Муниципальное бюджетное учреждение культуры. Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода Приезжайте к нам весной день оленевода традиционно


На празднике можно было просто ходить и наблюдать за людьми. Они другие, не такие, как мы. Смотришь на них и понимаешь, что соприкасаешься с параллельной вселенной, что здесь и сейчас произошло пересечение двух миров. Делюсь с вами самыми колоритными персонажами, попавшими в объектив.


Семья оленеводов со своим стадом. Во время поездки в Салехард мой лексикон пополнился новым словом - каслание . "Каслать" означает "кочевать". Иногда пишут "кослать", не знаю, как правильно. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками. День оленевода проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Молодые ненки в ягушках

Мужчины носят высокие меховые сапоги - кисы. В некоторых источниках они называются "пимы".

Здесь можно рассмотреть орнамент и отделку ягушки

Женщины в национальной одежде смотрят концерт. Обратите внимание, в санках спит ребенок.

Мех оленя очень теплый. Шерсть имеет трубчатое строение и содержит внутри воздух. За счет этого достигается отличная теплоизоляция. Одежда длинная, полностью закрывает ноги, которые обуты в меховые сапоги.

Представляю, как их всех замучали. Кругом одни фотографы.

В нартах на парковке был обнаружен ненецкий ребенок, который тут же застеснялся от повышенного внимания

Метание тынзяна на хорей. Состязанию .

Аркан представляет из себя сплетенный из кожи оленя ремень. Его длина около 30 м.

Кроме традиционных состязаний проводятся конкурсы женской и детской одежды, мужских поясов, а также конкурс на лучшую оленью упряжку

Девушки в праздничных платьях. Интересно, куда они потом скачивают фотографии? Или может сразу публикуют в Instagram?))

Очень красивый костюм, не могла не сфотографировать, столько деталей!

В прошлом посте обещала вам двух подружек, вот они:)

Оленевод тоже отдыхает. Пару слов о мужской зимней одежде. Она состоит из малицы, совика, чижей, меховых сапог и меховых штанов. Малица надевается поверх совика и подвязывается поясом. Чижи - это что-то вроде гольф или даже чулок. В отличие от женщин, мужчины не носят головной убор, только капюшон. Но в настоящее время делают, как удобно, может быть и шапка.

Сделала несколько кадров, как подошел парень, сказал, что это его олени, и он хочет сфотографироваться с ними. Может быть именно он выиграл главный приз?

Ребенок наблюдает за гонками, наверное болеет за кого-то

Жест как бы намекает, что пост близится к концу:)

Кроме ненцев, в Ямало-Ненецком округе проживают ханты и селькупы. Последние - самая малочисленная народность севера. Ненецкие фамилии звучат достаточно необычно, например, Езэнги, Ябтунэ, Лапцуй, Яр, Айваседа, Худи, Хороли, Тохоли, Тэседа, Яунгад. Имена могут быть русскими, а могут и нет. Мужские: Вавля, Ваде, Ервко, Енко, Йико, Илко, Мюсена, Мяци, Нойко, Някоця, Натена, Панико, Папако, Сатако, Сэвтя, Сэрако, Хадко, Хасавато, Ябко. Женские: Ватане, Еване, Едэйне, Еля, Маяне, Недко, Неко, Папаконе, Пуйне, Саване, Сатане, Сывне, Сэраконе, Хадне, Ябтане, Яляне.

Я хотела и мечтала побывать на дне оленевода. Ожидания оправдались, было очень круто. Рекомендую и советую. Узнавайте заранее, когда будет проводиться праздник в Салехарде и следите за акциями авиакомпании S7.

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.

Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.

Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:

2.

А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.

3.

4.

На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

5.

Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:

6.

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

7.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

8.

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

9.

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

10.

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

11.

Третий элемент - верёвки:

12.

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.

13.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

14.

Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:

15.

16.

"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..

17.

В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.

18.

Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:

19.

20.

На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:

21.

Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.

22.

Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.

23.

И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.

24.

Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:

25.

Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:

25а.

Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.

26.

Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"

27.

Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.

На Ямале готовятся отметить любимый национальный праздник - День оленевода, сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.

Всего 25 населённых пунктов, включая шесть районных центров - Аксарку, Яр-Сале, Мужи, Тазовский, Красноселькуп, Надым отпразднуют День оленевода. В арктическом регионе будет установлено более 100 гостевых чумов, где участники соревнований и гости смогут отведать северные угощенья. В 24 населённых пунктах пройдут гонки на оленьих упряжках.

Пуровский район . Пуровчане первыми встретят День оленевода на фактории Кар-Нат. Мероприятия пройдут 18-19 февраля. Это будут уже пятые по счёту состязания, посвящённые 85-летию со дня образования Пуровского района. Тундровики прибудут на 250 оленьих упряжках. Для праздника будет установлено около 20 гостевых чумов, подиумы и площадки для зрителей и участников.

Салехард. День оленевода в окружной столице состоится 25 марта и совпадёт с проведением в окружном центре Форума коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ожидается, что в торжественных мероприятиях будут участвовать около 500 делегатов из Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Республик Бурятия, Алтай, Якутия и других регионов. Кроме этого, ждут и иностранных гостей, представляющих Арктический совет. Пройдут соревнования по национальным видам спорта, гонки на оленьих упряжках и снегоходах, выступления творческих коллективов и праздничная торговля. Будут установлены демонстрационные чумы.

Надым . Активно идёт подготовка к XXII соревнованиям среди оленеводов на кубок губернатора ЯНАО в, которые состоятся 4 и 5 марта. Помимо национальных видов спорта, к празднику будет подготовлена разнообразная культурная программа: ярмарки-распродажи продукции национальных промыслов, экскурсии по городу, концертные выступления национальных коллективов, этнографические выставки. В открытом районном конкурсе «Кочевая семья» примут участие не только ямальцы, но и семьи кочевников из ХМАО. В это же время будет работать «Автобус здоровья», все желающие смогут обратиться к врачам и узнать о состоянии своего организма.

Новый Уренгой . Фестиваль «Праздник народов Севера» состоится 18 и 19 марта. Горожан и гостей ожидают ярмарочные народные гуляния на площади у озера Молодёжное с катанием на оленьих упряжках и снегоходах, спортивно-массовые мероприятия, увлекательные соревнования по национальным видам спорта, лыжные гонки, ярмарка-продажа оленины, северной рыбы и ягод.

Ямальский район . В Яр-Сале для сохранения традиций и культурного наследия коренных народов округа в канун районного слёта оленеводов 2 апреля пройдёт районный конкурс красоты и талантов «Пэдава Пирибтя».

Приуральский район . В Аксарке День оленевода отметят 31 марта и 1 апреля. Помимо традиционной программы представители оленеводческих хозяйств смогут сдать нормы ГТО. Предполагается бег на короткую и длинную дистанцию, кросс по пересечённой местности, прыжки в длину и высоту, метание спортивного снаряда, подтягивание на перекладине, лыжи и другие.

День оленевода

Исторически так сложилось, что самый главный праздник северян – День оленевода. В этом году он отмечался с 14 по 16 апреля. Это красочный, эмоциональный, с множеством национальных спортивных и культурных мероприятий, праздник, Он незабываем! У того, кому посчастливилось увидеть его хотя бы раз, сохранится впечатление на всю жизнь.

В последние годы так сложилось, что День оленевода в сельском поселении Хатанга традиционно отмечается в трех населенных пунктах. Это оленеводческие поселки так называемого «северного куста»: Новорыбная, Сындасско и Попигай. Ежегодно в администрации поселения создается рабочая группа по подготовке к празднику, выделяются средства на его проведение.


Сами сельчане готовятся к торжеству долго и тщательно. Праздник является некой вехой в жизни оленеводов, и его не случайно отмечают именно в апреле. После длительной подготовки к летовке (летнее кочевье), оленеводы уходят в тундру на многие месяцы, следуя за стадами своих питомцев. День оленевода является стартом, по сути, проводами в тундру.

В этом году самый отдаленный от административного центра поселок Попигай стал центральной площадкой, основным национальным этническим подворьем Дня оленевода. Как правило, именно на центральное подворье приезжает основная масса гостей, поэтому жители Попигая готовились к празднику особенно тщательно. Тем более, что высокие почетные гости действительно прибыли.

Что называется, «понаехало гостей из окрестных волостей»: представители местной и краевой власти, земляки из Новорыбной и Сындасско, из соседней Якутии. Не обошлось и без иностранных гостей, так, например мне, удалось пообщаться с немцами. Их восторгу и впечатлениям не было предела.

Некоторые из прибывших оказались впервые не только на этом национальном празднике, но и на Таймыре. Но все без исключения выразили свой восторг от организации и проведения праздника.

Радушные попигайцы принимали всех с традиционным хлебосольством и искренностью. В празднично убранных балках и чумах угощали горячим чаем и лучшими образцами уникальной долганской кухни. Тут же прошли конкурсы: на лучшее блюдо долганской кухни, конкурс национальной одежды. Впрочем, изумительные образцы долганской одежды можно было увидеть непосредственно на участниках торжества – в национальные костюмы было одето практически все население Попигая, включая детей.


На выставке-продаже изделий декоративно-прикладного искусства можно было приобрести на память приглянувшийся сувенир.

Гости, в свою очередь, приехали не с пустыми руками: ежегодно награждаются лучшие оленеводы. В этот раз поздравить виновников торжества и пожелать удачной летовки оленеводам прибыли представители краевого руководства, депутаты Законодательного Собрания, в том числе – избранные жителями Таймыра. Дудинская группа почетных гостей была представлена руководителями района и их заместителями.


Оленеводов поздравили также руководители Хатангского сельского поселения. Лучшие оленеводы были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Праздник проводится на крепком льду реки Попигай. Крутой берег с расположенным наверху поселком спускается к реке амфитеатром. Поэтому все без проблем могли наблюдать происходящее вокруг. Хозяевами была организована и прошла большая зрелищная программа, которая порадовала как участников, так и зрителей. Открылось торжество традиционным танцем «Хейро», который задорно исполнили девушки в красочных национальных нарядах. Далее вниманию гостей были предложены спортивные соревнования по национальным видам спорта, в том числе, по метанию маута на хорей, гонкам на собачьих упряжках, прыжкам через нарты, беге на 100 метров. Отдельные соревнования для детей. Все это великолепие не ускользнуло от внимания гостей.

В состязаниях так или иначе приняли участие все сельчане: одни в качестве непосредственных участников, другие как активные неравнодушные болельщики. Гвоздем программы всегда остается захватывающее, зрелищное мероприятие – гонки на оленьих упряжках. При этом, на нарты с запряженными оленями с хореем в руках садятся как мужчины, так и женщины: соревнования проходят отдельно по разным трассам и являются поводом для максимального проявления зрительских эмоций. Нужно обладать истинным искусством общения с оленями, чтобы при помощи хорея направлять упряжки по указанному маршруту, да еще и добиться от них максимальной скорости движения. На финише - овации, поздравления, награждение победителей соревнований, концертная программа. Так что гонки прошли динамично и эмоционально.

Большой концерт местной самодеятельности завершил многогранную программу торжества. Подобным образом с теми или иными нюансами состоялся праздник и в двух других поселках – Новорыбной и Сындасско. Празднование прошло на высокой позитивной эмоциональной ноте. Все участники остались довольны. Для гостей, прибывших сюда впервые, открылись новые грани традиционной культуры сельчан, проживающих в поселках северо-восточной части сельского поселения. Ведь в каждом поселке есть своя неповторимая изюминка.

Апрель-2017