Занятие по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы «Наши профессии. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Развитие связанной речи в подготовительной группе


Разделы: Работа с дошкольниками

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Автор: Ворошилова Анна Самуиловна, воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детского сада №121, город Калининград.
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД в подготовительной группе (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в подготовительной группе. Этот конспект НОД, направленной на формирование связной речи детей.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи:
1. Учить передавать художественный текст последовательно и точно без пропусков и повторений используя мнемотаблицу.
2. Закреплять умение подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;
3. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать речь, мышление, память.
Материал: Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», мнемотаблицы, картинки с изображением разных времён года, шоколадные медальки по количеству детей.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- А перед зимой была (осень)
- Какое время года наступит после зимы? (весна)
- А после весны? (наступит лето)
- Скажите, а какое время года вы любите больше всего? (ответы детей)
- А могли бы вы мне рассказать, почему вам нравится именно это время года, которое вы сказали? (да)
- Чтобы вам было лучше это сделать, я вам предлагаю пройти к стульчикам и сесть поудобнее. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Итак, ребята, я вам предлагаю рассказать, какое время года вам нравится и почему. Придумайте об этом рассказ короткий и законченный.(в случае затруднения можно дать картинку-подсказку)
Дети рассказывают коротенькие рассказы.
Воспитатель:.- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
- Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать?
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
Вопросы:
- О чём говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания»

Физкультминутка.

Затем воспитатель читает рассказ ещё раз с установкой на запоминание и по ходу чтения выставляет на доске карточки-модели, соответствующие тексту произведения.
Воспитатель: - А теперь, ребята, мы с вами попробуем этот рассказ пересказать. А помогут вам вспомнить всё по порядку эти карточки – модели.
Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку. (Рассказ пересказывают дважды).

Игра «Противоположности».

Воспитатель: -А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в противоположности.
(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним- слово противоположное по смыслу)
- Большой - маленький;
- Хороший - плохой;
- Высоко - низко;
- Далеко – близко;
- Тёмный – светлый;
- Белый – чёрный.
- Толстый - тонкий.
- Чистый - грязный;
- Умный - глупый;
- Болтливый - молчаливый
- Открыто - закрыто.
- Мокрый – сухой.
- Ночь –день.
- Холодный – горячий;
- Идёт-стоит;
- Говорит-молчит;
- Медленно – быстро;
- Тихо – громко;
- Длинный - короткий;
- Весёлый - грустный;
Итог: Ребята, вы сегодня замечательно пересказали рассказ, придумывали отличные противоположности. Я вас за это хочу наградить.(Вручить шоколадные медальки).Спасибо.

Татьяна Агафонова

Тема : «Мои любимые сказки» .

Цель занятия : развитие речи детей , через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.

Задачи :

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по набору картинок с персонажами сказок.

Учить связно , последовательно излагать ход придуманной сказки, используя начало, основную часть, концовки русских народных сказок.

Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, последовательно, выразительно.

Предварительная работа :

Чтение, рассказывание русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.

Проведение дидактических игр : «Узнай сказку по загадкам» , «Лукошко сказок» и т. д.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы :

Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди.

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух.

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю. Энтина)

Игра : «Ты мне – я тебе» .

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например : Лиса – сказка «Колобок» .

Маша -…; Медведь -…; Снегурочка -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Заяц-…

2. Основная часть :

- Сказки бывают разными : народными и авторскими.

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.

Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.

Игра : «Узнай сказку по загадке»

Ребята, мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадку о сказке, а вы будете отгадывать название сказки.

Мышка в теремке жила, и друзей себе нашла.

Он лежал на окошке, вдруг скатился на дорожку.

Покатился, покатился и домой не воротился.

Лечит всех зверей и птичек,

Он на помощь к ним спешит….

Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки.

В Простоквашино живет,

Дядю Федора он ждет.

Сел бы на пенек, съел бы пирожок, А глазастая глядит, пирожок есть, не велит.

Всем известна скатерть эта,

Как расстелешь ты её

Всяких кушаний полно.

По деревне едет печь

На печи сидит молодец

До дворца доехал он

Шлёт с печи царю поклон.

Игра : «Лукошко сказок»

Ребята, здесь в лукошке у меня лежат сюжетные картинки из разных сказок. Проверим, сейчас, отгадаете ли вы сказки по картинкам?

3. Физминутка :

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает : устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Воспитатель : А вы все знаете сказку «маша и медведь? Давайте поиграем в театр.

Воспитатель : А сейчас мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки.

Воспитатель : У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.

Колечко-колечко ты катись через крылечко,

Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.

(Тот у кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).

Воспитатель : - Молодцы, хорошую придумали сказку.

А теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку.

(Дети вырезают картинки сказочных героев, приклеивают в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).



Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей с ЗПР (5–6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Грузовая машина» Цель: развивать у детей связную речь посредством описания одной игрушки. Задачи: Образовательные: Продолжать.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию связной речи «За подснежниками в лес» Конспект открытого просмотра на тему: «За подснежниками в лес…» («Формы и методы развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Одним из приёмов по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Применение театрализованной деятельности в логопедической практике приводит к активизации речевых навыков, совершенствованию диалогической и монологической речи, развитию чёткой дикции. У детей повышается интерес, мотивация к занятиям, обогащается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, совершенствуется интонационная выразительность, артистические навыки, уходят скованность и зажатость при общении.

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Пых» с элементами драматизации».

1. Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык связно и последовательно пересказывать текст;
  • закрепить у детей умение пересказывать подробно текст, точно воспроизводить реплики главных героев;
  • развивать связную речь.

2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать и активизировать словарь признаков по теме: «Овощи»
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;
  • развивать речевую и интонационную выразительность;
  • развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
  • развивать у детей общую, мелкую моторику.

3. Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой высказывания других детей;
  • воспитывать у детей артистизм, творческие способности, логическое мышление;
  • воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства;
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, умение играть вместе, соотносить свои действия с действиями других детей.

Оборудование:

Текст сказки «Пых», магнитофон, музыкальное сопровождение (кассета с записью песни «Дружба»), костюмы для всех персонажей, поднос с натуральными овощами, декорации: печка, репка, морковь, капуста, свёкла, стол, стулья, тексты загадок.

Предварительная работа:

  • наращивание, активизация словаря по теме: «Овощи»;
  • составление описательных рассказов по сенсорно – графическому плану;
  • чтение русских народных сказок, беседы по содержанию;
  • чтение и пересказ русской народной сказки «Пых»;
  • уточнение названия народная сказка;
  • изготовление костюмов для персонажей сказки;
  • изготовление наглядного материала, декораций овощей, печки;
  • работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика;
  • отгадывание загадок.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Логопед: – Ребята, у меня для Вас есть подарки. А что это за подарки, вы догадайтесь сами, отгадав загадки.

Жёлтый бок, круглый бок –
Сидит на грядке колобок.
(репка)

Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Как надела сто рубах
Заскрипела на зубах.
(капуста)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Красна, кругла, сладка на вкус
А называюсь…
(свёкла)

Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в банках –
Вкусные, солёные.
(огурцы)

Щёки красные, нос спелый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная..
(картошка)

II. Игра: «Отгадайте овощ по вкусу».

Молодцы ребята, отгадали загадки. А теперь попробуйте отгадать овощ по вкусу, и сказать какой он.

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи, (огурцы, помидоры, морковь, репа, варёный картофель, свёкла). Одному из детей завязывают глаза и подносят кусочек одного из овощей. Ребёнок пробует и рассказывает:

Это помидор – он красный, круглый, сочный, полезный, мягкий.

Это огурец – он зелёный, овальный, вкусный, хрустящий, шершавый, твёрдый и т.д.

III. Введение в новую тему.

Хорошо, ребята, Вы очень интересно рассказали про овощи. А Вы знаете какие-нибудь сказки про овощи?

Ответы детей: «Репка», «Вершки – корешки», «Чипполино» и т.д.

IV. Новая тема.

Логопед: Дорогие гости, а сегодня дети группы «Совёнок» подготовили для вас русскую народную сказку «Пых». В драматизации участвуют: дед, бабка, Алёнушка, ёжик, подружка Алёнушки – Маша, автор.

Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись,
Надеваем маски, попадаем в сказку.

V. Пересказ русской народной сказки с элементами драматизации.

Приходите в огород,
посмотреть, как всё растёт.
Всё растёт, всё цветёт,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно!

Дед: (показывая на овощи)

Вот морковка – сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, из неё можно салат приготовить;
- а вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная из неё бабка мне винегрет сделает;
- а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая из неё мне бабка щи сварит;
- а вот и репа – жёлтая, твёрдая, вкусная

«Пых» – «пых» – «пых».
(дед убегает домой)

Ох, бабка, там под репкой кто-то страшный сидит да пыхтит. Испугался я, еле ноги унёс.

Бабка: Да что, ты старче! Пойду-ка я сама за репкой.

В огород пойду,
Урожай соберу.
Я морковки натаскаю,
И свеколки натаскаю.
Срежу я кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.

Бабка: Вот морковка — сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, приготовлю деду салат;

А вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная сварю из неё деду борщ;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая, хрустящая напеку деду пирогов с капустой;

Алёнушка: Не горюйте дедушка и бабушка, я пойду в огород, принесу Вам репку.

Алёнушка:

Огород у нас в порядке -
Мы весной вскопали грядки.
Мы пахали, поливали,
Урожай теперь собрали.

Алёнушка: Вот морковка – сочная, красивая, вкусная, хрустящая, сладкая – бабушка салат приготовит;

А вот свёкла – красная, твёрдая, сочная — бабушка борщ сварит;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, хрустящая — напечёт бабушка пирогов с капустой;

А вот и репка – жёлтая, круглая, твёрдая, сладкая-пресладкая.

Алёнушка: Ой, ведь это же ёжик.

Алёнушка: пойдём ёжик ко мене в гости, я тебя с бабушкой и дедушкой познакомлю.

Дед и бабка: А где же репка? А как же этот страшный зверь? Не испугалась его?

Алёнушка: Вот Вам репка! А вот Вам и страшный зверь – ёжик. Ёжик оставайся с нами жить, мы тебя молочком угостим.

Ёжик: Остаюсь я с Вами жить, молоко пить, мышей ловить. А это мой подарок ребятам: — морковка, угощайтесь, пожалуйста.

Логопед называет детей и их роли.

Все артисты кланяются зрителям.
Дети – артисты угощают зрителей морковкой.

VI. Итог занятия.