Роль субкультуры в социализации личности. Молодежная субкультура как фактор социализации молодежи. "Подводные камни" субкультур


Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

Специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

Статусная структура;

Набор предпочитаемых источников информации;

Своеобразные увлечения, вкусы и способы время препровождения;

Специфический жаргон;

Фольклор.

«Социализация, -- пишет И. С. Кон, -- близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс-- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях, в определенных формах. Для отражения конкретных форм существования культуры в социологии используется понятие субкультура. Существует множество определений этого понятия:

  • - субкультура - это набор убеждений, норм, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или социальную группу;
  • - субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение;
  • - субкультура -- суверенное целостное образование, часть общественной культуры;
  • - субкультура с точки зрения культурологии -- это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультуры появляются там, где:

  • - ткань общественных отношений и, в первую очередь, производственные отношения не накрывают какую-то часть общества, не вовлекают его в себя, либо же вовлекают явно насильственными способами, чем вызывает ещё большее отторжение;
  • - существуют серьёзные противоречия между общественной моралью, отношениями и стремлениями людей. Это верно только в том случае, если представители социальной группы, вступившей в противоречие с обществом, слабы и не способны его изменить.

Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления?

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

Выделяют следующие причины, которые побуждают войти молодежь в ту или иную субкультуру:

  • - потребность в друзьях;
  • - стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;
  • - неуспеваемость в обучение и отчуждение от коллектива;
  • - отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;
  • - потребность в эмоциональных впечатлениях;
  • - отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;
  • - невнимание к молодым людям и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
  • - возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как желание обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы. Кто есть кто?» -- М.,1990г.

Каждое сообщество создает свою субкультуру, которая не отрицает общечеловеческую культуру, но в то же время имеет свои специфические отличительные признаки, связанные с особенностями жизнедеятельности этих сообществ.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, а некоторые наоборот, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят в единую культуру общества как неотъемлемые элементы. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

К своеобразным особенностям молодежной субкультуры следует отнести прежде всего то, что создателями ее являются представители очень значительной части молодежи - учащиеся, студенты, не имеющие в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов. Социальные характеристики различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным подструктурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем субкультуре присущи специфические общественные функции: воспроизводственная, инновационная и др.

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

В литературе и на практике активно используется понятие "детская субкультура".

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, используемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Для каждого детского возраста характерна своя субкультура. В процессе социализации ребенок усваивает определенный объем слов и выражений, имеет место своеобразие их осмысления (понимания) и реализации усвоенного в речи, что характеризует его социокультурное развитие как личности.

Сформированное социокультурное своеобразие позволяет ребенку понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в конкретной социальной среде. Оно обладает относительной автономией и характеризуется в зависимости от возраста детей своим языком, содержанием, особенностями восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, сказывается на их социальном развитии, социализации.

Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и "морали в действии". Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной действительности, саморазвитию. Групповые носят социальный характер. Они предполагают определенные правила, нормы поведения и действия, стимулируя усвоение социального опыта.

Дети, как правило, играют в традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания). Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых. По мнению "реставратора" народных игр Владимира Михайловича Григорьева , традиционные игры, прошедшие через века, доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов.

Во-вторых, в детском фольклоре (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки). По мнению Марины Владимировны Осориной , детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности. Он выступает важным показателем детской субкультуры.

Наиболее распространены такие формы детского фольклора, как:

  • – считалки ("Аты-баты, шли солдаты, аты-баты – на базар...", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?.." и др.), которые помогают детям устранять нежелательные конфликты в детской среде;
  • – дразнилки (именные типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей...", а также высмеивающие детские недостатки и проступки (ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность), например: "жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест" или "плакса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!"), благодаря которым детское сообщество осуществляет воспитание. Они также тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя от нападок сверстников в форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

Важным фактором формирования детского фольклора является информация, которая поступает ребенку через общение, сказки, песни, книги.

Сказка и былины выступают одним из источников построения ребенком картины отношений между людьми, в частности, взаимоотношений в семье. Через них последний эмоционально усваивает качественные характеристики людей, понимание добра и зла, преданности и предательства, героизма и измены, патриотизма и многое другое, наставления и поучения старших.

В сказах и былинах сконцентрированы смысловые образования, которые создавались веками. Таким образом, происходит своеобразный "диалог культур" – прошлого и настоящего в создании образа мира, в частности, мира семейных отношений, формирования культурных полоролевых стереотипов мужчины и женщины, социальных ценностей.

В-третьих, в детском правовом кодексе (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного / ягодного места). Его использование влияет на формирование собственного "Я" ребенка, определение его статуса и места в социальной среде.

В-четвертых, в детском юморе (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) и наделении прозвищами сверстников и взрослых. Это характерная форма самовыражения, привлечения к себе внимания, стремления выделится. В подобных проявлениях дети иногда могут быть очень жестоки, не считаясь с самолюбием другого ребенка. Основания для розыгрышей, поддевок могут быть самые различные, в том числе, особенности фамилии или имени, какие-либо привычки, формы проявления.

В-пятых, в детской магии и мифотворчестве ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Такая форма проявления часто выступает средством осмысления того, что и как воспринимает ребенок, слушая сказки, былины, просматривая телевидение, наблюдая за поведением взрослых;

В-шестых, в детском словотворчестве (этимология, языковые перевертыши, неологизмы). В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью, что свидетельствует о стремлении к автономии детской субкультуры.

Также своеобразие субкультуры детей проявляется:

  • – в детском философствовании (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти);
  • эстетических представлениях (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");
  • стремлении к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков;
  • религиозных представлениях (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура меняется в зависимости от возраста. Передача всего богатства ее содержания происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства наряду с устными появляются письменные тексты – песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.

Детская субкультура предоставляет ребенку наиболее благоприятную для него социальную среду и выполняет следующие функции:

  • социализирующую – основным агентом социализации выступает группа сверстников;
  • обучения и воспитания (сверстники – лучшие воспитатели);
  • передачи традиционных культурных средств – детского правового быта, фольклора и игровых правил, овладения собственным поведением; половой идентичности благодаря сравнению с другими мальчикам и девочкам;
  • экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей;
  • защиты от неблагоприятных воздействий взрослых.

Всякую субкультуру представляет сообщество детей, в котором каждый ребенок – это определенный социокультурный мир и носитель субкультуры. Это сообщество обусловливает зону вариативного развития ребенка. Сверстники в процессе игрового взаимодействия и общения во многом определяют перспективы его социализации, обучения и воспитания. Этим объясняется тот факт, что для родителей далеко не безразлично, в какой субкультурной среде сверстников общается их ребенок и как он себя в ней проявляет.

В подростковой и юношеской среде формируется своя субкультура. Каждая сформировавшаяся подростковая (юношеская) группа отличается своеобразием субкультуры просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Она во многом определяется теми, кто входит в группу и средой, в которой первая сформировалась и проявляется. Влияние субкультуры на членов группы исключительно велико и реализуется через нормы, ценности, стереотипы и вкусы, которые ею определяются. В зависимости от направленности субкультуры оно может быть как позитивным, так и негативным.

Социальные нормы и ценностные ориентации выполняют функции важнейших регуляторов социального поведения индивидов и влияют на отношения ее носителей к окружающей среде, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.

Каждая социокультурная молодежная среда способствует формированию определенных пристрастий, предвзятости, предубеждения по отношению к чему-либо, следованию определенной моде и музыкальным пристрастиям.

Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно пытаются выделиться по сравнению с взрослыми, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою похожесть на всех и в то же время выделиться среди них. Музыкальные пристрастия позволяют молодым людям через движения и ритмы пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Во взаимоотношениях подростки и юноши стремятся выделиться через речь, компенсировать эмоциональную и "словарную" невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргон оказывает организующее влияние на всю речь, на стиль у носителей субкультуры.

Изучение подростково-юношеской субкультуры исключительно важно для тех, кто непосредственно работает с детьми этого возраста (родители, учителя, социальные педагоги и социальные работники, работающие с "детьми улицы" и безнадзорными).

Вишневская Т.Д.,

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27"

г. Камень-на-Оби

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Переживая положительные эмоции, дети будут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного характера. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации дошкольников в ДОУ , как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Цель и задачи работы

Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов детской субкультуры.

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
  3. Заложить начало формированию образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.

ГИПОТЕЗА: если создать в ДОУ предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться гармонизации социализации детей - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Концептуальные основы работы

Как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на "причесывание" подрастающего поколения.

Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

Функции детской субкультуры

В связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и без неё) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств - детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Пространство детской субкультуры создает ребенку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

Принципы работы

  • принцип региональности - ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе;
  • принцип гуманитаризации - широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип интегрирования - интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в группе сверстников, осознание своего социального "я"; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
  • Приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне
  • Готовность к позитивному принятию роли школьника;
  • Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей;
  • Обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.

Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

Эффективность реализации будет отслеживаться через:

  • организацию выставок;
  • совместные мероприятия (праздники, презентации, общественно полезный труд, походы, концерты и др.)
  • анкетирование и опрос педагогов, детей и родителей;
  • ведение книги отзывов об отдельных мероприятиях;
  • фотовыставки, оформление фотоальбомов.

Этапы работы

1. Работа с педагогическим коллективом;

2. Реализация проекта социально-личностной направленности "Все вместе".

Работа с педагогическим коллективом

Семинары "Социальное развитие детей в ДОУ".

Цель: Создание условий для реализации Программы в области "Социализация" путем приобщения к детской субкультуре.

  • формирование компетенций педагогов по приобщению к детской субкультуре как механизму социализации дошкольников;
  • развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • активизация творческого потенциала педагогов.

План проведения семинаров

Сроки

Ответственный за проведение

Понятие детская субкультура.

Основные компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Старший воспитатель

"Создание предметно-развивающей среды"

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно.

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически.

"Педагогическая копилка"

Презентация проекта социально-личностного направления "ВСЕ ВМЕСТЕ"

Старший воспитатель

"Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре"

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Реализация проекта социально-личностного направления "Все вместе"

1 этап. Исследовательский

Цель: Изучение представлений детей о мире человеческих взаимоотношений и понимание родителей детской субкультуры.

1. интервьюирование детей 4-7 лет на темы:

  • увлечения и досуг ("Увлекаешься ли ты коллекционированием? Что ты любишь собирать?", "Чем ты занимаешься в выходной день?", "Какие дразнилки ты знаешь? Кто тебе их рассказал? Знаешь ли ты считалки? Давай с тобой посчитаемся!"
  • предпочитаемые источники информации (книги - "Назови любимые книги", "Нарисуй любимого литературного героя", телевидение - "Твоя любимая телепередача", "Мой любимый телевизионный герой"
  • представления детей о любви, браке, семье ("Как ты думаешь, что такое любовь?"…)
  • отношение детей к миру взрослых и к миру школьников ("Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются? Что делают школьники? Как ты думаешь, кем лучше быть - взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?…)

2. анкетирование родителей "Какие вы родители?" (Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? и т.д.)

2 этап. Основной.

Цель: Целенаправленно создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Формы работы:

  • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
  • выставки - авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
  • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
  • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
  • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей на территории детского сада и за ее пределами.

3 этап. Оценочный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать полученные результаты и составить отчет по проекту.

  • воспитатели групп проводят повторный опрос участников проекта (дети ДОУ и родители);
  • руководитель проекта проводит сравнительный анализ результатов интервьюирования детей и анкетирования родителей с целью изучения качественных изменений в процессе социализации детей и принятию взрослыми особенностей детской субкультуры и составляет отчет.

Поэтапный план реализации проекта

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

1 этап

Анкетирование родителей.

Интервьюирование детей

Сведения о характере детско-родительских отношений

Сведения о детских предпочтениях и увлечениях

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

2 этап

Событие "Праздник смеха и добра"

Приобретение опыта самореализации в группе сверстников

Воспитатели и дети 2 мл.группы "Б"

Акция "Делу - время, потехе - час!"

(совместная трудовая деятельность взрослых и детей по уборке территории детского сада)

Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле)

Воспитатели всех возрастных групп, родители

Фотовыставка-презентация "Мир увлечений детей и родителей"

Раскрытие ребенком собственного внутреннего мира

Воспитатели, дети и родители старшей группы, Трудовой десант

"Оборудуем прогулочную площадку"

Приобретение опыта эмоционального, содержательного общения

Все участники проекта

"Ярмарка спортивных игр"

Самореализация в группе сверстников, умение адекватно оценивать свои возможности

Воспитатели всех возрастных групп

Создание детского журнала "Мой любимый герой"

Умение общаться, сотрудничать и сравнивать себя с другими

Все участники проекта

Выставка-презентация "Причуды осени"

Умение объединяться на основе общих интересов

Воспитатели, дети и родители средней группы

Игровой проект "Русские народные сказки"

сентябрь

Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников

Воспитатели группы раннего возраста

Концерт для пожилых людей, чаепитие

Проявление доброты, отзывчивости и уважения к пожилым людям

Все участники проекта

Выставка "Моя любимая игрушка"

Раскрытие собственного внутреннего мира

Воспитатели второй младшей группы

Выставка "Моя любимая книжка"

Раскрытие собственного внутреннего мира, освоение социальной роли (автор работы)

Воспитатели подготовительной группы

КВН "Устами младенца", торжественное закрытие проекта

Формирование положительной самооценки

Все участники проекта

Подведение итогов работы

Отчет по работе

Ст. воспитатель

Распространение результатов

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста.