Родные просторы. Обычаи и традиции якутов Якутские национальные праздники


По приглашению Правительства Республики Саха на прошлой неделе побывал в Якутии на ритуальном празднике лета Ысыах.

Ысыах - весенне-летний праздник в честь якутских божеств и наступления нового года. Для скотоводческих народов свойственно отмечать завершение годового цикла в день летнего солнцестояния. На праздновании, которое длится два дня, якуты играют, танцуют и веселятся, не забывая, впрочем, и о традиционных молитвах и обрядах.

Честно говоря, поначалу казалось, что нас ждет обычное лубочно-туристическое представление, но я заблуждался. У якутов сильны национальные традиции и, наверно, главный показатель популярности праздника в том, что на нем очень много молодежи. Приезжают большими компаниями и семьями, живут в палатках, многие ходят в костюмах и участвуют в национальных играх.

Я разбил репортаж о празднике на две части: в первой я расскажу о более современной и "светской" части Ысыаха, а во второй покажу ритуальное мистическое действо, в котором десятки тысяч людей встречают восход солнца...

Прилетев в Якутию, сразу из аэропорта отправились на праздник.

Ысыах располагался в поле в пяти километрах от аэропорта, но ехали мы больше часа. Была огромная пробка, поскольку вся область стягивалась к месту празднования. Забегая вперед, скажу, что пробка сохранялась вплоть до пяти утра следующего дня, когда проходил обряд по встрече солнца:

3.

Некоторые умники, поднимая жуткую пыль, пытались объехать по обочине, и выглядело это как большое хамство. К счастью, якутские божества внимательно следили за происходящим и наказывали отдельных выскочек в назидание всем остальным:

4.

Местные дизайнеры креативно прокачали дорожный знак:

5.

Наконец, показался Ысыах. Все поразились масштабом происходящего:

6.

На входе "растет" Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания. Оно присутствует во многих эпосах и легендах у якутов. По традиции надо обойти его вокруг по часовой стрелке 3 раза, это принесет счастье, деньги и богатство.

7.

8.

Ысыах собирает, как правило, более 200 тысяч человек со всех улусов - районов Якутии, которых всего 35. Гулянья длятся два дня, на это время люди ставят палатки:

9.

Каждый отделяет свою территорию саламой - длинной веревкой из конского волоса с нанизанными на нее дарами для духов. Пространство внутри ограждения называется тюсюлгэ. Так же по традиции навязывают разноцветные ситцевые лоскутки - и хозяева, и гости тюсюльгэ.

10.

На протяжении праздника алкоголь не продается во всем Якутске. А вообще алкоголь с прошлого года в Якутии продается с 14:00 до 20:00:

11.

12.

Мне показалось, что чем-то напоминают Ысыах. Суть та же - гулянья, знакомства, национальные игры и обряды - только масштаб на Байкале куда меньше:

13.

Фильтрованную питьевую воду развозят бесплатно:

14.

15.

Тюсюлгэ бывают не только у обычных гостей, но и у всех крупных компаний и городских округов и районов. Администрации подходят к обустройству тюсюлгэ загодя и нередко возводят большую деревянную постройку - урасу. После праздника постройки остаются на весь год:

16.

Многие ходят в национальных костюмах:

17.

18.

19.

Красивое широкое платье, которым девушка создала тень для своего ребенка, называется халадай. Серебряные украшения на груди - илин кэбисэр. По традиции это не просто красивые безделушки, а сложный визуальный код , в котором каждый элемент имеет свой смысл. Девочки в Якутии начинают носить их с пяти лет и по ходу жизни украшение меняется, обрастая новыми и новыми деталями:

20.

21.

22.

23.

Алтан Сэргэ - ритуальный столб, коновязь, один из главных символов праздника. Похожие сэргэ есть у бурятов на Байкале.

Считается, приложение к этому столбу заряжает энергией на весь будущий год авансом. Люди стоят в очереди по два часа и терпеливо ждут. Дойдя до Сэргэ, надо прижаться или потрогать каждую из восьми сторон:

24.

Около каждой грани стоят минуту. Никто никого не торопит:

25.

Речка неподалеку называется Старица. Обычно во время Ысыаха не так жарко, но в этот раз было +33. Местные сказали, что впервые видят, чтобы посетители массово купались в реке:

26.

Тут же предприимчивые якуты организовали развлечения на воде:

27.

Национальная борьба Хапсагай чем-то похожа на вольную борьбу. Нужно все время стоять на ногах. Как только коснулся землю любой другой частью тела (например, даже пальцем), то проиграл:

28.

Прыжки через нарты. Национальный спорт на скорость. Выглядит очень эффектно, временами даже кажется, что внизу лежат гимнастические лягушки:

29.

Показ моды - первый международный конкурс национальных костюмов Этно-Эрато. Много участников и зрителей (вернее, судя по шляпкам - зрительниц):

30.

Тюсюлгэ Осуохай - здесь участники праздника поют и танцуют национальный танец осуохай. В прошлом году на празднике Ысыах был установлен рекорд Гиннеса по самому большому этнографическому танцу в мире, в котором участвовало одновременно более 15 тысяч человек:

31.

В тюсюлгэ "Единой России" выступала Паша Бояркина - якутская звезда. При этом пела почему-то песню Кети Пэри "Fireworks":

32.

Традиционные для любых гуляний (и не только якутских) развлечения. На этом турнике толстая палка крутится по оси на подшипниках - провисеть три минуты и сорвать банк нереально:

33.

За сто рублей можно посоревноваться в меткости:

34.

Для детей установлены горки и надувные замки:

35.

Очень популярен прокат электровелосипедов:

36.

Катание на лошадях:

"Беспроигрышные" лотереи:

38.

39.

Национальный вид спорта Мас Тардысыы - перетягивание палки. Надо выиграть 2 раза. Если ничья, тянут третий раз. По сути, соревнование похоже на перетягивание каната, только более компактно и один на один:

39.

40.

После этого мы поехали гостиницу, чтобы вернуться к четырем утра на встречу солнца. Это было очень красиво и здорово, в следующем посте ждите подробный рассказ!

41.



Ысыах
- якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.

Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.


Национальная одежда . Ысыах - долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.


Игры Дыгына. Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике "Ысыах Туймаады” проводятся состязания боотуров- "Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем "Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада - название долины, в которой расположен г. Якутск и его окрестности)



Конкурс сказителей-олонхосутов . Олонхо - древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.


Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.

Церемония распития ритуального напитка - кумыс. Кумыс - напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь». Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека. Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу "Олонхо" – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий? – Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного и духовного достояния. Игры народов, включаясь в общую программу, канву этого мероприятия, становятся еще более весомыми и значительными. Богатыри Олонхо были такими же сильными, выносливыми, что и наши современные спортсмены. Ведь в Олонхо описаны и состязания в силе, ловкости. Этим я хочу подчеркнуть, что стремление к физическому совершенству было в крови наших предков. Олимпийские медали Романа Дмитриева, Павла Пинигина, Александра Иванова и других наших выдающихся спортсменов – вот откуда берут свое начало! – Не случайно местом проведения выбрано село Сунтар? – Да, можно так сказать. В Сунтаре, по мнению многих наших исследователей, ученых, общественности, наиболее полно сохранились вековые традиции и культура народа саха, в частности, каноны проведения национального праздника Ысыах и хороводного танца Осуохай. Благодаря подвижническому труду Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола были приумножены народные традиции. Пора вернуться к истокам, привлечь сам народ к участию в мероприятиях праздника, возрождать вековые традиции народного единения. Об этом говорилось на последнем заседании Оргкомитета в Сунтарах, например, Андрей Саввич Борисов подчеркивал именно эти моменты. И я согласен с ним. Сунтарский улус – родина Тимофея Степанова, нашего знаменитого художника. Темой многих его работ были сюжеты Олонхо. Имена просветителя и мецената Георгия Терешкина, народного писателя Леонида Попова, поэта Кюндэ, династии Самсоновых широко известны якутянам. – Сунтар славится и своими именитыми спортсменами… – Да. Любители спорта, вольной борьбы знают и почитают имена первых наших чемпионов Альберта Захарова, Владимира Данилова, Семена Зедгенизова, Алквиада Иванова, Петра Попова и других. Это целая эпоха в спорте! Александр Иванов, наш третий участник Олимпийских Игр, родом из Сунтарского улуса и этим летом его родина примет участников Игр народов Якутии. – Сунтар знаменит еще и своими музеями… – Музеи наших выдающихся педагогов, краеведов Бориса Андреева, Георгия Бессонова, Николая Иванова когда-то гремели не только по республике, но и на весь Союз ССР. И потому сегодня к приему гостей готовятся и организаторы туризма. Разработаны туристические маршруты: Крестях – Тойбохой – Сунтар – Эльгяй – Кутана – Ыгыатта. Не стоит забывать, что первый алмаз был найден, а первый бриллиант был огранен на земле Сунтарской. Разве не интересен этот факт для развития туризма! – Во время проведения Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске, III Спортивных игр народов Якутии в п. Хандыга Томпонского улуса и XVII Спартакиады по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары в с. Майя Мегино – Кангаласского улуса участников размещали по объектам образования и культуры. Производили капитальный и текущий ремонт зданий, озеленяли и облагораживали территории. Объекты получили "вторую жизнь", качественно улучшилась социальная инфраструктура районов… – Этот уникальный опыт оправдал себя. Игры меняют облик наших сел и поселков. Поэтому предусмотрены работы по ремонту и реконструкции существующих объектов, где будут проходить соревнования и культурные мероприятия, а также места размещения и питания участников и гостей. Хандыга, Майя, Мирный, теперь Сунтар получили и получают обеспеченные всем необходимым спортивные объекты и станут точкой притяжения для спортсменов близлежащих улусов, республики, будут способствовать развитию физической культуры, занятий спортом. Это делается ради молодого поколения. Такова политика нашего президента и правительства по преобразованию села, закреплению молодежи, куда входит программа газификации, строительства сельских школ и больниц. – Любому человеку запоминаются церемонии открытия – закрытия, культурная программа того или иного мероприятия, зрелищность и содержательность которых во многом определяют его успех. На древней земле Олонхо – в Сунтарском улусе, где традиционно проводятся знаменитые ысыахи, наверняка планируется что-то грандиозное? – Культурная программа составлена разнообразно и интересно. Как всегда этим занимаются профессионалы во главе с Андреем Борисовым. Непосредственно над сценарием работает группа во главе с известной поэтессой, тележурналистом Сайа – Натальей Михалевой и молодым, талантливым режиссером Саха театра Сергеем Потаповым. В Программе важное место займут открытие Дома Олонхо, Культурно-этнографического комплекса имени С.А. Зверева, республиканский фестиваль исполнителей Олонхо и республиканский фестиваль запевал национального танца Осуохай. В культурной программе всего примут участие свыше двух тысяч профессиональных работников и членов самодеятельных коллективов. Министерством культуры Республики Саха (Якутия) совместно с Управлением культуры Сунтарского улуса для подготовки культурных мероприятий в рамках проведения Игр утверждена концепция открытия и закрытия IV Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия), сценарный план открытия Республиканского ысыаха "Алгыс тўстэниитэ". В культурной программе упор сделан на участие местных коллективов. И не только из Сунтарского улуса, также будут представлены коллективы Мирнинского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного улусов, ансамбли "Еркен", "Сандал", "Гулун", труппа Саха цирка из г. Якутска, Национальный театр танца. Примут участие и другие известные артисты и группы. Например, рок-группа "Ай-тал". – Участие каждого жителя улуса, республики в подготовительных работах имеет исключительное значение для проведения таких крупных и значительных мероприятий на должном организационном уровне. Александр Константинович, что бы Вы хотели сказать якутянам? – Вы правы. Якутяне всегда поддерживают проведение республиканских мероприятий, и они становятся самыми настоящими народными праздниками. Возьмите, к примеру, прошлогодние ысыахи Победы. На каком подъеме и энтузиазме прошли! В республике возрождены традиции меценатства. Например, в Сунтаре мы все знаем выдающиеся примеры меценатства: Нина Герасимова, построившая в в улусном центре церковь, Владимир Крыжановский, построивший в Кутане школу. Я назвал только самые крупные их пожертвования. В этом году мы должны воздать дань памяти таких выдающихся деятелей, как Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон. Это не просто юбилейные даты, а возможность осмыслить их деятельность, творчество. Ведь они оказали огромное влияние на духовное развитие республики. Мы надеемся на поддержку общественности и всего населения республики. Ысыах Олонхо – это праздник единения и взаимопонимания, дружбы народов, это диалог культур. И всем нам надо объединиться во имя благородных целей и задач национального праздника "Ысыах" и Спортивных игр народов республики и провести их достойно, на высоком организационном уровне! Якутия всегда славилась своими богатыми традициями, северным гостеприимством, доброжелательностью, многовековой дружбой народов, уважением к традициям и истокам. Помните стихи народного поэта Якутии Семена Данилова: Новых дерзаний и новых идей торжества – Древних костров продолженье, итог вдохновенный, Свет несказанный… Как он философски воспел связь времен, преемственность и движение вперед! А еще "быть с веком наравне" – какие строки! Вот этими замечательными словами хочу в завершение пожелать всем якутянам успехов и удач!

В прошлом году. В населенных пунктах Якутии начали отмечать национальный праздник народа саха - Ысыах, ставший в республике всенародным. Администрация каждого муниципального образования самостоятельно определяет дату праздника. Например, в Якутске Ысыах будут отмечать два дня - 24 и 25 июня. Праздник пройдет в местности Ус Хатын. Нынешний Ысыах посвящен героическому эпосу народа саха - Олонхо, который был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Праздник имеет глубокие корни, богатые традиции, отличается богатой плаитрой обрядов и ритуалов. Издревле предки якутов собирались на Ысыах в конце июня, перед началом летней страды. Начинается праздник с обряда кормления огня, благословения - алгыса и церемонии кумысопития. Неизменными до сегодняшнего дня остались многие составляющие Ысыаха - украшение тюсюльгэ (площадки), конные скачки, состязания ботуров, обряды очищения, встречи солнца и другие. Традиционно проводятся во время Ысыаха конкурсы запевал осуохая, тойуксутов, олонхосутов, исполнителей на хомусе. В Якутске праздник начнется ранним утром церемонией встречи гостей. На разных тюсюльгэ в этот день будут работать различные выставки-ярмарки: национальной кухни, изделий народных мастеров и ремесленников. Свои концертные номера подготовили все ведущие творческие коллективы Якутии - детские, народные и профессиональные. Большое театрализованное действо "Славься, земля Олонхо!" откроет Ысыах. Ежегодно в Ысыахе принимают участие все национальные общины города, представители различных землячеств и диаспор. Также нынче в рамках праздника пройдут конкурс мантровой песни, фестиваль молодежной культуры, конкурс красоты "Туйарыма Куо", конкурс на самую длинную косу, на лучший национальный костюм. Как всегда, большое внимание привлекут спортивные состязания по якутской борьбе хапсагай, мас-рестлингу, национальным прыжкам куобах, кылы и ыстанга. Самого универсального спортсмена Якутии выявит турнир Игры Дыгына. Одним из любимейших зрелищ гостей Ысыаха являются конные скачки. В этом году призовой фонд соревнований составил около трех миллионов рублей. Всего ожидается шесть заездов на разные дистанции. Традиционно свой приз на дистанции 2000 метров выставляет президент республики Вячеслав Штыров - два миллиона рублей. В ночь на 25 июня начнется программа "Белые ночи Туймады". Молодежь, не обремененная пока браком, готовится к мероприятию под названием "Имэн". Испокон веков во время Ысыаха друзья и родственники знакомили друг с другом молодых незамужних девушек и холостых парней. С некоторых пор это действо возрождено и вызывает большой интерес якутян. С церемонии встречи солнца начнется в три часа утра второй день Ысыаха. Сразу после этого гостей праздника будут угощать блюдами якутской национальной кухни, пройдут различные обряды. В воскресенье будут подведены итоги большинства конкурсов, состоятся церемонии награждения победителей. Завершится праздник обрядом благодарения духов местности Ус Хатын. Ожидается, что на Ысыах в Якутск прибудут почетные гости со всей России и нескольких зарубежных стран, в частности, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков.

Тем не менее, 21-22 июня якутяне в глубине сердца чувствуют праздник. Голландский путешественник И.Плес, в конце 17 века проезжавший через Сибирь в Китай, является первым ысыахчытом-иностранцем, оставившим письменное свидетельство об этом древнем празднике. Он писал, что Ысыах справляют «с большой торжественностью», а также отметил, что празднующие «разводят костры и поддерживают их всю ночь».

Кроме костров (кстати, жгут ли их сейчас всю ночь?), иных обрядов и деталей проведения, Ысыах имеет свои неписаные правила участия в нем, о которых хотелось бы напомнить сейчас. Мы вполне могли что-то упустить, так что будем благодарны дополнениям и замечаниям.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. Посетить в начале праздника алгыс (благословение). Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. Встреча солнца. Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. Кумыс и мясо – попробовать обязательно, в наслегах их раздают всем. Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. Нельзя быть пьяным на ысыахе – Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться – по той же причине.
  3. По неизвестной причине существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это старинный обычай.
  4. «Черным шаманам» запрещено посещать Ысыах. Тоже из глубин веков.
  5. Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».