Приемные дети и приемные родители. Усыновленный ребенок: самые распространенные проблемы Какие проблемы с приемными детьми


Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть , с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств - рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные : истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается . Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает , – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Елена Турлина

Вы хотите взять приемного ребенка. Причины могут быть разные: у вас не может быть собственного, вы ощущаете тоску по выросшим и ушедшим из отчего дома детям, вы потеряли своего ребенка и хотите всю нерастраченную любовь передать усыновленному, вы ощущаете в себе богатый педагогический опыт и хотите применить его для воспитания трудного ребенка или просто любите детей и желаете, чтоб их было много…
Каким бы не был ваш мотив, важно осознавать всю ответственность, которую вы возлагаете на себя и своих близких.

Решение об усыновлении

Усыновление ребенка – ответственный шаг, который до неузнаваемости изменит всю вашу жизнь. Шаг, на который вы должны решиться вместе, всей семьей, со своей второй половинкой, многочисленными дедушками-бабушками, дядями, тетями. Все ваши родственники должны поддержать вас в этом начинании, ведь ребенок может ощущать, что для кого-то в вашем доме он все-таки нежеланный.
Ваше решение не должно приниматься в состоянии эйфории: увидел – захотел – взял. Воодушевление скоро пройдет, оставив за собой сотни приобретенных проблем, с которыми сражаться уже не будет никаких сил. Обдумайте свое решение тщательно, еще и еще раз обсудите этот вопрос с близкими, изучите специальную литературу, посетите психолога. Перед тем как взять ребенка в семью, вы должны понять психологические особенности его возраста, знать, какие проблемы вас ждут с этим малышом, быть готовыми дать ответы на неудобные вопросы, которые он будет вам задавать.
Кроме того, детям свойственно болеть и требовать к себе повышенного внимания. У них бывает , они не всегда послушны, их желания могут не совпадать с вашими, у них часто возникают со сверстниками и трудности в учебе. Вам придется пересмотреть свой распорядок дня, отказаться от многих увеселительных мероприятий, не все ваши друзья примут и полюбят вашего ребенка, а общение с некоторыми и вовсе может сойти на нет.
И это далеко не все трудности, которые вас ожидают после взятия приемного ребенка. Первыми проявят себя вопросы адаптации, причем как ребенка к новым условиям и требованиям, так и вам, уважаемые читатели МирСоветов, придется приспосабливаться к новой ситуации. Затем начнутся проблемы взросления и воспитания. Все возрастные кризисы, как правило, у приемных детей проявляются наиболее остро.
В такие моменты очень сложно удержаться от соблазна все вернуть на круги своя: вам покой, ребенку – привычные условия детского дома. Однако ребенок – не щенок, которого взяли поиграть, а когда он надоел или с ним возникли трудности, выбросили за дверь. Это не игрушка, не бездушная кукла. Ребенок в самом раннем возрасте пережил такой стресс, который переносит спокойно не каждый взрослый, он остался один в целом мире, никому не нужный. А вы смогли дать ему надежду, веру в счастливое детство. Каково же ему будет вновь разочароваться в людях? Вам просто сказать, что устали, не можете найти к нему подход, не сошлись характерами, а в его душе опять что-то надломилось, его психика получила огромный удар, и как будет развиваться его дальнейшее взросление и самостоятельная жизнь, трудно даже представить.
Поэтому, решив стать приемными родителями, нужно четко понимать и иметь твердую , что этот ребенок с вами навсегда, как бы удачно или нет вы его выбрали, какие бы трудности не ожидали вас впереди. Ведь родных детей не выбирают, их принимают такими, как есть, и любят, несмотря ни на что. Вы взяли ребенка, и он ваш, от него нельзя отказываться или менять на другого. Вся ответственность за его воспитание и обучение, его здоровье, физическое и психологическое, теперь лежит только на вас.
Подумайте еще раз, еще много-много раз, действительно ли вы готовы к такому ответственному шагу. Возможно, стоит чуть-чуть подождать, чтобы понять это и не наделать ошибок, о которых будете впоследствии жалеть.
Но если вы уверенны и окончательно определились, вам необходимо решить, какого возраста будет ваш ребенок.

Кто лучше: малыш или ребенок постарше?

Многие молодые семейные пары стремятся взять младенца, чтобы сохранить тайну усыновления, другие просто хотят наблюдать и воспитывать своего малыша с рождения. Люди постарше часто переживают, что не успеют дать новорожденному всю любовь, которая накопилась в их сердцах за долгие годы, бояться оставить его еще в совсем раннем возрасте, поэтому предпочитают детей постарше.
Выбор, конечно, за вами, но в любом случае необходимо понимать, какие трудности могут возникнуть с ребенком того или иного возраста.
Младенцы легче привыкают к новым условиям, особенно, если приемные родители поинтересовались распорядком дня, к которому привык ребенок, и старательно его придерживаются. Он с самого начала считает вас своими родителями, именно вам он говорит первые «мама» и «папа», вы видите его первые шаги, радуетесь успехам. Вы можете с чистого листа формировать малыша, развивать его и воспитывать. Это будет полностью ваш ребенок, даже внешне, подрастая, такие дети становятся похожими на своих приемных родителей. Но существует один большой минус: вы не можете знать, имеются ли у новорожденного психические отклонения или генетические заболевания. Готовы ли вы бороться за его здоровье, с физическими пороками? Если нет полной уверенности в этом, лучше не брать малыша.
Остановив свой выбор на ребенке постарше, вы уже можете иметь четкое представление об особенностях его развития, но его характер практически сформирован, вам придется заслужить право называться его родителями. Не только у вас к нему, но и у него к вам есть некоторые требования. Найти общий язык с таким ребенком нелегко, придется приложить массу усилий, чтоб он вас признал, и еще больше, чтоб полюбил. Только настойчивость, огромное терпение и бесконечное желание понять друг друга помогут стать с приемным ребенком настоящей дружной семьей.
Рекомендую читателям МирСoвeтoв узнать (это важно!), как такой ребенок остался один: его бросили при рождении, изъяли из неблагополучной семьи или же он стал сиротой. Исходя из этих обстоятельств, ребенок будет по-разному воспринимать ваше желание его усыновить. Он может быть благодарен вам за подаренную любовь, которую не получал в родной семье. Многие оставленные в роддоме дети ждут настоящих родителей, не желая никаких других, а дети, которые воспитывались в хорошей семье до некоторых пор и вынужденно оказались в детском доме, очень скрытны, зажаты, и часто не готовы к таким изменениям. Эти факторы во многом помогут понять причину того или иного поведения ребенка, найти к нему подход.

Проблемы адаптации детей и родителей в приемной семье

И вам, и вашему приемному ребенку придется привыкать к новым условиям.
Чаще всего, первые дни совместного проживания наполнены радостью и благодарностью друг к другу.
Вы понимаете, что будут некоторые трудности, но считаете, что вашей любви и желания хватит на преодоление всех проблем. Вы уверены, что знаете, как правильно воспитывать этого ребенка, так как ваши родители делали так же, и у них все получилось.
Ребенок тоже счастлив: он больше не один, у него, как и у множества других ребят, есть семья, он теперь не «детдомовский». Он старается выполнять все требования, безукоризненно слушается, хочет казаться для вас самым лучшим, чтобы вы убедились в правильности выбора и не отдали его обратно.
Но это ощущение бесконечной эйфории проходит довольно быстро, как только вы привыкаете к новой ситуации. Приблизительно через месяц вы начинаете ощущать некоторые сомнения в правильности вашего решения, некоторую неудовлетворенность ребенком и своей новой социальной ролью. В семьях, где имеются родные дети, происходит сравнение приемного ребенка с ними. Оказывается, что методы влияния и воспитания, привычные и действенные в отношении родных детей, с приемными не работают. Родители начинают понимать, что не совсем представляли тот объем трудностей, которые встретятся на их пути, но еще полны желания найти к ребенку подход.
Если не сдаться, то уже через 2-3 месяца вам удастся создать доверительные отношения с приемным ребенком. Но далеко не всем удается за это время найти с ребенком общий язык, возникают сомнения в правильности решения усыновить малыша. Реальная картина вырисовывается только к полугоду совместной жизни. Все родители осознают, что проблем прибавилось, о существовании многих они даже не подозревали. Приемные родители только сейчас начинают понимать, какой ответственный шаг был ими совершён, какова глубина детских проблем, и как сложно их бывает решить.
Дети же, пройдя период эйфории, пытаются разобраться, что хотят от них новые родители, присматриваются, какое поведение допустимо, а на что они реагируют критически. У них уже сформирован некоторый стереотип поведения, и теперь приходится бороться со старыми привычками, проявление которых неизбежно. Дети в этот период часто ведут себя нехарактерным для них образом, могут кричать, плакать, впадать в депрессию и уходить в себя. Случаются проявления враждебности к окружающим, дети действуют исподтишка, возвращаются к старым .
Родителям в это время важно понять причину такого поведения, возможно, обратиться к специалистам за помощью, пообщаться с другими приемными родителями, которые уже миновали эту стадию адаптации.
Но постепенно период «постоянной борьбы» заканчивается и начинается вполне спокойное совместное существование. Родители становятся увереннее в себе, дети приспосабливаются к новым условиям, становятся полноправными членами семьи.

«Люди из прошлого»

Еще на стадии обсуждения вопроса о том, брать или нет приемного ребенка, потенциальные родители задумываются, стоит ли говорить малышу, что он не родной. Конечно, этот вопрос возникает только у родителей, желающих в раннем возрасте.
Как правило, лишь единицам удается до конца сохранить тайну усыновления. Не забывайте, что кроме вас ребенку это могут специально или «в сердцах» сказать ваши многочисленные родственники, соседи, приятели. Но услышать эту информацию от чужих людей ребенку будет гораздо обиднее, он может навсегда отказаться от общения с вами или совершить «сгоряча» какой-нибудь необдуманный поступок.
Поэтому советую читателям МиpСоветов сообщить об этом своим детям в самом раннем возрасте. Сначала рассказать им это в виде сказки, затем ответить на тысячу их вопросов, возможно, найти и познакомиться с биологическими родителями. Но никогда не напоминать ему о его происхождении, когда с ним ругаетесь, и не отзываться плохо о его родных папе и маме, какими бы они не были.
Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, и знает, что он приемный, возникает другая проблема: поддерживать ли его отношения с друзьями из прошлого или совсем запретить это общение.
Конечно, решать опять же родителям. Следует понимать, что придя в ваш дом, ребенок становится ограничен в общении. Да, он ходит , в школу, там много сверстников, но пока с ними установятся дружеские отношения, ребенок нуждается в поддержке своих бывших приятелей. Вы можете завести ритуал – каждое воскресенье посещать с малышом детский дом, приносить угощения, давать ему возможность расслабиться в привычных условиях.
Прошлая жизнь у вашего ребенка была, и если он хочет из нее что-то перенести в настоящую, позвольте ему сделать это, ненавязчиво контролируя при этом, что он из той жизни хочет сохранить.

Это лишь немногие проблемы, которые вас ждут в случае положительного решения в вопросе усыновления. Но, как видите, все они решаемы, если у вас есть твердая уверенность и желание совершить этот ответственный шаг.

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

«Когда ребенок попадает в семью, это как свадьба. С этого начинается не красивая сказка, а реальная жизнь», — напоминает Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).

Изменение трудного поведения приемного ребенка – возможно, убеждены специалисты. «Это ребенок не знает, что с этим делать, а мы знаем. Давайте просто научим – и его, и родителей», — говорит Наталья Степина. На что нужно обращать внимание и как поступать родителям, говорили психологи и представители НКО, участники конференции «Трудное поведение: что ждет приемный ребенок от общества, специалистов, родителей».

Что с ними не так?

Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции — их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения. Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.

Они не умеют терпеть , им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.

Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» — он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики, — рассказывает Наталья Степина. — У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже». Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», — поясняет эксперт.

У детдомовцев часто сложности с пониманием границ . «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки. Плохо понимают пространство — в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, — замечает Наталья Степина. — Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».

Кислородную маску — родителям

Специалисты тревожатся: у нас почему-то сложился стереотип, что если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо. «На самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата», — подчеркивает Наталья Степина.

Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. «Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку. Мы, специалисты, начинаем с того, что принимаем трудности в ребенке. И мы говорим родителям – да, это правда, с вашим ребенком трудно. Для них такое принятие — важнейший фактор, — говорит Наталья Степина. — Десятки мам начинают плакать на этих словах – когда им не говорят, что вы «должны спасать общество» или «нужно жизнь положить на своего ребенка», а когда принимают их сложности».

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Ольга Неупокоева, коррекционный психолог. Фото с сайта kommersant.ru

Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).

Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной — РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности. «Трудное поведение — это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты. Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», — замечает Ольга Неупокоева.

Правильно выстраиваем семейную иерархию

Ребенок всегда пытается подстроиться под приемную семью. Собственно, так же ведут себя и кровные дети, просто мы не всегда это замечаем. Приемный ребенок приходит в семью со своим опытом, но иногда его проблемное поведение — это ответом на ту систему, в которую он пришел, считает Джессика Франтова, детский и семейный психолог БФ «Здесь и сейчас».

«В подростковом возрасте это усилено – ребенок перестает себя сдерживать, хочет показать всему миру, что он-то знает, как правильно поступать. Он хочет сказать: вот, я подстраивался под вас, но вы не правы здесь, здесь и здесь, — поясняет Джессика Франтова. — Или он хочет сделать своих родителей самыми лучшими – но как? Он пытается их «научить жизни», показывая их недостатки, как это и делают с ним взрослые». Так что, советует специалист, старайтесь услышать контекст в словах и поведении ребенка.

В наших семьях – как и в нашем обществе – часто нарушаются личные границы, а это тоже влияет на поведение ребенка. Например, напоминает Джессика Франтова, подумайте, как вы обращаетесь друг к другу дома? Закрывается ли дверь в комнате ребенка, стучитесь ли вы к нему? Часто у ребенка нет не только своей комнаты, но и личного места. И еще — права на свое мнение. Устанавливать и уважать границы нужно уметь и взрослым – и учить этому ребенка.

Еще одна частая проблема в семьях, когда родитель в своих мыслях сливается со своим ребенком. Такие родители говорят о ребенке во множественном числе «мы» — «Мы поступили», «Мы устроились на работу». Такой взрослый, поясняет Джессика Франтова, не заинтересован в том, чтобы ребенок начал решать свои проблемы. А ребенок в ответ инстинктивно пытается вырваться из такого слияния. Но как? Он пытается стать плохим – подсознательно, считая, что так его быстрее «отпустят».

Взрослые делают ошибки и в построении иерархических отношений в семье. Иногда родители ждут от детей поддержку и помощь, которую те дать не могут. «Давать поддержку — это обязанность вышестоящих или равных. Дети по определению не на этой позиции, — поясняет психолог. — Когда ребенок «спасает» родителей, когда его пытаются использовать в качестве опоры, в итоге мы получаем трудного подростка. Потому что на него взваливается ноша, которую он не может выдержать, и он начинает всех «строить»».

Тайна отнимает силы

Вероника Золотова и Елена Позднякова, сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +». Фото с сайтов estaltclub.com и b17.ru

Еще одним источником напряжения являются семейные тайны. Скажем, тайна усыновления или тайна диагноза. Некоторые подростки не хотят, чтобы окружающие знали, что они из приемных семей. Или что у них вич-положительный статус. Некоторые – сами об этом не знают, н о чем-то догадываются.

«У подростков бывают депрессии. Идет гормональное изменение, формируются разные психические процессы. Им трудно сдерживать эмоции. Трудно, оценить, например степень риска и строить долговременные планы. А теперь представьте: в таком состоянии ребенок еще и хранит тайну, испытывает страх, что кто-то может его разоблачить», — рассказывают Вероника Золотова и Елена Позднякова , сотрудники психологического центра «Пазл» и благотворительного фонда «Дети +».

Вместо того чтобы встраиваться в мир, ребенок тратит ресурсы на сохранение тайн. И тогда не хватает сил на достижения, на постановку целей. В итоге мы получаем трудного подростка, который ведет себя провокативно.

«Ребенок видит, как напрягается родитель, ища ответы на его неудобные вопросы, чувствует тревогу. Еще и родители накручивают – «никому не говори, это будет плохо, от тебя все отвернутся». В итоге ответы на свои вопросы дети ищут в интернете – и находят то, что хотят найти», — подчеркивает Вероника Золотова.

Приемные папы и мамы часто не подготовлены к последствиям обнародования диагноза. Они не знают, с какой реакцией ребенка столкнутся. Не знают, куда обратиться за помощью, а ведь перед контролирующими органами приемным семьям приходится демонстрировать успешность. Все это создает большой эмоциональный накал, и родителям, и детям трудно справиться.

Психологи убеждены — от ребенка не надо ничего скрывать. То, о чем говорят вслух, перестает так сильно пугать. На подростка влияет не сама тайна, а непрожитые чувства.

«Например, часто ребенку с диагнозами дают лекарства, но не рассказывают ему о его заболевании. Про таблетки говорят – это витаминки. Это ошибка. В какой-то момент ребенок не захочет пить «витаминки», и придется объяснять, что это жизненно важные лекарства», — приводит пример Вероника Золотова. А на фоне страхов возникают навязчивые мысли. Например, вич-инфицированные дети могут начать искать в себе признаки болезни, навязчивые мысли о смерти.

Конечно, принятие диагноза подростком — непростой процесс. Сначала шок, недолгий, но бурный эмоциональный всплеск. Потом – отрицание: у меня нет никакой болезни, живем как прежде. Третья стадия – агрессия, отказ от лечения, возможны суицидальные мысли, обвинение других в том, что с ним произошло. Потом начинается стадия депрессии. И тут важен значимый взрослый, который поддержит, выслушает. Наконец, пятая стадия –примирение с ситуацией, когда тоже крайне важна эмоциональная поддержка.

С кровной семьей встречайтесь на нейтральной территории

Юлия Курчанова, психолог программы «Профилактика социального сиротства» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Многие семейные пары в нашей стране хотят усыновить ребенка. Однако процесс усыновления чреват множеством сложностей - это многочисленные проблемы усыновления и удочерения детей. Часть из них связана с законодательством, часть имеет другие причины, но ко всем этим проблемам нужны быть готовым, если вы твердо решили усыновить ребенка .

Порядок усыновления

Проблемы усыновления и удочерения детей могут начаться с самой процедур оформления усыновления. Семейный кодекс Российской Федерации четко определяет, кто может стать приемными родителями:

  • Дееспособные граждане.
  • Достигшие возраста совершеннолетия.
  • С наличием постоянного дохода.
  • Состоящие в официально зарегистрированном браке.
  • Имеющие в собственности жилье и постоянное место жительства.
  • Не лишенные ранее родительских прав.
  • Не имеющие хронических заболеваний.
  • С отсутствием непогашенных судимостей.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, усыновление крайне маловероятно. Лучше всего сразу изучить список требований и по возможности устранить все преграды до подачи заявления.

Следующий этап усыновления - это сбор необходимых документов. В число основных документов для оформления усыновления входят:

  • Заявление, в котором будет изложена просьба на усыновление.
  • Медицинские справки о том, что оба родителя не имеют медицинских показаний, препятствующих процедуре.
  • Автобиография обоих родителей.

Все это необходимо только для получения разрешения на усыновление. Когда оно будет выдано, необходимо будет подготовить гораздо более внушительный список бумаг:

  • Справка с места трудоустройство с указанием должности и оклада каждого из родителей.
  • Справка из отдел внутренних дел, свидетельствующая о том, что оба родителя не имеют судимостей.
  • Свидетельство на право собственности на жилье, где будут проживать родители вместе с ребенком .
  • Свидетельства о заключении брака, при наличии детей - их свидетельства о рождении, справки о составе семьи из домового управления и т.д.
  • Документы, удостоверяющие личность родителей - то есть паспорта.

Проблемы усыновления в России могут начаться на любой стадии сбора документов, как и в любом другом бюрократическом процессе в нашей стране.

Какие проблемы могут возникнуть далее?

Даже если разрешение получено и все документы собраны, перед будущими родителями может появиться еще немало проблем. Все их можно разделить на несколько групп: социальные, правовые, моральные, медицинские и т.д.

На усыновление ребенка проблемы социального плана влияют очень сильно.

Многие семьи, которые хотели бы взять ребенка из детского дома, не могут себе этого позволить из-за невысокого благосостояния.

Также препятствием социального плана может стать недостаточная жилплощадь. Родителям недостаточно иметь собственное жилье, в нем должно быть определенное количество квадратных метров, чтобы ребенок имел достаточно места. Во многом решение социальных проблем зависит от позиции территориальных органов опеки.

Правовые проблемы не менее распространены в нашей стране. Институт усыновления у нас не так развит, как на Западе, многие законы местного и федерального значения дублируют друг друга, создавая множество препятствий в усыновлении.

Очень сложный вопрос - это иностранное усыновление. Если вы хотите взять ребенка, который не является гражданином Российской Федерации, порядок оформления усыновления будет совсем иным.

Ребенку нужно будет поменять не только фамилию, но и гражданство.

Одна из самых актуальных проблем - это проблема адаптации нового члена семьи. Если вы берете ребенка не новорожденного , ему может оказаться сложно освоиться в новой среде. К сожалению, у нас не осуществляется на государственном уровне должная психологическая поддержка, которая понадобится родителям и, в первую очередь, ребенку, в первый год после усыновления.

Многие родители также сталкиваются с медицинскими проблемами. Часто от детей отказываются из-за наличия серьезных заболеваний, но также распространены случаи, когда дети из неблагополучных семей не страдают чем-то серьезным, но могут иметь различные, поначалу не выявленные болезни. Любым родителям, решившимся на усыновление, следует быть готовыми к тому, что о здоровье ребенка придется заботиться больше, чем они ожидали.

Иные препятствия

Существуют и другие, менее серьезные препятствия и проблемы усыновления детей, к которым также нужно быть готовым.

Одно из таких препятствий - это возраст родителей. Если потенциальные родители старше 40 лет, их шансы на получение ребенка значительно снижаются.

Несмотря на то, что в таком возрасте люди имеют более стабильное материальное положение, органы опеки часто отказывают родителям среднего возраста.

Также шансы на получение разрешения очень малы у одинокого родителя. Даже если он отвечает сем требованиям, разрешение на усыновления человеку, не состоящему в браке, выдается крайне редко.

Если у ребенка, которого вы хотите взять, есть братья и сестры, вы не сможете взять его одного. Усыновить или удочерить можно только сразу всех детей. И даже если вы на это согласны, ваши жилищные условия и материальное положение будут рассматриваться уже совсем по другим критериям.

Как решить проблемы?

Чтобы ускорить процедуру усыновления и повысить свои шансы на положительное решение, вы можете обратиться к специалисту. Грамотный юрист может помочь не только собрать необходимые документы, но и представит ваши интересы в судебных разбирательствах.

Как правило, минимум проблем возникает при усыновлении или удочерении ребенка из дома малютки.

Поэтому, если вы не имеете никакой кандидатуры и просто хотите завести ребенка, обратите внимание на самых маленьких. Такие дети проще адаптируются в семье и разрешение на их усыновления выдают куда охотнее.

К сожалению, в России отказаться от ребенка все еще гораздо проще, чем его усыновить. Но если вы твердо решили взять себе ребенка-сироту , все проблемы устранимы и все препятствия можно обойти, главное, чтобы у вас было желание и упорство.