Как организовать правильный режим дня новорожденного в первый месяц: полезные советы молодым мамам. Рекомендации родителям по режиму дня школьников


Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...


Соблюдение режима и последовательности часов сна, кормления, бодрствования способствует выработке определенного динамического стереотипа (рефлекса на время), который помогает нормальному функционированию всех органов и систем организма малыша. Критерием правильности чередования основных режимных моментов является хорошее эмоциональное состояние ребенка при кормлении и бодрствовании, а также спокойный глубокий сон.

Из этой статьи вы узнаете как правильно организовать режим дня грудного ребенка и каким должен быть режим дня новорожденного.

Режим дня грудного ребенка

Как организовать режим для новорожденного?

Осуществлять режим дня грудного ребенка нужно уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Преобладающей причиной пробуждения малыша является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме детей до года бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.

Каким должен быть режим для новорожденного ребенка?

Режим для новорожденного - это его подчинение образу жизни взрослых. Взрослые учат ребенка, сознательно навязывают ему модель поведения, оптимальную для гармоничной жизни семьи. Средняя суточная потребность во сне у детей разного возраста:

  • Новорожденный - 16 часов,
  • 6 месяцев - 14,5 часов,
  • 12 месяцев - 13,5 часов,
  • 2 года - 13 часов,
  • 4 года - 11,5 часов,
  • 6 лет - 9,5 часов,
  • 12 лет - 8,5 часов,
  • 18 лет - 8 часов.

Как организовать режим дня грудного ребенка?

При соблюдении режима кормления у ребенка вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна - вечером и ночью.

Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.

Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 2,5-3 месяцев

На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

С рождения до 2,5-3 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 - 8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3-3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 - 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5-2 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 3 до 5 месяцев

От 3 до 5-6 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10-11-часовым ночным перерывом. В этом возрасте ребенок спит 4 раза в день, бодрствует по 1,5-2,0 часа. По этому режиму могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 5 до 9 месяцев

От 5-6 до 9-10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0-2,5 часов, дневной сон - 3 раза в день по 2,0 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 10 до 12 месяцев

От 9-10 до 12 месяцев. Число кормлений - 5 - 4, интервал между кормлениями составляет 4-4,5 часа. Время бодрствования 3 - 3,5 часа, дневной сон - 2 раза в день по 2,0 -2,5 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня новорожденного

Режим кормления новорожденного

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4-5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня. Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает "свой" определенный режим. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким. Примерно с 4-6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.

Режим бодрствования новорожденного

Для того чтобы новорожденный ребенок с конца первого месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является сон на свежем воздухе.

Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона, климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно: выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале ненадолго, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если в период с конца первого - начала второго месяца систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.

Если малыш кричит до установленных часов кормления, его следует покормить. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.

Для новорожденных детей в возрасте до 3 месяцев наиболее правильный режим дня, при котором кормят ребенка 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 ч, а к 3 месяцам - 1,5 ч и дневным сном 4 раза по 2 - 2,5 часа и ночью от 11 до 10 ч.

Купание - хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.

В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства мамы часы в режиме могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов.

Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5 - 6 месяцев воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2,5- 3 месяцев перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 часа, они до конца этого возрастного периода вместо 2 часов продолжают бодрствовать - по 1,5 часа. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Поэтому, если ребенок 2,5-3 месяцев уже легко бодрствует 1,5 часа, его нужно переводить на следующий режим.

Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому малыша следует укладывать уже не через 1,5 часа после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4-5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 часов.

Примерно с 5-6 месяцев малыша нужно перевести на режим дня, при котором длительность активного бодрствования равна 2-2,5 часа. Днем дети спят уже 3 раза по 2-2,5 часа. Длительность ночного сна равна 10-11 часам.

Режим сна новорожденного

В возрасте 9 - 12 месяцев малыша переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2,5 до 3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2,5 часов, второй раз малыш спит 1,5-2 часа. Ночной сон длится 11 часов. Кормят малыша 4 - 5 раз в сутки.

Во время перевода на режим с двукратным дневным сном соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пиши между кормлениями первым и вторым, а также между вторым и третьим достигает 4,5 часа. Такая длительность промежутков между кормлениями допустима потому, что в этот отрезок времени малыш не только бодрствует, но и спит. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда малыш бодрствует, сокращается до 3-3,5 часов.

Сразу после рождения периоды сна и бодрствования, процессы поедания пищи и оправления физиологических нужд равномерно распределены в течение суток. Организм ребенка постепенно адаптируется к модели поведения окружающих его взрослых, как следствие - дитя предпочитает спать тогда, когда спят окружающие, и есть тогда, когда едят все вокруг. Подобная адаптация - процесс инстинктивный, обусловленный биологической целесообразностью.

Режим дня дошкольника

Элементы режима дня дошкольников

Бодрствование

Максимальная длительность,

Количество периодов

дневного сна

Длительность каждого

периода, ч

Ночной, ч

Всего часов

Длительность занятий, мин.

Количество занятий в день

до 9-10 месяцев

2 (индивидуальные)

месяцев до 1 года

1-й сон -2,5 2-й сон -2

(индивидуальные) ;

От 1 до 1,5 года

1-й сон -2--2,5 2-й сон-1,5

1-2 (игры-занятия индивидуальные и по подгруппам)

года до 2 лет

(индивидуальные и по подгруппам)

От2доЗ лет

1-2 (групповые) ;

0т З до 4 лет

От4до5 лет

От5до6 лет

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устает, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

Ложиться спать в одно и то же время;

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7-10 лет – 10-11 часов;
  • в 11-14 лет -9-10 часов;
  • в 15-17 лет – 9-8 часов
  • Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника - условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

  • Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  • Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  • Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
  • Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

Режим дня – это та система, к которой подстраиваются биологические ритмы организма. Если режим дня составлен правильно, организм ребенка к нему быстро привыкает и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. Достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, активное бодрствование являются основными условиями хорошего психического и физического развития малыша.

Режим дня новорожденного состоит из чередования во времени основных физиологических потребностей: питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических и закаливающих процедур.

В первые недели новорожденный ребенок только начал адаптироваться к новым условиям жизни, биологические ритмы у него не сформированы, нервная система несовершенна, сон и бодрствование наступают беспорядочно.

Задача мамы на данном этапе – организовать режим малыша таким образом, чтобы он до кормления спал, а после него бодрствовал.

Режим дня новорожденного: кормления

Понятно, что основу распорядка дня новорожденного ребенка составляют кормления. В настоящее время специалисты по грудному вскармливанию и педиатры уверены, что кормить малыша надо столько раз, сколько ему необходимо. Это так называемое свободное , или кормление по требованию. Свободное грудное вскармливание способствует установлению лактации и тесного психоэмоционального контакта между мамой и ребенком, что важно для правильного нервно-психического развития малыша. Ребенка прикладывают к груди так часто, как он того потребует, и позволяют сосать так долго, как он того пожелает. Здоровый новорожденный малыш может прикладываться к груди 10–12 раз в сутки и более, включая ночное время. К концу первого месяца практически все груднички начинают выдерживать 2–3-часовой перерыв между кормлениями.

Совсем другой подход будет, если малыш с рождения питается .

В таких случаях важно соблюдать режим кормлений. Это связано с тем, что молочные смеси по своему составу отличаются от грудного молока и на переваривание белков, жиров и углеводов требуется больше времени. Должно пройти 3–3,5 часа, чтобы пища успела перевариться. При рекомендуется 6–7-разовое кормление с перерывом 3–3,5 часа и ночным перерывом 6 часов. Первое кормление приходится примерно на 6 часов утра, а последнее – на 24 часа.

Режим дня новорожденного: сон

Еще один из главных режимных моментов – сон. Как правило, новорожденные детки, если они сыты, здоровы и их ничего не беспокоит, спят от кормления до кормления. Продолжительный сон очень важен для развития ребенка: он способствует созреванию головного мозга и правильному развитию его нервной системы. Тем не менее, некоторые дети с рождения спят немного. Видимо, так устроен их организм и это их норма, а значит, нет необходимости что-либо предпринимать, чтобы они спали больше.

Ребенок первого месяца жизни обычно спит 18–20 часов. после каждого кормления составляет примерно 1,5 часа. Перед тем как укладывать ребенка спать, надо создать такие условия, чтобы во сне он чувствовал себя комфортно. Для этого перед каждым сном примерно через 15–20 минут после кормления необходимо подмыть кроху и сменить ему подгузник. Перед сном надо проветрить комнату, где будет спать малыш.

Днем многие на свежем воздухе. Если нет возможности пойти с ребенком на прогулку, можно использовать для дневного сна застекленный балкон или открытую форточку в комнате.

Будить или не будить?

Если подошло время очередного кормления, а малыш еще спит, будить его не надо. Ничего страшного нет в том, что он поест попозже. Но очень продолжительный сон, вялость ребенка, отсутствие формирования промежутков бодрствования – все эти признаки должны насторожить родителей. Эти проблемы являются поводом для обращения к педиатру или неврологу.

Режим малыша: бодрствование

Периоды бодрствования после каждого кормления в начале месяца составляют 15–20 минут, после первого месяца они могут достигать 1 часа. Эти короткие периоды вполне можно использовать для развития крохи.

Перед кормлением полезно выкладывать малыша на живот: это хорошая тренировка для мышц спины и шеи. Если после пробуждения малыш требует еды незамедлительно, то после кормления можно положить кроху на живот, но не раньше, чем через 30 минут.

С 2–3-недельного возраста каждая мама может делать своему малышу легкий массаж, основными приемами которого являются поглаживания ручек, ножек, живота и спинки.

Массаж проводится за 25–30 минут до кормления или не ранее чем через 40 минут после него (чтобы избежать срыгивания после кормления). Комплекс массажа, а в дальнейшем и физических упражнений помогут подобрать и показать участковый врач-педиатр или патронажная медсестра.

Распорядок дня малыша: прогулки

С новорожденным малышом желательно гулять как минимум 2 раза в день. Гулять с ребенком в теплое время года можно в первые дни после выписки из роддома. При минусовой температуре воздуха (но не ниже –5 °С) с ребенком можно гулять на 10–12-й день жизни, а от –5 до –10°С – со второй половины первого месяца. Продолжительность первой прогулки 15–20 минут летом и 5–7 минут зимой. Увеличивать это время надо постепенно, каждый день прибавляя 5–10 минут, чтобы в течение недели довести длительность прогулки до 1 часа. После этого зимой длительность прогулки можно увеличить до 1,5–2 часов при температуре не ниже –15°С, а летом время нахождения на улице не ограничено.

Днем после каждого кормления (если позволяет погода) малыша можно выносить спать на балкон. Лучше, если балкон будет застеклен. На открытый балкон или лоджию может упасть что-то с верхних этажей (окурок, пыль, грязь), может залететь птица. Также застекленный балкон защитит малыша в плохую погоду от сильного ветра и дождя.

Режим дня новорожденного: гигиенические процедуры

Гигиенический режим новорожденного ребенка включает в себя: ежедневный утренний туалет, подмывание и смену подгузников, закаливающие процедуры.

Утренние процедуры

Каждое утро, как правило, перед первым или вторым (в 6:00 или в 9:00) проводится утренний туалет ребенка. График этих ежедневных процедур можно составить свой – главное, чтобы соблюдались основные правила ухода за новорожденным и маме с малышом было удобно. Утреннее умывание и обмывание ребенка нужны не только для поддержания чистоты тела, это еще и простейшие процедуры закаливания. Если делать их регулярно, они во много раз повышают сопротивляемость организма инфекциям. Каждый день утром малыша надо обмыть, умыть, промыть глазки, почистить носик и ушки.

Подмывание новорожденного и смена подгузника

Подмывать ребенка и менять подгузник надо после каждого опорожнения кишечника (при грудном вскармливании стул может быть после каждого кормления), при отсутствии стула – не реже одного раза в 2–3 часа. Обычно меняют подгузник перед каждым , перед сном и после него, перед прогулкой. После сна малыша, как правило, прикладывают к груди. Если не поменять подгузник, ребенок будет испытывать дискомфорт, может плохо сосать грудь (прерываться и плакать). Длительное пребывание в грязном подгузнике может также стать причиной появления пеленочного дерматита и опрелостей.

Купание

Купать ребенка лучше вечером перед предпоследним по режиму кормлением, около 20–21 часов, но родители сами могут выбрать любое другое удобное для них время. Часто вечерние купания успокаивают ребенка и улучшают ночной сон. Маленькие детки не любят купаться на пустой или, наоборот, слишком полный желудок. В первом случае младенец будет кричать от голода, во втором – испытывать неприятные ощущения давления воды на полный животик. Оптимальное время для купания – между кормлениями, но не раньше, чем через 30–40 минут после еды.

Купать ребенка желательно ежедневно. Продолжительность купания в первые 2 недели жизни должна составлять не более 7–10 минут, так как малыш должен привыкнуть к воде. После этого купать ребенка можно дольше – до 20–30 минут, если при этом он чувствует себя комфортно, не плачет и не капризничает. Когда малыш уже привык к воде и к процедуре купания (после 3-й недели жизни), его можно начинать купать в большой ванне и обучать плаванию, если нет медицинских противопоказаний (повышение внутричерепного давления или нервно-рефлекторной возбудимости). Можно ли начинать плавать с малышом и как это правильно делать, расскажет врач-педиатр.

После купания проводится обязательная обработка пупочной ранки до тех пор, пока она полностью не заживет. Это обычно происходит к 10–17-му дню жизни.

Закаливание
К закаливающим процедурам на первом месяце жизни ребенка относятся воздушные ванны. Можно устраивать их несколько раз в день при смене подгузников или переодевании. Вначале проводятся местные воздушные ванны (малыш лежит с открытыми ручками и ножками), а позднее – общие (когда малыш совсем голенький). Длительность первых воздушных ванн – несколько секунд с последующим доведением их до 2–5 минут. Температура воздуха в комнате должна быть не ниже 22°С.

Нарушения режима дня у грудничков

Что же делать, если, несмотря на все старания родителей сформировать у малыша режим дня, ничего не получается: кроха просит грудь каждые полчаса, днем спит, а ночью бодрствует, во время прогулок кричит и т.д.? В этом случае паниковать не надо – просто попытайтесь разобраться, в чем причина беспокойства крохи.

Чтобы ребенок активно бодрствовал, а потом спал, он должен быть сыт. Нарушения в режиме кормлений могут быть связаны с нарушением техники кормления (неправильный захват соска, неудобная для ребенка поза при кормлении). В этих случаях ребенок не получает достаточного для него количества молока и поэтому он беспокоен и чаще просит грудь. Навыки правильного прикладывания ребенка к груди мама может получить в роддоме, а также с помощью участкового педиатра или медсестры при патронажных посещениях новорожденного ребенка на дому.

Бывает так, что малыша правильно прикладывают к груди и он хорошо начинает сосать, но вдруг посреди кормления начинать кричать и «бросает» грудь. Это может быть связано с заглатыванием большого количества воздуха при кормлении. Тяжесть и чувство распирания в животе беспокоят малыша, поэтому он становится капризным и раздраженным. Чтобы помочь крохе, подержите его вертикально 5–7 минут для удаления избыточного количества воздуха из желудка, потом снова предложите грудь.

Для грудничка хороший сон не менее важен, чем еда. После сна ребенок должен просыпаться отдохнувшим, довольным, хорошо есть и активно бодрствовать. Такие нарушения сна, как трудности засыпания, частые пробуждения и непродолжительный сон, могут встречаться при нарушениях температурного режима грудничка (малышу холодно или, наоборот, жарко), кишечных коликах, а также быть симптомами неврологических заболеваний (повышение внутричерепного давления, перинатальная энцефалопатия и др.).

Есть еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители: ребенок весь день спит, а ночью бодрствует. Это связано с недостаточно развитой функцией эпифиза (отдела головного мозга, который отвечает за правильное установление биоритмов). В этом случае надо набраться терпения и постепенно научить ребенка различать дневное и ночное время суток. Днем с крохой можно активно заниматься: разговаривать, играть, включать негромкую музыку, проводить гимнастику и массаж. Все это делается при дневном освещении комнаты. Ночью, перед сном ребенка, с ним не нужно играть ни в какие игры, в доме должна быть спокойная обстановка, приглушенный свет. Как правило, к 1,5 месяцам дети перестают путать день с ночью.

Не стесняйтесь рассказать обо всех проблемах, связанных с малышом, педиатру и неврологу (при обязательном осмотре в детской поликлинике в 1 месяц), и они помогут подобрать наиболее подходящий и правильный режим дня для вашего малыша.

В собственном режиме

Еще недавно всем мамам рекомендовали установить строгий распорядок, расписанный по минутам, и заставлять ребенка следовать ему. Сейчас большинство педиатров и психологов считают, что необходимо придерживаться свободного режима дня. Ребенок сам устанавливает оптимальный для себя распорядок, исходя из своих потребностей.

Для того чтобы сформировать режим новорожденного, надо просто следить за его желаниями. Ребенок сам знает, когда хочет поесть или поспать. В первые недели жизни малыша родителям придется потратить много времени на попытки понять, что же именно сейчас нужно крохе. Если чутко реагировать на потребности малыша, то скоро можно заметить, что у него есть свой собственный режим, возможно, не такой, как у других детей.