Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии. Рекомендации для родителей "профилактика дисграфии". «Предупреждение оптической дисграфии


Стелла Егорова
Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители !

Сегодня у нас с вами не обычное собрание . Темой является проблема дисграфии в младших классах , которое берет начало в дошкольном возрасте . Также проведу фронтальное занятие с детьми совместно с родителями , научимся играть в игры, которые направлены на профилактику дисграфии .

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Чем опасна дисграфия ?

При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом дается письмо, особенно трудно им писать под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то у него в работе будет много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. У них очень плохой почерк.

Такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. И там тоже много ошибок.

Зачастую, особенно после 4 класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.

Со временем, дети-дисграфисты становятся «изгоями» , они не хотят участвовать в жизни школы, увиливают от общественных работ. Достигнув зрелого возраста , такие люди стараются найти работу, где ничего не надо писать.

Характерные ошибки при дисграфии :

Зеркальное написание букв, смешения графически сходных букв;

Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит («сапка» вместо «шапка» );

Ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твердости, глухости, звонкости (п-б, к-г) ;

Ошибки на уровне слога, слова, предложения и текста;

Ошибки, связанные несформированностью лексико-грамматических категорий.

В группу риска попадают дети :

1. Дети с общим недоразвитием речи.

2. Дети, у которых в 2-3 года была задержка в развитии речи.

3. Дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием.

4. Если ребенок левша или переученный левша.

5. Если у ребенка была травма головы.

6. Если к семи годам у ребенка не исправлены нарушения звукопроизношения.

7. Если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена.

8. Часто болеющий (особенно в раннем возрасте , ослабленный ребенок;

9. Ребенок, в семье которого наблюдались случаи дисграфии ;

10. Ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная работа.

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям :

1. Важно перед школой и в момент обучению чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук» , «буква» , «согласный» , «гласный» , «твердый согласный» , «мягкий согласный» , «слог» , «ударение» , «слово» , «предложение» .

Дошкольник должен понимать различия между :

Буквой и звуком;

Гласным и согласным;

Словом, слогом и звуком;

Твердым и мягким согласным;

Звонким и глухим согласным.

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками , чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза :

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О» и топни ножкой, когда услышишь звук «У» .

Разложи картинки на две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. д.)

Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т. д.)

Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука «П» положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук «Б» в домик со звоночком.

У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.

Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука «Ш» произносил звук «С» , но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорить «малыс» вместо «малыш» , или «космош» вместо «космос» . Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии :

Если услышишь звук «Ш» подними символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходит воздух, а если прозвучит звук «С» - покажи его символ (например, насос) .

Повтори за мной звуки, не перепутай : «Ш» «С» «Ш» , «С» «С» «Ш» , «Ш» «С» »Ш» и т. д.

Подними символ звука «Ш» , если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук «С» - подними символ звука звук «С» .

Посели слова со звуками «Ш» и «С» в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом : «В» , а не «ВЭ» , «Щ» , а не «ЩА» или «ЩЕ» , «Л» , а не «ЛЭ» или «ЭЛ» . Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» - «вэаза» , вместо «щука» - «щаука» , вместо «лапа» - «лэапэа» , потому что ребенок произносит название буквы как два звука. Возникает путаница в восприятии букв и звуков нашей речи. Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое, выполняйте упражнения по профилактике дисграфии .

Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук, ребенок пишет.

Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет ее и произносит (только один звук, обозначающий букву) : буква «Ш» , буква «Т» и т. д.

Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинается с одного звука. Например : рыба, руль, рысь – все слова начинаются со звука «Р» . Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

4. При обучению письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнить образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольниками упражнениями по профилактике оптической дисграфии :

Обведи букву;

Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

Дорисуй недостающие детали;

Зачеркни неправильно написанные буквы;

Выучи стихотворение про букву;

Какая буква получится, если добавить детали?;

Какая буква получится, если убрать детали?

Нарисуй букву в воздухе;

Сравни две буквы, чем они похожи, чем отличаются?

А теперь фрагмент совместного с родителями занятия .

Л.: Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях?

Д.: Звуки С и Сь.

Л.: Дайте характеристику этим звукам, вам в этом поможет Звуковичок.

Д.: Оба согласные, оба глухие, звук С – твердый, обозначаем синим цветом, звук Сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Л.: Играем в игру «Светофор» (с фишками) . На мягкий звук поднимаем зеленую фишку (родители , на твердый звук – синюю фишку (дети) .

Л.: С, СЬ, СЬ, С; СА, АСЬ,УС, СИ; СОБАКА, ОСИНА, СОСНА, ТАКСИ, СОСИСКА.

Л.: А теперь игра «Собери слово» (по первым звукам слова)

Л.: А теперь выполним звуко-слоговой анализ этого слова (работа с пособием) . Один ребенок работает у доски.

Л.: Давайте с вами выучим правило : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

Л.: Следующее задание, это работа с буквами. (каждому ребенку раздаются листочки, на них три палочки) . Задание детям :

Л.: Первую палочку превратить в букву Т. Вторую палочку превратить в букву П, а третью – в К.

Л.: Задание родителям : дописать буквы и прочитать слова (КИТ, КОТ)

Л.:И последнее задание. (Детям раздаются листочки, там пропечатаны разные буквы в три строчки) . Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки А,О.

Л.: Родителям задание : из букв собрать слово .

Л.: Молодцы, все справились.

В конце родительского собрания родителям были розданы

ПАМЯТКИ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ »

Одним из важнейших вопросов современной теоретической и практической логопедии, является профилактика нарушений письменной речи - дисграфии у детей. Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте, должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Если обратится к чисто логопедической стороне проблемы, связанной непосредственно с задачами обучения грамоте, то такими предпосылками будущей дисграфии являются:

  • отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
  • замены в устной речи одних речевых звуков другими;
  • несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа и синтеза слов;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Следовательно, главными разделами работы по устранению предпосылок дисграфии должны быть следующие:

  • формирование слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  • обучение простейшим видам фонематического анализа и синтеза слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

Предлагаю примеры фронтальных занятий по развитию фонематических процессов и формированию грамматических систем словоизменения и словообразования и обогащению словарного запаса, для детей старшей логопедической группы.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. - СПб., 2005.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003.
  4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. - СПб., 1999.
  5. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, 1972.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М., 2003.
  7. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб. 1995.
  8. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб. 1995.
  9. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2003.

Конспект фронтального занятия по формированию
фонематического слуха в старшей группе
по теме “Звуки [д - д’], буквы Дд”

Программное содержание: учить детей чёткому произношению звуков в слогах, словах, предложениях; закреплять навыки дифференциации согласных (звонкий - глухой, твёрдый - мягкий); определять позицию звуков в словах; совершенствовать умение фонематического анализа и синтеза; звуко-буквенный анализ слова “дом”, закреплять навыки образования относительных прилагательных, анализа предложений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Оборудование: предметные картинки со звуками [д-д’], буквы, символы гласных, согласных звуков - звуковички; полоски - символы слов, дома - синий и красный - для букв; игрушки - гномики; блюдца с манкой - для письма букв пальчиком, мяч, карточки с написанными буквами, фломастеры, бусы на шнурке из листиков или шишек с изображёнными на них буквами (гласными и согласными); большая разрезная картинка - дом, картинки 3-х домов - соломенного, кирпичного, деревянного, магнитофон, две дудки - большая и маленькая.

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети входят в группу.

Логопед: Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка ).

Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.

Представили?

Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц )

Слышится чей-то плач.

Логопед: Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.

Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?

Дети здороваются с гномиком.

Что с тобой случилось?

Почему ты плачешь?

Гномик: Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.

Дети: Конечно, поможем.

Логопед: Гномик, как же нам помочь тебе?

Гномик: Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.

Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).

Логопед: Что у вас получилось?

Дети: Получился дом?

Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове дом?

Дети: Звук [д]·

Логопед: Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.

Ду - ду - ду - давненько, встарь
В дудочку дудел дударь.

Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.

Дети имитируют пальчиками и произносят:

Ду-ду-ду-ду

Да- да- да- да

До - до - до - до

Ды-ды-ды-ды

Дэ - дэ - дэ - дэ

А теперь поиграем на маленькой дудочке.

Дя-дя-дя-дя

Ди-ди-ди-ди

Де - де - де - де

Дю-дю-дю-дю

Де - де - де - де

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами

Логопед: Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.

Пройдемте сядем за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед: Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.

Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).

Что происходит с ниточкой?

Ниточка рвется.

Мы не можем долго тянуть, петь звук [д].

Что мешает ветерку?

Зубы, язычок.

Значит звук [д] согласный.

Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?

Значит звук [д] звонкий согласный.

А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.

Давайте еще раз повторим, какой звук [д].

Дети повторяют и разгибают пальчики.

Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям ).

А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].

У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].

Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.

Давайте поиграем со звуками [д - д’].

IV. Произношение звуков в слогах.

а) Я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко

б) Следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами

да - до - дя - ди -
ду - ды- де - дю -
дэ - до- де - ди -
ды - дэ - дю - ди -
до - ды - де - дя -

V. Дифференциация звуков [д - д’]

Логопед: А теперь еще игра “Вы, готовы, детвора?”, игра называется “Твердый - мягкий”.

Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синего звуковичка, а если мягкий звук [д’], то зеленого.

а) Дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван.

б) Делать, долбить, догонять, дирижировать.

в) Деловой, домашний, деревянный, длинный.

VI. Произношение звуков в словах

И следующее задание:

а) Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее:

1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;

2) диван, дятел, дерево, тетерев;

3) домик, Тобик, доски, дорога;

4) дача, Даша, Таня, Дарья;

5) кони, дожди, доктора, дороги;

6) дождь, дружина, пружина, духи;

7) Дима, дама, рама, Даша;

8) дача, дочка, точка, дождик

б) А теперь с мячом игра:

Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.

Добавьте звук в начало слова:

(д) - омик, (д)- ворник, (д) - ыня, (д) - ождик, (д)- иван, (д) - орога, (д) - ача, (Д) - аша.

А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:

в) Следующее задание “Приготовьте свое внимание”.

Гном и дом

Жил да был веселый гном
Он в лесу построил... (дом)

Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал... (домик)

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко)

Старый мудрый гном – гномище
Выстроил большой... (домище)

VII. Определение позиции звука в слове

Дети встают, подходят к дереву с картинками.

Вот и гномик с заданием.

а) На картинки посмотри, ответ правильно скажи.

Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.

Отвечайте полным предложением, например: “В слове дом звук [д] звучит в начале слова”.

Ответы детей.

Теперь назовите слова со звуком [д - д’] в cepединe слова.

Ответы детей.

VIII. Работа над предложением

Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.

А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.

Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.

Посмотрите, из чего сделаны эти дома.

Ответы детей.

Из соломы - соломенный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из кирпича - кирпичный дом.

За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом “дом”.

Выложите схему своего предложения на столе перед собой.

Назовите свое предложение, сколько в нем слов?

Какое первое слово? Какое второе слово? и т.д.

lХ. Физминутка

Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.

а) Игра “Назовите слово по частям”.

Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.

(Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать)

б) А теперь поиграем повеселей, в игру “Домик”.

На поляне дом стоит - поднимают руки вверх , соединяют в виде крыши над головой.
Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки .
На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.
Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.
Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.
Слева ежик, справа волк - повороты головой.
Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.

Х. Знакомство с буквой Д

Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.

Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.

Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.

Буква “Д” на дом похожа,
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом,
Поселились дети в нем.

А как вы думаете, на что похожа буква Д.

Ответы детей.

В какой дом мы поселили букву Д?

На какую улицу?

Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.

Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.

Показ детям пальцем в воздухе.

Игра “Гласные - согласные буквы”

Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.

На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.

Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?

Работа и ответы детей.

Хl. Звуко-буквенный анализ слова - дом

Следующее задание другой гномик предлагает.

Сколько звуков я сказала? - До, ды.

Какой первый звук, какой второй звук?

А теперь ловите звуки [д, о, м].

Дети хлопают, ловят звуки.

Какое слово поймали?

Слово ДОМ.

Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН.

Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.

А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.

Какой первый звук в слове дом?

Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Что у вас получилось?

Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске )

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
И слова с ними составляем.

Изобразите слово “дом” под звуковичками - буквами.

А кто-нибудь выходите и составьте слово “дом” на доске.

Работа детей.

Давайте прочитаем.

А теперь замените букву О на букву Ы.

Кто хочет у доски это сделать?

Работа детей

Давайте прочитаем какое слово получилось/

XII. Итог занятия

Гномик: Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: “Раз, два, три Белоснежка выходи”.

Выходит Белоснежка из-за дома большого.

Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?

Дети: Звуки [д - д" ]

Белоснежка: А какой буквой они обозначаются?

Дети : Буквой Д.

Белоснежка: Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.

Работа детей.

Белоснежка с логопедом проверяют.

Белоснежка: Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.

Логопед: Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие?

Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обогащению словарного запаса у детей в старшей логопедической группе детского сада.

Тема: “Приставочные глаголы”

Программные задачи: закреплять знания детей об окружающем нас мире слов, о значимости слов, различении слов предметов, признаков, действий, развивать внимание, память, учить детей образовывать глаголы при помощи приставок, дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол, познакомить детей со схемой образования приставочных глаголов, учить выделять приставочную часть слов-действий, подбирать приставочные глаголы-антонимы, использовать схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, закреплять знания, воспитывать самостоятельность, активность, желание учиться в школе.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, бабочка на нитке, ваза, цветок, схемы образования приставочных глаголов, схемы-карточки приставок пространственного значения в глаголах движения, ширма, макет улицы, игрушечная машинка, 2 стакана, кувшин с водой, шкатулка, схемы слов-предметов, признаков, действий.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я хочу вам прочитать.

Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нет!
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Каждое слово имеет значение и смысл.

II.Сообщение темы занятия

Сегодня, мы продолжим путешествие в страну слов. Ведь мир слов, который нас окружает, имеет волшебную силу: пожелаешь кому-то здоровья - и он выздоравливает. С помощью одних слов можно совершать чудеса, но можно и сделать много плохого. Если их неправильно употреблять, нас могут не понять, поэтому мы должны узнать о словах как можно больше.

Можно ли слово мяч катить по полу или кидать? – Нет

А что можно сделать со словом?

Слово, можно сказать, услышать, написать, прочитать.

Для чего нужны слова?

Ответы детей.

Вспомните, пожалуйста, здесь живут слова предметы, которые отвечают на вопрос кто? что?, слова признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?, слова действия, которые отвечают на вопрос что делают? (На магнитной доске расположены схемы слов предметов, признаков и действий)

Я покажу на схему, а вы придумаете соответствующее слово и объясните, что оно значит.

Давайте поиграем в игру“Доскажи словечко”.

Картинки-стихи:

Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)

А какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что сейчас весна?

Назовите весенние месяцы.

Ответы детей.

III. Изучение нового материала

Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с намиВесь луг танцует вальс.

Весной все просыпается, оживает, радуется, и у нас на занятии повеяло весной, к нам в гости прилетела красивая бабочка.

Сегодня мы с вами продолжим изучать слова-действия, похожие по звучанию, а бабочка нам в этом поможет.

Давайте за ней понаблюдаем.

Бабочка летает по нашему кабинету и всё рассматривает.

Давайте все вместе называть - что делает бабочка?

Ответы детей.

Бабочка на стол - Прилетела

Бабочка со стола - Взлетела

Бабочка к вазе - Подлетела

Бабочка вазу - Облетела

Бабочка в вазу - Залетела

Бабочка из вазы - Вылетела

Бабочка с вазы на цветок - Перелетела

Бабочка с цветка - Слетела

И от нас бабочка - Улетела.

Назовите, пожалуйста, слова-действия, похожие по звучанию, кто какие услышал и запомнил.

Индивидуальные ответы детей.

Обращаю внимание детей, что слова похожи по звучанию, но у всех этих слов-действий разное начало, а одинаковая часть - это слово летела.

Знакомлю детей со схемой образования приставочных глаголов.

Одинаковую часть слова летела, я обозначу красной полоской (прикрепляю к фланелеграфу), а к ней я добавлю начало частичку -при- и получится новое слово - прилетела (добавляю к красной полоске на фланелеграфе синюю полоску).

А теперь, добавим к слову летела - частичку под, получим слово - подлетела.

И так разобрать с детьми все слова действия: облетела, залетела, вылетела, перелетела, слетела, улетела.

Вот сколько новых слов можно получить от слова летела, добавляя к нему разные частички.

Я знаю еще такое слово, от которого можно получить много новых слов, добавляя к нему разные частички.

Посмотрите, что я сейчас буду делать, подойдите, пожалуйста, поближе.

Что я сейчас буду делать?

Лить воду.

Правильно, лить воду.

Ребята, давайте попробуем образовать новые слова - действия добавляя к слову лить разные частички.

На столе приготовлены: два стакана, кувшин с водой, цветок.

Дети подходят к этому столу.

Помогите мне назвать нужные слова-действия.

В стакан воду из кувшина можно что сделать? - Налить.

Дети договаривают хором.

Петя, налей из кувшина в стакан воды.

Что делает Петя?

Наливает воду.

В стакане воды немного, можно еще в стакан воды? - Долить.

Маша, долей воды в стакан.

Что делает Маша?

Доливает воду.

Можно цветок из стакана водой, что сделать? - Полить.

Ира, полей цветок.

Что делает Ира?

Поливает цветок.

Можно воду из одного стакана в другой что сделать? - Перелить.

Оля, перелей воду из одного стакана в другой.

Что делает Оля?

Переливает воду.

Можно из стакана в кувшин немного воды, что сделать? - Отлить

Андрюша, отлей немного воды из стакана в кувшин.

Что делает Андрюша?

Отливает воду.

Можно всю воду из стакана в кувшин, что сделать? - Вылить.

Женя, вылей воду из стакана в кувшин.

Что делает Женя?

Выливает воду.

А теперь, посмотрите на эту картинку, можно зимой каток, что сделать?

Что делает мальчик?

Заливает каток.

Правильно.

Сколько много новых слов вы получили, добавляя к слову лить разные частички, молодцы!

Давайте, повторим, как мы получили новые слова.

Дети подходят к фланелеграфу.

Как мы от слова лить получали новые слова?

Добавляли к нему разные частички.

Работа со схемой образования приставочных глаголов.

Как мы получили слово - налить?

И так разбираются все слова: долить, полить, вылить, перелить, отлить, залить, слить.

Молодцы! Хорошо работали.

Давайте немного отдохнем.

IV. Физминутка

Влад с корзиной в лес пошел (шаги на месте). Всю поляну обошел (поворот на месте). К старой елке подошел (2 шага вперед). И огромный гриб нашел (присесть).

Выполнить два раза.

Назовите похожие по звучанию слова-действия из услышанного стихотворения.

Ответы детей.

А как вы думаете, от какого одного слова мы их получили?

От слова шел.

Как мы получили слово - пошел.

Так разобрать слова: обошел, подошел, нашел.

V. Рассказ про маленькую машинку. Составление рассказа детьми

А сейчас я хочу рассказать вам историю про маленькую машинку.

Дети садятся на скамеечку перед макетом.

Я буду вам рассказывать, а вы мне немного помогать.

Я буду показывать действие с машинкой, и начинать предложение, а вы его закончите, подсказав мне нужное слово-действие.

Жила-была на свете маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать.

Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она из гаража … Выехала.

Машинка по дороге … Поехала.

Машинка к мостику … Подъехала.

Машинка на мост … Въехала.

Машинка с моста … Съехала.

Машинка к елке … Подъехала.

Машинка елку … Объехала.

И той же дорогой вернулась назад.

И тихо машинка в гараж … Заехала.

Никто даже не догадался о путешествии машинки.

Я рассказала вам историю, а вы мне помогали, молодцы!

Назовите, какие вы услышали похожие по звучанию слова-действия.

Индивидуальные ответы детей.

Во всех словах, что вы назвали, какое начало, одинаковое или разное?

Как вы думаете, а к какому одному слову мы добавляли разные частички, чтоб получились новые слова?

К слову ехала.

Правильно.

Ребята, теперь вы расскажите мне эту историю, а помогут вам рассказать вот эти схемы. Возьмите себе по карточке, составьте предложение и подумайте, кто начнет и кто продолжит.

Дети составляют рассказ, каждый ребенок по предложению, с помощью карточки-схемы.

Молодцы! Вижу, сколько вы много новых слов научились получать, добавляя к одному слову разные частички.

Да, но я сейчас вас проверю, давайте поиграем в игру "Скажи наоборот".

Въехала на мост - съехала.

Въехала в ворота - выехала.

Подъехала - отъехала.

Переехала - объехала.

Приехала - уехала.

Заехала - выехала.

Молодцы!

VI. Пальчиковая игра “Две подружки, две портняжки”

А теперь еще игра, вы готовы детвора?

Две портняжки, две подружки (показать ладошки)
Взяли в руки по катушке: (сжать пальцы в кулачки)
Даше сшили сарафан,
Деду вышили кафтан, (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Бабушке жакет зашили,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки старой (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Перешили галстук новый,
А девчонкам и мальчишкам
Подшили по штанишкам.

Какие похожие слова вы называли?

Как вы думаете, к какому слову вы добавляли разные частички, чтобы их получить?

Молодцы! А теперь пройдите на свои места, к нам спешит еще одна гостья, Фея Грамотея.

VII. Задания Феи Грамотеи

Здравствуйте! Я пролетала мимо и решила вас навестить. Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми, и вы сегодня на занятии учились образовывать новые слова-действия и правильно их употреблять.

Я даже хочу попросить вас мне помочь.

Мне нужно отправить письмо ребятам в школу, но у меня ничего не получается, злой колдун заколдовал мое письмо, части слов в нем перепутались, послушайте, что получилось, помогите мне исправить ошибки.

Весной первыми из теплых стран слетели (прилетели) грачи. Они залетели (подлетели) к старым кормушкам, но кормушки оказались пусты. В поисках мест для гнезд грачи прилетели (перелетели) через огромное поле и подлетели (залетели) в городской сквер. На деревьях остались старые грачиные гнезда, где хозяйничали воробьи. Увидев грачей, птичьи озорники перелетели (слетели) с чужих гнезд. Скоро в этих гнездах появятся маленькие грачи.

Дети исправляют ошибки. Объясняют, какую частичку нужно добавлять к слову летели, чтобы получилось правильное предложение.

Спасибо! Вы подружили слова в предложениях, теперь я смогу отправить его ребятам в школу.

Вы просто молодцы, но мне пора лететь посмотреть, как занимаются другие дети.

VIII. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня славно потрудились. Расскажите пожалуйста, чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? А теперь, если вам понравилось занятие, то возьмите с себе синюю бабочку, а если очень понравилось, то возьмите красную, и можете взять их с собой на прогулку.

Консультация для родителей

«Занятия по профилактике дисграфии и дислексии
в подготовительной группе детского сада»

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям . Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи , испытывает большие трудности в обучении чтению. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии и дисграфии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики чтения и письма может быть доведено до уровня нормы у 82 % детей . Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении чтению и письму, показывает роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков . Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи . Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

На основании вышеизложенного следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжать и расширять работу по совершенствованию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

Консультация для родителей "Предупреждение «зеркальности» на письме"

В начальной школе в процессе обучения у детей возникают различные трудности, в частности «зеркальность» при письме. Предпосылки этого явления могут быть выявлены и устранены ещё в дошкольном возрасте. «Зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии, связанных с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Не менее 23 букв русского алфавита вызывают затруднение из – за свойств зеркальности.

В процессе обследования ребёнку можно предложить следующие задания:

В каждой паре букв показать правильно написанную;

Придумать и рассказать, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

Выявить «зеркальность» зрительного восприятия можно, применив такой тест. Взять два карандаша, положив один из них на столе в вертикальном направлении, другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребёнка, чтобы он, глядя на этот образец, проделал то же самое со своими карандашами. То же самое можно делать и в процессе рисования разных простых предметов, фигур.

Неправильное воспроизведение букв говорит об устойчивом характере имеющихся у ребёнка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений.

Прежде чем приступить к работе по устранению «зеркальности» надо провести подготовительный этап, помогающий развить у ребёнка ориентировку на собственном теле. Начинать здесь следует с воспитания у него четкой дифференциации правой и левой руки: «Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?»Затем упражнять ребёнка правильно находить свою правую ногу, правый глаз, левое ухо, правую щеку.(Попрыгай на левой ноге. Положи левую руку на правую щеку.) Параллельно следует учить ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны, объясняя ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого нужно задать вопросы о местонахождении различных предметов: «Шкаф слева или справа от тебя? И т. д. Когда ребёнок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу: «Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы». Только после усвоения особенностей пространственного расположения предметов ребенок сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве Б. Сразу начинать работу с усвоения детьми начертаний букв малоэффективно. Для четкого усвоения понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр» с ними полезно проводить различные игры: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква; определение букв, написанных на карточках правильно и зеркально; игра «Чудесный сундучок» (ощупывание картонных букв с закрытыми глазами); Определение букв, написанных на спине, руке, ладони; игра «Буква сломалась» (нахождение недостающих элементов букв); нахождение букв в геометрических фигурах; рисование букв на песке, снегу; поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумленных» букв и др.

Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдёт больше предметов, тот и победил.

« Угадай – ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае правильного произнесения слова.

«Исправляй – ка». Произнесите слова с дефектным произношением и попросите ребёнка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

« Кто больше?» Посоревнуйтесь со своим ребёнком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесёт без ошибок.

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

Искажение букв и недописание элементов;

Замена рукописных букв графически сходными;

Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

Штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления


Цель: способствовать формированию у родителей обучающихся элементарного представления о дисграфии как специфическом нарушении письма при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте.

1. Ознакомить родителей с видами дисграфических ошибок.

2. Способствовать формированию чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

3. Ознакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

2. Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

3. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

4. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

bРугать ребёнка, показывать ему свое раздражение . Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

cОбычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

dСтараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

5. Как понять, что у ребёнка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил) , которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

Примеры дисграфических ошибок:

пропуск букв,

перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),

добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

замены букв:

Звонких и глухих согласных (з има – «с има»),

Гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лё ша – «Лю ша»),

К - г - х (сух ой – «суг ой»),

Сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим »),

- с - ш, з - ж, с - щ (с обака – «ш абака», ж ук – «з ук», щ ётка – «с ётка»),

- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс » - «заяч »),

оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),

слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),

раздельное написание частей слова («по бежал»),

отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях »).

6. О чём следует помнить, развивая речевой слух?

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима ).

Слова состоят из слогов (зи - ма ).

Слоги состоят из звуков [з"], [и] .

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

А, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- е, ё, ю, я - йотированные:

обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: я ма, ю ла, мая к, зая ц, семья );

либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: бер ёза, м яч) .

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

Твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э ),

Мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я ).

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

7. Как помочь ребёнку с дисграфией?

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

Игры на развитие слухового внимания

"Разговор шпионов "

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом . При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

"Слышим звон и знаем, где он "

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (ш уба, уш и, кош ка).

Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ча - - са - -

ча - - - са - - -

ча - - - - са - - - -

Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

"Волшебные превращения ":

а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух –сох;

в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

"Цепочка бесконечности ": от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: д ом м ак к от т опор р ука.

"Перевёртыши ": назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

«Какой звук убежал (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

Упражнение "Редактор ".

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м .

Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан . Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.