Использование песочной терапии в логопедической работе. Образовательный портал. Анализ слова и предложения


Вера Серкина

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства. Ныне она популярна во всем мире благодаря своей выразительности и простоте исполнения. Создавать невероятно красивые, а главное, живые узоры с помощью обыкновенного сухого песка сможет даже ребенок.

Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными. Психологи говорят о благоприятном воздействии процесса игры на таком столе для детей. Хотя это не совсем игра, на столе ребенок выражает свои фантазии, вместе с тем видит необычные образы, им же самим созданные. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.

Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Благодаря таким занятиям детки учатся общаться в социуме, вырабатывают позитивное отношение к самим себе и к миру в целом.

Естественная потребность детей играть с песком навела меня на мысль использовать песочницу в своей работе . Частичный перенос логопедических занятий в песочницу , даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно . Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Итак, в нашем логопедическом кабинете появился ящик для рисования песком. В пластиковый контейнер я поместила два светодиодных светильника. Получился вот такой планшет для рисования песком.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей , которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Публикации по теме:

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Инновационные технологии. Песочная терапия В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Я работаю в логопедической группе. Хочу.

К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Консультация для родителей «Песочная терапия» «Песочная терапия» Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия» Консультация для воспитателей. «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Лариса Исламова
Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда»

К логопеду в песочницу !

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда .

История метода «Песочная терапия »

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание

Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .

Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.

Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .

Задачи :

Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

Развивать мелкую моторику рук :

Обогащать и активизировать словарь родного языка;

Формировать лексико-грамматические категории языка;

Автоматизировать корригируемые звуки ;

Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;

Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .

Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)

При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат :

У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,

Сформированы речевые навыки общения,

Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,

Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии,

Дети свободно используют грамматические категории языка,

Автоматизированы корригируемые звуки ,

Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,

У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,

Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы

Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.

Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.

Коллекция миниатюрных фигурок :

Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,

Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,

Транспорт разного назначения,

Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)

Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,

Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,

Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Конструкт занятия

Название этапа

Цель этапа

Мотивационный

Сообщение темы, цели занятия

Супервижн –

выставка фигурок и предметов к занятию

Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

Ритуал входа

«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша

Основной коррекционный

Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно

Ритуал выхода

Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :

Дыхательная гимнастика

Пальчиковый практикум

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте

Развитие связной речи

Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых

занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы

Развитие диафрагмального дыхания

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .

Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .

Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .

Развитие фонематического слуха

Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).

Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Анастасия Антипина
План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя

Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации по этой теме.

Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.

Создать необходимую развивающую среду.

Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.

Изготовить картотеку игр с песком.

Актуальность выбранной темы:

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песке?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Д. Фролов.

Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)

1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)

Обучение на курсовой подготовке - Краткая аннотация (Август - сентябрь)

2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план (Август - сентябрь)

3. Создание необходимой развивающей среды:

Изготовление песочницы

Подготовка песка

Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (Сентябрь - октябрь)

4. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр (Октябрь - ноябрь)

5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)

6. Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком» - Папка-передвижка «Игры-упражнения с песком» (Январь)

7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия (Март)

8. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе (Май)

9. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы (Май)

Выход темы:

Проведение открытого занятия в ДОУ. Тема: «На помощь Песочной Феи».

Проведение для родителей мастер-класс «Игры-упражнения с песком»

Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.

Литература:

1. Статья «Песочная терапия в детском саду. Игры с песком» И. В. Усова г. Новокуйбышевск, 2014;

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Изд. «Речь», 2005г.

3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.

4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.

5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.

6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб, 2001.

Высказывания о песке и песочной терапии:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»

Карл Густав Юнг

«Картина на песке может быть понята как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калф

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

Название и форма работы - Цель (Дата)

1. Групповое занятие «Здравствуй песочек» (коммуникация, познание) - Знакомство детей с песочницей и правилами игры в ней (Сентябрь)

2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:

Преодоление стрессовых состояний;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)

3. Групповое занятие «День рождение у Песочной Феи» (развитие речи и конструирование)- Воспитывать в детях сочувствие к окружающим и желание помочь в трудную минуту; развитие мелкой моторики рук (Ноябрь)

4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)

5. Групповое занятие «Домик из песка и камня для черепашки» (конструирование) -

Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)

6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)

7. Групповое занятие «Солнечная сказка» (познание, коммуникация) - Способствовать освоению позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, формированию уверенности в собственных возможностях (Апрель)

8. Открытое занятие «На помощь Песочной Фее» - Закреплять знания детей о геометрических фигурах; умения классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форме, цвету, величине) (Май)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ Подготовила учитель-логопед Верховцева Ирина Викторовна

« часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл густав Юнг (1875-1961) Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Песочная терапия Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей; развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…

Песочная терапия способствует обогащению словарного запаса; развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями. р азвитию фантазии и образного мышления совершентвованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства

Условия при работе с песком: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания стола песком

РАСХЛОПЫВАНИЕ

пРОСЕИВАНИЕ

Методики рисования песком

ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПАЛЬЦЕВ

Рисование ребром большого пальца

ОТСЕЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Рисование ладонью

Рисование кулаком

Рисование мизинцами

РИСОВАНИЕ ЩЕПОТЬЮ

НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА

Рисование симметрично двумя руками

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

ВЫДУВАНИЕ РИСУНКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТЕЧКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССАЖНОГО МЯЧИКА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

Тема: «Морозные узоры» Цель: - Показать детям на практике, что для творчества можно использовать самые разнообразные техники и материалы, научить детей изображать зимнее явление...