Тема времена года в подготовительной группе. Конспект открытого занятия " Времена года" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Ход занятия в старшей группе детского сада


1.воспитательная задачи:

3.Задачи на развитие речи:

Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;Тема занятия: «Четыре времени года».

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Четыре времени года».

Программное содержание:

1.воспитательная задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

Учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

Развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

Закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Материал к занятию:

Музыка, овощи и мешочек, подбор картинок, игрушка Буратино, мяч, листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры.

Предварительная работа:

Поход в лес, к реке, по улицам села. Уборка территории детского сада вместе с воспитателем и родителями. Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстрационного материала, рисование пейзажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»:

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли!

Вос – ль: В нашей группе дружат все дети и взрослые.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

Вос – ль: Сегодня мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами.

С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас. В других землях и странах все по иному.

Вос – ль: Какое сейчас время года?

Д: Осень.

Вос – ль: Какая внашем краю осень?

Д: Холодная, теплая, пасмурная, солнечная, дождливая, разноцветная (просмотр картин осени)

Вос – ль: что хорошее вы знаете о осени? Что осенью плохо? Что такое урожай?

Игра «Чудесный мешочек»

Вос – ль: Прислала вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопаты, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи фрукты оказались в чудесном мешочке. Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке. Достаньте это и опишите.

Вос – ль: Вот прошла осень и наступила…(Зима)

Вос – ль: Какая зима в нашем краю?

Д: Снежная, холодная, долгая, белая, веселая.

Физкультминутка «Зимние ветры»

Вос – ль: Какие зимние игры вы знаете?

Д: Санки, лыжи, снежки, коньки.

Вос – ль: А какой бывает зимой праздник?

Д: Новый год

Вос – ль: Устали от снегов и буранов

И из под снега очень нежно

Появляется подснежник.

Растопило солнце лед,

В гости к нам весна идет.

Вос – ль: что происходит весной?

Д: Все просыпается, появляются первые цветы, все оживает: животные, насекомые, птицы. Все радуется весне.

Загадки о весне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Что вниз вершиной растет?

(сосулька)

Синенькая шубка покрыла весь мир.

(небо)

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Пробуждается от сна.

(медведь)

Вос – ль: За собой ведет весна какое время года?

Д: Лето.

Вос – ль: Какое лето в нашем краю?

Д: Теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное.

Вос – ль: Что хорошего приносит с собой лето? Что летом может быть плохо? Приглашает нас лето поиграть.

Игра «Кто лишний» (выбрать несоответствующую картинку)

Слышится стук в дверь, появляется Буратино.

Бур – о: Ой – ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для своего садика?

Д: Сажали цветы на участке, убирали листья, собирали семена цветов, поливали цветы.

Бур – о: Я вот нашел листья, но знаете, они какие – то очень грустные. Посмотрите на них. Они не умеют улыбаться. А вы умеете? Ну скорее улыбнитесь. А как же нам их развеселить? Что такое радость? Покажите, рассмешите.

Вос – ль: А давайте, ребята, сделаем веселое лицо листочкам и оставим в нашей теплой группе, чтобы им всегда было весело. Давайте сначала попробуем сделать глазки. А теперь что мы сделаем? (носик) Но и конечно дорисуем улыбку. Пусть теперь это все подсохнет, а мы посмотрим, что у нас получилось. Листочки получились у нас очень веселыми.

Бур – о: А я на прощанье хочу поиграть с вами в мяч. Я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии понравилось. (Буратино прощается с детьми)

Вос – ль: Вот какие чудесные времена года побывали у нас. И мы с вами тоже молодцы. Все мы знаем о нашей природе, о нашей погоде.


«Времена года»

Задачи.Познавательная : продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; расширять знания учащихся о временах года; показать своеобразие, неповторимость, красоту каждого времени года; учить дискутировать. Коррекционно-развивающие: р азвивать внимание, речь, мышление, творческие навыки. Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, родному краю,творческой активности . Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, макет дерева,листочки, снежинки, надписи времён года; иллюстрации овощей, фруктов, ежа, грибов (съедобные, ядовитые); картинки птиц (перелётные, зимующие), грамоты.

Ход занятия; I . сообщение темы

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакомо слово «природа».

Что она означает? (растения, птицы, животные)

Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

Сегодня мы поговорим о временах года.

Послушайте внимательно загадки

1. Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле. (весна)

2. Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это -. (лето).

3. Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами. (осень)

4. Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица-. (зима)

Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

II .«ЧЕТЫРЕ ДОЧЕРИ ГОДА». (читает воспитатель)

Давным – давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег – все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь идет… люди от этого очень страдали.Высоко – высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени ГОД! Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья.. она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким льдом. Ее звали Зима.Вторая дочь была озорная и веселая. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед. Созывать птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя Лето.Последнюю дочь звали Осень. Она была очень грустная. Она умела поливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут. Кого из них оставить. Сказано – сделано. И вот все девушки по очереди отправились на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.Наконец пришло время выбирать. Царь стал спрашивать у людей: «Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было? А что вы скажете о Весне? Лете и наконец об Осени?» и люди ответили, что нам полюбились все твои дочери, потому что каждая из них принесла нам что – то новое и полезное.Задумался царь. И впрямь. Как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая их моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время».Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди Зима, Весна, Лето и Осень.

Ребята мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по временам года. Сегодня на нашем занятии мы посмотрим, как вы научились различать времена года, определять последовательность времен года, месяцев. Итак, мы отправляемся в путешествие.

III .Игра “ Кроссворд-Цепочка”

Учащиеся разгадывают кроссворд, затем берут надписи месяцев встают последовательно, как идут месяцы в году и проговаривают их на русском и казахском языках.

Кроссворд Зима

1. С ней мы верим в существование сказки (З има)

2. Жаркий, знойный,
Душный день.
Даже куры ищут тень. (
И юль)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
Что за месяц это? (
М ай)
4. Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи? (
А вгуст)

Кроссворд Весна

1. Последний летний месяц (А в густ)

2. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ... (Ф
е враль)

3. Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (С ентябрь)

4. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас встречает? (Н оябрь)

5. А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (А прель)

Кроссворд Лето

1 . В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе... (Апре
л ь)

2. Снег колючий по земле
Гонит ветер в... (Ф е врале)

3. Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц... (Мар т )

4. Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (О ктябрь )

Кроссворд Осень

1. Какой месяц перед декабрем? (Н о ябрь .)

2. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит (С ентябрь)

3. Году конец и начало зиме (Д ек абрь)

4. Начинает календарь
Месяц с именем... (Я н варь)

5. Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябр ь)

IV .Игра “Путешествие по временам года”

Чтобы нам вспомнить приметы времен года, нам поможет игра.

Класс делится на 4 команды, каждая команда должна выбрать ленточку по цвету сезона, укрепить ее на дерево, рассказать об времени года и по сезону выбрать листья, закрепить на дереве. Итак, начинаем защиту времён года.

Воспитатель: Синего цвета! Почувствуйте, какой он холодный. Вам становится холодно. Прислушайтесь… слышите. Как трещит мороз? Как хрустит снег под ногами? Перед вами ЗИМА!

«Зимушка – Зима! »

Ученик: Особенно красивы фотографии зимней природы сразу после обильного снегопада. Природавыделяется множеством белых ярких тонов за счет обильного покрытия снегом и бледно-голубыми оттенками безоблачного морозного неба. Зима покрывает белым одеялом уставшую за год природу, заковывает ледяными узорами водоемы и одевает деревья в снежные наряды. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Все мы рады «проказам матушки-зимы». Лепим снежную бабу, мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.Много прекрасных строк написано великими поэтами и писателями о красавице-зиме.Народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Красота белоснежных просторов природы способна заставить поверить, даже, в существование сказки.

Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса,

Покрыто всё сугробами,

Заснежены леса.

Воспитатель: Прикоснитесь к Волшебной полоске Зеленого цвета ! Почувствуйте ее прохладу. Прикосновение теплого ветерка. Слышите, как журчит ручеек? Как звонко поют птицы? Как плачет сосулька? Пред вами ВЕСНА!

«Весна! Весна! Как воздух чист. »

Ученик: Природавесной светла и открыта, лес, еще не одетый в листья, просвечивается лучами ясного солнца, на небе вырисовываются первые кучевые облака.Солнышко припекает все больше, снег тает, бегут ручьи, набухают на ветках почки, появляются первые весенние цветы – подснежники.Буквально несколько дней и природу не узнать, зашелестит молодыми листьями нарядившийся лес, зазвучит радостное пение птиц. Одно из самых любимых времён года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, но стоило пригреть солнышку, и мы почувствовали первое дыхание весны.С давних пор повелось славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами…Зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. Складывали в народе пословицы и загадки.Пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел.Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! Вслушайтесь в песню весны. Весна наполняет природу свежим ароматом предстоящего лета, готовит природу к предстоящему периоду роста и цветения.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая,

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

Воспитатель: Прикоснитесь к Волшебной полоске Красного цвета! Почувствуйте какая она горячая. Ощутите прикосновение легкого ветерка. Слышите, как трещит кузнечик? Как жужжит шмель? Полюбуйтесь полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, васильками.Перед вами ЛЕТО.

«Лето! Ах, лето. »

Ученик: А как красива природа летом. Природа лета благородна и красочна, насыщена плотными красками зелени в контрасте с ярким голубым небом. Приступило к работе жаркое лето. Весь лес расписало лето сочной зеленью. Лето принесло нам картинки с изображением луговых цветов.Деревья во фруктовом саду развесили яблоки и груши, на кустиках ягоды разбросало. Заглянуло солнце на луга и затеяло там весёлый сенокос.Прошумит летний дождь, наступит прохлада и появятся в лесу те, что не любят жаркого солнца и прячутся от него в прохладной тени - грибы.Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, времячудесных встреч и поездок.Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Время купания в речке, шумных игр.Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой. Но к концу лета природа уже меняет свои оттенки с ярких и сочных тонов на пожелтевшие и спокойные, трава начинает сохнуть, на деревьях появляются первые золотистые листочки, первые вестники приближающейся осени!

Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

В поле красная гвоздика,

Красный клевер…

Погляди-ка:

Воспитатель: Прикоснитесь к Волшебной полоске ЖЕЛТОГО цвета! Почувствуйте прохладу. Слышите, как идет дождь. Как опадают листья с деревьев и шелестят под ногами? Прислушайтесь…Это прощаются с нами перелетные птицы, они улетают в теплые края. Перед вами ОСЕНЬ.

«Осень постучалась к нам золотым дождем»

Ученик: Особенно красива природа в период золотой осени, когда солнце дает теплые тона, листопад превращает тропинки в золотистые дорожки, а листья украшают деревья в желтые с красным одежды, что лучше всего передает глубину чувств и настроение природы в осенний период времени года. Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство красок; леса, одетые в багрянец и золото.Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.А могучий столетний дуб-богатырь будто одет в медную кованую броню. Рядом аппетитные кисти рябины.Сегодня мы приглашаем вас войти в этот «мир торжества и печали» - вмир красоты осенней природы.В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, вьёт,ревёт, сверху льёт и снизу метёт.Осенью всё с огородов убирают. Это – время заготовок. Помидоры снимают, капусту рубят. Огурцы солят на зиму.

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер.

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

Воспитатель: Почему каждое время года имеет свой определенный цвет? Зима – синий, Весна – зеленый. Лето – красный. Осень- желтый.

Порой задумываешься: а какое время года самое лучшее, самое красивое? Каждое по – своему красиво! Любуясь красотой природы, находишь в каждой из них что – то прекрасное, интересное и необычное.

V .«Отгадай загадки» (конкурс капитанов)

Ведущий: А сейчас я буду загадывать загадки, а вы-отгадывать.

Загадки для команды «Лето»:

Все его любят, а поглядят на него-так каждый морщится. (Солнце)

Крашенное коромысло над рекой повисло.(Радуга)

Загадки для команды «Осень»:

Всех наградила, всех загубила.(Осень)

Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.(Осень)

Загадки для команды «Зима»:

Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не объехать.(Узор на стекле)

Сели детки на карниз и растут все время вниз.(Сосульки)

Загадки для команды «Весна»:

Доброе, хорошее, на всех людей глядит, а людям на себя глядеть не велит.(Солнце)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.(Ручеек)

VI .Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!

VII .В и к т о р и н а «Явления природы».

Воспитатель: В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга.

Сейчас каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

Зима) Лютая, снежная, вихревая, вьюжная, студеная, бесснежная .

Весна) Радостная, нарядная, румяная, теплая, звонкая, чарующая, цветущая .

Лето) Солнечное, теплое, грозовое, горячее, душистое, зеленое, урожайное, щедрое.

Осень) Грустная, золотая, безлиственная, ветреная, слякотная, сырая, хмурая, дождливая, дивная .

VIII .Игра «Когда это бывает? »

Команды друг другу задают вопросы «Когда это бывает» и «Назови время года», ответы на русском и казахском языках.

Команда Зима.

1. Деревья сбросили наряд

И обнажённые стоят.

Но что за чудо? Как цветок.

На ветке маленький. (листок) (Листопад - осенью.)

2. От цветов в полях

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром. (О лете)

Команда Весна.

1. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный, -

Чистый маленький. (подснежник).(Весной.)

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя. (О зиме)

Команда Лето.

1. Много снега намело.

Птичкам стало голодно.

Смастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку.

Прилетай ко мне скорей,

Забияка-воробей.

Прилетай ко мне, сестрица,

Желтогрудая. (синица).(Зимой.)

2. Черемуха душистая

Развесившись стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. (О весне)

Команда Осень.

1. Это - девочка Наташка

В ярко-розовой рубашке.

Над Наташкой вьётся пташка.

В поле зацвела. (ромашка).(Летом.)

2. От цветов в полях

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром. (О лете)

IX .Игра «Забавы».

В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.

Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

Весна - пускание корабликов, игра в классики, плетение венков из одуванчиков.

Лето - плавание, игра в футбол, запускание воздушного змея.

Осень - сбор осенних листьев, грибов,ягод.

(Учащиеся выставляют рисунки с сезонными забавами.)

X .«Доскажи словечко»

Ведущий: Итак, начнем с команды «Весна»:

1. Яростно река ревет

И разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел?(Апрель)

2.Она весну встречает-

Сережки надевает,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь…?(Березку)

Ведущий: «Лето»:

1. Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый….(Василек)

2. Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(Лужам)

Ведущий: Молодцы! А теперь прошу приготовиться команду «Осень»:

1. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная…(Картошка)

2. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый-все довольны.

Так приятен он на вкус!

А зовут его…(Арбуз)

Прошу команда «Зима»:

1. Два березовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их…(Лыжи)

2. Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня…(Коньки)

XI .«Знаешь ли ты приметы?»

Ведущий: У меня в руках конверты, внутри которых написаны задания. Вы возьмете их, прочитаете задание и дадите ответ.

Конверт «Зимы».

1. Где раньше начинает таять снег, в лесу или городе? (В городе, так как там снег грязный.)

2. Если зайцы поздно начали белеть, то какой ждать зимы: поздней или ранней? (Поздней.)

Конверт «Весны».

1. Прилет каких птиц считается началом весны?(Грачи.)

2. Если листья березы начинают желтеть от верхушки, какой будет весна: ранней или поздней?(Ранней.)

Конверт «Лета».

1. С цветами какого кустарника у нас начинается лето?(Шиповник.)

2. Если зима теплая, то каким будет лето: Теплым или холодным?(Холодным.)

Конверт «Осени».

1. Сырое лето и теплая осень. Какая будет зима: долгой или нет?(Долгой.)

2. Что означает утренний сентябрьский туман: к дождю или к ветру?(К ветру.)

Воспитатель: Вот мы прошли весь год, все времена года.

Каждое время года по-своему интересно и прекрасно.

XII . Круг радости

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и встанем вокруг нашего дерева. Посмотрите, какой у нас получился большой круг, наш круг- это земля, а дерево –это природа которую мы с вами должны охранять, беречь. Посмотрите друг на друга мы с вами все разные, как и дочери царя Года. Улыбнитесь друг другу, подарите своей улыбкой тепло- которое нам дарит лето, радость которую нам приносит весна, веселье- которое мы получаем от зимних забав, от осени щедрость и богатство. Оставайтесь такими же дружными, сплоченными, как 4 дочери царя Года.

Мы поздравляем все команды. Сегодня мы убедились, что наши участники конкурса хорошо подготовились к приключениям времен года и смогли доказать нам, что природа хороша во все времена года.

Итог занятия.

Что нового вы узнали на занятии?

Кто из сестер понравился вам больше? Почему?

Что понравилось вам на занятии?

Занятие окончено. Спасибо всем за активную работу

КГУ «Вспомогательная школа-интернат» УО ВКО

Развлечение

Времена года

Воспитатель: Лоу Е.Н.

Г.Семей 2015-2016 учебный год

Коррекционно-развивающее занятие «Времена года» предназначено для детей 5-6 лет, на развитие основных психических процессов.

На данном занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей.

В течение коррекционного занятия детям предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Для активизации внимания детей использовано художественное слово. Продолжительность коррекционного занятия: 25 минут.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников "Времена года"»

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Времена года»

психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

педагог-психолог, Дунаева Н.А.

г. Новочебоксарск, 2017

Программное содержание.

Цель: систематизировать представления детей о времени года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих временам года; учить находить признаки самостоятельно; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать мышление, внимание; память; умение сравнивать; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку.

Психолог : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

А в какое, вы узнаете из сюжета (СЛАЙД)

О чем же мы будем говорить с вами? Как выдумаете?

(Ответы детей. О временах года).

Сколько времен года? (Ответы детей. 4).

Какие времена года вы знаете?

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?

    Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

    Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

    Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

    Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …….. (Осень).

Психолог : Молодцы, как вы и сказали всего 4 времени года (весна, лето, осень, зима).

Все времена года сменяются по очереди, за летом идет осень, за зимой весна.

игра «Назови соседей»

Назовите мне, пожалуйста, соседей ко времени года весна …, зима … ,те которые идут до и после указанного.

Конверт с письмами от времен года

Игра «Бывает-небывает»

Ой, какое необычное письмо поступило на электронную почту от времен года. Ребята вам, нужно быть особенно внимательными. Времена года нарочно допустили ошибки в своем письме, когда вы услышите, что данные признаки не подходят к времени года, должны фиксировать ошибки хлопком в ладоши.

Послушайте

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах , играю в песке, леплю снеговика , хожу в шортах, отмечаю женский праздник 8 Марта , собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год , хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках .

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке , сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи .

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю , чищу дорожки от снега, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными

Игра «Чего не достаёт?»

Психолог : Вот такие дары принесла осень, как вы думаете, какого предмета недостает во втором ряду. Посмотрите внимательно, подумайте. Предметы в ряд и в столбец не должны повторятся. (СЛАЙД)

(Ответ детей)

Игра «Что лишнее?»

Психолог : Еще одно задание приготовили нам времена года. Ребята, вам нужно посмотреть, и определит какая одна из четырех картинок лишняя, и почему? (Ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, и скажите мне, какая из этих картинок лишняя и почему? (СЛАЙД мальки катающийся на лыжах )

(Ответы детей)

Как вы думаете, что здесь лишнее (СЛАЙД мальчик вешающий кормушку для птиц )

(Ответы детей)

А, что же здесь лишнее (СЛАЙД мужчина сметающий листву)

(Ответы детей)

Физкультминутка «Бабочка» .

Психолог призывает детей к себя, и стоя выполняют движения.

Дети садятся за столы. Работа на индивидуальных бланках.

Психолог: Ребята, найдите в первом ряду картинку наиболее подходящую к времени года «Осень» и обведите в кружок,

Во втором - лето

В третьем – зима

В четвертом - весна.

Проверим?

Молодцы справились.

бланк « Найди и вычеркни и обведи »

Ребята, посмотрите внимательно, вот такие дары принесла нам осень вам нужно зачеркнуть одной чертой все овощи, все фрукты обвести в кружок. (СЛАЙД бланк «Найди вычеркни и обведи »)

Давайте проверим, сколько предметов вы вычеркнули и обвели в первом ряду назовите (Ответы детей) во втором и т.д.

Бланк «Что нужно мальчику?»

Раскрасьте, пожалуйста, предметы красным цветом, что пригодится мальчику летом, а синим, то что зимой.

Давайте проверим. Правильно.

Молодцы.

Психолог: . Ай, да молодцы, вы были очень внимательными (психолог смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, - в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Вам понравилось такое путешествие?

Обратная связь .

Вопросы к детям:

Назовите самое холодное время года?

А какие вам еще известны времена года?

Какие природные явления происходят в это время года?

Что нового и интересного вы узнали на занятии.

Спасибо. До свидания .

Обведи в кружок соответствующие осени, лету, зиме, весне.

Найди вычеркни и обведи

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,