Пенсионная реформа – последние новости. Пенсионная реформа в россии Пенсионная реформа в чем суть


Госдума приняла во втором, основном чтении проект пенсионной реформы с учетом смягчений, предложенных президентом. Пенсионный возраст в России будет поэтапно повышен с 2019 года до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Госдума во втором чтении одобрила проект пенсионной реформы с учетом предложенных президентом смягчений: пенсионный возраст будет поэтапно повышен с 2019 года для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин — с 60 до 65 лет. Законопроект в ключевом чтении поддержали 326 депутатов, 59 парламентариев выступили против реформы, один воздержался. РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

Ко второму чтению к правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста были представлены 284 поправки, следует из сводной таблицы поправок. Однако комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный при рассмотрении законопроекта) 24 сентября к принятию только поправки, предложенные президентом и фракцией «Единая Россия». Правительство не представило ни одной поправки к проекту пенсионной реформы.

Все поправки президента были одобрены депутатами единогласно, «за» проголосовали 385 депутатов, противников и воздержавшихся не было. «Мы в этом вопросе с вами нашли консенсус, и все поддержали поправки президента», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя результаты голосования.

Двое депутатов от КПРФ — Валерий Рашкин и Денис Парфенов — пришли на пленарное заседание Госдумы в футболках, на которых были изображены перечеркнутые цифры 63/65. Такие параметры нового пенсионного возраста были предложены правительством в первоначальной редакции проекта пенсионной реформы. Володин в ответ отметил, что на зарплату депутата можно купить пиджак и галстук. «У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. У всех, кто в зале, зарплата позволяет купить костюм и галстук», — подчеркнул спикер нижней палаты парламента.

Поправки президента

В конце августа Владимир Путин выступил с телеобращением к россиянам, в котором поддержал пенсионную реформу и предложил к ней ряд . Главное изменение коснулось женщин: для них президент предложил снизить предлагаемый правительством возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России. Таким образом, пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переходный период продлится десять лет — до 2028 года.

Глава государства предложил предоставить на пенсию многодетным матерям, а гражданам, которым предстояло выйти на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, — возможность выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.


Путин напомнил о не вступившей в силу норме закона о 25-процентной надбавке к фиксированной части пенсии сельским жителям и предложил начать выплачивать ее с 2019 года. Для защиты людей предпенсионного возраста (по инициативе Путина понятие предпенсионного возраста расширяется с двух до пяти лет до пенсии на время переходного периода) он предложил повысить для них пособия по безработице до 11 280 руб., а также ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение или отказ принять на работу предпенсионеров. Госдума во вторник, 25 сентября, в третьем, окончательном чтении соответствующие правки в Уголовный кодекс — они предусматривают обязательные работы и штраф для работодателей.

Между первым и вторым

Первое чтение пенсионного законопроекта 19 июля, тогда против реформы выступили все оппозиционные фракции — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», большинством голосов депутатов «Единой России» законопроект был одобрен. В российских городах против пенсионной реформы, организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией» и профсоюзами. В единый день голосования 9 сентября , организованные сторонниками Навального, охватили более 20 городов. Социологи ВЦИОМ и ФОМ снижение рейтингов президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и партии «Единая Россия».

Госдума одобрила и поправки, предложенные фракцией «Единая Россия» и президентом. Поправками единороссов предусматривается сокращение предложенного правительством стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, на три года (для мужчин — с 45 до 42 лет, для женщин — с 40 до 37 лет), а также сохранение сроков назначения накопительной пенсии в старых границах пенсионного возраста (то есть с 60 и 55 лет для мужчин и женщин) для граждан, которые принимали участие в ее формировании. Согласно одобренным поправкам, Пенсионный фонд России будет передавать министерствам, региональным властям и работодателям информацию для предоставления предпенсионерам налоговых льгот, мер социальной защиты и социальной помощи. Кроме того, в ближайшие два года граждане, которые могли начать получать социальную пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут получать социальную пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, следует из поддержанных Госдумой изменений пенсионного законопроекта. Согласно проекту пенсионной реформы, ​ возраст, дающий право на получение социальной пенсии, предлагается постепенно увеличивать до 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин.

В окончательном виде новый закон о пенсионной реформе был принят с учетом предложенных поправок 27 сентября 2018 года в третьем чтении. Уже 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Текст закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года - до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет. Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона - в 2019 и 2020 гг. (см. новую таблицу выхода на пенсию). Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме.

Таблица выхода на пенсию для мужчин и женщин

Новый график повышения пенсионного возраста с 2019 года строится с учетом следующих исходных условий:

  • Всего пенсионный возраст для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет - соответственно до 60 и 65 лет.
  • Повышение будет происходить поэтапно - ежегодно с шагом 1 год. Начнется оно уже с 2019 года (то есть к действующему сейчас сроку выхода на пенсию уже в 2019 году будет добавлен 1 год).
  • Для граждан, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в течение ближайших двух лет (в 2019 и 2020 году), по поручению Владимира Путина будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 0,5 года раньше.

Соответствующие изменения можно проиллюстрировать следующим графиком повышения пенсионного возраста по годам:

При этом примечательно, что:

  • в 2019-2022 году мужчины и женщины смогут выходить ежегодно с перерывами по полгода-год;
  • после 2022 года выход на пенсию будет происходить только по четным годам (2024, 2026 и 2028);
  • после 2028 года, когда завершатся переходные положения, выход на пенсию снова будет происходить ежегодно - и в четные годы, и в нечетные (2029, 2030 г. и т.д.).

По годам рождения соответствующие изменения выглядят следующим образом:

Таким образом, переходный период пенсионной реформы продлится в течение 10 лет - с 2019 по 2028 годы. При этом окончательно новый пенсионный возраст для женщин и мужчин будет установлен в течение 5 лет - к 2023 году.

Какие категории граждан не попадают под повышение пенсионного возраста

Изменение пенсионного возраста с 2019 года коснется не всех граждан - для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой пенсионного возраста):

Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует).

Для осуществляющих трудовую деятельность в опасных и вредных условиях труда:

  • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
  • на подземных работах, в горячих цехах;
  • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
  • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.

Для граждан, имеющим право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:

  • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
  • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
  • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
  • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.

Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».

С 2019 года изменились правила оформления льготной пенсии

Пенсионная реформа предусматривает также корректировку правил оформления досрочных пенсий для следующих «льготных» категорий граждан:

  • работников в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
  • медработников;
  • педагогов;
  • работников творческих профессий.

Для «северян» закон предусматривает сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них будет увеличен аналогично общеустановленному на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года будет поэтапно увеличиваться граница периода трудоспособности, пока не будут установлены окончательные значения - 60 лет и 55 лет.

Для учителей, врачей и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены - для досрочного выхода на пенсию по-прежнему необходимо будет приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа. Но законопроектом предусмотрено, что срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет - начиная с 2019 года будет добавляться по 1 году (кроме 2019 и 2020 гг., когда действуют условия по льготному оформлению на полгода раньше срока). Переходный период для реализации соответствующих изменений растянется до 2023 года включительно, когда перенос срока оформления пенсии будет окончательно зафиксирован на 5 годах.

Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей:

Примечание: * - Год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий будет зафиксирован, но обратиться за оформлением пенсионных выплат соответствующие работники после завершения смогут по истечении еще нескольких лет (в окончательном виде, начиная с 2023 года - через 5 лет с даты выработки этого стажа).

Предлагаю расширить значение понятия «предпенсионный возраст».

Почему-то предпенсионным возрастом цинично объявлен возраст за 5 лет до возраста 60/65 лет (жен/муж).

Хотя все прекрасно понимают, что уже после 50 лет наши граждане в РФ начинают испытывать проблемы

при поиске работы и трудоустройстве.

Какой смысл защищать занятость людей «предпенсионного возраста» (за 5 лет до 60/65 лет),

а. часть людей до этого «предпенсионного возраста» банально не доживает

б. большая часть доживших до «предпенсионный возраст» с очень высокой вероятностью может потерять

работу после достижения возраста 50 лет и к своим 60 годам уже превратится в профессиональных безработных,

утратив к 60 годам квалификацию?

Если человек потерял работу сразу после 50 лет, то ему найти аналогичную работу очень сложно.

Таким образом, новое пенсионное законодательство ставит под удар 10 лет жизни людей, достигших возраста 50 лет:

кому будет нужна социальная, уголовная защита трудовых прав в 60 лет, если, например, после 50 лет человек потерял

работу и в период с 50 до 60 лет не смог трудоустроиться из-за возрастной дискриминации?

То есть, 10 лет жизни опытных трудоспособных людей возраста 50+ государство готово выкидывать на помойку,

а вот если кому-то из них повезет дожить до 60 лет и чудом трудоустроиться, то этих счастливчиков

государство будет защищать???

Очевидно, что это - совершенно нереальная, нерабочая государственная политика в области обеспечения занятости

трудоспособного населения в возрасте 50+. Вместо обеспечения занятости граждан возраста 50+ государство

создает все условия для того, чтобы граждане возраста 50+ оказались за бортом экономической жизни.

А меры по защите трудовых прав граждан «предпенсионного возраста 60+» - выглядят как циничная насмешка.

Вывод: уголовная, социальная, экономическая защита трудовых права и обеспечения занятости граждан РФ должна

начинаться с достижения ими 50-летнего возраста.

Никакими карательными мерами обеспечить занятость огромного количества граждан старше 50 лет у государства не получится.

Необходимы конкретные меры экономического характера для обеспечения занятости людей старше 50 лет.

Далеко не все граждане хотят прекращать трудовую деятельность при достижении ими пенсионного возраста и «садиться на пенсию»,

очень многие хотят продолжать работать до тех пор, пока хватит сил. Но при существующей государственной политике в области

защиты трудовых прав (а вернее при ее отсутствии) трудоспособные пенсионеры просто не имеют возможности реализовать свое

право на труд.

Необходимо создать такое законодательство, чтобы предприниматели буквально «гонялись» за опытными сотрудниками возраста 50+,

чтобы чем старше сотрудник - тем было бы выгоднее его нанимать.

Предлагаю понятие «предпенсионный возраст» расширить и разделить на три этапа:

1. Возраст «риска невозможности поменять работу» - с 50 до 54 лет;

2. Возраст «риска невозможности найти работу» - с 55 до 59 лет;

3. Возраст «предпенсионный» - с 60 до 65 лет;

4. Возраст «пенсионный» - с 65 и старше лет.

И на каждом из этих этапов трудовые права гражданина должны быть защищены уголовно, социально, экономически

(причем уровень защиты трудовых прав должен возрастать в зависимости от возраста гражданина):

— должна быть уголовная ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу

граждан в возрастах 50+, 55+, 60+, 65+;

— должны быть льготные условия профессионального обучения/переквалификации сотрудника в возрасте 50+;

— должны быть конкретные экономические меры поддержки для каждого из этих возрастов 50+, 55+, 60+, 65+.

Например:

1. Пусть за молодого сотрудника нужно отчислять в фонд соц. страхования взнос в размере 30% от размера

его заработной платы.

Тогда размер необходимых отчислений в фонд соц. страхования должен уменьшаться с возрастом сотрудника, н-р:

— 28.5% за сотрудника в возрасте 50+ лет;

— 27% за сотрудника в возрасте 55+ лет;

— 25.5% за сотрудника в возрасте 60+ лет;

— 24% за сотрудника в возрасте 65+ лет.

2. Точно также в зависимости от возраста 50+, 55+, 60+, 65+ должны уменьшаться размеры обязательных отчислений

работодателя во все другие фонды.

3. Предприниматели должны иметь налоговые льготы за привлечение на работу сотрудников в возрасте 50+ лет.

Размер налоговых льгот должен быть прогрессивным: чем старше и больше сотрудников возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет

состоит в штате предприятия, тем больше налоговых льгот имеет предприятие (ниже налоговая нагрузка на бизнес).

4. Стоимость переобучения/повышения квалификации должна падать (за счет дотаций государства) для людей

возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет - чем старше гражданин, тем уровень дотаций на его обучение должен быть выше.

5. Уровень уголовной ответственности за необоснованные сокращения, отказы в приеме на работу

людей возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет должен повышаться в зависимости от возраста сотрудника -

чем старше гражданин, тем выше уголовная ответственность за его возрастную дискриминацию.

Обязательные фонды и собираемость налогов от предложенных мер не пострадают:

— зарплаты молодых специалистов — ниже, чем у опытных;

— снизится безработица среди граждан в возрасте 50+ лет: вместо профессиональных безработных и иждивенцев, они

превратятся в очень востребованных сотрудников, которые смогут обеспечивать себя собственным трудом, создавая

национальный продукт, снижая нагрузку на пенсионный и другие социальные фонды государства.

Менее трех месяцев понадобилось депутатам государственной думы для принятия окончательного варианта поправок в действующее пенсионное законодательство. Старт преобразований начнется с первых дней 2019 года и растянется на ближайшие десять лет. В статье рассмотрено, какие грядут изменения, а также кого и в какой степени они коснуться.

Нормативная база

Это давно назревшая реформа. О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, однако, для большинства россиян, будущие изменения стали полной неожиданностью.

Причины и необходимость изменений.

Необходимость изменений проста — нехватка денежных средств в пенсионном фонде (далее ПФ), требуемых для выплаты населению достойных пенсий, сопоставимых с уровнем заработной платы. Причиной этому стал демографический провал, который произошел после распада Советского Союза.

Нынешний пенсионный возраст был установлен в первой половине прошлого века . Он отвечал реалиям того времени, когда средняя продолжительность жизни была чуть более 40 лет, а на каждого пенсионера приходилось около 4 человек работоспособного возраста. За прошедшее 80 лет ситуация резко изменилась. Произошло существенное увеличение, как продолжительности жизни, так и числа самих пенсионеров.

Уже на сегодняшний день на 1 пенсионера приходится всего 2,3 человека из числа трудоспособного населения, а за ближайшие 5 лет эта пропорция снизится до одного к двум.

Пенсионная реформа позволит снизить финансовую нагрузку на ПФ. Это произойдет из-за увеличения объема поступлений, отчисляемых работающими гражданами.

Какие законы изменил ФЗ № 350 от 2018 года?

Принятие Федерального закона № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года потребовало внесение ряда поправок в действующие кодексы РФ:

  1. Бюджетный кодекс.
  2. Налоговый кодекс.
  3. Трудовой кодекс.
  4. Уголовный кодекс.

Перечень основных изменений :

  1. Появилась ответственность за дискриминацию лиц предпенсионного возраста.
  2. Сохранились налоговые льготы для такой категории граждан, как предпенсионеры.
  3. Введены дополнительные оплачиваемые нерабочие дни для прохождения медицинского обследования.
  4. Дополнительные источники финансирования ПФ – средства от реализации конфискованного имущества и изъятые от коррупционной деятельности.

Первоначальный вариант реформы

В апреле 2018 года Дмитрий Медведев анонсировал грядущую реформу. В мае проект законопроекта поступил на ознакомление к Президенту РФ.

19 июля 2018 года он был одобрен в первом чтении. За его принятие проголосовало 2/3 депутатов, в основном от правящей фракции.

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта происходило очень бурно, многие депутаты заявляли о том, что исправить сложившуюся ситуацию можно и без прибегания к столь радикальным мерам.

  1. Предполагалось установить довольно длительный период (с 2019 г. по 2034 г.), в течение которого должен был осуществиться плавный и максимально безболезненный переход на новые положения закона.
  2. За введенный адаптационный период, предполагалась ежегодно повышать планку пенсионного возраста до отметки в 65 лет у мужчин и 63 у женщин.
  3. Для лиц, имеющих большой трудовой стаж, предусмотрены небольшие послабления. Мужское население может выйти на заслуженный отдых, отработав 42 года, а женщины- 37 лет.

Поправки Президента

Президент на протяжении полутора месяцев, с момента завершения первого чтения законопроекта, выдерживал паузу и никак не комментировал грядущую реформу. За это время произошло существенное снижение его рейтинга. Профсоюзные организации, инициативные группы граждан, депутаты подготовили и направили в его адрес ряд обращений с возражениями.

И вот, 29 августа 2018 года, состоялось столь ожидаемое обращение Президента к гражданам своей страны. Владимир Путин объяснил причину своего молчания, желанием, подробно и всесторонне, разобраться в сложившейся ситуации.

Он внимательно изучил и проанализировал поступившие в его адрес предложения и пришел к выводу, что далее откладывать реформу невозможно. Им были внесены некоторые коррективы в вариант, предложенный Правительством, но в целом основные постулаты остались прежними :

  • дабы избежать дискриминации женского населения, увеличить их возраст выхода на пенсию, на такое же количество лет, как и для мужчин — 5 лет;
  • ввиду указанных выше изменений, период для адаптации завершиться в 2028 году;
  • ввиду того, что, более остальных граждан, новые положения законодательства, затронут лиц предпенсионного возраста, президент предложил наделить их особым положением;
  • мужчины и женщины, начавшие свою трудовую деятельность рано, должны иметь возможность выйти на отдых не только по достижению определенного возраста, но и стажа – 42 и 37 лет;
  • поскольку материнство всегда находилось под особым контролем государства, а многодетные матери тратят немало сил и здоровья на воспитание детей, надо поддержать их возможностью досрочного выхода на заслуженный отдых на 3 — 5 лет раньше;
  • дополнительная поддержка жителей села – давно назревший вопрос, поэтому люди длительное время (30 и более лет) живущие и работающие в сельском хозяйстве должны получить дополнительную надбавку к пенсионным выплатам (ее установили на анонсированном ранее уровне в 25%);
  • право на досрочный выход (позже всего на 6 месяцев, а не на 12) лицам, выходящим на пенсию в 2019 и 2020 гг.

Выход на пенсию в 2019-2028 гг.

Для наглядной демонстрации будущего перехода, этапы и возраст достижения нового пенсионного возраста представлены в таблице.

Год рождения Возраст (мужчины) Возраст (женщины)
1959 60 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1960 61 год 6 мес. (с учетом льготы)
1961 63
1962 64
1963 65
1964 65 55 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1965 65 56 лет 6 мес. (с учетом льготы)
1966 65 58
1967 65 59
1968 65 60

Рост пенсий и изменение стоимости пенсионных баллов

В соответствии с планами Правительства, проводимые преобразования позволят добиться повышения пенсий и стоимости пенсионных балов.

Запланированная индексация пенсий и стоимости пенсионных балов в 2019-2024 гг., для удобства, представлена в табличном виде.

Год Размер индексации Стоимость пенсионного балла
2019 7,05% 87 руб. 24 коп.
2020 6,6% 93 руб. 00 коп.
2021 6,3% 98 руб. 86 коп.
2022 5,9% 104 руб. 69 коп.
2023 5,6% 110 руб. 55 коп.
2024 5,5% 116 руб.63 коп.

Все перерасчеты перенесены на первый день нового года – 1 январь 2019 года. В среднем за 6 лет на 1 000 рублей в месяц ежегодно.

Какие категории граждан выведены из-под действия реформы?

Ввиду особого порядка формирования и выплаты пенсий вышеуказанная реформа не распространяется на сотрудников силовых и военных ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, Росгвардия, МЧС и прокуратура.

Из-под действия реформы также выведены :

  • граждане, с особыми условиями труда (вредные, опасные);
  • участники ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС;
  • лица, которые в силу социальных факторов или состояния здоровья не могут продолжать трудовую деятельность;
  • летчики – испытатели;
  • , врачи и учителя.

Продолжительность стажа для льготных категорий останется прежней, однако будет переноситься срок, когда можно будет за ней обратиться.

Отзывы о проводимой реформе

Грядущая реформа встретила крайне негативные отзывы среди населения. В ряде городов прошли митинги и пикеты. Коммунистическая партия России осуществила попытку провести референдум по этому поводу, но не успела собрать требуемое количество подписей.

В настоящее время инициативная группа депутатов Госдумы от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» направили в Конституционный суд России обращение с жалобой на принятый закон. Суд рассмотрит данное обращение на соответствие положений грядущей реформы Конституции. При выявлении нарушений Закон будет отменен.

Однако большинство аналитиков считают, что перспектива такого решения крайне маловероятна .

Плюсы и минусы грядущей реформы .

Как ни странно, реформа все же имеет ряд плюсов :

  • предполагается рост пенсий сверх уровня инфляции;
  • вводится законодательная поддержка граждан предпенсионного возраста;
  • Очевидно, что и минусов также немало:

    • снижение реальных доходов граждан;
    • падение потребительского спроса;
    • возрастет число лиц, не вышедших на законный отдых по старости ввиду их смерти;
    • увеличатся расходы со стороны государства на программы переобучения;

    Новая категория – предпенсионеры

    Предпенсионный возраст был увеличен президентскими поправками на три года и составил пять лет до выхода на пенсию. Кроме того, граждане данного возраста наделяются особым статусом, с предоставлением рядом льгот и гарантий.

    Момент наступления предпенсионного возраста в переходный период представлен в таблице.

    Год рождения Мужчины Женщины Год наступления

    (муж./жен.)

    1959 55 лет 6 мес. 2019/ —
    1960 56 лет 6 мес. 2019/ —
    1961 58 2019/ —
    1962 59 2021/-
    1963 60 2023/2018
    1964 60 50 лет. 6 мес. 2024/2019
    1965 60 51 год. 6 мес. 2025/2019
    1966 60 53 2026/2019
    1967 60 54 2027/2021
    1968 60 55 2028/2023

    Гарантии предпенсионерам :

    1. Налоговые послабления (освобождение от имущественного и уменьшение земельного налога).
    2. Особый порядок выплаты пособий при потере работы (большие размеры, более длительные сроки получения выплат).
    3. Дополнительные нерабочие дни (каждый год предоставляется два дня для прохождение медицинского осмотра).
    4. Ответственность работодателей за возрастную дискриминацию.
    5. Возможность повысить уровень знаний и пройти переобучение.

    Выход на пенсию досрочно в 2019-2020 годах.

    Президентом введены послабления для тех граждан, которые раньше остальных должны столкнуться с введенными изменениями. Это мужчины и женщины планирующие выйти на заслуженный отдых по старости в 2019 г. и 2020 г. Для них будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше.

    Льготные пенсии для госслужащих, военных и силовиков

    • необходимого стажа государственной/гражданской службы;
    • достижения необходимого возраста.

    Ранее требование к стажу госслужбы составляло 15 лет. После принятых поправок требование к необходимому стажу будет постепенно ужесточаться и к 2026 году составит 20 лет.

    Требования к возрасту, по достижению которого, – 65 лет для мужчин и 63 для женщин.

    Размер выплат зависит от стажа и колеблется от 45% до 75% от среднемесячного заработка служащего. 45% — это минимальные размеры, который возрастает на 3% за каждый дополнительный рабочий год, сверх установленного. Общий размер выплат не может превышать 75% от среднемесячного заработка на службе.

    Военнослужащие и силовики. На сегодняшний день по выслуге 20 лет и более. Или при наличии стажа военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа 25 лет. С принятием поправок в действующее законодательство военный стаж увеличится до 25 лет.

    Свежие высказывания Президента по поводу реформы и ее внедрения были озвучены на ежегодной декабрьской пресс-конференции 2018 года.

    Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая начнет реализовываться уже в 2019 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы будет до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.

    Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства .

    • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о и пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились , прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
    • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2017 году - в том числе за счет непопулярной среди населения , пенсии работающим пенсионерам и т.д.

    Что изменится?

    Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

    Какие из изменений вступят в силу уже с 2019 года, а какие проекты будут реализованы позднее - известно только частично . Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения начались уже с 2019 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается .

    Причины новой пенсионной реформы

    Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

    Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

    1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.

      Выплата накопительной пенсии - изменения в 2019 году

      По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста . Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

      Кроме того, с 1 января 2019 года накопительной пенсии будет увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину предлагают увеличить на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

      НП = ПН / Т,

      где соответственно:

      • ПН - суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
      • Т - период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

      Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) - 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

      Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.

      ИПК - добровольная накопительная система

      Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему , действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями - индивидуальным пенсионным капиталом ().

      До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

      1. 16% на формирование (включая , которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа - 6%) и 6% на ;
      2. все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

      С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

      Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно - по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

      Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена . Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

      • переведены в и направлены на страховую часть пенсии ;
      • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет , чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.