Консультация для педагогов: "Подготовка дошкольников к школе" консультация на тему. Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе" Консультация для педагогов подготовка детей к школе


«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей

к школе» (советы психолога).

Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливатьс детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяютблизким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встречеулыбаются, чем - то радуют, что - то интересное рассказывают, чем - то делятся. Каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть - индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями. Необходимознать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя,своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленныхк учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдатьсяу детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимоучитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).

Дети с высоким уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на организованной образовательной деятельности, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают. Казалось бы, такие дети, не нуждаются в каком - то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Для таких детей, необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию. Таким детям необходимо давать наиболее сложные задания, повышать требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчество.

Дети среднего уровня неплохо справляются с заданиями на организованной образовательной деятельности, и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Опыт показывает, что затруднительными для данных детей являются новые ситуации непривычные условия деятельности, где необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают, скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность. Характерно, что эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.

Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиватьсяна заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.

Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других?. Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно - игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности,они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

Любая деятельность - игра, труд, организованная образовательная деятельность - требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!

Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac82.htm

https://infourok.ru/

Нравственная готовность:

Психологическая готовность:

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

    физический

    нравственный

    психологический

    мыслительный

Физическая готовность:

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

    Умение строить отношения с взрослым человеком.

    Умение общаться со сверстниками.

    Вежливость, сдержанность, послушание.

    Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

    Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

    Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

    Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

    Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

    Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

    Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

    Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

    Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

    Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

    Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

    Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

    Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

    Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

    Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Консультация для родителей. Как нужно готовить ребенка к школе.

О роли подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Консультация для родителей. Тема беседы «Как нужно готовить ребенка к школе»

Автор: Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 "Теремок" г. Серпухов.
Описание : консультация будет интересна родителям детей 6-7 летнего возраста, воспитателям старших и подготовительных групп.
Цель : рекомендации родителям будущих первоклассников о том, как нужно готовить ребёнка к школе.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него.
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к систематическому обучению в школе, выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается не с объективной, а с субъективной стороны.
Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т.е. к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошкольника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но самостоятельно ребенок может ставить перед собой задачу - запомнить что-либо;
Легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это,т.е. овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно логической памяти.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематическое и планомерно обучать.
Речь в известной степени, грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.
Сформированы и элементарные личностные проявления - дети ко времени поступления в школу уже могут проявлять известную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их(хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства дома и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет небольшой опыт управления своими мыслями, чувствами; опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил», « Это я не так сделал», «Вот теперь у меня получилось лучше»). Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, уровень развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья ребенка, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему обучению в школе. Следует также подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений нет в том, что нужно ли учиться, у него нет Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.
Непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди - пойдешь в школу, там за тебя возьмутся »; Там ты еще наплачешься !»)
Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших, к младшим
(как известно, первоклассники и второклассники иногда любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни ), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора, компьютера и усаживают его ревущего, делать уроки).
Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения.
Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны педагога, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять тревоги и опасения.
Обучение детей в школе опирается на имеющиеся у детей представления о Родине, о труде людей, о животных, растениях, и др.
Кроме определенного запаса знаний ребенок должен интересоваться окружающим, любить книги.
Учебная деятельность потребует от ребенка волевых и умственных усилий: он должен будет уметь отвлекаться от всего постороннего и сосредотачиваться на заданном, уметь усваивать новые знания.
Умственное воспитание неотделимо от нравственного, физического и эстетического. В играх дети узнают свойства вещей, учатся общению со сверстниками, развиваются физически. Труд готовит детей к школе, работе и жизни в коллективе, обогащает знаниями, способствует правильному физическому воспитанию. Знакомство с художественной литературой, посещение выставочного зала, театра, кино, просмотр телевизионных передач, прогулки, экскурсии – оказывают влияние на всестороннее развитие детей.
Если ребенок физически плохо развит, уму трудно добиться результата в труде; если у дошкольника нет навыка трудолюбия, ему трудно выполнить задания по продуктивной деятельности: лепке, рисованию, аппликации;
Вот например ООД по подготовке к обучению грамоте. Прежде всего надо помочь ребенку научиться проводить звуковой анализ слова. Дать понятие о слове и предложении.
Ребенку можно назвать несколько окружающих предметов: стена, стол, кукла- подчеркнуть, что все вещи мы можем назвать словами. А вот предложение передает законченную мысль. «Что я сделала?» Да, взяла книгу.
А теперь? Да, зажгла лампу».
Предложение состоит из нескольких слов, а может состоять и из одного слова. После того как ребенок научиться правильно определять количество слов в предложении. Можно попросить его самостоятельно придумать предложение из 2, 3 и более слов. Хорошо использовать схему предложений.
Когда ребенок научится выделять слова в предложении. Можно приступить к выделению слогов в слове. Пусть ребенок поставит руку так, чтобы тыльная сторона ладони почти касалась подбородка, и скажет какое-либо слово. Сколько раз подбородок коснется руки при этом, столько и слогов в слове. Лучше брать слова состоящие из двух слогов (ма-ма, па-па, ка-ша и др.)
Затем можно перейти к анализу звукового состава слова. Все слова состоят из звуков. Назовите ребенку знакомые слова (молоко, Маша, мама и др.) выделяя в слове первый звук.
« Какой первый звук в твоем имени? А теперь давай найдем последний звук, послушай, как он звучит.» Можно поиграть в игру « Угадай,сколько звуков »
После того, как ребенок научится правильно называть звуки в словах, можно купить азбуку на кубиках. Букварь покупать не стоит- школа и все связанное с ней должно быть в глазах ребенка новым, необычным. После того как ребенок усвоит несколько гласных и согласных букв, можно показать слоги. Для этого хорошо использовать азбуку на кубиках
Важно не просто передать знания дошкольнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Главное для дошкольника игра. Именно в игре у ребёнка формируются все важнейшие качества личности, которые помогают ему в дальнейшем справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться в коллективе. Особенно важны сюжетно – ролевые игры, являющиеся своеобразной тренировкой различных взаимоотношений между людьми.
Современные мамы стремятся покупать детям развивающие игры, конструкторы, «умные» компьютерные игры, не заботясь о том, что во всех этих занятиях ребёнок пребывает в одиночестве. Вспомните старые добрые настольные игры, которые объединяли несколько человек. Здесь было главное – общение. Домино, фантики, лото – в эти игры можно играть дома, на даче. Как приятно собраться на веранде вместе с соседями – взрослыми и детьми – и наслаждаться увлекательной игрой и разговорами друг с другом. Эти игры передаются от одного поколения другому. Они помогают воспитать в детях душевность и теплоту человеческих взаимоотношений, справедливость, внимательность, умение переживать чужую неприятность, прощать ошибки, сочувствовать в проигрыше, радоваться за друзей, добиваться цели честными способами и т.д. Для ребёнка такое время препровождение является отличным уроком жизни. Не жалейте времени на совместные развлечения, придумывайте разные ролевые игры, увлекайте ими ребят - не только своего малыша, но и соседских детей.
Но хотелось бы заметить, какие бы не были созданы условия в школе, самое главное - это желание ребёнка учиться. Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются о школе, и образованных людях, говорят о том, зачем нужно быть умным, то будущий первоклассник будет понимать, зачем он идёт в школу и для чего ему нужны знания. Учебная деятельность тогда станет для него более значимой и важной.
Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное!
И тогда они непрерывно порадуют нас своими успехами в будущем.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математике, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука. .. Пишут медленно, неуверенно».

Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить к школе лучше и основательнее?

Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка - дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и

двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

Подготовительную работу следует начинать в три - четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки к письму.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Консультация для воспитателей

« Работа детского сада по подготовке ребёнка к обучению в школе»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Аганина Е.В.

МАДОУ ”Детский сад №136 комбинированного вида”

Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе- одна из главных задач воспитателей. Однако объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополни тельного образования, посещении е подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных групп подготовки к школе в развивающих центрах, а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу, так сказать « интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседовании е при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребёнка должны принять в школе без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе- это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний.

Подготовка в детском саду предполагает развитие не только

интеллектуальной, но и эмоционально- личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально- личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь не возможно. В результате в школу при ходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношени ях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловые и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться учителя или соседа по парте.

Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно- познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью. Данный опросы будущих школьников показывают, что от школы они ждут в первую очередь «не спать днём», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «гулять, когда ребята в садике ещё не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,6- 7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они ещё дошколята.

Что же нужно делать? Воспитатель ещё в старшей группе дожжен объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше делать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают в школе?») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быт подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В родительском уголке можно вывесить спи сок тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми- партнёрами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или учебники для первого класса и написать: «эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звёздочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? И. т.д., всё это вы узнаете в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить своё школьное будущее.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести

психологи детского сада, а так же воспитатели и сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник

    заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

    правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

    действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

    действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку по диктовку взрослого: « кружок- квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но стой же скоростью);

    хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

    ориентироваться в понятиях больше- меньше, раньше- позже, сначала- потом, одинаковое- разное;

    запоминать короткое стихотворение.

Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально- компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ни ми без конфликтов, добиться своего, никого не обижая. Уметь уступить в чём- то собеседнику и партнёру.

Эмоционально зрелый ребёнок не обидчив, не агрессивен, пони мает чувства друг их людей и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их при чину (например: «Мне грустно, потому, что все ушли домой, а я не люблю быть один»).

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком- то деле надолго приводят к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощённые своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться глупым, неспособным. Особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.

Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами постоянно должны находиться под наблюдением медиков, педагогов, психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучении, работа по программам повышенной сложности.

Если же малыша, ещё не готового психологически к обучению в школе, родители всё- таки отдают в гимназию, лицё, то необходимо сделать всё возможное дл обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).

В целом же, независимо о уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.