Что такое самостоятельность ребенка. Самостоятельность ребенка: что это? Какие методы применять


Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком. С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельными? Корни лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения. Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины. Несамостоятельный ребенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми. У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка. Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать. Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом. Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная». Приобщайте детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты. Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить. Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее. Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей. Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

НА ЧТО ПОХОЖА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; “способность рассчитывать только на свои силы”; “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на “самостоятельных” и “несамостоятельных”, могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: “Ну вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!” Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”. Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше – профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Правило 2

Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует. Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на моих глазах, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его “законного” права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Тот же Дима в 6 лет совсем не возражал, чтобы его одевали и раздевали – никаких скандалов он больше не закатывал. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым – здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая “асоциальность”, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний “нормативности” действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот “всеобщий результат” или “всеобщий эффект” – непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают “приступы” детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – “всеобщий эффект”, о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление (вспомните Диму) – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия “нормативного”, “общепринятого”.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь “модной” теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями – как любой односторонний крен.

Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Причины несамостоятельности

Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к жизни, в которой он будет сам отвечать за свои поступки, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность, как черта характера, очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:

  • Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Рассмотрим основные НЕ правильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
  • — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.

  • Авторитарное воспитание , при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
  • Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
  • Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..

  • Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка , также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
  • Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
  1. требовательность к ребёнку
  2. принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
  3. воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей

Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность. Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность. В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в . Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике 🙂

Самостоятельность ребёнка — естесственное заложеное с детства качество каждой личности

  • Как воспитать самостоятельность у ребёнка? Самостоятельность изначально заложена в каждом ребёнке. Развитие самостоятельности у детей должно начинаться с рождения. Малыш с первых дней жизни самостоятельно учиться всему вокруг. Задача родителей укрепить веру в себя у ребёнка и развить в нём самостоятельность. Не мешайте ребёнку быть самостоятельным и не мешайте получать результат от самостоятельной деятельности. Даже если ребёнок ошибается, дайте довести до конца. Поддерживайте, давайте советы, но не мешайте.Обязательно хвалите ребёнка, какой молодец и как хорошо поступил. Дайте ребёнку какую-то взрослую задачу: пусть поможет Вам с уборкой или мытьём посуды. Конечно, самостоятельность ребёнка и её границы всё равно должны задавать родители, но всё же наберитесь терпения и не ругайтесь, если ребёнок делает что-то не так. Постепенно шаг за шагом вы вырастите достойного помощника. Вы обязательно будете гордиться своим ребёнком, в хорошем смысле слова! 🙂
  • Также, чтобы научить ребёнка самостоятельности, важно знать , чтобы он был способен адекватно выразить свои мысли.
  • В начальных классах, хорошо бы начать давать — это залог правильного финансового воспитания и самостоятельности.
  • Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком жёстко, будьте мягче , иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду вообще. Если итог вышел не очень, но не концентрируйте внимание на результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался когда помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании самостоятельности у ребёнка.
  • Кстати ещё один очень хороший способ приучить ребёнка к самостоятельности и ответственности — это подарить ему домашнего питомца, чтобы малыш за ним ухаживал и заботился. Однако нужно разобраться , ведь у каждого свой темперамент.
  • Также если Вы к примеру не знаете , спросите его об этом и дайте решить самому — это так же лишний раз даст почувствовать себя самостоятельным. Если конечно ваше мировоззрение не конфликтует вообще с такой идеей 🙂

Напоследок хотелось бы сказать, что чаще всего, как это не печально, родители видят проблему, когда она уже плотно укоренилась в сознании ребёнка. Так что обязательно будьте бдительны и не забрасывайте воспитание, будьте последовательны каждый день и ваш малыш обязательно будет самостоятельным и способным принимать решения и отвечать за них. А ещё, если у Вас самостоятельные дети, то вряд ли зададитесь вопросом: « ?», так как самостоятельные дети в состоянии решить свои проблемы сами. Надеемся наша статья помогла Вам понять как привить и развить самостоятельность у ребёнка. Не делайте за ребёнка его работу, дайте почувствовать ему вкус созидания чего-либо.

Самостоятельность ребенка для многих родителей - очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к автономности?

Давайте сначала уточним, что мы будем понимать в этой статье под самостоятельностью. Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

  • «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
  • «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
  • «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными усилиями».

Обращаю на это ваше внимание, так как часто приходящие на консультацию с жалобой на несамостоятельность родители, смотрят на проблему в несколько ином ракурсе. В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих: ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть - про послушность. Об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас, все-таки, про автономность и отдельность.

Как формируется самостоятельность у детей

Вопросом пассивности, безынициативности своих детей чаще озабочены родители подростков, реже - младших школьников. Если ребенку меньше семи лет, то окружающие его взрослые редко придают значение такой проблеме как отсутствие самостоятельности или, как минимум, не считают ее достаточно серьезной. Из одной консультации: «мы все ждали, когда же он (ребенок) дозреет, надеялись, что перерастет, до школы все делали за него сами. Добиться от него инициативы просто невозможно. Первый класс еще смогли преодолеть, но когда начали задавать домашние задания - это просто стало кошмаром для всей семьи, он ничего не делает без моего напоминания».

К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?

Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуждается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окружающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило младенцу любви, внимания, поддержки - он будет воспринимать жизнь с активностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доброжелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали (обнимали, разговаривали, носили, часто «не слышали» их потребности), окружающая среда может казаться враждебной. И основная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.

Как только малыш начал ходить, он начинает осознавать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отойди, не тронь, отдай. Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоятельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование познавательных интересов в будущем.

В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил - это одно, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие - совсем другое.

Если ваш ребенок сейчас в таком возрасте, постарайтесь пространство вокруг него сделать максимально безопасным и одновременно увлекательным для исследования. Это самое лучшее, что можно сделать в этом возрасте.

Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия могут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного сопротивления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.

На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и однозначные требования - с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. Способность понимать, что серое при разных условиях может быть и черным, и белым - за гранью возможного для трехлетнего карапуза. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последовательности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т.д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на протяжении всего детства.

Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полученный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность, - основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.

Приучение ребенка к порядку

Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику - раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет . После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после - обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Немного о самостоятельности подростков

Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности - подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами. Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока.

Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:

  • предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
  • понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
  • умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
  • руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).

Таким образом, пубертатный период - это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.

Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:

  • ваш ребенок - уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
  • все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу , так как несамостоятельность - лишь составляющая существующих проблем;
  • ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
  • ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).
Тогда читайте продолжение в статье: