама

Внук - внучка Дядя - тетя

Отец - мать Племянник - племянница

Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

14. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.


Анкета для родителей

"Определение взаимоотношений в семье".

1 . Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?

7. Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?

8. Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?

9. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?

10. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли в семье телепередачи, кинофильмы?

12. Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?

13. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми?

Анкета для родителей «Традиции в нашей семье»

  1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
  2. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
  3. Как вы готовитесь к встрече праздников?
  4. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
  5. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
  6. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
  7. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
  8. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
  9. Укладываете ли вы своих детей спать?
  10. Существуют ли в вашей семье разграничение обязанностей между членами семьи?
  11. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
  12. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
  13. Уделяете ли Вы внимание своим детям во время совместного отдыха?
  14. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
  15. Занимаетесь ли Вы и Ваш ребёнок каким-либо видом спорта?
  16. Какие телепередачи предпочитаете смотреть Вы и Ваш ребёнок?
  17. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком после просмотра любимые телепередачи?
  18. Намечаете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребёнком какие-либо культурно - досуговые места?
  19. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком посещённые культурно-досуговые места?

Родители, помните!

  • Чаще целуйте и обнимайте ребенка.
  • Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.
  • Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.
  • Искренне интересуйтесь делами ребенка.
  • Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.

Помните:

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.

Что ты можешь рассказать о себе?
Кто входит в твою семью?
Что ты знаешь о своём брате, сестре?
Назови имена своих родственников?
Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой. Познакомиться с играми, в которые они играли и самому поиграть в них. Нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи, и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельной книжки, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы поможете своему ребёнку стать более любознательным,

развитым и успешным, если закрепите с ним следующий материал

по теме: «МОЯ СЕМЬЯ».

Дети должны усвоить:

Семья (её состав, функции членов семьи).

Какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная).

Лексика.

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Задание 1. Игра «Подбери признак».

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) - ...

Дедушка (какой?) - …

Задание 2. Игра «Назови ласково».

(образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме).
Пример: Мама - мамочка , мамуля и т.д.

Папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя.

Задание 3. Игра «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? - дочка

Кто мальчик для мамы? - сын

Кто мальчик для девочки? - брат

Кто мама для папы? - …

Кто девочка для дедушки? - …

Кто мальчик для бабушки? - …

Кто мама для бабушки? - ….

Кто папа для мамы? - …

Кто папа для бабушки? - …

Задание 4. Игра «Кто старше (младше)?».

(усвоение прилагательных в сравнительной степени; понятия о старших и младших членах семьи).

Пример: Папа - сын - папа старше, а сын младше.
Словарь : дочка - мама, папа - дедушка, сын - папа, дедушка - мама, бабушка - папа, бабушка - внучка, дедушка - внук, сын – мама.

Задание 5. Игра «Наоборот».

Старший – младший

Взрослая – маленькая

Пожилой – молодой

Человек больной – здоровый

Сильный – слабый

Веселый – грустный

Добрый – злой

Задание 6. Игра «Чей, чья, чьё, чьи».

Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин

У мамы есть шарф. Шарф чей? - ….

У Пети есть мяч. Мяч чей? - …

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? - …

Мама носит шляпу. Шляпа чья? - …

Таня носит платье. Платье чьё? - ….

Папа надел пальто. Пальто чьё? - …

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? - …

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? - …

Задание 7. «Посчитай».

(образование числительных).

Пример: Один брат, два брата, три брата, 4 брата, 5 братьев.

Сестра, бабушка, дед, дочка, тётя, т.д.

Задание 8. Игра «Назови много».

Пример: Брат – братья , сестра – сёстры.

Мама, бабушка, дядя, сын, дочь, внук, внучка.

Задание 9. Загадки.

(развитие мышления, внимания, смекалки).

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама )

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа )

Кто любить не устает, Он трудился не от скуки,

Пироги для нас печет, У него в мозолях руки,

Вкусные оладушки? А теперь он стар и сед -

Это наша... (бабушка ) Мой родной, любимый... (дед )

Задание 10. «Договори предложение».

(грамматический строй)
Я ем и папа... (ест ).
Я пою и мама … (поет ),
Я шью и бабушка... (шьет ).
Я готовлю и сестра...(готовит ).
Я играю и браг...(играет ).
Я пилю и папа...(пилит ).
Я вяжу и мама...(вяжет ).
Я строгаю и дедушка... (строгает ).

Задание 11. «А у вас?».

(составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных).
Пример: Ваша семья большая , а наша...(больше ).
Словарь : дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

Задание 12. «Составь рассказ о своей семье».

(связная речь).
Образец рассказа:

Меня зовут Смирнов Виктор. Мне четыре года.
Я живу в городе Нижняя Тура.

Мой адрес: улица Беговая, дом 2, квартира 5.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учитель.
Мою сестру (брата) зовут …. Она (он) учится в школе, (ходит в д/сад).

Задание 13.

Нарисуй свою семью.


Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель занятия: активизация и актуализация словаря по теме , уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно-развивающие :

    • развивать общие речевые навыки, связную речь;

      развивать речемыслительную деятельность;

      развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

      развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

Образовательные :

    • расширять и обогащать словарный запас по теме;

      учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;

      упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением « мой» ;

      упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;

      дифференциация звуков [р], [л] в словах.

Воспитательные :

    прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

    воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья», зеркала, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р].

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2.Дидактическая игра «Предлоги»

Рассмотрите картинку. Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.

Где стоит бабушка? / Бабушка стоит за диваном.

Папа стоит перед диваном? / Папа стоит за диваном.

Где играю дети? / Дети играют перед диваном.

Где стоит мама? / Мама стоит около стола.

3.Беседа о семье.

Кто назовёт имя отчество своей мамы?

Кто самый старший в семье?

Кто папа для мамы?

Кем являются друг другу бабушка и дедушка?

Кем ты являешься своему дедушке и бабушке?

Назовите своё имя отчество?

Назовите имя родной сестры, родного брата.

4.Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».

Семья / Моя семья.

Братья / Мои братья.

Брат / Мой брат.

Сестра / Моя сестра.

Сестры / Мои сестры.

Бабушка / Моя бабушка.

Дедушка / Мой дедушка

Родственники / Мои родственники.

Мама / Моя мама.

Папа / Мой папа.

Родители \ Мои родители.

5.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Перечислим, кто живет в одной квартире, в одной семье.

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

6.Звуковая гимнастика, сопровождающаяся движениями.

Ребята, а кого мы не назвали в нашем стихотворении? / бабушку и дедушку.

Предлагаю вам отправиться к ним в гости. Поплывем на пароходе - изолированное произношение звука [л-л-л] – пароход гудит; полетим на самолете - [р-р-р] – самолет летит, сопровождается движениями.

7.Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки».

Скажите, а вы кто для бабушки и дедушки? / внуки, внучата.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые -лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись –в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим- положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак -мы губки оближем

Кончик языка облизывает губки по кругу

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

8.Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для внуков».

Сегодня бабушка будет угощать вас горячим чаем и блинами с малиновым вареньем. А что же она приготовит для вас в следующий раз?

Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].

Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс.; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.

9.Игра " Я и моя семья". Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова.

Нагостились, возвращаемся домой и вспоминаем с вами все о наших родных. Отвечайте на мои вопросы.

Как ты называешь маму папы? / Бабушка, бабуля.

Как ты называешь папу мамы? / Дедушка, дедуля.

Как называешь сестру папы? / Тетя, тетушка.

Как ты называешь брата мамы? / Дядя, дядюшка.

А кем ты являешься маме, папе своей мамы? / Внуком, внучком, внучкой, внученькой.

Как назовешь ребенка своей тети, дяди / Брат, сестра, братик, сестренка.

Кем ты являешься своей тете, дяде? / Племянница, племянник.

Чья это сумка? / Мамина сумка.

Чьи это тапочки? / Папины, бабушкины, дедушкины тапочки.

Какие традиции в семье! /Семейные традиции.

Какие отношения с братьями! / Братские.

Когда в семье хорошо, тепло, какие отношения? / Отношения хорошие, теплые!

10.Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии?

Какие звуки различали?

Что вам понравилось больше всего?

Что было трудным?

Спасибо за занятие. До свидания.