Нетрадиционные методы работы в логопедической практике. Криотерапия как логопедическая методика развития речи Криотерапия в работе с детьми


Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает ша рики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

Приобретение и изготовление оборудования;

Работа с родителями;

Составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

Организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

Проведение диагностического обследования;

Анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Развитие познавательных процессов.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Расширение эмоционального опыта.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

П/П№

Дата

Лексическая тема

Применяемые технологии

Цель применения

технологии

Сентябрь

Осенняя ярмарка.


Человек, одежда,

обувь.

Контрастотерапия

Криотерапия

Игры с разноцветными льдинками

Арт-терапия

Рисование ладошками осенних листьев

Составление коллажа из журнальных вырезок

Развитие моторных функций

Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков.

Октябрь

Моя семья.


Наш город. Моя улица.

Арт-терапия

Рисование с использованием различных средств выразительности.

Игры в песочнице

«Город из песка».

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Арт-терапия

Рисование пальчиками кошки, собаки

Арт-терапия

Лиса

бумагопластика

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие познавательных процессов.

Декабрь

Зимние забавы.


Новый год.

Контрастотерапия

Криотерапия

«Игрушки в льдинках».

Арт-терапия

Коллаж «Мы гуляем на прогулке».

Оригами «Дед Мороз»

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности.

Январь

Зимующие птицы.

Как звери зимуют.

Арт-терапия

Оригами «Синица»

Арт-терапия

Игры с песком.

Расширение эмоционального опыта.

Февраль

Транспорт.


День защитника Отечества.

Арт-терапия

Оригами «Кораблик»

Арт-терапия

Рисование 2-мя руками богатыря.

Воспитывать уверенность в своих силах и способностях

Расширение эмоционального опыта.

Март

Мамин день.


Весна

Контрастотерапия

Криотерапии

«Мамины помощники».

Арт-терапия

Рисование капелькой.

Развитие моторики и умения экспериментировать.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Апрель

Игрушки.


Школа Школьные принадлежности

Арт-терапия

Бросовый материал(по замыслу).

Арт-терапия

Коллаж - макет «Школьный двор»

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Май

День Победы.


Насекомые.

Арт-терапия

Выдувание из соломинки праздничного салюта

Арт-терапия

Флористика«Бабо-чка».

Расширение эмоционального опыта.

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

Литература:

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.

4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»

Издательство: Феникс, 2009-480 с.

5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

Приложение 1

Анкета для родителей

Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.

Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик

1. Знакомо ли вам понятие современные технологии?
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду?

4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию?

5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях?

6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми?

Криотерапия в логопедии применяется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях для развития детей с отставанием речевой и моторной функции. Методика очень популярна среди логопедов и имеет высокую эффективность. Терапия применяется в детских садах, начальных и старших классах школы. Также ее можно проводить дома по рекомендации логопеда.

Причины и особенности речевой дисфункции у детей

Дисфункция речи у детей дошкольного возраста имеет несколько провоцирующих факторов. Задержку речи может спровоцировать гипоксия головного мозга во время вынашивания плода. Гипоксическое повреждение мозговой ткани малыша часто вызывает повышенный тонус матки. При постоянном маточном тонусе во время родов снижается кровоток в сосудах плаценты. Из-за этого головной мозг получает мало крови. В мозге образуются очаги гипоксического поражения, которые после рождения хорошо видны при проведении нейросонографии.

Гипоксию внутриутробно может вызывать отслойка плаценты или фетоплацентарная недостаточность (ФПН). ФПН проявляется снижением скорости кровотока в плацентарных сосудах, что также приводит к дефициту кровообращения. Для плода очень опасна 2 и 3 степень ФПН.

Гипоксическое поражение мозговой ткани провоцирует внутриутробная инфекция, особенно вирусная. Вирус способствует повреждению стенок сосудов в плаценте, что также вызывает ФПН. Поражение мозговых структур может возникать при асфиксии околоплодными водами при длительных родах. Затяжные роды приводят к длительному безводному периоду, во время которого ребенок испытывает тяжелую гипоксию.

Задержка речевого развития может наблюдаться при употреблении беременной пациенткой наркотических средств, алкоголя, а также при курении. При выкуривании сигареты мозг малыша также испытывает кислородное голодание из-за повышенного содержания в крови матери углекислого газа. Смолы от сигарет повреждают нервные клетки плода.

При наличии речевой дисфункции у ребенка наблюдается еще ряд других проявлений. Ребенок плохо засыпает, отказывается от еды, часто капризничает. Внимание таких детей снижено. Они легко отвлекаются на другие раздражители, что замедляет процесс обучения. У ребят с речевой дисфункцией очень плохая память. Им тяжело заучивать стихи, пересказывать сказки. У пациентов замедляются мыслительные процессы, сравнительные и аналитические функции мозга.

Недоразвитие речи препятствует нормальному развитию координации движений. У пациентов с нарушением речевой функции наблюдается агрессия, беспокойство, частые смены настроения, подавленность. Они испытывают затруднения в общении с другими детьми. Такие пациенты часто малообщительны, стараются держаться отдельно от основной массы детей.

Понятие криотерапии, воздействие на организм, исследования эффективности лечения

Криотерапия – это методика, при которой используют воздействие холодом («крио» − холод). В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).

Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. В речевом центре начинают образовываться новые нейронные связи, а также усиливается скорость проведения нервных импульсов по аксонам. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.

У пациентов с детским церебральным параличом криотерапия позволяет увеличить чувствительность кожи и нервных окончаний в конечностях. При регулярных занятиях у пациентов начинают активироваться спящие очаги в мозге. Дети начинают лучше держать ложку, ручку, крепче захватывают предметы. Если степень заболевания легкая, то начинают произносить слова. При наличии речевой задержки у пациентов с ДЦП методика позволяет улучшить произношение слов.

Метод криотерапии в логопедии используют не только в дошкольных учреждениях, но и в школах. Если у старшеклассников имеется нечеткое произношение слов, заикание, шепелявость, криотерапия помогает улучшить речевые функции. На фоне терапии дети начинают лучше запоминать материал, повышается внимание. Криотерапия для детей дошкольного возраста способствует не только стимуляции работы головного мозга, но и помогает снизить агрессивность подростков, купировать частые смены настроения, неврастенические состояния, симптомы вегетативной дисфункции.

По поводу эффективности методики были проведены исследования на детях с задержкой речевого развития. Было подобрано 2 группы пациентов: контрольная и исследуемая. Одна группа больных занималась криотерапией, другая стандартными логопедическими методиками. Лечение проводилось на протяжении года. По окончании проекта были проанализированы результаты.

В исследуемой группе пациентов качество речи значительно улучшилось. Дети стали хорошо выражать свои мысли, обогатился словарный запас. Они более полно пересказывали прочитанную или услышанную информацию, четко отвечали на заданный вопрос. У пациентов улучшилась артикуляция во время речи, движения рук стали более ловкими. На фоне лечения значительно повысилось запоминание, появился интерес к обучению. В контрольной группе показатели были тоже хорошими, но немного ниже, чем у испытуемой.

Показания и ограничения для использования криотерапии у детей с задержкой развития

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.

Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций. Лечение применяют у пациентов с гипоксическим поражением головного мозга, синдромом гиперактивности, сильной раздражительностью, неврозоподобными состояниями. Терапию практикуют в детских садах и школах для общего развития детей. Целями криотерапии являются: стимуляция моторики рук, улучшение речевой функции, социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).

Ограничения к назначению криотерапии в логопедии:

  • Наличие эпилептического синдрома.
  • Миопатия.
  • Непереносимость холода.
  • Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
  • Обострение хронических патологий.
  • Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Методику используют осторожно у часто болеющих пациентов, больных с тяжелым синдромом гиперактивности.

Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

Правила проведения логопедической криотерапии

Криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях. Она не требует специальных аппаратов. Для занятий используют ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры логопеды используют специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяют стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).

Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии. Лечение проводят в виде игры.

Дошкольникам и детям школьного возраста предлагают разные виды игр. К основным из них относятся: «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам.

При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Руки опускают в теплую воду, подносят к грелке. Количество сеансов составляет 10-12.

Помимо массажа ребенку на руки накладывают ледяные повязки. Держать их нужно не более 7-20 секунд. После этого повязку снимают, руки согревают.

Детям предлагают также групповые игры со льдом. Ребята встают вокруг стола. На стол ставят большую миску с ледяными кубиками. Дети опускают руки в миску на 7-20 секунд. После этого руки вытаскивают из чаши и греют грелкой или теплой водой. Такая методика относится к закаливанию. После того как руки немного согреваются, дети снова опускают их в лед. Требуется около 3 подходов. После такой игры можно сделать массаж пальцев или гимнастику.

Можно осуществлять криомассаж подошвенных поверхностей ног при помощи льда. Для этого кубиком льда проводят по подошве на протяжении 7-20 секунд. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Лечение проводят через день. Курсы нужно проводить 3 раза за год.

Лечение не нуждается в специальной аппаратуре. Его можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Перед проведением криотерапии следует обратиться к доктору, уточнить наличие противопоказаний.

Ведется работа по обучению родителей. Логопеды проводят родительские дни, собрания, осуществляют мастер-классы, рассказывают, как правильно проводить лечение, какие игры можно предложить детям. Это позволяет родителям делать криотерапию самостоятельно, не приводя к осложнениям.

Заключение

Криолечение в логопедии имеет очень высокую эффективность. Лечение не требует специальных приспособлений, что облегчает проведение физиопроцедуры в домашних условиях. На фоне криотерапии у детей улучшается четкость речи, увеличивается словарный запас. После лечения пациенты лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию. Терапия активно используется при синдроме Дауна, аутизме, детском церебральном параличе. Правильное проведение лечения увеличивает шансы для реабилитации и социальной адаптации у этой группы пациентов.

Крупина Любовь Юрьевна
Должность: дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Статья
Тема: "Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Крупина Л.Ю.,дефектолог МДОУ «Детский сад №117 «Рябинка» г. Петрозаводск
Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня, как никогда, усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. При воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья требуется систематическая работа по сохранению, укреплению здоровья, профилактики вторичных нарушений, улучшению социальной адаптации детей. В нашем ДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья не вызывает ни у кого сомнения. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, несовершенство нервной регуляции движений. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья, профилактики вторичных нарушений, мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из эффективных методик, активного используемых в практике нашей работы, является криотерапия. Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев рук обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов. Первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего,
улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла - расслабление. В следствие этого возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. В кору головного мозга подаются направленные сигнала, способствующие развитию двигательной зоны. Все это приводит к совершенствованию более тонких движений кисти рук, к выполнению четких движений, и как, следствие, улучшает процесс развития высших психических функций и речи. Данную методику мы включили в различные виды организованной образовательной деятельности. Так, в познавательно-исследовательской деятельности мы знакомим детей с основными свойствами льда (лед - твердое вещество, которое состоит из воды; обладает свойством плавучести, тает от тепла; приобретает форму емкости, в которой находится). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой (при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка») мы смогли на основе полученных знаний в ходе опытно- экспериментальной деятельности, найти объяснения почему же ледяная избушка лисы растаяла с приходом весны. Это позволило нам, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. На коррекционно-развивающих занятиях мы используем следующие виды упражнений, направленные на развитие мышления, тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики: опустить руки в непрозрачный полиэтиленовый пакет, наполненный кусочками льда, и попытаться найти в нем игрушку; определить на ощупь форму кусочка льда, спрятанного в непрозрачный пакет; группировать кусочки льда по цвету, форме, величине; определить лишнюю цветную льдинку (которая может отличаться цветом, формой, величиной); установить закономерность и продолжить ряд; с закрытыми глазами угадать с какой стороны находится миска со льдом, а с какой стороны - с теплой водой; наощупь определить холодные и теплые предметы; нанизывать кубики льда на шнурок; найти такую же ледяную фигуру.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений цветные кусочки льда позволяют нам: разложить их по цвету, по форме, по величине; составить сериационный ряд; соотнести кол-во предметов, замороженных в кусочке льда, с цифрой. На занятиях по развитию речи мы можем перекладывать кубик льда из одной руки в другую с одновременным проговариванием стихов; выкладывать столько кусочков льда, сколько слогов в слове или слов в предложении; искать и называть буквы, спрятанные в ледяной емкости, составлять слоги, из замороженных в кусочках льда букв и т. д. В конструктивной деятельности, цветные кубики льда, позволяют нам создавать орнамент, сооружать простые постройки. Что в свою очередь способствует развитию пространственной ориентировки и закреплению навыков конструирования. В продуктивных видах деятельности можно рисовать, закрашивать цветными кубиками льда. Кроме этого, криотерапию мы активно используем и в качестве динамических пауз. Например, «Тепло-холодно», когда дети, передав кусочек льда другому, начинает растирать свои ладони до ощущения тепла. Использование криотерапии в коррекционно-развивающей работе позволяет не только активизировать деятельность коры головного мозга, но и мобилизировать защитные механизмы организма от воздействия окружающей среды.

Ольга Коденко
Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей , нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

В. А. Сухомлинский сказал : "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка .

Развивая мелкую моторику , совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребенка , творческие способности, фантазия и речь. Главной целью развития мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, развивая моторику , мы создаем предпосылки для развития высших психических функций.

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики : пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используют в коррекционно – развивающей работе . Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, малораспространенные.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики , который я активно использую в своей работе. Это – криотерапия .

Криотерапия (от латинского "крио " - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего возрастает сократительная способность мелких мышц кисти . Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона . Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики .

Почему же именно криотерапия ? Использование данного метода способствует : развитию тактильной чувствительности, активизации иннервации мышц тонкой моторики , а также развитию моторных центров коры головного мозга. Он позволяет мне, как дефектологу, решать ряд задач коррекционно – развивающего обучения , а главное ее проведение не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» , специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Я сделала свои льдинки многоразовыми, заполнила маленькие шарики водой, и теперь после занятия шарики снова отправляются замораживаться, что облегчает дальнейшую подготовку.

Элементы криотерапии я стала использовать в работе с детьми еще в прошлом учебном году, мы пробовали рисовать цветными льдинками. Ребята проявили большой интерес, и подробно изучив его, с этого учебного года, я стала активно использовать криотерапию на своих занятиях .

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Передо мной встала задача, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция. Я разработала картотеку игр, в которой учитывала основные задачи обучения детей с ОВЗ .

Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей . С помощью игр «Выполни по образцу» , «Разложи по цвету» , «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик» , «Ледяная стройка» , «Ледяное ожерелье» закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.

Пространственные представления мы с ребятами закрепляем, играя в игры «Бассейн» , «Расположи верно» , «Ледяной холст» . Чтобы закреплять знания по лексическим темам, я предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием. Игры «Продолжи ряд» , «Исправь ошибку» «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию высших психических функций.

Очень интересным и необычным для детей является рисование цветными льдинками, пальчиковое рисование на ледяном холсте, что способствует развитию воображения , закреплению представлений о свойствах предметов, развитию изобразительной деятельности. Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.

Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу : у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие.

Метод криотерапии способствует развитию не только мелкой моторики , но и интеллектуальной сферы детей . Играя в игры со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

Из практики, могу сказать, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия. Не смотря на мой не большой опыт, я рекомендую Вам использовать криотерапию в работе , и вы сами сможете убедиться в его безграничных возможностях.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Мелкая моторика – совокупность скоординированных.

В процессе работы по развитию мелкой моторики я использую криотерапию. Криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта. "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. " В настоящее время.

Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» "Аппликация,как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Я, Чучалова Татьяна Николаевна –воспитатель муниципального.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений:

Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 000 комбинированного вида»

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (, и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой; при относительно сохранном речеслуховом восприятии снижена вербальная память, снижается объем и страдает продуктивность запоминания, что в свою очередь сказывается на мнестической активности: у детей данной категории отмечается отставание в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, на этапе школьного обучения - словесно-логического. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Е. М Мастюкова. и др. отмечали замедленное развитие локомоторных функций: недостаточную подвижность артикуляционной моторики, манипулятивной деятельности тонкой моторики, дискоординацию движений общей моторики.

Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.


В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т. к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных­ технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

В ходе обследования детей, было решено провести исследование. Детей, посещающих старшую логопедическую группу, поделили на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В работе использовались игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами:

· игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.);

· массаж рук кубиками льда;

· наложение на руки холодных повязок;

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводилась в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.


По разработанной методике осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течении осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводилась как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время .

В конце учебного года была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, содержащая те же задания, что и на первом этапе исследования.

Таблица 1

Соотношение уровней развития тонкой моторики рук экспериментальной и контрольной групп на подготовительном и заключительном этапах исследования:

При повторной диагностике уровня развития речи детей было выявлено, что речь дошкольников улучшилась - обогатился словарь, значительно улучшилось звукопроизношение, сформировалось умение отвечать на занятиях полным предложением, их рассказы стали развернутыми, содержательными.

Из этого следует, что применение в экспериментальной группе приемов и методов криотерапии благотворно повлияло на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшилась и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Список литературы:

1. , Кидалов холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

2. Гвоздева изучения детской речи / – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – Т.1. – 472с.

3. Руденков. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.