Логопедические занятия для детей 3 лет дома. Логопедические упражнения с трёхлетним ребёнком для дома. Логопедические упражнения на звук ч


Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года - возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой - поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны 2-3 года - возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

Чаще всего основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика - это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года - это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

  • Пусть ребёнок представит, что язычок - это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
  • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
  • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
  • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.

Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?

Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:

  1. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».
  2. «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».
  3. «Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».
  4. «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"».
  5. «Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».
  6. «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"».
  7. «Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».
  8. «Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».
  9. «Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».
  10. «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.

Логоритмика

Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.

Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:

  • «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:

Наши ножки (тянется ладошками к ногам)

шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).

По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)

переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).

  • Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», - он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», - малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», - ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
  • Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки "раз-два-три", затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».

Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это - не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи - это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Чистоговорки

Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:

  • «Ох-ох-ох - наш котик не так уж и плох».
  • «Ух-ух-ух - раскричался наш петух».
  • «Ах-ах-ах - мы стоим на ногах».
  • «Ша-ша-ша - вкусная у мамы получилась лапша».
  • «Шу-шу-шу - я у папочки спрошу».
  • «Ши-ши-ши - как шумели камыши».

Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.

В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года - это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.

Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.

Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.

Заключение

В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное - придерживаться рекомендаций специалистов.

Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Младший дошкольный возраст – это определенный этап в развитии детских речевых навыков. Для малышей в этот период характерна грамотная и логически выстроенная речь. Она перестает быть набором 2-3 слов, связанных по смыслу. Теперь это уже достаточно сложные предложения, причем основные и второстепенные члены которых расставлены правильно, а глаголы и существительные употребляются в падежных склонениях.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более ясной и понятной, он использует сложные грамматические конструкции

Что касается произношения, то как раз к 4-5 годам у многих детей оно становится чистым и в значительной степени правильным, сокращается количество уменьшительных слов. Ближе к завершению пятого года жизни большинство малышей выговаривают практически все звуки родного языка (рекомендуем прочитать: ). Исключением могут быть шипящие и «р».

Иногда ребенок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков. В такой ситуации родители часто задаются вопросами о том, каким образом помочь малышу, стоит ли вообще вмешиваться в процесс или все пройдет со временем само. Увы, но без специальных занятий особенности в произношении не исправить. Различные логопедические упражнения, рассчитанные на детей, направлены на развитие правильной речи, чтобы ребенок мог в дальнейшем свободно общаться с окружающими.

Артикуляция обеспечивается слаженной работой мышц языка, глотки, гортани, неба и дыхательной мускулатуры. Данный процесс также может затрудняться из-за самых минимальных отклонений слуха.

Речевые особенности

До четырехлетнего возраста у детей в редких случаях получается дать характеристику предмету или описать его свойства и качества. Обычно в этих целях они прибегают к помощи разведения рук или указывания пальцами, а если взрослые их не могут понять, начинают сердиться. Ребенок, которому уже исполнилось 4-5 лет, в большей степени способен дать свое объяснение чего-либо, однако на собственном языке, состоящем из исковерканных слов. Например, муйка – мультик или зезя – ежик.



Ребенок уже отлично понимает, что от него хотят, и старается описать предметы на понятном, но порой чуть исковерканном языке

В процессе речевого развития у ребенка 4 лет желательно отмечать подобные детские термины и исправлять их, уча малыша тому, как говорить правильно. Важно проявить при этом терпение и не ругать кроху, так как он просто не в состоянии моментально запомнить правильный вариант, тем более того, что дается ему с трудом. Однако всегда стоит обращать внимание ребенка на такие вот переделанные слова, объясняя, что они ненастоящие, проговаривать с ним верный вариант.

К пятигодичному рубежу малышам доставляет удовольствие учить стихотворения. Со временем, если читать с крохой и разучивать всевозможные скороговорки и веселые стишки, он и сам может начать поиск разных рифм.

Казалось бы, что соединение в небольшие сочетания, в пределах 2 строк, рифмующихся слов – это достаточно незамысловатое и простое занятие. Однако именно оно помогает развить у ребенка слух, гармоничность речи и умение соединять слова, которые похожи по звучанию.

Кроме того очень важен такой момент как развитие музыкального слуха. В пять лет это весомый нюанс в формировании способности правильно говорить, так как ребенку нужно слушать и воспринимать повседневную речь и окружающие звуки. Родителям следует способствовать тому, чтобы малыш разобрался в происхождении шумов и звуков, которые для взрослого человека уже стали привычными.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

Какой обязана быть речь ребенка в возрасте 4-5 лет? Ниже приведен общий список ее основных показателей:

  1. Достаточный словарный запас. Ребенку должно хватать слов в арсенале, чтобы составлять предложения из 5-7 слов.
  2. Понятность. В этом возрасте то, что говорит кроха, уже должно быть понятно не только родителям, но и посторонним людям.
  3. Способность ориентироваться в пространстве и отличать предметы между собой, зная и называя их качества.
  4. Знание единственного и множественного числа.
  5. Умение легко найти описанный предмет или наоборот самому описать требуемую вещь.
  6. Ведение диалога. Ребенок уже может задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Пересказ прочитанной сказки. Также способен рассказать стишок или спеть недлинную песенку.
  8. Кроха с легкостью называет свое имя или имена близких родственников, свою фамилию, возраст, плюс клички домашних питомцев.

Трудности произношения

В младшем дошкольном возрасте дети учатся произносить следующие звуки:

  1. Шипящие. К ним относятся «ч», «ш», «щ» и «ж».
  2. Свистящие. Это «с», «з», «ц».
  3. Сонорные. Этими звуками являются «р» и «л».


Дошкольный возраст – самое время для постановки звука Р

Нередко встречается ситуация, когда малыши не понимают разницы между звуками, они у них все перемешаны и вместо «р» часто можно услышать «л». Как результат, в разговоре русалка становится лусалкой, часы превращаются в цясы, а вместо слова щавель можно услышать сявель. Родителям стоит очень внимательно относиться к становлению шипящих и свистящих звуков у ребенка, так как попустительство в этом вопросе может привести к трудностям с речью в дальнейшем на достаточно долгий срок. Провести корректировку произношения у четырехлетки значительно легче, чем сделать это у первоклассника.

Однако бывает и обратная ситуация, когда ребенок, научившись правильно произносить звуки, которые прежде вызывали трудности, начинает употреблять их везде. Например, вместо луны говорит руна или лужу называет ружой. Важно всегда замечать и исправлять неверное произношение.

Начало логопедических занятий

С чего именно требуется начинать делать логопедические занятия, чтобы достичь результата? В первую очередь, необходимо выяснить, с какими конкретно звуками у малыша проблемы. Для этих целей можно использовать картотеку со словами, которые должен проговаривать ребенок. Определенный звук должен встречаться в разных частях слова, то есть в начале, середине и конце. Только после выявления дефектов можно приступать к работе над ними.



Выявить речевые нарушения можно с помощью увлекательных интересных карточек

Заниматься исправлением звуков необходимо с каждым по отдельности, причем начиная с легких и потом переходя к более сложным. Нужно дать доступное малышу объяснение того, как при произношении должны правильно располагаться язык и губы. Форма указаний в виде игры – наиболее комфортный способ для понимания крохи.

Как только у ребенка стал получаться проблемный звук, его следует вводить в употребление при повседневном общении. В это же время начинать исправлять следующий звук. Родителям следует быть готовым к тому, что процесс будет двигаться медленно и может затянуться на месяцы.

Упражнения для разминки губ и мышц языка

Перед любым занятием, направленным на исправление произношения, следует выполнять разминку языка и губ. Делать ее лучше в сидячем положении, так как сидя у малыша выпрямленная спина и тело не напряжено. Ему должно быть видно свое лицо и лицо взрослого, так он будет способен следить за правильностью выполнения упражнений. Так что зарядка должна проводиться перед зеркалом достаточных размеров.

В виде игры взрослому нужно описать задание, которое они будут делать. Сначала следует самому показать его крохе, после чего тот должен его повторить. При необходимости придется помогать ребенку, пользуясь ложкой, чистым пальцем или другим удобным предметом.



Перед началом занятий нужно обязательно проводить разминку языка и губ

Ряд самых распространенных упражнений для разминки языка и губ:

  • растягивание губ в улыбку, со спрятанными зубами;
  • вытягивание губ хоботком;
  • поднимание верхней губы со стиснутыми челюстями;
  • круговые движения губами, вытянутыми в трубочку;
  • массирование вытянутых губ пальцами;
  • надувание щек, вместе и по отдельности;
  • втягивание щек;
  • облизывание губ по кругу с открытым ртом;
  • вытягивание напряженного языка вверх и вниз;
  • прижимание языка к небу в открытом рту, при этом нижнюю челюсть надо тянуть вниз.

Постановка звука «р»

Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются дети в юном возрасте – это произношение звука «р». Обычно проблемный звук просто пропускается детьми или они делают ему замену. Чтобы помочь крохе, существует ряд специальных дидактических приемов в логопедии.

Многие упражнения, направленные на исправление дефектов в произношении данного звука, можно делать с ребенком и в домашних условиях. Однако проконсультироваться с логопедом все же стоит, так как речевые проблемы зачастую связаны с физиологическими особенностями и отклонениями от нормы. Примером этого может служить недостаточно развитая уздечка. В результате ребенок не может достать языком до неба. Понять, что вызывает нарушение в речевой деятельности, может исключительно профессионал. Он также посоветует как корректировать имеющиеся дефекты.

Для проверки звука «р» следует попросить кроху прочитать и произнести вслух слова, в которых тот присутствует. Если проблемы возникают только с отдельным звуком, ставить нужно именно его. Если же ребенок не справляется с целыми словами, то тренировать надо слоги.

Ниже приведены упражнения для постановки звука «р»:

  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к началу роста верхних зубов, при этом несколько раз быстро проговорить «д». После этого повторить то же самое, только теперь кроха еще должен дуть на кончик языка. Такое упражнение даст ему возможность понять, какие вибрации сопровождают произношение звука «р».
  2. Произношение «ж» с широко открытым ртом. В процессе необходимо постепенно поднимать язык к верхним зубам. В это время взрослому необходимо аккуратно подставить шпатель под язык и создать им вибрацию, двигая инструмент в разные стороны, а ребенку требуется подуть.
  3. Проговаривание слога «за», при этом малышу надо оттянуть язык назад. Если в процессе этого вставить шпатель и делать им ритмичные движения в стороны, можно получить «р».


Если звук дается ребенку плохо, начинать нужно с отработки слогов

Постановка шипящих

Упражнения для постановки шипящих начинаются с тренировки звука «ш». Он в будущем станет базой для произношения звука «ж». С самого начала кроха учится произносить слог «са», при этом он должен поднимать язык к основанию зубов. При появлении шипения занимающийся с ребенком родитель, используя зеркало, помогает сделать так, чтобы этот момент отложился у малыша в памяти. После чего он должен дуть и добавить на выдохе звук «а». Таким образом, в итоге и получается звук «ш».

В то время как ребенок будет проговаривать звук «са», взрослый может установить его язык в правильном положении при помощи шпателя. После нескольких удачных попыток следует проверить способность крохи ставить язык должным образом самостоятельно. Освоив произношение этого звука, можно переходить к изучению звука «ж».

В случае со звуком «щ» обычно прибегают к помощи «с». Ребенком произносится слог «си», задерживаясь на шипящем компоненте, а в это время взрослый, пользуясь шпателем, производит сдвиг языка назад, приподнимая его при этом.

Постановка «ч» происходит посредством звука «т». Допускается как прямой, так и обратный слог. Проговаривать его необходимо, делая ощутимый выдох на согласной. Кончик языка снова отодвигается назад шпателем.

Упражнения для общего развития речи

Что можно предпринять на данном этапе развития ребенка, чтобы помочь ему совершенствовать свою речь? Для этого следует:

  • Вести диалог. Как можно чаще нужно вовлекать ребенка в общую беседу. Пусть он отвечает на вопросы, сам задает их. Больше интересоваться его мнением. Неплохо периодически спрашивать его совета.
  • Тренировать монологическую речь. Этому стоит уделять отдельное внимание. Многие дети очень часто любят разговаривать сами с собой, описывать собственные действия и игры. Такой своеобразный монолог является важным помощником в развитии речи. Так что рекомендуется поощрять такую монологическую беседу. Сделать это можно, ставя перед малышом специальные задания. Например, в качестве игры попросить его дать описание предмета или животного, или того, что он видит за окном. Естественно, важно помнить, что все дети индивидуальны, и у некоторых освоение речи происходит быстрее.
  • Обогащать словарный запас. Для этого прекрасно подойдет совместное придумывание историй или сказок, которые богаты словами-синонимами. Одной из таких сказок может быть: «У одной любопытной, любознательной девочки было два глазика. Утром, когда она просыпалась, глазики открывались и начинали глядеть во все стороны, на все смотреть и рассматривать, исследовать, внимательно разглядывать, за всем наблюдать, все видеть и все замечать. Как только глазки уставали, то просили хозяйку дать им отдохнуть, ведь они так много глядели, наблюдали, смотрели, изучали. Они просили ее закрыть их и поспать. Девочка закрывала глазки и засыпала. На следующий день все начиналось сначала. Глазки снова рассматривали, исследовали и наблюдали».
  • Учить кроху использовать слова в различных контекстах. Это поможет активировать его словарный запас. Например, рассказывать ему следующее: «Это животные. Животные бывают дикими и домашними. Они встречаются в лесах и в горах, в прериях и в джунглях. Они могут жить по одному или стадами и стаями. Они могут питаться мясом или быть травоядными».


Совместное сочинение историй или сказок обогащает словарный запас малыша

Дополнительные действия, направленные на развитие речи

В этом возрасте детям свойственно путать слова, которые похожи по звучанию, но имеют разный смысл и написание, например, экскаватор и эскалатор, или слова, пишущиеся и произносящиеся одинаково, но имеющие разное значение, например дверная ручка и шариковая ручка. Крохе следует понятным ему языком объяснить разницу между словами. Например, что с помощью дверной ручки можно открывать дверь, а шариковой ручкой можно писать на бумаге. Понимание подобных речевых феноменов поспособствует обогащению детского словарного запаса.

Также стоит заниматься формированием образного и ассоциативного мышления. В этих целях хорошо в процессе игры использовать предметы и игрушки не по их прямому назначению, а представлять то, на что та или иная вещь похожа. Например, из шапки сделать сумку для похода по магазинам, а в качестве денег взять календарики, детали мозаики или конструктора.

Развивающие задания и вопросы для крохи во время игр

Существует ряд заданий, которые пригодятся родителям для игр на развитие речи. Например:

  • Что можно сделать из дерева? Стол, стул, кровать и так далее.
  • В чем ошибка? Машины обязаны ехать на красный свет.
  • Что из этого лишнее? Собака, кошка, БАБОЧКА, тигр.
  • Как сказать ласково? Папа – папочка, заяц – зайчик.
  • Назвать противоположное качество. Большой – маленький, длинный – короткий, пустой – полный.
  • Назвать чем отличаются предметы, а что их объединяет. Дятел и курица, тапки и кроссовки, лук и апельсин.
  • Что неправильно? Холодный вода, вкусное груша, деревянная стол.
  • Множественное число. Один карандаш – много карандашей, одна кукла – много кукол.
  • Описать нужными словами признак или действие предмета. Какой помидор? Красный, круглый. Что делает мяч? Прыгает, катается.


Логопедические занятия бывают не только дисциплинарными – задавать ребенку вопросы можно и на прогулке, по дороге в садик

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги:

  • “Уроки логопеда. Игры для развития речи”, автор Елена Косинова. В ней подобраны всевозможные пальчиковые упражнения, сказки про язычок и задания для его тренировки. Также в книге можно найти множество скороговорок. Книга подходит всем детям с рождения и до 6 лет, а не только тем, у кого имеются дефекты.
  • “Альбом по развитию речи”, автор Володина В.С. Подборка понятных развивающих заданий.
  • «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В книге всего четыре альбома: автоматизация свистящих, шипящих и 2 типов сонорных звуков.
  • «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», авторов С.И. Карпова, В.В. Мамаева.
  • «Грамотейка» – это целая серия книг.
  • «Школа семи гномов».

На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша - это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден - говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами - то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога - это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой - в группе малыши чувствуют себя более комфортно. Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь - найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка - все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале - 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков - несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» - самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» - ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» - снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» - старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки - для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Как заниматься с ребенком дома?

От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.

На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.

Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.

Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель - малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.

После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.

» был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков , который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.

Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.

Ноябрь – 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.

«Кораблик»

Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).

3. Развитие мелкой моторики:
- гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;

Делать пальчиковую гимнастику:

У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)

4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.

5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»

Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

6. Подвижная игра «Платье»

Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:

Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе
Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка
Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.

Ноябрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Футбол».

Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)

2. Развитие артикуляционной моторики.

- «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;

- «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.

3. Развитие мелкой моторики.

Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку)
Где были? – у бабушки.
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопушечки.
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)

На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики)
Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно)
Мы игрушки сосчитать.

3. Развитие слухового внимания.

Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.

Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.

4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.

5. Подвижная игра «Тапки».

Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах)
Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).

Ноябрь, 3 неделя.

С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь подунь, мой ветерочек.
Ветерочек-ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.

Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);

Язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.

3. Развитие мелкой моторики.

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит6 «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.

В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.

5. Развитие понимания речи.

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);

При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.

Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.

6. Подвижная игра «Капля».

Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют)
Капля, два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Ноябрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».

На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).

Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.

Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.

«Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).

2. Артикуляционная гимнастика.

«Котик лакает молоко».

Молоко лакает кот (высовывается широкий язык)
Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).

Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».

3. Развитие мелкой моторики.

Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Варим, варим мы компот, («мешают ложкой»)
Угостим честной народ (разводят руки в стороны).

4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).

Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:

Положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).

5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.

Понятия «громко-тихо».

6. Развитие понимания речи.

На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:

У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.

У нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.

Он круглый, красный, пластмассовый.

7. Подвижная игра «Грибочки».

В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка»)
Веселую пляску они завели.
Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево)
Понравиться очень хотят нам они.

Декабрь, 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).

С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

2. Артикуляционная гимнастика.

Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:

Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губки улыбнулись,
К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).

Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.

3. Развитие мелкой моторики «Дом».

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя)
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены»)
Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть еще одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба)
Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой)
«Приходите поскорей!»

4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.

Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.

5. Развитие фонематического слуха.

Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.

6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.

7. Подвижная игра «Корова».

«Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев)
Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо)
Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо)
Убегайте далеко!» (убегают).

8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).

9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».

Декабрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».

С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.

Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Мишка».

«э-э-э как мишка, вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Ваня с Машенькой играет
И по комнате гуляет,
Как Мишутка напевает:
«Э-э-э-э-э-э».

Упражнение «Слоник»

На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу,
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу:
У-у-у-у-у.

Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».

3. Развитие мелкой моторики.

Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).

4. Учить различать основные цвета и дополнительные.

5. Развитие понимания речи.

Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.

Научит понимать вопрос Чем?

Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом)
- чем ты вытер лицо? (полотенцем)
- чем ты ешь суп? (ложкой)
- чем расчесываешь волосы? (расческой).

6. Подвижная игра «Зайка».

Дети выполняют движения и договаривают слова.

Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки)
Зайка прыг за кусток. (присели)
Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу)
Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).

7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

Декабрь, 3 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.

2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».

Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).

3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).

Упражнение «Зайка».

(нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)

Ушки на макушке,
А зубки – на губке (ф-ф-ф….)
Выходит теплый воздух (держать ладошку).

4. Развитие мелкой моторики.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.

« Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного)
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!

5. Развитие понимания речи.

Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.

6. Подвижная игра «Это я».

Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения)
Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела)
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ
Ой, устали. Вытрем лоб.

Декабрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».

Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.

3. Артикуляционная гимнастика.

Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).

Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает)
(П) сквозь зубы прорывайся!

4. Развитие мелкой моторики.

«Новогодние игрушки»
Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными)
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Блеском радуют ребят.