Какие игрушки покупать ребенку в 1 год. Какие игрушки давать ребенку после года. Лучшая игрушка — мяч


Мобиль, несколько погремушек, примитивные деревянные игрушки, предметы с шариками, которые можно крутить, коврик с погремушками. Когда малышу исполняется 1 год, и он уже начинает делать первые шаги, ему нужны уже более сложные и разнообразные развлечения и совместная с родителями игра. Все-таки какие игрушки нужны ребенку в 1 год для гармоничного развития и веселого времяпрепровождения?

Предметы для игр с водой и песком

Так как ребенок в этом возрасте только начинает познавать окружающий мир и свойства материалов, то очень важной в 1 год является игра с песком, водой и другими схожими материалами. Такие игры не только являются очень занимательными для детей, ведь за ними они могут проводить часы, но и развивают мышление, помогают узнать окружающую среду.

Игрушки для водных игр

Поэтому так важно обеспечить ребенка интересными и красивыми вещами. Но какие игрушки нужны ребенку в 1 год для игр в воде?

  • Резиновые предметы (наборы мелких резиновых зверей: уточка с утятами, морская звезда, рак, осьминог, рыбки, жабки).

Такие игрушки чаще всего продаются со свистульками, благодаря которым они издают своеобразный свист. Но, исходя из опыта и отзывов многих мам, для годовалых детей лучше вытащить эти свистульки, ведь малыши в этом возрасте еще продолжают познавать мир в основном через рот, а позже вы их сможете вставить. Резиновые игрушки и так интересны детям в этом возрасте: их можно и катать по воде, и набирать в них воду, а потом выливать и брызгаться.

  • Плавающие заводные механизмы (лягушки, рыбки, утята и другие, которые так интересно перебирают лапками и плавают в воде).
  • Бутылочки разных размеров и форм, баночки и стаканчики, ведерки, лейки для переливания воды из одной в другую, наполнения. Такая игра, несмотря на простоту, является наверняка самой любимой для маленьких детей, да еще и не потребует лишних затрат от родителей.
  • Куклы-голыши, которых можно измазать, а потом умывать, купать и вытирать.

Игрушки для песка и двора

Не менее важной материей для познания окружающего мира для годовалого ребенка является песок, но какие игрушки нужны ребенку в 1 год для развлечений в песочнице и за ее пределами?

  • Ведерки, лопатка, грабли.
  • Формочки и пасочки разных размеров и форм.
  • Машинки: игрушки в виде самосвала, трактора, экскаватора.
  • Игрушечная посуда (тарелки, чашки, блюдца, ложки, чайник, сковорода, кастрюля).
  • Бутылочки с широким горлышком.

Все эти предметы сделают занимательную и познавательную песочную игру еще более интересной и увлекательной.

Образные игрушки: куклы и животные

Детям в этом возрасте уже очень важно играть с так называемыми условно-образными предметами (куклы и животные). Лучше всего, если они будут сделаны из разнообразных материалов (деревянные игрушки, резиновые, тканевые, пластиковые), также они должны быть разных размеров, цветов и фактур.

Все же необходимо при выборе таких вещей следовать некоторым правилам, чтобы игра годовалого ребенка была и безопасной, и интересной:

  1. Хотя детский мир - красочный и веселый, все же нельзя искажать реальные вещи. Кот не должен быть голубым или зеленым, а собака, рыбка - розовыми, ведь ребенок уже в этом возрасте все хорошо запоминает и впитывает как губка.
  2. Размер игрушки должен быть удобным для использования годовалым ребенком, оптимальной будет длина 15-30 см.
  3. Наиболее интересными для детей этого возраста являются говорящие и поющие игрушки, и пусть малыш еще не может разобрать слов, но ему все равно весело, когда он слышит, что не только окружающие его люди, но и игрушки умеют говорить и даже петь песенки.
  4. Куклы должны быть как безопасными, так и гибкими, чтобы их можно было запеленать, усадить, уложить спать и так далее. Хорошо, если на кукле есть разнообразные элементы для игры:
    - волосы с резинками и лентами, которые можно расчесать, заплести;
    - одежда: платье, костюм, носки, туфельки, которые можно снимать и надевать.
  5. Хорошо, если у ребенка есть плюшевые игрушки или мягкие по несколько штук одного наименования, но разных размеров, цветов: 2 кошки, 3 собачки, 5 кукол. Тогда малыш сможет уже сравнивать, в чем отличия того или иного животного, или различать, что эта собачка большая, а эта маленькая.

Есть ли различия между игрушками для девочек и мальчиков?

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, исходя из половых признаков? Считается, что малыши в этом возрасте еще не могут разделять себя на мальчиков и девочек. Часто мальчики играют куклами, посудкой, а игрушки для девочек - машинки и пистолетики. Ведь ребенок еще полностью не понимает предназначения и характеристик отдельных предметов, а просто нуждается в том, чтобы занять свои ручки для развития моторики и даже еще ротик для познания окружающего мира.

В годовалом возрасте самое главное для ребенка, чтобы игрушка была новой для него, яркой, красочной, развивающей, но безопасной.

Игрушки для развития годовалых детей

Развивающие игрушки для детей 1 года очень разнообразны и индивидуальны для каждого ребенка. Развитие у годовалого ребенка происходит гигантскими темпами. Главное в формировании навыков в этом возрасте - это развитие речи, физических и творческих способностей. Именно поэтому так важны сейчас подходящие по уровню развития разнообразные предметы, ведь малыш познает этот мир через игру и взаимодействие со своими родителями.

Есть определенные развивающие игрушки для детей 1 года, которые, по отзывам родителей, наиболее интересны и увлекательны для малышей и должны быть в арсенале каждого ребенка:

  • Пирамидка универсальна в своем использовании. Она научит и цветам, и формам, и размерам, а также поможет скоординировать движения, малыш поймет, где кольцо больше, а где меньше. До года ее можно использовать как набор колец, которые можно повесить над кроваткой и называть цвета.

  • Вкладыши. Такая игрушка - одна из самых любимых для детей. Она также научит цветам, понятию «больше-меньше». Такие стаканчики можно не только вкладывать один в другой, но и строить из них пирамиду, что развивает все виды мышления малыша.
  • Сортер также хорошо тренирует интеллект ребенка. С его помощью можно изучить геометрические фигуры, цвета и научиться вкладывать нужную фигурку в ячейку определенной формы.
  • Мяч, несмотря на свою простоту, хорошо развивает логику и координацию движений. Его можно поначалу катать, а затем и легонько бросать ребенку, а также весело ловить взрослому, чтобы малыш смог посмеяться.

Интеллектуальное развитие крохи

Для развития речевых и коммуникативных навыков уместными будут фигурки из разнообразных материалов (деревянные, мягкие и поющие игрушки) и карточки с животными, птицами, фруктами, овощами, продуктами питания. Только для игры с ними обязательно нужна помощь взрослых для пояснения и рассказа. Лучше ограничиться пока короткими, но понятными и неисковерканными объяснениями (собака лает «ав-ав», поросенок хрюкает «хрю-хрю», кот мяукает «мяу-мяу»).

Хорошо приучать до и после года малыша к книгам, только главное, чтобы они были сделаны из толстого картона, а также с яркими, четкими и красочными иллюстрациями. Ведь сейчас для малышей именно картинки и ваши пояснения к ним наиболее важны и необходимы. Конечно же, нужно учитывать индивидуальность ребенка и не заставлять сидеть за книгой, ведь один ребенок уже в год может сидеть и слушать сказки, а другой и секунды не усидит на месте.

Идеальной всех навыков не существует. Главное - нужно присматриваться к своему ребенку и четко понимать, чего же ему действительно не хватает, а не запрещать все подряд. К примеру, часто в этом возрасте дети начинают открывать все шкафчики и доставать оттуда посуду, одежду, строительные инструменты. Если у вас есть возможность, то нужно купить детскую посуду, уменьшенные аналоги бытовых приборов, инструментов для строительства и сложить в шкафчик, доступный для ребенка.

Игрушки-каталки и машинки

В годовалом возрасте, когда ребенок учится ходить, важным является не только гармоничное умственное развитие, но и физические навыки. В этом вам помогут разнообразные машинки-игрушки. К примеру, такая, как на фото ниже.

  • Большие машины с ручкой для вождения и веревкой, на которые можно не только садиться, чтобы покатала мама, но и возить своих любимых кукол и зверушек, опираясь на машинку, и катать за веревочку, волоча ее сзади.
  • Мини-коляска - это уменьшенная копия коляски для покупок в супермаркете на четырех колесиках. Дети, как правило, очень любят играть с ней, ведь ее можно не только катать, опираясь на ручку, и тренироваться в совершении первых шагов, но и катать плюшевые игрушки, игрушечные фрукты, овощи и прочие важные мелочи.
  • Каталки на палках помогают ходить малышам благодаря отвлекающим маневрам. Они могут быть в виде зверушек, вертолетов и просто колеса, но хорошо развивают равновесие и координацию движений.

Музыкальные игрушки

Музыкальные и поющие игрушки также оказывают позитивное влияние на развитие способностей малышей, а проводить время с ними очень весело и увлекательно, только обратите внимание, чтобы уровень звука таких забавных вещиц не превышал норму для детского организма. На рынке есть довольно большой выбор:

  • Музыкальные инструменты (пианино, гитара, барабан).

  • Он очень прост в использовании: легкое движение палочки по цветной пластинке извлекает красивый звук, а определенная последовательность нажатий создает красивую мелодию. С ним не только весело и интересно играть, но ксилофон также хорошо развивает и чувство ритма.

Совсем недавно ваш ребенок мог только лежать в своей кроватке, есть и спать, но время летит быстро, и он постепенно превращается в совершенно самостоятельного человека, со своим характером и пристрастиями. В этом возрасте он активно познает мир. Ребенку любопытно совершенно все - шнур от утюга, скороводки и кастрюли, мука и крупа в банках на кухне. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, можно с уверенностью утверждать, что любой предмет, который не несет в себе угрозу жизни и здоровью ребенка, будет для него отличным развивающим пособием.

Именно в этом возрасте малыш познает мир через ощущения. Ему нужно все потрогать, послушать и посмотреть. Это во многом определяет и то, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. На самом деле совсем не важно, какими они будут, заводскими или самодельными. Самое главное, чтобы они давали ребенку разную информацию.

Весь мир на ладони

Игрушки для годовалого малыша должны быть разными. По текстуре это могут быть пушистые и гладкие, мягкие и твердые, шершавые предметы. Но это только один признак. Наборов может быть много. Тяжелые и легкие, маленькие и большие, все они дают свое представление о мире. Не забывайте о зрительном восприятии. Здесь предметы должны отличаться по форме (круглые, квадратные, выпуклые и плоские), а также по цвету. Чем больше разнообразие, тем полнее развиваются мозговые центры, отвечающие за зрительное восприятие. Однако цветовую гамму не стоит усложнять. Достаточно шести основных цветов, без оттенков и полутонов.

Общие принципы

Выбирая игрушки для маленького ребенка, самое главное - учитывать их соответствие правилам безопасности. Они должны быть изготовлены из натурального материала. Лучше всего, если это будет дерево. Пластиковые яркие машинки и куклы крайне нежелательно давать малышу, ведь они чаще всего содержат вредные примеси и красители. Обязательно проверьте, чтобы у игрушек не было посторонних запахов, этим часто грешат некачественные, китайские товары.

Ребенок часто пробует на зуб все, что попадает в его поле зрения. Поэтому нужно позаботиться о его безопасности заранее. Сама конструкция должна быть цельной, без острых углов и сколов. И самое главное, не должно быть мелких деталей, которые ребенок легко оторвет и проглотит.

Сделай сам

Если у вас достаточно времени и есть запас подручных материалов, то не придется даже гадать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. Из разноцветных лоскутков можно сшить подобие игрушек, простые мешочки с пуговками в виде глаз. Самое главное, что они должны быть накрепко пришиты, чтобы малыш не оторвал одну и не подавился. Собранные в лесу шишки, деревянные кубики и шарики, небольшие мягкие игрушки - все это отличная база для того, чтобы кроха развивался.

Мир звуков

Мы забыли про еще один важный момент. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, нельзя забывать про аудиальный канал получения информации. Малыш с удовольствие слушает музыку и сказки, а также будет рад заметить, что игрушки «звучат». Поэтому когда мастерите развивающие пособия, то не забывайте добавить в них некоторые элементы. Это может быть хрустящая и шелестящая фольга, звонкие монетки, различная крупа, бобы, зашитые в мешочки из ткани. А вот звонкие погремушки или музыкальные инструменты пока будут для крохи слишком громкими.

Задачи усложняются

Малыш постепенно растет, он уже хорошо освоил ходьбу и спокойно перемещается по всему дому. Соответственно, все нашитые мамой, равно как и заводские игрушки становятся неинтересными. Гораздо веселей забраться в шкаф с бельем или вытащить с кухонной полки звонкие кастрюльки, которые можно вставлять одну в другую. А еще веселей добраться до крана с водой и, вооружившись стаканом, наблюдать, как жидкость его наполняет и выливается. Попробуйте предложить ребенку перелить воду из одного стакана в другой - радости не будет конца.

Наблюдая за всем этим, мы начинаем понимать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 2 месяца. Он уже хочет не просто трогать предметы, а пытается ими манипулировать. Поэтому коробочки, которые открываются и закрываются (нет ничего проще, как пустой спичечный коробок, обклеенный для безопасности бумагой или тканью), становятся идеальным вариантом. Очень полезны в этом возрасте различные вкладыши, пирамиды, пока еще очень простые, где не нужно отслеживать закономерности.

Развивающие коврики и книжки

Время летит незаметно, и мы уже думаем, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. В это время активно растет и развивается его мозг, поэтому движения становятся все более осмысленными. Теперь ребенок не просто ощупывает и бросает игрушку, а ищет, к чему ее применить. И снова хочется подчеркнуть, что покупные игрушки надоедают ему настолько быстро, что стоит их чередовать. Достали несколько штук и дали ребенку на пару дней, затем достали другие, а эти спрятали. Через неделю он будет изучать свои старые-новые игрушки с таким же интересом, как и в первый раз.

Однако мама может и сама сделать для крохи интересные и яркие игрушки. Причем именно они будут оставаться долгое время любимыми и желанными, в отличие от покупных. Самое главное, чтобы мама знала, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца для развития. Как мы уже говорили, они должны подразумевать определенный интерактив. Причем манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию мелкой моторики.

Создаем шедевр

В первую очередь вам потребуется основа. Если вы хотите сделать коврик, то это должна быть плотная ткань или старое одеяло, на котором и будут располагаться все сокровища. Теперь нужна основа, лучше всего натуральная ткань (х/б), цветовая гамма лучше всего спокойная. Идеально подойдет нежно-зеленый, голубой или желтый оттенок.

Теперь придумайте идею коврика. Чаще всего это природные элементы, голубая речка, зеленые деревья, цветы и облака. Такая картина проще всего усваивается малышом. А теперь включайте свою фантазию. Крупные элементы можно сажать на липучке (например, стрекозы или бабочки), их ребенок будет с удовольствием снимать и сажать обратно. Небо можно сделать из голубой ткани, причем, если есть время, смастерите кулиску, потянув за которую, можно открывать и закрывать облака или радугу.

Дерево можно смастерить из зеленой ткани, а в середину вставить молнию, открыв которую, малыш увидит спелые груши или яблоки на липучках. А на полянку посадите крупный цветок, каждый лепесток которого - это мешочек, наполненный разной крупой. Озеро на полянке может менять свой цвет. Для этого нашейте вдоль водоема крупные пуговицы и приготовьте второй слой ткани и петлями. А цветочками могут выступать обыкновенные крышки от картонных коробок из-под сока. Для этого срежьте верхушку коробки, сделайте круглое отверстие в коврике и вставьте резьбу в него с нижней стороны.

Теперь с внешней стороны задекорируйте его под серединку цветка, а крышка будет накручиваться и скручиваться по желанию ребенка. Кроме того, на одну их елок можно придумать шнуровку, которую кроха будет учиться продевать в петельку. На тематических форумах есть много разделов посвященных тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. Фото помогут вам придумать новую, оригинальную идею.

Аналогичным способом можно сделать и развивающую книжку, в которой страницы будут из флиса. На него можно аналогичным способом нашить пуговицы и петли, молнии и шнуровки.

Развитие познавательной активности

А мы продолжаем рассматривать развитие малыша в возрасте от рождения до года. Если вы ищете, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 4 месяца, то идеальным вариантом будут те, которые стимулируют познавательную активность. Это различные вкладыши, теперь уже более сложные, которые можно сортировать по размерам и цветам, коробочки и баночки с секретом, а также формочки, при помощи которых можно играть в песочнице. Кстати, сегодня есть в продаже домашние, пластиковые песочницы, для которой пригодятся лопатки и формочки.

Для развития познавательной активности очень важно иметь дома игрушки разных форм, но имеющих сходные черты. Играя, малыш учится сравнивать размеры и цвета, и в результате формируются представления о свойствах предметов. Это пирамидки и кубики, крупная мозаика и матрешки. Не забывайте о том, что они должны быть разными по цветам, формам и размерам.

Развитие речи

Двигаясь поэтапно по месяцам, мы подходим к тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 5 месяцев. К этому возрасту нужно сделать упор на развитие речи. В первую очередь этому способствует общение со взрослыми, поэтому запасайтесь игрушками и картинками, которые его стимулируют. Это картинки с изображениями животных, сами фигурки, аудиозаписи детских песенок и диафильмы, которые намного безопасней, чем обычные мультики.

Второй момент - это развитие мелкой моторики. Речь у ребенка напрямую связана с работой пальчиков, поэтому чем больше ребенок делает своими руками, тем быстрее и чище он заговорит. Рекомендуем купить и регулярно использовать шнурки и бусинки для нанизывания, игры-шнуровки, а также игрушки из подручных средств. Насыпьте в стаканчик крупы и дайте ребенку возможность перебирать ее между пальчиками, пересыпать из одного стаканчика в другой. А макароны прекрасно подходят для того, чтобы нанизывать их на веревочку.

Переломный момент - полтора года

Это очень интересная веха в развитии. Годовалый ребенок - это еще неуклюжий карапуз, который только пытается сделать первые шаги. И вот, буквально на глазах он начинает говорить, рисовать, манипулировать с предметами. После полутора лет все эти навыки совершенствуются и усложняются настолько быстро, что родители не успевают замечать перемены.

Обычно к полутора годам ребенок произносит около 40 слов, интересуется книжками, сам переворачивает страницы. Он быстро учится рисовать, осваивает чашку и ложку. Обычно первые знания уже получены, и ребенок ориентируется в двух формах (квадрат и круг), может подобрать такой же предмет, как на образце, ориентируется в понятиях большой и маленький. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев?

Для освоения творческих навыков необходимо активно осваивать фломастеры и карандаши, мелки и краски. Очень полезно, чтобы у ребенка был неограниченный доступ к пластилину (под присмотром взрослых). А вместе можно делать аппликации из цветной бумаги.

Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев, хочется отметить и важность первых музыкальных инструментов. Он призваны развивать восприятие окружающих звуков. К ним относятся свистульки, барабан, маракасы, бубен. А вот электронные музыкальные игрушки покупать совсем не нужно.

Растет не по дням, а по часам

Действительно, в этом возрасте малыш начинает осваивать все навыки с большой скоростью. Ближе к двум годам маленький ангелочек начинает показывать характер, капризничать по любому поводу. И самый простой способ справиться с этим - это придумать интересную игру. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев?

Это всевозможные карточки с фруктами и овощами, с животными и птицами, временами года и явлениями природы. Очень полезны будут куклы с высокой детализацией, у которых легко можно различить глазки и носик, брови, шею, животик и другие части тела. Подберите наборы тематических фигурок (овощи и фрукты, домашние животные).

Вместо заключения

Это еще не полный список того, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев. Развивающие игры становятся все более разнообразными и включают различные предметы быта. Поэтому пригодиться игрушечная кухня со всеми принадлежностями, постельные принадлежности, транспорт и строительные наборы. В этом возрасте можно попробовать собирать первые пазлы, состоящие пока только из двух половинок картинки. Но скоро ваш малыш их перерастет, а значит, вам предстоит еще не раз сменить наборы игрушек на пути взросления.

18907

Наши развивающие игрушки для детей от 1 года до 2 лет в подробном обзоре.

Начиная с года ребенок активно осваивает вертикальную жизнь. Именно поэтому наряду с интеллектуальными игрушками теперь ему просто необходимы те, которые способствуют развитию двигательной активности. Именно с них и начнется обзор.

Игрушки, способствующие развитию двигательной активности

Игрушки, способствующие формированию бытовых навыков


Игрушки, способствующие интеллектуальному развитию ребенка

Как и в более младшем возрасте, в 1-2 года важно заботиться об интеллектуальном развитии ребенка.

  1. Развивающие столики. У нас chicco двухсторонний и elc с шариками. C chicco играем с 6 месяцев и по сей день.

  2. Первое что должно появиться в игровом арсенале малыша - простейшие паззлы из 2-4 деталей . Идеально, если это будут тематические наборы - цветы, овощи и фрукты, животные. Так ребенок научится не только складывать картинки, но и поймет смысл такого понятия, как "категория".
    Когда ребенок научится складывать простейшие паззлы из 2 деталей, можно доверить ему выбрать в магазине что-то более интересное.
  3. Ближе к 2 годам ребенок начинает понимать прелесть не только паззлов, но и кубиков . Он может пытаться складывать картинки, искать знакомые буквы или просто строить башни. Идеально иметь, как и в предыдущем случае, несколько тематических наборов.
  4. В игровой, конечно же, должно найтись место карточкам и книжкам . Только если раньше малышу можно было просто показывать предметы, то теперь можно перейти на более сложные, опять же тематически, комплекты - счет, одежда, кто что ест, мамы и детки, сравнения и так далее. Занимаясь с ребенком, важно "дозировать" ежедневное количество информации, которое он получает - каждый день просто показывая все и сразу вы вряд ли добъетесь успеха.

  5. Принципиально новые игрушки, которые малышу только предстоит освоить - разнообразные шнуровки и фигурки, которые одеваются на шнурки. В магазинах их выбор очень большой - от универсальных, до тематических, предназначенных для мальчиков и девочек.
  6. Досочки Сегена. Очень подробно в материале Досочки Сегена: методика и практические занятия в домашних условиях.
  7. Сортеры ближе к 2 годам для детей становятся очень интересными. Вариант нашего сортера-домика Ks kids подойдет для деток от 1 года.
  8. Всевозможные конструкторы и мозаики ближе к 2 годам.

  9. Грибочки. Сортировка, размер, цвет, больше-меньше и т. д.
  10. Еще одна прекрасная развивающая игрушка для ребенка 1-2 лет называется "Магнитные истории" (хотя на коробке и написано 3+, но она вполне подойдет и для более младшего возраста). Представляет собой набор из нескольких картинок-полей, магнитной коробки, в которую они вставляются, и непосредственно магнитов. Используя все это, можно составлять свои собственные истории - конечно, малыш сразу сам сделать этого не сможет, но ведь ему вполне можно помочь. Вариантов наборов представлено довольно много - есть тематические (например, посвященный временам года), есть посвященные каким-то мультикам (например, Маша и Медведь), есть так называемый стартовый.

Игрушки для развития творческих способностей


Кажется, всё просто – достаточно окружить малыша для лучшего развития множеством игровых пособий. Однако специалисты убеждены, что каждому возрасту необходима своя игрушка, поскольку возможности ребёнка существенно отличаются в 3 месяца или 1 годик.

Правильные игрушки закладывают основу интеллектуального и физического развития. Вот почему необходимо не пускать процесс выбора игровых пособий на самотёк, а очень вдумчиво и взвешенно исследовать полки детских магазинов. Каковы же лучшие игрушки для младенцев?

Несколько слов о количестве игрушек

Количество игрушек для малышей на полках детских магазинов поражает. Неудивительно, что некоторые родители, стремясь дать ребёнку самое лучшее, сразу после появления его на свет скупают всё подряд.

Как результат – детская завалена погремушками, куколками, кубиками, машинами и плюшевыми медвежатами. Правильно ли это? Конечно, каждая мама сама решает, сколько игрушек будет у её ребёнка. Однако мнение специалистов всё же следует выслушать.

Психологи уверены, что в раннем возрасте ребёнку достаточно играть одновременно с 2 — 3 игрушками, остальные же играют роль экспонатов в музее. Можно завалить детскую кучей ярких безделушек, но при этом не предоставить крохе полезного материала для познавания окружающего мира.

Игровые пособия для младенцев можно отнести к одним из главных источников знаний об окружающей действительности. Игрушки помогают изучить цвета, размеры и формы, развить координацию движений и мелкую моторику. Всё это обязательно скажется на формировании речевых навыков.

Именно поэтому, остановившись перед полкой с очередным игровым пособием, нужно задуматься, сможет ли оно пробудить ребячью активность и познавательный интерес, или же ребёнок поиграет с ним несколько минут, а потом забросит в дальний ящик.

Таким образом, не обязательно приобретать огромное количество игрушек, достаточно и нескольких пособий, лишь бы они соответствовали возрасту и возможностям малыша и выполняли главную свою функцию – развитие маленького человечка.

Игрушка для ребёнка, и не важно, сколько ему – 3 месяца или 5 лет, должна имитировать настоящий объект, повторяя при этом его форму, окраску и основные качества. То есть зелёный слоник или пурпурный ёжик – это не самые лучшие варианты игровых приспособлений.

Теледоктор Евгений Комаровский убеждён, что основные свойства хороших – безопасность и реалистичность. То есть шар должен быть круглым, кубик квадратным, небо голубым, а курочка – реально похожа на домашнюю птицу.

Кроме того, не следует забывать, что любая игрушка вызывает у ребёнка эмоции, вот почему для младенцев важно, чтобы такая информационная наполненность была положительной, а не формировала тревожность и агрессивность.

Чудовища с уродливыми чертами лица и диспропорциональной фигурой, агрессивно выглядящие мультипликационные персонажи, излишне натуралистичные куклы – всё это примеры плохих игрушек, которые точно не принесут пользы маленькому ребёнку.

Важно побеспокоиться об эмоциональном комфорте малыша. Игровые пособия должны быть приятной расцветки и формы, желательно натуралистического вида. Ну а если они «говорящие» или «поющие», то звучание должно быть мягким и негромким.

Осталось разобраться, какие именно игрушки нужны ребёнку с самого рождения и до 12 месяцев.

Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.

Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:

Польза мобиля

Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.

Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.

Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.

В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.

Электронный мобиль

Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:

Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.

Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.

Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.

Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.

От 3 до 6 месяцев

В 4 месяца ребёнок совершает очередной рывок. Теперь младенец не просто наблюдает за окружающим миром, но и активнейшим образом включается в его исследование.

Нравятся детям и прежние игрушки, например, погремушки. Шумящие и гремящие игровые приспособления ещё тщательнее изучаются, разглядываются, их отводят и приближают к лицу, малыши ими размахивают, трясут, берут в рот.

Подобные простейшие, на чей-то взгляд, упражнения на самом деле крайне важны. Они помогают выстраивать связи между отделами головного мозга, развивают зрительные, слуховые, двигательные центры в коре больших полушарий.

Ребёнок не просто изучает игрушки, с их помощью он исследует и свои возможности. Поднятие ручек, ножек, головки – всё это учит малыша преодолевать сложности, чтобы заполучить такую желанную и привлекательную игрушку.

Младенцу в этот возрастной период пригодится прорезыватель для зубиков. Разумеется, сложно отнести напрямую его к игровым приспособлениям, однако этот предмет с развивающими функциями: небольшие пупырышки способствуют сенсорной стимуляции, когда кроха трогает прорезыватель.

В 5 месяцев ребёнок уже переворачивается и совершает первые попытки ползания, поэтому ассортимент игрушек существенно расширяется. Его обязательно заинтересуют:

  • резиновые игрушки для ванны;
  • текстильные шуршащие предметы;
  • неваляшки;
  • коврики для развития с карманами, пуговицами, застёжками и зеркальцем;
  • дуги с подвешенными на них игрушками различного размера и окраски;
  • детское пианино и др.

Ребёнку 5 месяцев можно не вкладывать игрушки непосредственно в ручки. Специалисты советуют оставлять их в поле зрения и зоне досягаемости, чтобы младенец самостоятельно до них дотягивался. Это помогает совершенствованию навыков ползания и хватания.

Неваляшка

Дети в 5 и в 7 месяцев – это, по сути, совершенно разные по возможностям и способностям малыши. Сейчас двигательные навыки более сложные и совершенные. Ребёнок способен перемещаться на четвереньках, отмечаются попытки вставания.

Совершенствуется координация движений рук и мелкая моторика. Если в четыре месяца младенец двигался хаотично, то сейчас он сознательно хватает желаемый предмет не просто в горсть, но и щепотью, и пальцами. «Добыча» поднимается и вновь бросается, тянется в рот. После изучения интерес к ней сразу пропадает.

Что будет полезно ребёнку в этот возрастной период? Специалисты советуют запастись следующими игровыми пособиями:

Шестимесячный ребёнок приучаются задействовать сразу две руки в познании мира. Вот почему младенцы обожают постукивать по поверхностям двумя погремушками, кубиками и прочими игровыми приспособлениями.

Ребёнок подошёл к возрасту увлечённости вкладышами. В этой роли могут выступать различные ёмкости, миски, стаканы, формочки, которые можно вставить друг в друга.

Игры с ними не просто способствуют совершенствованию моторных навыков и координации зрительно-двигательных навыков, но и помогают в игровой форме освоить понятие «больше-меньше». Большой стакан не сможет поместить в меньший по размеру, и кроха понимает это после применения физической силы.

В результате ребёнок изменяет тактику работы с предметами. Теперь он от физических усилий переходит к мышлению. Различные ёмкости начинают взаимодействовать друг с другом, поскольку соотносятся по величине. Таким образом младенец развивает восприятие и мыслительные способности.

Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки, а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и исследователь.

Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи. К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода, пересыпается крупа.

Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить. Важное правило – убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше.

Основные игрушки для этого возраста:

Сортер – это развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома, куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для них прорези.

Сортеры обычно бывают 2 типов:

  • с фигурками, закрывающими проёмы;
  • с фигурками, проталкивающимися в прорези.

Для ребёнка младше годика следует подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная» игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами.

Само наименование игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на свою силу, а на их формы, размеры, оттенки.

Такие упражнения помогают тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в развитии и совершенствовании речевых навыков.

Помимо этого, развиваются тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям.

Именно в этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую, ребёнок начинает шагать.

Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек, автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры.

Польза такого игрового приспособления состоит в развитии:

А вот к традиционным ходункам у многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие опорно-двигательного аппарата в будущем.

Каталка-ходунки

Первый годик – важная веха в жизни малыша. Главное достижение 12-месячного карапуза – умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку, толокар.

Дополнительно развивают вестибулярный аппарат и координированность движений мячи и игры с ними. Большой мяч дети толкают руками и ногами, бегают за ним, чтобы остановить. Небольшие мячики пригодятся для бросков и ловли. Это поможет развить дополнительно моторную ловкость.

Теперь мелкая моторика и ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей.

Детям в годик обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.

Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки.

Набор для песочницы – обязательная игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих способностей.

Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки. Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.

Не следует думать, что для полноценного развития ребёнка достаточно просто приобрести игрушку. Ни одно, даже самое полифункциональное и «навороченное» игровое пособие не сможет принести пользу для ребёнка, если не играть с ним.

И здесь есть свои правила, которые зависят от возраста младенца:

Если ребёнок не понимает, как играть с игрушкой, злится из-за этого, уберите этот предмет, а через некоторое время попробуйте вновь предложить поиграть. Скорее всего, в этот раз младенец примет ваше предложение и осилит прежде неразрешимую задачу.

Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся изделие со всех сторон.

  1. Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть.
  2. Приспособления с царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка.
  3. Резиновые элементы должны быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к пластиковым изделиям.
  4. Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем) нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
  5. Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой.
  6. Перед покупкой также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных покровах ощущение жирного или воскового слоя.
  7. Откажитесь от приобретения игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.

Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что младенец потянет их в рот.

Не секрет, что ребёнок до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные правила ухода? Всё зависит от материала.

Для дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими жидкостями.

Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть единожды в неделю.

Итак, ребёнок с рождения и до года проходит впечатляющий «маршрут». Помочь с развитием смогут игрушки, но только если они подходят младенцу по возрасту.

Перечень игровых пособий для новорождённых и младенцев впечатляет. Но можно выделить «обязательные» игрушки, которые должны быть в каждом доме, где подрастает маленькое чудо:

Это минимальный набор развивающих игрушек для детей до года. Позже к нему присоединятся игровые пособия со шнуровкой, крупная мозаика, конструкторы, машинки, куклы, набор для песочницы.

Что означает хорошая игрушка? Прежде всего, она должна быть безопасной. Для этого нужно проверять надёжность сборки, качество материала. Также следует помнить, что качественные игровые пособия всегда реалистичные. Ну и, разумеется, игрушка должна соответствовать своему предназначению – погремушка шумит, резиновый утёнок плавает.

В первые 12 месяцев жизни ребёнка между игровой деятельностью и изучением окружающего мира специалисты ставят знак равенства. Игрушки помогают ребёнку до года освоить основные понятия, получить знания и навыки.

Однако следует понимать, что правильно выбранная игрушка – ещё не самое главное. Лишь общаясь с мамой и папой, играя вместе с ними, малыш сможет полноценно развиваться и испытывать желание исследовать окружающий мир. Так что будьте рядом и помогайте своему чаду!

Новорожденный малыш, как и ребенок 1 года, еще не способен сказать о своих желаниях и предпочтениях. Поэтому развивающую среду для него должны подбирать мы, родители. При этом важно внимательно следить за реакциями подрастающей личности. С подачи наших родственников, игрушек у чада может быть много, но не все они принесут крохе пользу. Психологи и педагоги-новаторы разработали возрастные ориентиры, помогающие правильно выбрать игрушки для своих годовалых детей.

В советские времена выбор детских игрушек был весьма ограничен: погремушка, волчок, кукла, паровозик (машинка), мячик. При этом ребята могли назвать свое детство счастливым. Однако и отношение к малышам было как к «несмышленышам», не способным ничего понять. С развитием общества, педагогики и психологии мнение о маленьких человечках поменялось, все чаще мы слышим о необходимости их раннего развития. Для этих целей даже создаются все новые развивающие игрушки для детей. Однако все не скупишь, а в таком изобилии трудно ориентироваться самостоятельно.

Игрушки необходимы даже новорожденным младенцам. Самыми первыми его «любимцами» могут стать подвески (музыкальная няня). Они одновременно способствуют развитию зрения, цветовосприятия, музыкального слуха. Движение подвески содействует поддержанию детского интереса. Истоки подвесок – в далеком прошлом, когда мамы в крестьянских избушках создавали своими руками птичек и вешали их над младенческой колыбелью. Итак, очевидно преимущество музыкальной няни перед простой гирляндой из цветных погремушек – ее подвижность.

С 3 месяцев малышам можно добавлять погремушки, неваляшек и игрушки, способствующие развитию тактильных ощущений. В этом возрасте дети активно интересуются всем, что движется, издает звук, всем, что можно потрогать. Игровые предметы с резким звуком могут напугать карапузика, поэтому отдавайте предпочтение мягким, приятным звуковым эффектам. Полезны будут тряпичные игрушки разных цветов и фактуры, с шуршащими вставками. Играть с неваляшкой лучше лежа на животике. Тогда у детей:

  • укрепляются мышцы спины и шеи;
  • вырабатывается понимание связи между своими действиями (касаниями) и движениями игрушки;
  • стимулируется ползание.

С полугодовалого возраста до 1 года дети осваивают ползание и прямохождение. Это дает простор, как для выбора игр, так и для речевого развития. Все, что попадает в поле зрения ребенка, необходимо озвучивать: «Ваня берет машинку», «Это кукла», «Теперь почитаем книжку». Детей больше не интересуют простые игрушки типа погремушек. Игровую зону разнообразят: музыкальные инструменты, развивающие центры (доски), плавающие игрушки для ванной. У некоторых детей настолько выражено подражание взрослым, что они играют с тем, чем манипулируют родители: веник, кастрюли, папины инструменты.



У детей 1 года очень сильна тяга к повторению действий взрослых. Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы в игровой зоне находились игрушки, с которыми можно было бы совершать соответствующие «взрослые» манипуляции: «поговорить» по телефону, «сварить» суп, уложить куклу спать. Еще хорошо бы уже с этого возраста приучать кроху к порядку: поиграл, убери за собой. Приблизительный перечень игрушек для «годовасика» следующий:

  • телефончик;
  • куклы;
  • машинки;
  • посудка;
  • столик со стульчиком.

Кроме обычных существуют специальные игрушки, рекомендованные для развития детей 1 года. К ним относятся: пирамидки, кубики, коробки с отверстиями и крышками, игрушки-гнезда, каталки, заводные игрушки. Пластмассовую пирамидку легче мыть, она менее травмоопасна для детей. В возрасте 1 года малыш еще не сможет самостоятельно нанизывать кольца в правильном порядке. Он вообще только учится их снимать и цеплять обратно. Всегда комментируйте действия карапуза. Это поможет ему развить зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, узнать понятие цветов и величин.

Коробки с крышками и отверстиями дают простор для экспериментальной деятельности малыша 1 года. Он может их наполнять, трусить, открывать, просовывать в отверстия предметы разнообразной формы. Схожи по функционалу матрешки. Вкладывание предметов друг в друга формирует у детей понятия величины, размера, формы. Развиваются также координация движений, логика, внимание, познавательная деятельность.

Каталки и заводные игрушки: машинки, лошадки, паровозики на колесах с веревочками и ручками, крутящиеся волчки – способствуют развитию внимания у детей, манипулятивных и познавательных способностей, координации движений. Все перечисленные игрушки для малышей 1 года являются не просто развлечением, но развивают их, расширяя сферу их возможностей. Важную роль при этом играет родительское внимание, сопровождение игр, речевое общение с ребенком. У каждого крохи есть свои периоды наибольшей восприимчивости к усвоению навыков, знаний, умений, и этим необходимо пользоваться, создавая ему соответствующую игровую среду. При этом следует избегать однобокости и однообразия, покупая только куклы для девочки или одни паровозы для мальчика.



Часто родителей волнует вопрос выбора игрушек для своих деток 1 года в соответствии с половой принадлежностью. Следует ли обращать внимание на эти различия? Конечно, детские магазины имеют разные отделы для мальчиков и девочек. Такие предметы, как машинки или куклы, покупаются именно в таких отделах.

С развивающими игрушками для детей немного другая картина. Обычно они стоят особняком и не имеют очевидного разделения по признаку пола. Действительно, цветовая гамма и функционал «развивашек» позволяют покупать их как мальчишкам, так и девчонкам. Однако увлекаться только игрушками для развития тоже не следует. Мальчику не повредит в его игровом ассортименте 1-2 куклы, а девочке – машинки. С их помощью можно учить малышей, где находится носик, ротик, считать, сколько колесиков имеет автомобиль и прочим вещам.

Для деток 1 года жизни можно создавать развивающие игрушки своими руками. Это сэкономит семейный бюджет и позволит проявить любовь к ребенку на деле. Из цветных лоскутков можно смастерить следующие самоделки: тряпичные мячики с крупяным наполнителем, кубики с буквами, подушечки с пуговками и липучками, книжки и многое другое. На скорую руку вы можете соорудить гремящие коробочки, музыкальный инструмент из деревянных ложек, баночки с запахами. Ограничением служит лишь ваша фантазия.