Прежде чем сделать подумай. Прежде чем что-то сделать, подумай: а нужно ли вообще это делать? Не все оценят по достоинству уличное творчество, так что не обольщайтесь


> Прежде чем что-то сделать, подумай: а нужно ли вообще это делать?:

Прежде чем что-то сделать, подумай: а нужно ли вообще это делать?

Шёл рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошёл к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем.

Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

Рыцарь, а ты чего хотел-то?

Воды попить.

Ну, так и пил бы...

Знаете в чем главный секрет хорошей стратегии? Чем хорошая стратегия отличается от посредственной? Хорошая стратегия отбрасывает лишние усилия и неэффективные действия. Осуществляются только те действия, которые необходимы и выгодны, которые дают наибольший результат при наименьших усилиях. Стратегический выигрыш достигается за счет экономных и рассчитанных действий.

Вот хороший пример использования этого принципа:

Недавно должна была быть гонка по биатлону на чемпионате мира. Не состоялась из-за погодных условий. То ли метель, то ли туман...

Тихонов рассказывал по ТВ о гонке в таких же условиях.

Дошел я до стрельбища. Ничего не видно. Парни долго выцеливают, мажут, потом берут дополнительные патроны, снова мажут, потом все равно бегут штрафные круги. Я, винтовку в землю, выпалил все патроны и сразу же побежал штрафные круги. Пришел первым...

Еще этот принцип о том, что не нужно тратить свое время и силы на очевидно бесполезные и бесперспективные дела . Например, пытаться что-то объяснить человеку, который в принципе тебя не поймет. Можно это попробовать сделать, чтобы выяснить, открыта ли дверь понимания, есть у человека готовность и желание вникать в ваши слова, но не нужно ломиться в закрытую дверь. Ну не обладает он необходимым уровнем знаний, опыта, интеллекта, непредвзятости, гибкости и др. добродетелями и ничего с этим не поделать. Попытки объяснять такому человеку что-то не доступное его понимаю – это все равно, что в пустыне лить драгоценную воду в песок. У Конфуция есть хорошие слова на этот счет:

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Конфуций

Иногда лучшая стратегия – это стратегия невмешательства. Есть ситуации, которые естественным образом приводит к желаемому результату, все что нужно – это принимать естественный ход вещей. Еще это можно сравнить с созреванием плода, не нужно ему мешать, он созреет сам. Пример:

Мой приятель - любитель побороться за права пешеходов, ненавидит когда водители нарушают правила, вечно ругается с ними и т.д. Прогуливаемся с ним однажды по тротуару, сзади сигналит ауди - видно водила решил срезать чтобы в пробке не стоять. Приятель ни слова не говоря отходит на газон и пропускает машину. Я его спрашиваю, чего, мол, ты такой тихий сегодня. Он, невинно улыбаясь: "Там метров через тридцать поворот и ступеньки"...

Данный классный час направлен на формирование у учащихся чувства ответственности за свои поступки, научить их процессу обдумывания своего поведения.

Конспект классного часа «Прежде чем сделать – подумай»

Цели и задачи : - разъяснить учащимся сущность процесса обдумывания своего поведения;
- учить учащихся нравственной оценке результатов своих поступков;
- пропагандировать постановку перед собой положительных целей своей деятельности;
- акцентировать внимание на волевом процессе обдумывания своего поведения, воспитании волевых качеств;
- развивать у учащихся творческие способности и дискуссионные навыки.
Ход классного часа
Чего не следует делать,
того не делай даже в мыслях.

Древняя пословица.

Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.

О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
- прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
- если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
- если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
- в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.

А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.

Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?

Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.

Ребята, прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть. Что может помочь в данной ситуации?
Сила воли, настойчивость, умение осознавать положительный результат своего поступка, помощь взрослых, поддержка друзей, умение вовремя остановиться, сказать себе «нет», не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.
Людей, которых могут так поступать, называют волевыми. Таких людей, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние и внутренние, тогда он, обязательно находит оправдание для своего бездействия. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становится, ни умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Человек становится слабым, безвольным.
А вот сильный, волевой человек умеет отказаться, преодолеть препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Ребята, скажите, а как вы добиваетесь положительного результата в своих делах?
Путем преодоления трудностей
Усилиями воли
Умение заставить себя
Умея разумно рассуждать о пользе дела

А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред и вам, и другим людям.

Заслушайте следующее стихотворение:
Я раньше часто раздражался,
Иногда на крик срывался.
Сказала мама: «Погоди,
Сосчитай до десяти».
И пока я так считал,
Весь мой гнев уже пропал.
Не обидел я сестру,
Не грублю я маме.
Вы не верите мне? Ладно,
Попробуйте сами.
У меня же есть прогресс,
Смог же силы я найти,
Не нужна мне цифра десять.
Мне хватает и пяти.

Видите, ребята, герои этого стихотворения, остался доволен, что он нашел свой путь решения этого вопроса. Можно сказать, что он уже умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит, и поступками. Слабые люди, совершая необдуманные поступки, часто боятся признаться в них. Потом дрожат и переживают.

Далее ученикам предлагаются ситуационные задачки, на которые ученики должны дать обдуманные ответы.
1. Взять чужую вещь без спроса.
2. Испортить любимую игрушку брата или сестры.
3. Вырвать страницу из дневника.

Мы рассмотрели несколько примеров отрицательных поступков. Если для тех, кто это совершил, все обернулось наказанием и переживанием, то чем это стало для других людей?

Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того, как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «за», другой – «против». Вот как рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу в споре одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный).

Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа:
- прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;
- плохие поступки приносят вред и себе, и другим;
- чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;
- надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;
- если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом;
- надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их;
- чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.

Ребята, классный час я хотел бы закончить словами В. Гюго: «Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца ».

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.

Делай сегодня то, что другие не хотят!!!
Завтра будешь жить так, как другие не могут.

Не так вера в то, что ты можешь, помогает, как представление, что это сделать невозможно мешает.

Жизнь - зеркало, которое само показывает, что нам надо сделать с собой и своей судьбой. Если мы просыпаемся утром и понимаем, что мы недовольны, нужно что-то с этим делать.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Хватит и одной секунды, чтобы все испортить. И не хватит целой вечности, чтобы все исправить. Поэтому подумайте, прежде чем что-то сказать и что-то сделать.

Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым.

Я заметил, что даже те люди, которые утверждают, что все предрешено и что с этим ничего нельзя поделать, смотрят по сторонам, прежде чем переходить дорогу.

«Прежде чем сделать – подумай»

вредных привычках и о профилактике зависимости)

Цели и задачи:

Разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения, воспитывать волевые качества, развивать дискуссионные навыки.

Подготовительная работа:

Бумага, карандаши (цветные), фломастеры.

Чего не следует делать, того не

делай даже в мыслях» (Древнее правило)

Ребята! В жизни мы часто слышим такую пословицу: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». А какие похожие пословицы вы знаете?

Ученики: (дать заранее в библиотеке)

    Не зная броду, не лезь в воду.

    Поспешишь – людей насмешишь.

О чем говорят эти пословицы?

Прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;

Если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших.

Всегда надо думать о результате, иначе из «брода» (плохо результата, поступка) можно не выбраться.

Ребята! Что значит – думать?

Мы обдумываем свои слова, планы, поступки

Каждый человек в своей жизни совершает множество поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то и нет. Мало просто желания или нежелания. Надо ещё подумать о том, надо это или не надо.

Если надо, то надо себя заставить. А если не надо (а тем более – нельзя), то поразмышлять, учесть свой предыдущий (плачевный) опыт, а также опыт других людей.

А вот только тогда, всё хорошо обдумать и взвесить, человек должен принять решение. (семь раз отмерь).

Скажите, а все ли люди так поступают?

Дети?

Я думаю, что все люди разные, поэтому они и поступают по-разному.

Некоторые люди сначала наговорят, сделают что-то плохое (могут обидеть даже друзей), а потом только раскаиваются.

Ребята! Чтобы избежать плохих последствий, каждое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его вред.

Причём, последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей, и для вас.

А сейчас проведём анкетирование.

    Всегда ли вы обдумываете свои поступки перед тем, как что-то сказать или сделать? (да; не всегда, но часто; никогда; редко)

    Совершаете ли вы необдуманные поступки? (да; да, но редко; никогда; не могу себя сдержать)

    Кто больше всего страдает от вашего необдуманного поведения. (друзья; незнакомые люди; близкие люди; я сам)

    Довольны ли вы своим поведением? (да; чаще нет; чаще да; недоволен)

Ребята! Прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает? Как ему помочь?

Ребята! Ему помогут:

    Сила воли

    Настойчивость

    Помощь взрослых

    Поддержка друзей

    Умение вовремя сказать себе «нет»

Людей, которые могут так поступать, называют волевыми. Я думаю таких большинство. Но и слабовольных тоже не мало.

Когда слабовольный человек встречает на своём пути трудности, а они бывают, тогда он – слабовольный – обязательно находит для своего бездействия – оправдание. При желании оправдание всегда можно найти (дождь, снег и т.д.). И он от этого становится ленивым, слабым, безвольным, подчиняемым. Ребята, вы знаете таких?

А вот сильный, волевой человек умеет отказаться вовремя.

    Ученик: прежде всего надо выполнять режим дня и не лениться. Иногда приходится себя заставлять. Самое главное, что это вам всем надо, для будущей жизни. Надо прилагать усилие.

    Надо меньше отвлекаться на уроках. Надо контролировать свою речь, играть в шахматы, развивать своё мышление, читать.

Поставил цель – зарядкой заниматься.

Со сном и ленью мне пришлось сражаться.

Приходится пораньше лечь и встать,

Не просто оказалось заставлять

Свой ум и тело с пользою трудится,

Когда по утру очень сладко спится.

Мне стал будильник – первый враг.

Я кнопку не найду никак…

Всё, под подушку его отправил,

Но замолчать-то не заставил.

Звенит будильник: «Мальчик Коля,

Ты сдержишь слово, проявишь волю?»

Я тут подумал: «Ай! Ай, ай!

Какой безвольный я лентяй».

Решил, и сна как не бывало.

Я быстро сбросил одеяло.

Смотрю, и Рекс меня заждался.

Вчера зарядкою он тоже занимался.

Любит он прыгать и хвостом вертеть,

Хоть гири папины ему не одолеть.

Вот ко мне мама заглянула:

Ну, с добрым утром. – Улыбнулась.

Была уверена, ты это одолеешь,

Ой, сын, ты, кажется, взрослеешь…

Ребята! Вы еще не взрослые. А почему, как вы думаете, мама сказала Коле, что он взрослеет?

Дети: Потому что он не капризничал утром, как маленький, а поступил как взрослый человек. У взрослых большая сила воли. Они знают, что надо сделать, и делают это. Хотя, может, им и не всегда хочется этого.

А коля правильное принял решение. Он становится самостоятельным. Быть взрослым – это не обязательно быть большим. Это ещё быть и ответственным.

Я: Так как мы добиваемся положительного результата?

Дети: Усилиями воли. Умея разумно рассуждать о пользе дела.

Я: Ребята! А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить и не толкнуть, на нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям?

Я часто раньше раздражался,

Иногда на крик срывался,

Сказала мама: «Погоди!

Сосчитай до десяти».

И пока я так считал,

Весь мой гнев уже пропал.

Не обидел никого,

Не грублю я маме.

Вы не верите мне? Ладно,

Попробуйте сами.

У меня же есть прогресс,

Смог же силы я найти,

Ну нужна мне цифра десять,

Мне хватает и пяти.

Вот видите, мальчик доволен, он решил свой вопрос.

Я хочу, чтобы вы привели примеры отрицательных поступков. (Примеры)

Других людей обидели ваши поступки, верно?

Итак, хочется закончить нашу беседу словами:

«Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».

И подумайте, ребята, какие дела и поступки вы совершали за последнюю неделю? Как вы себя при этом чувствовали? Ведь знайте, все поступки красноречиво говорят о человеке.

Классный час на тему: Прежде чем сделать - подумай.

Задачи: разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения; учить нравственной оценке результатов своих поступков; пропагандировать постановку перед собой положительных целей своей деятельности; акцентировать внимание на волевом процессе обдумывания своего поведения, воспитании волевых качеств; развивать творческие способности ребят; развивать дискуссионные навыки.

Подготовительная работа : подготовка анкет, бумага, карандаши, фломастеры.

Участники : классный руководитель, учащиеся.

Ход классного часа

Чего не следует делать, того не делай

даже в мыслях.

Древнее правило.

Кл рук-ль: Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?

Ученики : (Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал. Не спросясь броду, не суйся в воду. Поспешишь – людей насмешишь. Сделать на скорую руку да на долгую муку.)

Кл рук-ль : О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?

Ученики : - прежде, что-то сделать, надо хорошо подумать;

Если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;

Если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших (родителей);

В решениях и поступках не надо торопиться, подумай, потом сделай;

Всегда надо думать о результате, иначе «брода» (плохого результата поступка) можно не выбраться.

Классный руководитель : А что значить думать? И что человек обычно обдумывает?

Ученики : ()

Кл рук-ль : Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то и нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то и заставить себя. А если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий (возможно, плачевный) опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?

Ученики: ()

Кл рук-ль : Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей, и для вас.

Кл рук-ль : Ребята, прежде чем совершить какой то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть и т.д. Что может помочь в данной ситуации?

(Ответы детей)

Кл рук-ль: Ему помогут:

Сила воли и выдержка;

Настойчивость;

Умение осознавать положительный результат своего поступка;

Помощь взрослых;-

Поддержка друзей;

Умение вовремя остановиться, сказать себе нет, не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.

Людей, которые могут так поступать, называют волевыми. Таких, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние (например, надо истратить много времени, далеко и неудобно добираться, мешает плохая погода, идет хороший фильм и другие обстоятельства), и внутренние (у вас может что-то не получаться из-за недостатка знаний; из-за напряжения вам может мешать чувство усталости; вы заболели и откладываете дело как можно на более поздний срок и т.д.), тогда он, слабовольный человек, обязательно находит для своего бездействия оправдание. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становиться умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Тем вероятней, что его поступкам и его жизнью будут управлять другие. Человек становиться слабым, безвольным. А значит, и зависимым от других, подчиняемым.

Кл рук-ль: А вот сильный волевой человек умеет отказываться, преодолевать препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Какие поставленные вами перед собой цели встречают внешние и внутренние препятствия? Насколько успешно вы их преодолеваете?

Ученики ()

Кл рук-ль : Значит, как мы добиваемся положительного результата?

Ученики: - путем преодоления трудностей, усилиями воли, умением заставить себя, умея разумно рассуждать о пользе дела.

Кл рук-ль: А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы например, преодолеть недоброжелательность к кому то из своих одноклассников; сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред всем: и другим людям, и вам. Почему такое происходит?

Ученики ()

Кл рук-ль: Подумайте какие дела и поступки вы совершили за последнюю неделю? Как вы себя чувствовали? У каждого на партах лежат цветные квадратики. Желтая- радость, красная – гнев, синяя – спокойствие, коричневая - тревога, черная – печаль. Вы выбираете тот цвет который наиболее соответствует вашим чувствам и положите его в тетрадь. Если человек остался довольным своими поступками, то выбрать зеленый цвет.

Кл рук-ль Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того, как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «За» другой – «Против». Вот так рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный и т.д.)

Давайте подведем итоги:

Прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;

Плохие поступки приносят вред и себе, и другим людям;

Чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;

Надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;

Если и совершил что-то плохое, найди мужество признаться в этом, чтобы понести заслуженное наказание;

Умей анализировать свои поступки, приходи к правильному выводу и больше так не поступай;

Человек может уважать себя за правильно принятое решение, надо ставить перед собой хорошие цели и достигать их;

Человек начинает воспитывать свою силу воли уже с детства;

Чаще задумываться том, « что о тебе люди скажут»;

И не только люди, важно иметь свое отношение, оценку своих собственных действий;

Чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.

Принимаем решение:

Наметить конкретные цели;

Определить дела и поступки для их осуществления;

Поговорить об этом с родителями.

Кл рук-ль Хочу закончить нашу встречу словами В Гюго: «Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».

Анкета

    Всегда ли вы обдумываете свои поступки перед тем, как что-то сказать или сделать?

Да - никогда

Редко. - не всегда, но часто

    Совершаете ли вы необдуманные поступки, которые приносят вред вашим друзьям, близким, знакомым и незнакомым людям?

Да - никогда

Да, но редко - не могу сдержать себя

    Кто больше всего страдает от вашего необдуманного поведения?

Друзья - близкие люди

Незнакомые люди - я сам.

    Задумываетесь ли вы над результатами своих как положительных, так и отрицательных поступков?

Да, но только положительных - да, и положительных, и отрицательных

Да, но только отрицательных - не обдумываю

    Испытываете ли вы чувство раскаяния, совершив плохой поступок?

Да, всегда - никогда

Да, но не всегда - просто радуюсь, что все уже позади.

    Учитываете ли вы отрицательный опыт своих поступков?

Да, всегда - никогда

Да, но не всегда - у меня это не получается.

    Повторяете ли вы что-то плохое, уже решив однажды, что никогда не будете больше этого делать?

Да, часто

Да, но редко

Никогда

Очень стараюсь не повторять, но у меня это плохо получается.

    Часто ли вам делают замечания (близкие люди, учителя, родители, друзья, незнакомые люди)?

Да, часто - да, но редко

Никогда - очень редко.

    К чьим замечаниям вы относитесь с большим вниманием?

Близких людей - учителей

Родителей - друзей

Незнакомых людей.

    Довольны ли вы своим поведением?

Да - чаще да

Чаще нет - не доволен.