Полезные советы родителям осенью папка передвижка. Папка передвижка для родителей детского сада на тему "осень". Животные и насекомые осенью


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43»

Тема недели: Золотая осень.

Подготовила:

Воспитатель

Федорова В. Л.

2015 г.

Тема недели: Золотая осень.

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени. Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?)

Ветер осенью (какой?)

Дождь осенью (какой?)

Листья осенью (какие?)

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?)

Осенью солнце (что делает?)

Осенью птицы (что делаю?)

Упражнение "Назови ласково"

Туча - тучка. Солнце -... Дождь -... Ветер -...

Упражнение "Ответь на вопросы" (образовании прилагательных от существительных)

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -...

Дождик, который идет осенью, какой?

Погода, когда часто идут дожди, какая?

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?

Погода, которая бывает осенью, какая?

Упражнение "Найди ошибки" (на развитие слухового внимания) Определи, чего не бывает осенью.

  • Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
  • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
  • Набухают почки, распускаются листья.
  • Люди собирают урожай овощей и фруктов.
  • Дикие животные не делают запасы корма.

Упражнение "Скажи наоборот"

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью...

Летом день длинный, а осенью...

Летом тучи ходят высоко, а осенью...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Упражнение "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) -... Абрикос (какой?) -... и т.д.

Упражнение "Назови ласково"

Слива - сливка, абрикос - абрикосик и т.д.

Упражнение "Один-много"

Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д.

Упражнение «Назови сок, варенье

Сок из яблока - яблочный; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из вишни -....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лимон, вишня, банан, персик.

Малина, клубника, ананас, черника.

Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. Упражнение «Сравни»

Составить сложносочиненные предложения с союзом, а по образцу: Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое. Лимон желтый, а яблоко зеленое. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша... И т.д.

Упражнение, "Какие будут фрукты?"

Если фрукты сварить, то они будут - вареные. Если фрукты заморозить, то они станут... Если яблоки запечь, тогда они получатся... Если груши посушить, тогда они станут... И т.д.


Консультация для родителей

Осень , переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие краски. Потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, одежда становиться объемной и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

Одно из интереснейших занятий в это время года – сборка гербария, изготовление поделок из природного материала.

Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать детям знания и возможность усвоить понятие времени года.

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?

Наблюдение во дворе.

Пусть во дворе растет одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему как можно чаще – рассматривайте и трогайте листочки. Обязательно обратите внимание на пробегающую собачку, кошечку, пролетающих птиц. Поговорите о частях тела, способах передвижения, их размере и о том, как они кричат. В песочнице – потрогайте прохладный, сухой и мокрый песок. Обратите внимание и на одежду детей, играющих рядом. И покажите ребенку фокус. Дайте в руку тонкую корочку льда, и кроха почувствует и увидит, как льдинка растает.

Прогулка в парк.

Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в пасмурные дни, и в погожие деньки листопада. Во время прогулки прислушивайтесь к звукам вокруг : к шуршанию листвы, пению птиц. Вспомните об осенних признаках, возможно вам повезет и вы сможете показать их ребенку.

Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Оденьте сь попроще. И позвольте ребенку веселиться в свое удовольствие : ползать по земле, забираться на деревья, собирать листья и зарываться в них с головой.

В разных частях парка можно наблюдать разнообразие пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь кленом и соберите под ним букет из листьев. Завтра добавите в композицию веточку рябины. Дуб будет прекрасным дополнением, да еще если под ним вы найдете гладкий желудь с симпатичной шляпкой.

Беседы.

Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите рукой ребенка по коре дерева, обнимите и прижмитесь к нему.

Проговаривайте все, что рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клена. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот – желтый. А вот – красный. Фотографируйте своего малыша на роскошном фоне. Такие фотографии помогут оживить в памяти прогулку, закрепить впечатления и еще раз полюбоваться красотой родного края.

Заготовка природного материала.

Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Чем разнообразнее материал, тем легче и интересней с ним работать. Листья можно использовать в аппликации. Шишки применить в работе с пластилином, делая разных зверушек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно рассмотреть их и спросить ребенка : «На что походе? Что напоминает?» Это помогает развить память, мышление и воображение. Сравнивая, дети вспоминают сказочных героев, фантазируют, придумывают, что из чего модно сделать, какую композицию (с участием человечков, зверей, птиц и т. п.)

Художественная литература .

И читайте как можно больше и чаще. Прививайте любовь к литературе, а через нее любовь к родному краю.

Дети с удовольствием слушают сказки В. Бианки о животных с заниматель-ными сюжетами. Это такие, как «Кто чем поет» , «Лесные домишки» , «Сова» , «Чей нос лучше?» , «Хвосты» , «Чьи это ноги?» , «Лис и мышонок» .

Так, из сказки В. Ф. Адаевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной корке, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти как ни в чем не бывало.

Много интересного и поучительного содержат народные сказки «Колобок» , «Теремок» , «Кот, петух и лиса» , «Заюшкина избушка» .

Стихи о природе – это первый шаг на пути познания окружающего мира.

М. Познанская «Ромашка» , Е. Серова «Одуванчик» , Ю. Капотов «Листопад» , И. Демьянов «Осень» , И. Токмакова «Осенние листья » .


Закончилось лето. На смену ему пришла красавица-осень со своими разноцветными листьями, уже не жарким, но все еще теплым солнышком, урожаями грибов, фруктов и овощей, играми и праздниками. Такой бывает осень в самом начале. Но все знают ее непостоянный характер. Осенью сто погод на дворе. С утра может выглянуть солнышко, в обед пойти моросящий дождь, а к вечеру налететь сильный ветер. Но какой бы ни была осень, мы ее любим. Да и как не любить, если она многому учит нас и наших детей, дает столько тем для наблюдений и бесед.

Правда, не все детишки любят наблюдать за природой, ее изменениями. Для того чтобы им стало интересно, есть небольшая хитрость. Задайте ребенку вопросы, и он поневоле станет обращать и на явления природы, и на ее изменения, происходящие вокруг. Вопросы могут быть всевозможными:

♦ Почему стало меньше птиц? Куда они делись?

♦ Зачем птицы улетают в теплые края?

♦ Для чего белочка делает запасы?

♦ Как природа реагирует на «настроение» природы?

♦ Когда больше солнечных дней — летом или осенью?

♦ Почему осенние дожди холодные, а летние теплые?

♦ Почему осенью деревья сбрасывают листву? Подчас дети находят удивительные ответы, приходят к своим выводам. Пытливый ум малыша найдет нужный ответ. А это, мои дорогие родители, очень полезно. Если все же ребенок затрудняется с ответом или вы хотите внести небольшие поправки, дополнения в его ответ, делайте это тактично, уважайте его мнение.

Наблюдения за лесом осенью

Прогулки в лесу (или парке) прекрасны в любое время года. И в каждом времени года есть своя прелесть. Весной — это радость от появления первой листвы и щебета птиц. Летом — прохлада, пение соловья и многообразие видов растений. Зимой прогулка в лес похожа на сказку и, попадая в лес, вы оказываетесь в гостях у Деда Мороза и Снегурочки. К тому же, это лыжные прогулки и катание на санках. Но самым красивым и красочным становится лес осенью. Многообразие цветов и ароматов делают прогулку в лесу (или парке) не только познавательной, но и полезной для здоровья.

Если вы отправились со своим малышом в лес, то основным занятием прогулки станет наблюдение. Но это не означает, что подвижные и словесные игры, сбор природного материала и другие интереснейшие занятия исключаются.

Расскажите своему малышу все, что знаете о лесе. А я, как всегда, немного вам помогу. Скажите ребенку, что вы отправляетесь не просто в лес, а в совершенно другой мир, отличный от того, в котором живем мы. Лес напоминает многоэтажный дом, где все жильцы дружат друг с другом, и каждый из них приносит огромную пользу для других. Расскажите о каждом этаже или (для старшего возраста) каждом ярусе леса.

♦ Первый (верхний) ярус похож на крышу. Он состоит из высоких, здоровых деревьев, образующих полог. Он прикрывает и защищает все живое, что находится под ним.

♦ Второй ярус находится верхним ярусом. Там растут молодые деревья. До того момента, пока не наступит их час, они прячутся под кронами своих старших братьев. Этот второй ярус, почти как у людей, называется подрост.

♦ Третий ярус — подлесок. Он состоит из кустарников. И хоть эти малыши гораздо ниже ростом, чем деревья, польза от них огромная. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Подлесок сохраняет влажность, без которой погибли бы все растения. А еще в подлеске живут птицы. Они уничтожают насекомых-вредителей. В этом уютном ярусе нашли свой приют мелкие и крупные животные.

♦ Четвертый ярус. Еще ниже растут полукустарники и разные травы.

♦ Пятый ярус. На самом нижнем этаже поселились мхи, лишайники, папоротники и грибы.

Вот сколько, оказывается, этажей в лесу! Независимо от того, на каком ярусе живет то или иное растение, оно непременно приносит пользу общему дому — лесу. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? А теперь благодаря вам даже ваш малыш об этом знает.

Этот рассказ можно дополнить наблюдением за каким-нибудь объектом. Например, за муравейником. Только не переусердствуйте с объектами для наблюдения. Лучше оставьте что-нибудь для следующего похода в лес. А тем для беседы может быть великое множество. И помните, чем больше узнает ваш малыш о лесе и его жителях, тем внимательнее и заботливее он вырастет.

Уходя из леса, наберите разноцветных листьев и природного материала, которыми так щедро делится с нами красавица осень, а заодно спросите малыша, почему деревья сбрасывают листья осенью? Пусть он выскажет вам свои самые фантастические предположения. А вы после его ответа расскажите то, что известно вам: деревья сбрасывают листья, потому что готовятся заснуть на зиму. Зимой холодно, деревьям тяжело добывать из мерзлой земли питающие их соки. Листики дереву зимой не нужны: они все равно промерзнут. Вот дерево и освобождается от них, чтобы зря не тратить жизненные силы. С падением листьев дерево перестает дышать так активно, как летом, и засыпает, как спящая красавица. Но огорчаться не стоит, ведь весной придет прекрасный принц — весеннее солнышко, поцелует спящее дерево, согреет его, и оно вновь пробудится к жизни.

Гуляя с ребенком по лесу, обязательно расскажите о правилах поведения в лесу. Скажите, что в лесу можно и поиграть, и пошуметь, и поаукать, и даже покричать, но главное правило — никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Берёзка осенью

❀ Если лес или парк находится слишком далеко от дома, не огорчайтесь — понаблюдать за осенней природой можно и во дворе. Выйдя на улицу в начале осени, понаблюдайте за тем, как она раскрасила листья на кустарниках и деревьях. Спросите, какими красками любит пользоваться царица Осень. Скажите, что это красивое время года в народе называют «Золотой осенью». Спросите малыша, как он думает, почему ей дали такое красивое имя.

❀ В каждом дворе наверняка есть березка. За ней можно наблюдать в любое время года. А вы знали, что по березе можно узнать, какая будет осень — тепля я и солнечная или дождливая и холодная? Все прост. Рассмотрите, как начала раскрашивать осень листочки на этом дереве. Если желтая листва березы равномерно перемешана с зеленой по всей кроне, то осень будет сухой и теплой. Если же береза начинает желтеть снизу, то, скорее всего, придется пораньше достать теплые вещи — погода будет холодной и мокрой.

❀ Предложите малышу сделать запись и зарисовку в свой блокнот. Если он может только рисовать, не беда, запишите сами. Или пусть нарисует два варианта пожелтевшей березы и под каждым из них оставит свой детский комментарий. Рядом с равномерно пожелтевшей березкой пусть нарисует веселую рожицу, а рядом с березой, которая начала желтеть снизу, — грустную.

Сказка о том, как Осень березку одарила

Прошло Лето, и Осень засобиралась в дорогу. Собиралась она и думала, как встретит ее природа? Ведь Лето так щедро одарило природу зеленью и цветами, солнышком и теплыми днями. «А мне нужно подготовить землю к суровой зиме и хочется сделать это мягко и красиво», — размышляла Осень. Решила она подарить миру вместо летнего зеленого цвета множество ярких и красивых цветов, чтобы запомнили ее не холодной и дождливой, а яркой и красивой. А еще тому, кто встретится ей на дороге первым, решила она подарить что-то особенное. Взяла она яркие краски и отправилась в путь.

Вышла Осень на пригорок и тут же повстречалась со скромницей березкой. Стояла она и протягивала свои тонкие веточки навстречу Осени, словно приглашала в гости. Понравилась Осени березка своей скромностью и приветливостью. Вот и решила она выполнить свое обещание, да к тому же сделать ее своей помощницей.

— За то, что приветливо встретила меня, подарю я тебе не один красивый наряд, а сразу два. Будешь выбирать, в какой нарядиться. Один сарафан снизу желтый, а сверху зеленый. Если его наденешь, приду я с дождями да холодом. Если же нарядишься в другой наряд, на котором желтые да зеленые листочки вперемешку, одарю землю солнышком да теплом. Как выберешь, так и будет. Люди, что смотреть на твои осенние наряды будут, не раз спасибо скажут за подсказку.

Поблагодарила ее березка, в пояс поклонилась. Улыбнулась в ответ Осень и дальше пошла, красоту миру дарить. С тех пор люди, что внимательно следили за тем, как природа меняется, стали к березке ходить погоду узнавать.

О других растениях осенью

❀ С наступлением осени наступают изменения не только в жизни деревьев и кустарников. Безусловно, многообразие красок листвы придает ей особое очарование. Ель, лиственница и сосна, которые не могут посоревноваться в красоте с лиственными деревьями, красуются своими шишками, а можжевельник, жимолость, шиповник, боярышник — вкусными и полезными плодами.

❀ Но осенью также зацветают удивительной красоты цветы. Это яркие георгины, астры, шафраны и многие другие. Осень щедро одаривает нас этим многообразием красок, словно извиняясь за то, что вскоре сама же и «смоет» всю эту красоту дождями. Попробуйте создать вместе с детьми цветочные аранжировки и композиции, пробудив их фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок можно создать красивые аппликации.

❀ Не отстают от других растений и овощи. Так, картофель, морковь, капуста, редька и лук приходят к нам на стол именно осенью. А как вкусны осенние яблоки, груши и виноград! Вот сколько полезного припасла для нас щедрая осень.

❀ С приходом поздней осени обратите внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Красоту можно увидеть даже в голых ветвях, которые контрастно выделяются на фоне неба, особенно при хорошем солнечном освещении.

Детки с ветки

❀ Наблюдая за растениями, можно обратить внимание ребенка на их «деток». У кого-то они висят на ветках (крылатки на клене, желуди на дубе), у кого-то спрятаны в земле (клубни у картофеля), а у многих цветов спрятаны в соцветиях. Детки, так же как и ваш малыш, растут. И, когда наступает время, они разлетаются по свету, падают на землю и через некоторое время из семян вырастают прекрасные растения — цветы, деревья, овощи, фрукты.

❀ Предлагаю провести эксперимент с вашим маленьким любознайкой. Выкопайте любой овощ (картофель, свеклу, морковь) и обратите внимание ребенка на то, что в овощах, которые растут в земле, семян нет. А у растений, растущих на земле, есть семена. И они рассеивают их по земле. Одни растения делают это с помощью ветра: подул ветерок и разнес семена по округе. А другие — при помощи животных и птиц. Животные переносят колючки на своей шерстке. Отцепляется такая колючка не сразу, а попав на землю, прорастает в этом или следующем году. А птицы клюют ягодки, а потом семечки выходят вместе с пометом и прорастают далеко от того места, где росли ягоды.

Птицы осенью

Наблюдать за птицами осенью очень интересно. Это время их отлета в теплые края. В народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу собирает». Первыми покидают родные места стрижи. А последними — утки. Начиная с сентября, в стаи собираются журавли, чтобы лететь в дальнее путешествие. Красивым гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе, прощаются журавли до самой весны. По тому, как они летят, можно предсказать, какой будет осень. Если их полет неспешный, размеренный, то осень будет теплой. Быстрый же отлет птиц — к холодной и ранней осени. Некоторые птицы улетают в теплые края поодиночке. Это кукушки, зимородки, коршуны, ястребы и соколы. Но большинство все же отправляется в дальний путь стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Гуси покидают родные края в конце сентября - начале октября. В народе говорят: «Гуси зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу».

Если вам захочется больше узнать о птицах, о приметах и сроках их отлета в теплые края, загляните в раздел «Календарь народных примет».

Животные и насекомые осенью

❀ Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают. Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе не его не закрывают. И пчеловоды заботятся о своих маленьких труженицах: в начале октября они ставят ульи в омшанник.

❀ Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

❀ Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка — в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

❀ Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

❀ Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу — серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

❀ Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

Осенняя мастерская

❀ Осень — пора созревания плодов и благодатное время для сбора природного материала для разных поделок. Заведите дома несколько небольших коробочек или корзинок. Соберите вместе с ребенком семена разных растений. Это, в первую очередь, крылатки с клена, желуди с дуба, шишки, косточки из фруктов и т. п. Также вам могут пригодиться высушенные цветы, травы и веточки. Не забудьте о кусочках коры, на которых можно закрепить поделку.

❀ Вот лишь некоторые из идей для поделок из природного материала:

♦ Из желудя и крылаток можно сделать стрекозу, скрепив детали пластилином. Человечек получится из двух желудей, один из которых останется в шапочке, и нескольких спичек, из которых вы сделаете ноги и руки. Из этого же набора, добавив длинную спичку для шеи, можно сделать лошадку или жирафа.

♦ Из шишки может получиться елка и старичок-лесовичок. Если же вы набрали много шишек, то сделайте из них красивую вазочку. Для этого вам понадобятся банка, пластилин и тонкая веревка или шпагат. Обмажьте банку толстым слоем пластилина. Затем, начиная снизу, вдавите ряд за рядом шишки. Каждый ряд закрепите шпагатом или узкой ленточкой. Используя этот же принцип, можно сделать вазочку из желудей или любых семян. Они проще вдавливаются в пластилин. А если готовую поделку покрыть лаком, то она долго вам прослужит.

♦ Гуляя по лесу, смотрите не только вверх, но еще и под ноги. Во-первых, чтобы не споткнуться, а во-вторых, чтобы не пропустить интересные коряги, из которых могут получиться прекрасные композиции. Повертите в руках и внимательно рассмотрите с разных сторон поднятую корягу. Можно увидеть в ней сказочный персонаж или знакомое животное, спрятавшееся от остальных в витиеватых изгибах. Практически из любой коряги можно сделать маленькое деревце. Закрепите ее в плошке при помощи пластилина или (что надежней) гипса. Листву можно сделать из искусственной зелени или вырезать листики из бумаги. А может быть, вы захотите сделать настоящее китайское денежное деревце с листочками-монетками? Для этого вам понадобится мелочь — любые монетки. Проделайте в них дырочки при помощи дрели. А ваш малыш сможет привязать готовые листочки к веточкам денежного деревца. Готовую поделку поставьте в зону денег вашей квартиры, и пусть оно помогает вашей семье стать еще состоятельней, еще счастливее!

♦ Осенью поспевают тыквы. Попробуйте сделать из тыквы светильник. Срежьте дно, удалите серединку и вырежьте глаза и рот. Теперь, установив внутрь зажженную свечу, вы получите интересный светильник. И малыш получит большое удовольствие от поделки.

♦ Часто, возвращаясь с прогулки, вы приносите домой осенние листья. Предлагаю отобразить красоту осени своими красками. Раскрасьте лист понравившимися красками и, пока краска не высохла, приложите его накрашенной стороной к бумаге. Хорошенько прижмите. Обведите контур. Когда вы поднимите листок, останется неповторимый отпечаток. Рисунок готов. Еще интересней получится, если смешать несколько красок.

♦ Дети очень наблюдательны. Они видят то, чего мы с вами можем и не заметить. Они не пройдут мимо красивого камушка или неповторимого, с их точки зрения, цветного стеклышка или забавной коряги. То, что привлекает внимание вашего ребенка, может показаться мусором вам, но все же, если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой. Возьмите с собой на прогулку сумку или небольшую коробку, в нее вы сложите найденные сокровища. Вернувшись домой, разложите ваши находки на полу или на столе и внимательно изучите их. Можно даже рассмотреть их при помощи увеличительного стекла. То, что по-прежнему будет нравиться вам и вашему ребенку, оставьте в коллекции. Да-да, именно коллекции! Ведь у ребенка может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что ему нравится. Найдите коробку из-под обуви, чтобы малыш мог хранить в ней свою коллекцию.

♦ Доставит ребенку радость и сад, выращенный в старой мочалке. Намочите губку, покатайте ее по семенам травы и выложите на блюдо. Уже через 4-5 дней можно устроить первый «покос».

Осенних поделок можно придумать и сделать великое множество. Я предложила лишь некоторые из них. Пофантазируйте или вспомните, что вы сами делали в детстве, и устройте осеннюю мастерскую у себя дома.

Консультация для родителей "Золотая Осень"

С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с ребёнком многие из нас считают занятием несерьёзным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Всё это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребёнка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого всё равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазёнками все те волшебные превращения, которые подарила природе золотая осень.

Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с ребёнком не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда равны. Главное – желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берём с собой фотоаппарат и отправляемся встречать осень золотую.

Приметы осени .

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах осени. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трёхлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что осенью опадали листья, а почему? Потому, что осенью холодно. Потому что листочки желтеют и опадают. Ковром лежат на земле. На кустах и деревьях остались только семена и плоды рябины, липы. Остались только ель и сосна, цветы отцвели, трава пожелтела и увила. Гуляя на улице, рассмотрите с ребёнком листья кромочные.

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же осенью становиться хорошо.

Уместно будет поговорить с малышом о весенней одежде, о том, для чего люди её надевают.

Расскажите ребёнку, что осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее. Например, обратите внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, ещё светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице всё ещё было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если ребёнок не уходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху.

В гости к деревьям .

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью, зимой сможет лучше осознать смену времён года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая берёзка. Именно берёзу ребёнка лучше всего

Отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребёнком, что летом дерево было одето в зелёный наряд, осенью листья желтеют и облетают. Подумайте вместе с ребёнком, почему так происходит.

Расскажите ему, что из холодной земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного осеннего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает.

Рассмотрите вместе с ребёнком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зелёный зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собирать разноцветные листья.

Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

Наверное, ваш ребёнок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче – помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать, то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для ребёнка.

Обратите внимание ребёнка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где–нибудь листочки. Берёзу сразу можно отличать по коре, иву – по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя – по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать осенью.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы ещё лучше запомнит, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет ребёнок…

МДОУ «Детский сад № 79»

комбинированного вида

Консультация для родителей

« Осень без простуды»

Подготовила: воспитатель

Шукшина М.А

Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и дождями. Следовательно, не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.

Что сделать, чтобы ребенок не простудился в осенний период? Как не допустить элементарного насморка или вездесущного ОРВИ? Как с радостью прожить этот осенний период?

Да, в общем, ничего нового или сверх естественного вам и делать не надо. Просто сядьте, возьмите листок бумаги и ручку и составьте план профилактических мероприятий.

Удивлены? А зря! Только комплекс мероприятий, то есть разнообразные действия в разных областях дают гарантированный результат.

Итак, за дело. Как составить план профилактических мероприятий для вашего ребенка?
1.Побеседуйте со всеми членами семьи о необходимости проведения профилактических мероприятий дома. Лучший пример для ребенка - пример родителей! Да и коллективная деятельность сближает всех членов семьи и располагает к систематическим упражнениям в привычке «Быть здоровыми».

2.Подумайте, в какую интересную игру можно поиграть всей семьей с целью «быть здоровыми». Почему это надо сделать? Когда ребенку неинтересно, он будет или саботировать или выполнять с неохотой «полезные» процедуры. Радость и польза от «здоровых привычек» у ребенка появляется только в том случае, когда это приятно, интересно, занимательно. Так что играть, или «секретничать», или путешествовать в страну Здоровья надо.

3.От чего чаще всего появляется простуда у ребенка? Правильно - от воды: или ребенок ноги простудил, или долго находился в дождливую сырую погоду на улице. Что делать? От чего заболи, тем и лечиться надо.

    Прогулки в любую погоду . Пусть не продолжительные по времени, но обязательные и систематические. Учтите, пожалуйста, что прогулки вместе с ребенком по магазинам способствуют обратному эффекту, то есть приобретению воздушных инфекций.

Прогулки – это нахождение ребенка на улице, пешие прогулки по парку или скверу («конные»-на велосипеде, на роликах, зимой- на лыжах). Полюбовавшись красотой осенней природы, вы способствуете развитию движений ребенка и хорошему обмену веществ, а также успешной адаптации к сырому и влажному климату.

    Водные процедуры . Перечислять и рассказывать о пользе водных процедур можно долго. Все водные процедуры прекрасно закаливают и повышают иммунитет ребенка.

Для растущего организма водные процедуры является практически незаменимыми. Они закаливают организм ребенка, развивают мышцы, способствуют росту и нормализуют состояние вегето-сосудистой системы ребенка.

К водным процедурам относятся умывание, полоскание горла, обливание конечностей и всего тела, купание в ванне, плавание в бассейне, посещение бани и сауны, поездки и отдых на море. И запомните, пожалуйста, все водные процедуры являются универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.
4.Осенняя витаминизация детей. Звучит о-о-о- как! А выбора всего два. Первый - пойти в аптеку, купить и пропить курс детских витаминов. В выборе такого комплекса индивидуально для вашего ребенка вам поможет лечащий врач.
Второй – использовать пожелания ребенка скушать что-то «вкусненькое и полезненькое». Да при этом еще добрую привычку воспитать у ребенка. Как этого достичь? Вам примерный рацион «вкусных и полезных привычек»:

    Начинайте прямо сейчас ежедневно по утрам и вечерам пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой. Я же говорила вам, что пример родителей – заразителен. Ну, заразите вашего ребенка добрыми и здоровыми привычками, пока это не сделала вирусная инфекция!

    Приучите ребенка к чесноку . Чеснок не обязательно есть в чистом виде. Свежий чеснок можно просто мелко нарезать и посыпать его в тарелку с супом.

    Детям нравится носить на шее «здоровые амулеты». Вот и положите в пластмассовый кокон от киндер сюрприза дольку свежего чеснока и меняйте каждое утро, а дома у кровати или на столе ребенка поставить раздавленный чеснок в блюдце.

    Купите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как самостоятельный напиток, разводя в теплой воде.

Вы практически обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость, и работоспособность в детском саду. Почему? Потому что сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд бодрости и энергии.

5. Беседуйте с ребенком о правилах сохранения здоровья :

    В детском саду, на улице, в общественных местах надо закрывать нос и рот, когда находишься рядом с людьми, которые чихают и кашляют.

    Перед едой мыть руки и высмаркивать нос.

    Пользоваться только своими личными вещами (носовой платок, вилка, ложка). Потому что через чужие вещи инфекция может попасть в организм ребенка.

6.Продумать гардероб ребенка. Знаете ли вы, что одной из возможных причин простуды в осенний период является несоответствие одежды ребенка погоде на улице. Почему-то одни родители перегревают своего ребенка, другие – одевают легкомысленно легко.
Чтобы ваш ребенок избежал простуды, исключите возможные причины.
Одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого.

Основные требования к одежде ребенка:
1.Хорошая обувь в соответствии с погодой - это залог здоровья вашего ребенка. Ноги должны быть сухие и теплые.
2. Головной убор или капюшон на куртке. Голову всегда держим в тепле.

Трудно? Нет! Лучшая защита от простуды осенью - её комплексная профилактика.
Будьте здоровы!