8 марта этот праздник связан. Международный женский день - история и традиции праздника. Как появилсяМеждународный женский день


Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается 8 марта.

В ряде стран Международный женский день 8 Марта является национальным праздником: в Китае , КНДР, Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Лаосе, Монголии и Уганде.

После распада СССР некоторые республики бывшего Союза продолжают праздновать 8 Марта, некоторые поспешили избавиться от советского наследия. В Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Туркмении, Узбекистане, Украине, Абхазии 8 Марта по-прежнему отмечают Международный женский день.

В Таджикистане по инициативе президента страны с 2009 года праздник стал называться День матери . Этот день в Таджикистане остался нерабочим.

В Туркмении Международный женский день не отмечался до 2008 года — женский праздник был перенесен на 21 марта (день весеннего равноденствия), соединен с Наврузом — национальным праздником весны, и назывался Национальным праздником весны и женщин. В январе 2008 года президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов внес изменения в Кодекс законов о труде и


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

Во время военных действий 1914 года европейское население забыло о данном празднике. Но, после того как к власти пришли большевики, весенний женский день начали опять отмечать. В течение нескольких лет на территории России, Украины, Беларуси, Казахстана 8 Марта девушки не получали каких-либо подарков, так как праздник был признан политическим, в этот день проходили торжественные митинги и собрания. После ухода Сталина появилась традиция дарить тюльпаны, а уже в 1965 году праздничный день стал официальным выходным.


В каких странах 8 Марта — праздник? К примеру, в Украине, Беларуси и России к женскому дню сформировался довольно-таки особый подход.



Весенний день стал законным выходным днем. В Международный женский день здесь положено радовать милых дам, дарить им подарки и цветы. Принято считать, что весна - время для любви, для начала хорошей жизни с чистого листа, появления цветов и зелени. И совершенно неслучайно, что именно в это время мужчины засыпают поздравлениями женщин, ведь они светятся лучезарной улыбкой.





Германия — это еще одна страна, где празднуют 8 Марта, но по-своему. Данный день не относится к числу выходных, так как в его основу положена социалистическая история. И даже раньше, когда жители Восточной Германии поздравляли девушек, в западной части страны о таком мероприятии даже и не слышали.


После того как произошло объединение государства, весенний день получил некоторое распространение. Но, как бы там ни было, четкая традиция его празднования так и не сложилась. Невзирая на то что в источниках общественной информации пишется о женском празднике, свои поздравления и подарки немцы преподносят женщинам в День матери, приходящийся на май месяц. В этот день милые дамы забывают о различных домашних делах и заботах.


Что касается Франции, так здесь не особо принято праздновать 8 Марта. В информационных источниках упоминается об этом событии, но говорится о том, что его чествуют, в основном, коммунисты и те, кто относится к левым. Местные женщины будут чувствовать себя настоящими королевами в День матери, его отмечают в начале мая. Вот только возникает некий конфуз, так как это торжество никаким образом не касается молоденьких девушек. Здесь их, как правило, поздравляют в День всех влюбленных.


Особенности Международного женского дня у итальянцев




Италия относится к списку тех стран, где еще отмечают 8 Марта. Начиная с 1946 г. мимоза выступает в этой стране символом женского дня. С того момента родилась традиция дарить женщинам этот цветок. Вот только стоит отметить, что данный праздник здесь не является выходным. Отмечают женский день довольно-таки по-особенному. Самое интересное, что женщины не проводят это торжество со своими мужчинами, а собираются веселым коллективом и отправляются в ресторан или кафе. В вечернее время по всему Риму открыты различные бары со специальной программой от стриптизеров. Вход для женщин в такие заведения бесплатный. Если вести разговор о более дорогих заведения, таких как рестораны, то вход для мужчин-итальянцев здесь запрещен. В этой стране считают, что 8 Марта сюда могут приходить исключительно женские компании, а мужчины приезжают в конце вечера и оплачивают счет.


Есть и такие женщины, которые желают отметить праздник со своими вторыми половинками. В таком случае собираются дружным коллективом дома за торжественным столом. Итальянцы любят 8 Марта, и, что приятно, умеют его отмечать. На праздничном столе главным атрибутом выступает мимоза.


Женский день по-болгарски




Болгарию можно отнести к числу стран, где празднуют 8 Марта. Единственное, что, как и во многих других странах, он проходит обыденно. Для местных жителей это простой трудовой день, поэтому у мужчин есть отличный шанс подарить свои теплые слова не только любимым женщинам, но и коллегам по работе. Зачастую в этот день по окончании рабочего времени в офисах накрываются праздничные столы, или же все сотрудники идут в ресторан.


В последние годы у женщин, проживающих в Болгарии, по разным причинам отношение к Международному женскому дню немного охладело, некоторые просто начали воспринимать этот день как символ социалистических времен. Но, несмотря ни на что, это замечательный праздник, когда есть возможность сказать родному человеку теплые слова, устроить небольшую сказку и подарить хорошее настроение.



«Честита Баба Марта! » — так поздравляют болгары друг друга по национальной традиции — 1 марта, с первым днем Весны. Этот национальный праздник любят все болгары. Легенда гласит: Хан Аспарух в день празднования создания нового государства Болгарии — получил весточку от своей сестры Калины о том, что сестра жива и здорова. Сестра отправила Хану и подарок в виде букетика цветов, связанных красной и белой нитями. Хан очень обрадовался подарку и приказал с тех пор этот день 1 марта праздновать цветами, перевязанными красными и белыми нитями.




Китай нельзя отнести к странам, где празднуют 8 Марта. Этот день для местного населения проходит довольно-таки незаметно. Единственные, кто может получить официальные поздравительные письма в этот день, так это пожилые революционерки. Кроме того, в Китае не положено никому презентовать срезанные цветы. Поэтому в праздничный день букеты покупают исключительно иностранцы, в основном россияне.


Женский день во Вьетнаме




Впервые здесь начали поздравлять женщин более двух тысяч лет назад. Тогда этот праздник посвящали вечной памяти отважных сестер Чынг — активисток освободительной войны против агрессии Китая. На сегодняшний день 8 Марта признан как официальное торжество, которое отмечают с большим удовольствием. Поэтому если у вас спросят, где в мире празднуют 8 Марта, то смело можно ответить, что во Вьетнаме.


Литовский Международный женский день


После раскола Советского Союза в Литве прекратили официально праздновать Международный женский день, но жители, говорящие на русском языке, традиции празднования все же сохранили. Только вот в настоящий момент в Литве праздник женщин воспринимают как начало весны и называют Международным днем женской солидарности. У большинства населения страны 8 Марта ассоциируется с советскими временами. В этот день, как и в Польше, работают все цветочные ларьки, и уровень продаж букетов выше, чем в День влюбленных




Многие люди интересуются вопросом о том, в каких странах постсоветского пространства празднуют празднуют 8 Марта и как? И именно в России, Украине, Белоруси и Казастане? В эти странах сложились одинаковые особенные традиции, связанные с этим праздником. В женский день среди прекрасной половины человечества нет никакого разделения. Поздравления получают абсолютно все, даже самые маленькие. Конечно же, как и во многих других странах, традиционным подарком выступают цветы. На 8 Марта женщин освобождают от всех домашних обязательств. Приготовлением еды, уборкой и другими домашними делами занимаются мужчины.


Праздник есть у всех женщин мира




К сожалению, на сегодняшний день довольно-таки немного стран, где празднуют 8 Марта. Тем самым то, что праздник международный, ставится под сомнение. Радует только то, что в каждой стране есть праздник женщин. Абсолютно не имеет значения, как он называется, главным остается то, что мужчины не забывают о своих женах, матерях, дочках, сестрах. Женщины любят внимание, поэтому не забывайте о них!


С праздником дорогие женщины!


Нажмите, чтобы прослушать

8 Марта: неженская история праздника. Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене. . Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась. Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь – жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая – но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку – Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату. Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!). 8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек - так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное – права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах. Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт – после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто – именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает. И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее – Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире – во всяком случае на государственном уровне – этот праздник праздником не стал. Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта: – О, завтра у вас русский Валентинов день! На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта – это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки. Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин. Так или иначе – день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта – Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее… А у нас в России – после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал: Когда-то вы нас увели из рая, На край земли, на самый-самый край… Зачем вы это сделали – не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая, Нас возвращать хоть ненадолго в рай… И как теперь Земле не крутануться, Без вас туда нам точно не вернуться!

Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене.

Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась.

Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь - жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая - но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку - Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату.

Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!).

8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек — так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное - права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах.

Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт - после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто - именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает.

И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее - Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире - во всяком случае на государственном уровне - этот праздник праздником не стал.

Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта:

- О, завтра у вас русский Валентинов день!

На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта - это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки.

Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин.

Так или иначе - день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта - Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее…

А у нас в России - после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал:

Когда-то вы нас увели из рая,

На край земли, на самый-самый край…

Зачем вы это сделали - не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая,

Нас возвращать хоть ненадолго в рай…

И как теперь Земле не крутануться,

Без вас туда нам точно не вернуться!

С самого детства прекрасные дамы с нетерпением ждут чудесный праздник – 8 Марта, в честь которого им приносят поздравления, цветы и подарки. Мужчины с наступлением этого весеннего дня превращаются в галантных кавалеров, оказывают своим любимым женщинам знаки внимания, говорят им приятные слова и готовы выполнить любой каприз. Но разве могли бы вы подумать, что, в отличие от сказочных историй появления многих праздников, история возникновения праздника 8 Марта уходит корнями далеко в прошлое и тесно переплетена с непрекращающейся борьбой женщин многих поколений и народов за свои естественные права и равенство полов?

Истоки праздника из древних времён

История Античной Греции упоминает первое выступление женщин против сильного пола, когда Лисистрата с целью остановить военные действия объявила сексуальную забастовку. В Древнем Риме, напротив, женщины почитали мужей, и существовал особый для представительниц прекрасного пола день, в который мужчины одаривали своих матрон (свободных замужних женщин), а невольные рабыни получали освобождение от работы. Весь римский народ в праздничном одеянии и приподнятом настроении отправлялся на поклонение в Храм богини Весты, охранительницы домашнего очага.

По мнению некоторых специалистов, возникновение 8 Марта может быть связано с поистине мудрым и героическим поступком Есфири, любимой жены персидского царя Ксеркса. Женщина, будучи иудейкой, скрыла своё происхождение от мужа и взяла с него клятву защитить её народ от врагов. Есфирь спасла евреев от грозившего им нападения персов, поэтому день 13 Адара, приходившийся на период с конца февраля по начало марта, стал праздником Пурима. В 1910 году, когда был официально закреплён Международный женский день, Пуриму отмечали точно 8 марта.

Международные основы Женского дня

Во все времена женщины стремились к равноправию с мужчинами и достигали своих целей разными способами: хитростью, умом, лаской – но порой обстоятельства требовали решительных открытых выступлений. С такими событиями связана история праздника международного женского дня 8 марта 1857 года, когда жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской. В результате выступления была создана профсоюзная организация, в список членов которой были впервые включены представительницы женского пола для представления своих интересов, что стало большим достижением и вдохновило активисток во всём мире.

Спустя ровно 51 год нью-йоркские женщины вновь отстаивали свои права, выйдя на митинг. К лозунгам прошлого выступления на этот раз добавились требования о получении женщинами право отдавать свой голос в качестве избирателя. Шествие было разогнано местными органами правопорядка с применением струй ледяной воды, однако выступающие добились создания конституционной комиссии для рассмотрения вопроса о женском голосовании.

В 1909 году по решению партии социалистов США последнее февральское воскресение было объявлено национальным женским днём, празднование которого было ознаменовано парадом свободных американских женщин ежегодно до 1913 года.

Следующей вехой в истории праздника 8 Марта стала копенгагенская вторая Международная конференция работающих женщин 1910 года, на которой присутствовало более сотни активисток из многих стран мира.

Немецкая социал-демократка Клара Цеткин, основываясь на опыте американских единомышленниц, выдвинула предложение установить Международный день солидарности женщин, которые объединяются, выступая за социальное, экономическое и политическое равенство полов.

Предложение было принято единодушным решением делегатов конференции. В течение 3-ёх последующих лет женщины ряда европейских стран, таких как: Германия, Австрия, Дания, Швейцария – праздновали учреждённый день проведением шествий и демонстраций, однако единая дата не была определена. Только к 1914 году праздник был привязан к дате 8 марта в мировом масштабе.

Через 61 год, в 1975 году, ООН провозгласила 8 марта Международным днём женщин на официальном уровне и предложила своим государствам-участницам приурочивать мероприятия, направленные на преодоление проблемы гендерного неравенства, именно к этому дню.

Отечественная история возникновения 8 Марта

История праздника 8 Марта в России отсчитывается с 1913 года, когда в петербургской хлебной бирже собралось около полутора тысяч человек на научные чтения, касающиеся вопросов прав женщин. 23 февраля 1917 года (по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта - по новому григорианскому) жительницы Северной столицы снова отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». Это событие случилось накануне Февральской революции: спустя 4 дня последний монарх великой Российской империи, Николай II, отрекся от престола, а получившее бразды правления временное правительство наделило женщин избирательными правами.

В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе в честь советских коммунисток, храбро выступивших против врага в военное время и проявивших самоотверженность в построении мирного общества.

Современный подход

Международный женский день официально закреплён как нерабочий день и празднуется практически во всех республиках на постсоветском пространстве с незначительными переносами в дате и изменениями в наименовании. Так, в России, Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украине и ряде стран СНГ праздник не претерпел изменений, в Таджикистане теперь 8 Марта получило название Дня матери, в Армении его отмечают 7 апреля и именуют Днём матери, красоты и весны. А вот Литва и Эстония после распада СССР поспешила избавиться от пережитков прошлого и исключила из перечня праздников этот день.

По прошествии времени праздник 8 Марта лишился политической подоплёки и стал скорее днём женщин-матерей, а не женщин-воительниц. Мужья, сыновья, братья, коллеги стремятся поздравить своих жён, матерей, сестёр и сослуживиц, выказать им свою любовь и расположение в этот день. Читайте также, . И идеи подарков любимой маме к Женскому дню .