Первый 8 марта. Международный женский день - история и традиции праздника. Легенда об иудейской царице



Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

Стало днем первого революционного шага женщин – работницы текстильных и обувных фабрик Нью-Йорка вышли на митинг с требованиями сокращения длительности рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и т.д. В 1857 году рабочий день женщины мог достигать 16 часов, а оплата труда была минимальной, в то время как аналогичный мужской труд оценивался намного выше. В этот день образовался первый женский профсоюз, которому предстояло бороться за права женщин в трудовом коллективе.

Несколькими годами позже, в Копенгагене, на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила проводить ежегодный женский день, который стал бы призывом к женщинам всего мира. Лозунги о борьбе за равноправие, уважение достоинства, мир и прочие революционные призывы прозвучали на том заседании, где было принято праздновать такой день 19 марта. В течение трех лет после съезда праздник проводился в разные дни, но в 1914 году было решено провести Международный женский праздник – с тех пор дата осталась неизменной.

Постепенно праздник терял свой политический характер, его сделали нерабочим днем, а в советские годы в этот день проводили собрания, где руководство чествовало заслуженных работниц, и докладывало о том, реализация политики государства в отношении женщин.

Сейчас на 8 марта принято дарить женщинам цветы, подарки, организовывать корпоративные мероприятия, поощрять их денежными вознаграждениями. Вместе с , когда поздравляют мужчин, праздник стал днем, когда даже малыши в детском саду готовят утренники для своих , а дети поздравляют мам, сестер и подруг. Вручить хотя бы символический подарок считается обязательным, а девочки уже с детства знают, что в этот день надо быть самой красивой, и можно ждать от мальчиков подарков и внимания.

По аналогии с Днем матери 8 марта принято ходить в гости к бабушкам, поздравлять их, устраивать застолья с обильными закусками, сладостями и спиртным. Женский праздник ассоциируется с наступлением весны, свежестью и возрождением природы от зимней спячки, поэтому он уже жизнерадостный, веселый и оптимистичный.

В прошлом году Международному женскому дню исполнилось ровно100 лет. На Международной конференции женщин-социалисток, проходившей в Копенгагене в августе 1910 году, по предложению Клары Цеткин было принято решение об определении специального дня в году, посвященного борьбе женщин за свои права. На следующий год, 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии прошли массовые выступления, в которых приняло участие более миллиона человек. Так начиналась история 8 Марта, изначально «Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие».

В 1912 году массовые манифестации в защиту прав женщин проходили 12 мая, в 1913-м - в разные дни марта. И только с 1914 года окончательно зафиксировалась дата 8 марта, скорее всего по той причине, что это было воскресенье. В этом же году день борьбы за права женщин впервые был отмечен в тогда еще царской России. С началом Первой мировой войны к требованиям расширения гражданских свобод женщин добавилась борьба за прекращение военных действий. Историю возникновения праздника 8 Марта позднее привязали к событиям 08.03.1910 г, когда в Нью-Йорке впервые прошли демонстрации работниц швейных и обувных фабриках, требующих повышения заработной платы, улучшения условий труда и сокращения рабочего дня.

Придя к власти, русские большевики признали 8 марта официальной датой. О весне, цветах и женственности речи не шло: акцент ставился исключительно на классовой борьбе и вовлечении женщин в идею социалистического строительства. Так начался новый виток в истории дня 8 марта - теперь этот праздник распространился в странах социалистического лагеря, а в Западной Европе о нем благополучно забыли. Важной вехой в истории праздника 8 Марта стал 1965 год, когда в СССР он был объявлен выходным днем.

В 1977 году ООН приняла резолюцию № 32/142, которая закрепила за женским днем статус международного. Правда, в большинстве государств, где его до сих пор отмечают (Лаос, Непал, Монголия, Северная Корея, Китай, Уганда, Ангола, Гвинея-Бисау, Буркина-Фасо, Конго, Болгария, Македония, Польша, Италия), это Международный день борьбы за права женщин и международный мир, то есть событие политического и социального значения.

В странах постсоветского лагеря, несмотря на историю происхождения 8 Марта, ни о какой «борьбе» речь давно не идет. Поздравления, цветы и подарки полагаются всем женщинам - матерям, женам, сестрам, подругам, сотрудницам, малышкам ясельного возраста и бабушкам-пенсионеркам. Отказались от него лишь в Туркменистане, Латвии и Эстонии. В других государствах такого праздника нет. Возможно, потому что там в большом почете День матери, который в большинстве стран отмечают во второе воскресенье мая (в России - в последнее воскресенье ноября).

Очень любопытный факт из отечественной истории праздника 8 Марта. Дело в том, что знаменитая Февральская революция 1917 года, которая заложила основу Октябрьской, началась в Петрограде с массового митинга женщин, протестующих против войны. События нарастали как снежный ком, и вскоре началась всеобщая забастовка, вооруженное восстание, Николай II отрекся от престола. Что случилось дальше, хорошо известно.

Горечь юмора в том, что 23 февраля по старому стилю - это и есть 8 марта по новому. Вот так, очередной день 8 Марта положил начало истории будущего СССР. Но День защитника отечества традиционно приурочен к другим событиям: 23 февраля 1918 года, начало формирования рядов Красной Армии.

Знаете ли вы, что особый женский день существовал в Римской Империи? Свободно рожденные замужние римлянки (матроны) облачались в лучшие наряды, украшали голову и одежды цветами и посещали храмы богини Весты. В этот день мужья одаривали их дорогими подарками и почестями. Даже рабыни получали сувениры от своих хозяев и освобождались от работы. Вряд ли есть прямая связь в истории возникновении праздника 8 Марта с древнеримским женским днем, но наш современный вариант по духу очень его напоминает.

У евреев существует свой праздник - Пурим, который по лунному календарю ежегодно выпадает на разные дни марта. Это день женщины-воительницы, отважной и мудрой царицы Эсфирь, хитростью спасшей иудеев от уничтожения в 480 году до н.э., правда, ценой жизни десятков тысяч персов. Некоторые пытались напрямую связать Пурим с историей происхождения праздника 8 Марта. Но, вопреки домыслам, Клара Цеткин не была еврейкой (хотя евреем был ее муж Осип), и вряд ли ей пришла бы в голову мысль привязать день борьбы европейских феминисток к иудейскому религиозному празднику.

В начале весны 8 марта отмечается прекрасный весенний праздник Международный женский день или всемирный день женщин. В этот день также отмечается праздник Украины — День землеустроителя.

Международный праздник — Женский день

Этот праздник отмечают все женщины, во время этого праздника вспоминают достижения женщин в экономической политической и социальной областях.
В наше время празднование Женского дня не несет собой цель утверждения равенства, этот день просто считается прекрасным днем весны и женской красоты, душевной мудрости и нежности.
Женский день 8 марта отмечается всей Организацией Объединенных Наций, а в России, Украине, Беларуси, Азербайджане и в Армении этот день является еще и национальным праздником.
Лидер женской группы из социал-демократической партии Германии Клара Цеткин в 1910 году на 2-ой Международной конференции работающих женщин в Копенгагене выдвинула идею о праздновании Международного женского дня.
Клара Цеткин предложила с целью борьбы женщин за свои права праздновать Женский день в каждой стране ежегодно в один и тот же день.
Официальным праздник «Международный женский день» стал в 1975 году по решению ООН.
Сегодня Международный женский день — это прежде всего праздник весны и внимания к женщине. В этот день представители сильной половины человечества радуют своих родных и любимых женщин подарками и заботой.

Праздник Украины — День землеустроителя

День землеустроителя или День землепорядника - это украинский профессиональный праздник, который отмечается ежегодно с 2000 года каждую вторую субботу марта. Время празднования этого дня было установлено Указом Президента Украины 11 декабря 1999 года «О дне землеустроителя». В этом году празднование Дня землеустроителя выпало на 8 марта. Землеустройство Украины обеспечивает охрану земельных ресурсов, создает благоприятную экологическую среду и формирует рациональную систему использования земель.

Необычные праздники

День крыльев весны

Сегодня необычный праздник - День крыльев весны. На крыльях теплого ветра к нам приходит весна.
Как встречать этот праздник? Да очень просто.
Пришла весна, просто наслаждайтесь первым теплом и ясным солнышком. Можете на праздничный стол 8 марта приготовить весеннее блюдо - жаворонки или «крылья весны».
Ингредиенты для жаворонков:
500 г. муки, 1/2 стакана молока, 1 пакетик (7 г.) сухих дрожжей (или 40 г. слежих), 80 г. сливочного масла, 2 желтка, 1 яйцо, 2 ст.л. сахара, соль, яйцо взбитое с чайной ложкой сахара (для смазывания выпечки), горсть изюма для украшения
Способ приготовления:
Подготовить опару, добавьте в опару размягченное сливочное масло, жестки, яйцо и оставщуюся муку, вымесите тесто, дайте тесту подойти в теплом месте час, затем обомните руками подошедшее тесто и дайте ему постоять еще полчаса-час.
Разделите готовое тесто на 10 равных шариков, каждый шарик раскатайте в жгут длиной 15 см и завяжите каждый жгут узлом, придайте одному концу форму птичьей головки, вылепив пальцами клюв, второй конец жгута расплющите и усадите «птичку» жаворонка на противень. Дайте постоять тесту еще 25-30 минут.
Разогрейте духовку до 200 градусов. Смажьте взбитым с сахаром яйцом поверхность теста. Выпекайте жаворонков до золотистого цвета 15-20 минут.

Праздник по народному календарю

Поликарпов день

В этот день в народе чтили память Святого Поликарпа, который был учеником апостола Иоанна и который впоследствии стал епископом Смирнским. Поликарпа часто называли «вождем Азии в христианстве».
8 марта в Поликарпов день незамужние девушки на Руси прибирали свои платья и грустили, потому что если девушке не успели сыграть свадьбу до масленой, то дальше уже ждали конца весны. В народе была такая поговорка: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды».
Девицы, конечно времени зря все равно не теряли и после этого праздника старались привлечь женихов. Для этого они использовали разные обряды.
В Поликарпов день девушки дожидались пока взойдет на небе молодой месяц, а затем, увидев его, вертелись на пятке правой ноги и приговаривали: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». Незаметно от всех девицы вметали в дом сор с улицы, при этом приговаривали: «Гоню в избу свою не воров, а молодцов. Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
О сороках на Поликарпа говорили: «Сорока в лесу за гнездо принялась», «Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками».
Именины 8 марта у Александра, Алексея, Ивана, Климента, Кузьмы, Михаила, Моисея, Николая, Поликарпа, Сергея, Федора.

7 марта в истории

1965 г. - Международный женский день 8 марта стал нерабочим днём.
1968 г. - В Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. По разным данным, погибли от 98 до 105 моряков.
1969 г. - Египет разорвал перемирие с Израилем.
1975 г. - В Тихом океане затонула советская подлодка ПЛ-574 с ядерными ракетами.
1976 г. - На территорию Китая упал самый крупный известный каменный метеорит весом 1774 кг.
1982 г. - На экраны вышел фильм П. Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» с Л. Гурченко в главной роли.
1983 г. - Рейган на национальном съезде евангелистов назвал Советский Союз средоточием зла в современном мире, подлинной «империей зла», утверждая, что мира можно добиться только с помощью силы.
1984 г. - Умер П.Л. Капица, советский физик, академик, дважды Герой Социалистического Труда.
1988 г. - Семья Овечкиных из Иркутска захватывает самолёт и пытается бежать из СССР, штурм самолёта приводит к человеческим жертвам.
1992 г. - Умер Сергей Владимирович Образцов (р. 1901), русский советский режиссёр, актёр, писатель, художник, руководитель Центрального театра кукол.