Семинар-практикум для родителей «Учимся играя» для старшей возрастной группы. Семинар-практикум для родителей ДОУ. Речевое развитие детей Семинар практикум для родителей подготовительной логопедической группы


25.01.2016

Цель: Создание единого речевого пространства развития ребенка посредством тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  2. Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, повышение их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  3. Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Ход семинара:

Учитель- логопед: Добрый вечер! Очень рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Рассаживайтесь поудобней и попрошу вас взять тетрадь для домашних заданий вашего ребенка.

Правильная речь ребенка - важное условие его нормального развития, и в дальнейшем успеваемости в школе. Чем она внятнее и выразительнее, тем легче ему выразить свои мысли, тем легче будут формироваться взаимоотношения с детьми и взрослыми. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка. Если родители уклоняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Научившись произносить поставленный звук изолировано, ребенок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы - автоматизация звука. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Одно из обязательных условий успешной автоматизации- закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

Итак, начнем нашу встречу со знакомства.

«Знакомство» (мама называет имя своего ребенка и его речевые нарушения).

Учитель- логопед: Предлагаю вам вспомнить этапы работы над формированием правильного звукопроизношения и подробно поговорить о каждом из них.

1. Артикуляционная гимнастика (выполняют и показывают родители по одному упражнению для губ, языка, щек, опираясь на схемы).

2. Работа над речевым дыханием

Правильное дыхание важно для звучания речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить длинные фразы и предложения. Не у многих детей сформирован сильный ротовой выдох.

Давайте вспомним, какие упражнения способствуют развитию правильного речевого выдоха. («Футбол», «Фокус», «Надувание воздушных шаров», «Выдувание мыльных пузырей», «Флюгер»)

Правила выполнения дыхательных упражнений: Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать- длительно и плавно, следить за тем, чтобы, во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. На начальном этапе их можно придерживать ладонями.

3. Развитие мелкой моторики

«Рука - это мозг, выдвинутый вовне», - говорил философ Квант. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Учёные пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Какие игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики и как в них играть с ребёнком дома?

(вырезывание из бумаги, перебирание крупы, шнуровки, массажные шарики, пазлы, выкладывание из палочек узоров по схеме, аппликация из бисера, бумаги, лепка из пластилина, рисование, изготовление бус из макарон и т. д)

4. развитие фонематического слуха.

Для того, чтобы ребенок правильно произносил какой-либо звук, нужно, чтобы он умел его различать на слух в ряду других звуков. Какие игры и упражнения способствуют этому?

(«Где звучит?», «Поймай звук», «Кто позвал», Исправь ошибку»)

Итак, звук вызван, теперь необходимо его закрепить, то есть ввести в речь или автоматизировать.

Для закрепления изолированного звука используется звукоподражание:

Звук С- песенка водички, насос качает колеса,

Звук З- звенит комар

Звук Ш- змея шипит

Звук Ж- жук жужжит

Звук Л- пароход гудит

Звук Р- рычит папа тигр, « Катаемся на машине»

Звук р- рычит тигренок.

«Звуковые дорожки»

Когда звук четко произносится ребенком изолировано, автоматизируем его в слогах. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний- мало интересный для ребенка вид работы. Если к этому приему подключить игровые приемы, зрительный и слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах

(Каждый палец соприкасается с большим пальцем и произносится слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполняются попеременно и одновременно обеими руками, «Пальчики шагают», выкладывать счетные палочки- на каждый цвет- определенный слог, «Пальчики катятся по радуге» и.т.д)

После того, как ребенок четко произносит звук изолировано и в слогах, начинается новый этап работы- автоматизация звука в слове. Однако, поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятии с логопедом.

Звук автоматизируется в начале слова, в середине, в конце. Здесь помогут нам специально подобранный картинный материал, дети проговаривают названия картинок.

На этом этапе очень хорошо проговаривать чистоговорки: ша-ша-ша- нашли мы малыша.

Затем вводим звук в речь-, то есть автоматизируем в словосочетаниях, и в предложениях (стихи, скороговорки, тексты, работа с деформированным предложением «Саня, Соня, детский сад идти в»

Часто дети заменяют одну группу звуков звуками другой группы: шипящие на свистящие или наоборот, Л на В, Р на Л и т.д, поэтому следующий этап- это дифференциация смешиваемых звуков. На этом этапе хороши такие игры «Исправь ошибку» , упражнение «Язычок качается на волнах», чистоговорки, «Веселые пассажиры».

Помните! Звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, его место в слове (в начале, в середине, в конце) Надо не забывать и о положении языка, губ, правильном выдохе, успеть оформит свою мысль, обдумать содержание высказывания. Конечно, мы должны понять, какая трудная задача стоит перед ним. Поэтому надо внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. Помните - красивая речь- это систематический каждодневный, упорный труд родителей, логопеда, ребенка, воспитателя. Не жалейте похвалы за самые незначительные успехи.

Хочу поблагодарить Вас за участие в семинаре, за сотрудничество и вручаю вот такие памятки, которые послужат вам руководством по выполнению с ребенком домашнего задания. На этой позитивной ноте позвольте закончить наш семинар. Желаю вам успехов и радости в общении с вашими детьми.

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» № 7 /2013.
  2. «В мире слов, букв и звуков» Ю.А.Фадеева, Г.А. Пичугина.
  3. «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей» В.Н. Чернякова.
  4. «Логопедический массаж, игры и упражнения» И.Ю.Оглоблина, С.Ю. Танцюра.
  5. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е.С. Анищенкова.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, презентация Microsoft Office PowerPoint “Учимся, играя”, флипчарт с маркерами, карточки с заданиями и речевым материалом (наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чистоговорок”).

Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере звуков Р и Л. Эти два звука выбраны не случайно – нарушение их произношения чаще других встречается у детей старшего дошкольного возраста (т.е. у 5-7 летних детей). При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т.п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Для начала рассмотрим как правильно произносится звук Р (описание артикуляции звуков Р, Рь). Слайд 2

Произношение звука Р иногда искажается. Встречаются следующие виды нарушений: Слайд 3

  • Горловое произношение (велярный и увулярный звук Р) – наиболее часто встречающееся;
  • Боковое, щечное произношение;
  • Одноударное;
  • Йотированное (замена на [j]);
  • Заднеязычное
  • Замена на звуки Рь, Л, В, Д, Ль

А теперь попробуйте произнести звук Л и опишите положение ваших органов артикуляции (один из участников рассказывает артикуляциюЛ, затем сравниваем с описанием на слайде). Слайд 4

Как же может нарушиться произношение звука Л? Слайд 5

  • Губное произношение;
  • Заднеязычное;
  • Йотированное;
  • Носовое;
  • Заменяется звуками Ль, В, Р.

Артикуляция мягкой пары звука Л легче, поэтому дети начинают говорить Ль довольно рано, следовательно, его нарушения к старшему дошкольному возрасту остаются редко.

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. “По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации”. Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности: Слайд 6

  • в слогах;
  • в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в концеслова), в словах со стечением согласных звуков;
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил: Слайд 7

На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.

Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звукаребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапеможно будет приступить к более быстромупроговариванию скороговорок.

Если ребенок не выговаривает несколько звуков, желательно сначала автоматизировать один звук. Речевой и картинный материал должен быть подобран таким образом, чтобы другие нарушенные звуки встречались как можно реже. Не рекомендуется одновременно автоматизировать два сходных по акустическим признакам звука (например, [С] и [Ш], [Р] и [Л], [Ц] и [Ч] и др.). В противном случае, у ребенка могут возникнуть смешения звуков в произношении: например, вместо “шапка” он будет говорить “сапка”, вместо “лодка” - “родка” и т.п.

Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение и дикцию можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.

Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, необходимо больше играть с ребенком. Можно включить игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.

С логопедом дошкольник проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи – процесс непрерывный. Только родительское участие, заинтересованность и постоянное внимание к произношению ребенка помогут преодолеть речевое нарушение.Слайд 8

На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, ноих обязательно надозакреплять дома.Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.

Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

  • сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);
  • найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);
  • можно воспользоваться презентациями или электронными пособиями, которые были предоставлены в ходе коррекционных занятий с учителем-логопедом;
  • вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я расскажу позже).

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

  • “Лото”;
  • “Лабиринты” (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л.А.Комаровой “Автоматизация звука Р (Л) в игровых упражнениях”).

С картинками из “Лото” или “Лабиринтов” можно поигратьв “Ходилки”: шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: “Загадки”, “Эхо”, “Фотограф” и т.д. Слайды 10, 11

С родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков Р и Л: “Угадай-ка” (отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: “Мужская, полосатая...Что? (рубашка), “Течет, журчит... Что? (ручей), “Половинки” (угадывание слова по его началу: рубаш-.., руж-.., руба-...), “Хлопушки” или “Телеграф” (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни).

  • “Собери одинаковые предметы” – упражнение на развитие внимания по типу “корректурной пробы”: можно схематически изобразить любые предметы со звуком Р или Л в названии и попросить ребенка: “У тебя много разных предметов, но ты должен собрать в коробочку только ручки. Называй все предметы подряд, но зачеркни только ручки”, “Надо сорвать все груши – обведи их карандашом”, “Подари Роме только ракеты” и т.д. Слайд 12

В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.

  • “Угадай слово”, “Придумай слово” - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку) Слайды 13, 14

Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения:“Один – много” – образование существительных множественного числа;“Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числав родительном падеже;“Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Слайд 15

  • “Посчитай-ка” согласование имен существительных с числительными. Слайд 16

Счет предметов до пяти, до семи или до десяти помогает детям освоить навыки порядкового счета, способствует удлинению речевого выдоха, а также учит их правильно согласовывать имена существительные с числительными “один”, “два”, “пять”. При автоматизации Р считаем, например, арбузы таким образом: один арбуз, два арбуза, три арбуза... пять арбузов и т.д. Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры.

Как видите, подобные упражненияпозволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формыправильно, без ошибок.

Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.

  • “Эхо” - “Повтори по три (четыре) слова за мной, как будто ты – мое эхо в лесу”;
  • “Рифмы” - подбор слов, похожих по звучанию. Слайд 17

Родителям предлагается поиграть в “Поэтов”: нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову (рифмующиеся слова ведущий записывает на флипчарте):

Мухомор – косогор , гора, помидор ; Ковер – ...(шофер, костер); Кефир – ... (зефир, факир).Колобок – ... (молоток, клубок), мыло – ... (шило, было) и т.п.

“Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т.п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

Слайды 18, 19

На слайде 18 участникам нужно назвать все предметы в домике, правильно выговаривая звук Р (или Л), а потом сказать, что лишнее и объяснить, почему этот предмет не подходит ко всем остальным. На слайде 19 лишний предмет выбирается из ряда слов без наглядного подкрепления.

  • “Половинки” - можно схематично изобразить половинки от предметов со звуком Р (Л) в названии и попросить ребенка угадывать, что это за предмет. Слайд 20

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные звуком Р (Л), искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.

  • “Исправь малышку” Слайд 22
  • “Исправь взрослого” Слайд 23

Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.

Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.

  • “Заколдованные предложения”, “Небылицы”, “Путаница”, “Помоги Незнайке”, “Скоморох решил тебя рассмешить” Слайды 24, 25
  • “Близнецы”, “Повторюшки”, “Дразнилки” – в этих играх получшеотработаем произношение Л в конце слов (глаголов ЕЛ, СЕЛ, ВИДЕЛ и т.п.) Слайд 26

С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли “Мила” и “Владик”. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем.

Например, Мила шла, шла, шла и лак нашла,
Владик шел, шел, шел и лопату нашел.
Мила шла, шла, шла и платок нашла,
Владик шел, шел, шел и елку нашел и т.д.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.

Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно. Для примера послушайте несколько чистоговорок на автоматизацию звука Л, затем Р. Слайд 28, 29

А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробуетсочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец.

Группам из 3-4-х родителей раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров.

Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах. Некоторые скороговорки известны вам еще со школы: например, “Ехал Грека через реку...”, “Прыгают на языке скороговорки как караси на сковородке”, “Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила”. Другие примеры вы видите на слайдах.Слайд 30, 31

Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.

Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т.е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки. Слайд 32

И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок), пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. “Рассказы - это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания”. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты,максимально насыщенныеавтоматизируемым звуком. Например, “Фонетические рассказы с картинками” Т.А.Ткаченко? это альбомы с сюжетными картинами, к которым придуманы небольшие истории. Можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, очень хороши произведения В.Г.Сутеева с авторскими иллюстрациями. Слайд 33

Если вы немного умеете рисовать, можно составитьмнемотаблицу: читая сказку, схематично изобразить последовательность предметов, героев или их действий. А затем пересказывать с опорой на эту схему. Слайд 34

Еще один способ “нескучного” пересказа – рисование предметных картинок со стрелочками – “рассказ по цепочке”. Слайд 35

Для ребенка будет очень интересной совместная творческая работа – придумайте совместно сказку, вспомните историю или приключение из вашей жизни. Или же предложите сочинить веселое окончание для сказки, которую начнете рассказывать вы.

Сегодня имеется большой выбор разнообразных настольно-печатных игр, домашних логопедических тетрадей. Внекоторых из них можно играть, рисовать, раскрашивать и одновременно закреплять правильное произношение звуков. Очень интересными, на мой взгляд, являются пособия Л.А. Комаровой “Автоматизация звука в игровых упражнениях”, тетради с занимательными заданиями “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. И.В. Баскакиной и М.И. Лынской, “Говорящий карандашик” Н.В. Гальской и другие. Слайд 36

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать. Чистая речь порадует всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, самого ребенка.

Литература.

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.:Издат-школа, СПб.:Библиополис, 1996г.
  2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М.:Айрис-Пресс, 2013 г.
  3. Комарова Л.А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях.М.: Гном, 2013 г.
  4. Лазаренко О.И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М.: Айрис-пресс, 2006
  5. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / под ред. Л.С. Волковой – М.: Просвещение, 1989.
  6. Смирнова Л.Н.Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Ткаченко Т.А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М.: АРКТИ, 2004.

«Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада»

Форма проведения : семинар-практикум

Аудитория: родители детей старшей группы

Количество участников : 14

Задачи :

    активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

    помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;

    сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;

    обучать использованию;

    формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Ожидаемые результаты:

Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

Использование родителями артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями в домашних условиях

Информационно - техническое обеспечение:

магнитная доска с перечнем проблем;

памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями

Материалы и оборудование :

зеркала, шарики, веревочки, ложки, ватные шарики, чупа-чупс по количеству участников, квадратики красного, синего, зеленого цвета

Логика проведения:

Приветствие

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Екатерина Александровна - естественная, аккуратная!

Родители по-очереди представляются.

Задание 1

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами! Для начала, предлагаю вашему вниманию прочитать написанное на магнитной доске.

Родители читают

    Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

    Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).

    Затруднения в школьном обучении: (дислексия, дисграфия)

    Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

    Ограничения и проблемы при выборе профессии.

Логопед: Как вы думаете, последствием чего все это является? (Родители отвечают ) Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения .

Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Логопед: Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.

Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают )

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки?

Предположения родителей

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 2

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык - Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Задание 3

Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся. Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».

На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка» л и ль, группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.

Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.

Логопед: Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко». Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка», «хоботок», «заборчик», «лопатка», «чистим зубки», «самомассаж язычка».

Приглашаю родителей подгруппы «шоколадка»

Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик», «трубочка», «лопатка», «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».

Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».

Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка», «индюк», «накажем язычок», «иголочка», «лопатка-иголочка».

И подгруппа «рыбки»:

Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».

Молодцы!

Родители делятся впечатлениями

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Задание 4
Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Обязательно во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Упражнения с ложкой.

    Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

    Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

    Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

    Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

    Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

    Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Логопед: Напомню вам о главных правилах таких гимнастик. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями.

Родители получают памятки

Задание 5

Логопед: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5-10 раз.

Рефлексия

Логопед: Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Использованная литература:

    « Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко . Год издания: 2003

    «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Год издания: 2003

    «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...». Пожиленко Е.А.
    Год издания: 2006

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе - родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для него проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, папки-передвижки, разрабатываются анкеты, памятки. Ведется «Домашняя логопедическая тетрадь» - самый главный наш связуемый и помощник в преодолении речевого нарушения!

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

  • познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми;
  • дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; памятка «Как заниматься с ребенком дома».

Первый этап

Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком. Смотреть Приложение 1.

Второй этап: Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. Смотреть Приложение 2.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной. Совместная игра. Приложение 3.

Четвертый этап: Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Краткий рассказ о развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Знакомство с упражнениями и совместная игра. Смотреть Приложение 4.

Пятый этап: Игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

На этом этапе родители знакомятся нормами развития грамматического строя речи детей, а также с упражнениями направленными на его развитие. Совместная игра. Приложение 5.

Шестой этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов. Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.

2. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой», 2007.

Приложения

Игра - основной вид деятельности, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность . Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность , следовательно, улучшается результат работы . Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения . Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы, игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Среди дидактических игр для детей преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Из дидактических игр с предметами в старшей логопедической группе очень актуальны игры на развитие слухового внимания , например, игра "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ". Для этой игры подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

Также среди игр с предметами в старшей логопедической группе большое значение имеют игры наразвитие мелкой моторики рук , в частности развития чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Презентация по данной теме позволить познакомить вас с этими играми.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Из словесных дидактических игр в старшей логопедической группе используются разнообразные «звуковые» игры .
Установление изучаемого звука в словах («КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»), определение места звука («ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»), придумывание слов на заданный звук в определенной позиции («КТО БОЛЬШЕ?»). В играх «ТОМ - ТИМ» (или «КАМЕНЬ - ВАТА») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. В игре

«ЦЕПОЧКА» взрослый предлагает ребенку по очереди придумывать новое слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например: дом - мак - кот - торт - тапки - индюк и т.д. В игре «СОБЕРИ СЛОВЕЧКО» взрослый предлагает ребенку собрать слово из звуков: я назову слово по звукам, а ты его собери. Например: м, а, к - мак.

Данные «звуковые» игрыразвивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Проводится работа со словом . Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные игровые задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая… (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…). Называние общего слова (стол, стул, шкаф-…). В играх типа «Доскажите словечко» детине только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ".

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Ещё из словесных игр я хочу предложить вам игры, которые не требуют подготовки. Вы можете играть в машине, в самолете, по пути в детcкий cад или домой. Игры просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми. Играя с ребенком, вы развиваете у него внимание , знакомите с новыми словами и грамматическим строем речи, расширяете его активный словарь .

ИГРА «КАКИМ БЫВАЕТ ДЕНЬ». Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ». Взрослый предлагает ребенку подбирать слова-противоположности. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т.д.

ИГРА «РИФМЫ». Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка - ложка - картошка, зайка - майка и т.д.

ИГРА «ОН, ОНА, ОНО». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «КТО ИЛИ ЧТО?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЙКА?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и т д.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и память, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, взрослый закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

Как погода, еж?

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Маланья болтушка

Молоко болтала - болтала,

Да не выболтала.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям могут приходить, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука А - Айболит. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры также значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего логопедическую группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. К конкурсу, который проходил в нашем детском саду, я как учитель-логопед придумала и изготовила игру, полезную детям старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Хочу вам её продемонстрировать.

Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с вашим ребенком. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания . Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов.

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"

Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"

Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Компьютерные игры приобрели также немало важную роль в развитии дошкольников в последние годы. Хочу познакомить вас с дисками, которые были приобретены нами для группы. Мы с детьми уже с некоторыми играми на дисках познакомились и далее будем их активно внедрять в учебный процесс. В дальнейшем я планирую и родителей подключать к их использованию в домашней коррекционной работе.

Таким образом, сегодня на семинаре-практикуме «Учимся, играя» мы с вами познакомились с большим количеством разных игр и проиграли многие из них. В целом все эти игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей . Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного из окружающей нас действительности. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Мы сегодня узнали о том, что существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные мною игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток (братишек и сестренок), если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Как видите, все предложенные мною игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Чем добросовестнее вы будете оказывать помощь специалисту логопеду по развитию речи вашего малыша, чем внимательнее вы будете относиться к проблемам речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше мы вместе с вами сможем их устранить.

БЛАГОДАРЮ ВАС ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ - ПРАКТИКУМЕ, ПОСВЯЩЕННОМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ИГРАМ.