Коррекция заикания средствами логоритмики. Логоритмические упражнения для заикающихся детей Логоритмика для детей с заиканием


Полезно обучать заикающихся петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

При работе с заикающимися всех возрастов можно использовать мелодекламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста, состояния речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование, должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

Зміст статті:

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» - и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т. п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т. д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т. п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

Логоритмические упражнения для детей от 1 года

Плохо говорящим детям не всегда будут интересны картинки, однообразные артикуляционные упражнения, стандартные задания логопеда. Такие малыши часто не понимают речь, не могут правильно выразить свою мысль, имеют трудности с установлением коммуникации. Поэтому незаменимой окажется логоритмика – система двигательных упражнений, в которой движения головы, рук, ног, тела сочетаются с проговариванием речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, коротких текстов, стихов). Логоритмика позволяет соединить работу речедвигательного и речеслухового анализатора с развитием общей моторики. Движения, сопровождающие произнесение речевого материала, характеризует плавность, интенсивность, напряжённость. В результате логоритмических занятий достигается:

Логоритмика заключается не только в коррекции речи, но и в развитии неречевых психических функций, эмоциональной сферы, адаптации к изменяющимся условиям среды. Занятия проводятся на ковре в течение 20-40 минут, обычно сопровождаются музыкой, которая должна быть весёлой, зажигательной. Речевой материал должен быть знаком детям и соответствовать их возрастным возможностям. Упражнения выполняются по подражанию. У плохо говорящих детей логоритмика вызывает интерес, яркие эмоции, именно с помощью логоритмики малыш может ощутить первые речевые успехи и почувствовать уверенность в себе. Логоритмика проводится в группе и учит детей коммуникативным навыкам.

Логоритмические занятия состоят из следующих упражнений:

1) Ходьба сочетается с маршировкой в различных направлениях и проводится в начале и в конце занятия. Ходьба учит ориентироваться в пространстве, является хорошей профилактикой сколиоза, развивает слуховое внимание.

Упражнение “Под барабан”

Ребенок ходит вокруг двух стульев, совершая шаги в ритм под звук барабана или какой-либо стук.

На полу размещаются различные предметы, через которые ребенок должен перешагивать, поднимая вверх одно колено, потом другое, а также по хлопку взрослого перепрыгивать препятствия.

2) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса помогают развить осознанное управление своим телом.

Упражнение “Ударь или хлопни”

Ребенок сидит в кругу по-турецки, взрослый включает музыку и регулирует ее громкость. Услышав громкую мелодию малыш должен ударить кулачками по полу, на тихую – легонько хлопнуть перед собой в ладоши.

Взрослый включает музыку, ребенок стоит перед ним около стула. Когда музыка громкая ребенок встает на цыпочки, когда тихая – садится на стул, при средней громкости встает прямо.

3) Дыхательные, артикуляционные, голосовые упражнения позволяют правильно распределять силу, продолжительность выдоха, сделать голос выразительным, менять его по силе, высоте, скорректировать произносительную сторону речи, выработать переключаемость артикуляционных движений.

Для занятия понадобится вертушка на палочке. Малыш должен изображать дуновение ветра и продолжительно непрерывно дуть на игрушку, регулируя силу потока выдыхаемого воздуха.

Упражнение “Вкусное варенье” – нужно представить на верхней и нижней губе есть варенье и облизать губы сначала по часовой стрелке, потом против неё.

Упражнение “Произнесём ПА” – разводя руки в стороны, говорим тихо “па”, затем поднимаем руки и говорим “па” громче и громче. По мере поднятия рук сила голоса увеличивается.

4) Упражнения на активизацию внимания и памяти развивают такие свойства внимания, как переключаемость, распределяемость, устойчивость, а также совершенствуют зрительную, слуховую, моторную память.

Попросите ребенка как можно подробнее рассказать о ярком событии – походе в зоопарк или дельфинарий, про день в детском саду, прогулку – выберите тему, которая ему более интересна. Расспрашивайте его обо всех деталях, о животных, которых он видел, светило ли солнышко, как он был одет, что говорили ребята, воспитательница. Главное – удерживать внимание малыша на протяжении 5-10 минут, не допускать, чтобы его мысли перескакивали на другую тему.

5) Счётные упражнения направлены на совершенствование темпо-ритмической стороны речи, закрепление навыков счёта в пределах 10.

Игра проводится во время зарядки. Ребенок становится перед взрослым и выполняет задания, который тот дает. На счет «один» или при слове «столб» – ребенок поднимает руки вверх, на счет «два» или «елка» – разводит руки в стороны, на счет «три» или «пенек» – приседает. Счет и слова могут меняться, например, взрослый говорит поочередно: «раз, елка, три» – малыш должен быстро сообразить, какое действие ему нужно совершить.

6) Речевые упражнения без музыкального сопровождения. В них за основу берётся стихотворный текст, который проговаривается с одновременным выполнением действий, но без музыки. Стихотворение само по себе задаёт ритм.

7) Ритмические упражнения позволяют научиться улавливать ритмическую основу слова. Благодаря этому малыш будет плавно и правильно произносить слова из 3-х и более слогов. Особенно полезны такие упражнения для заикающихся детей.

Например, учитель произносит слово “барабан”, делая акцент на ударении, и параллельно отхлопывает в ладоши ритмический контур этого слова.

8) Упражнение на темп способствуют развитию внятной речи и формированию нормального темпа голоса.

Упражнение “Повтори” – быстрое или медленное проговаривание слогов сочетается с чередованием быстрых или медленных движений. Также подходят для этих целей чистоговорки, скороговорки.

9) Музицирование на детских инструментах помогает развить чувство ритма, темпа, внимание, память, фонематический слух.

10) Пальчиковые игры развивают мелку моторику рук. Такие игры могут проводиться с проговаривание стихотворного текста, без него, а также с использованием мелких предметов (карандаши, грецкие орехи и т. п.).

Капля раз, капля два, ребёнок в медленном темпе ударяет указательным

Капля медленно сперва, пальцем по центру ладошки,

А потом как из ведра. Движения ускоряются.

11) Упражнения на развитие фонематического восприятия помогают ребёнку научиться различать все звуковые единицы языка.

Упражнение “Топни-хлопни” – педагог говорит слова со звуком С и З (зуб, сабля, снег, заяц и т. д.). услышав слова с З малыш должен хлопнуть, а с С – топнуть.

12) Упражнения на коррекцию звукопроизношения помогают добиться правильного и точного произношения того или иного звука. Ребёнок выполняет определённое движения и параллельно произносит звук.

Звук А: вдох, разведение руки вверх и в стороны при длительном произнесении А.

Звук П: руки сжаты в кулак, движения осуществляются в стороны то левой, то правой рукой с произнесением ПА-ПА-ПА.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:

Упражнения на развитие общих движений, слухового и речевого внимания, памяти, музыкального ритма и темпа у младших дошкольников. Обследование психомоторного состояния взрослого с речевыми нарушениями. Логоритмические занятия для заикающихся детей.
Творческая работа , добавлена 22.07

Категориальный анализ понятий развитие, мелкая моторика, графический навык, речь. Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет. Особенности развития речи и речевые нарушения у детей.
Курсовая работа , добавлена 24.06

Причины замедленного формирования пространственных представлений ребенка. Признаки речевого нарушения детей. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями. Использование нетрадиционных техник рисования. Задачи по художественному творчеству.
Презентация , добавлена 04.06

Краткая характеристика развития внимания как психического процесса. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Экспериментальное исследование особенностей основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями, результаты.
Дипломная работа , добавлена 15.09

Изучение условий эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Методика исследования состояния звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.
Дипломная работа , добавлена 15.08

Формы коррекционного обучения. Дизартрия и стертая дизартрия. Схема обследования детей с дизартрией. Обследование анатомического состояния и моторики артикуляционного аппарата ребенка. Обследование мимической мускулатуры. Развитие неречевых процессов.
Контрольная работа , добавлена 26.05

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Курсовая работа , добавлена 13.09.2003

Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психодиагностики лиц с речевыми нарушениями. Структура диагностического исследования. Подбор методов исследования. Экспериментальное исследование речи. Основные требования к построению и проверке теста.
Контрольная работа , добавлена 14.01

Характеристика детей с речевыми нарушениями. Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. Обзор диагностических методик, направленных на изучение сторон психологической готовности дошкольника. Советы логопеда родителям.
Реферат , добавлена 31.05

Игровые упражнения для развития речи. Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Занятия для формирования образной речи у детей. Основные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Эмоционально-нравственное и патриотическое воспитание.
Практическая работа , добавлена 30.05

Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.
Курсовая работа , добавлена 18.05

Психофизиологическая структура процесса чтения и методика обучения ему. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями. Диагностика сформированности навыка правильного чтения у детей с ОНР, упражнения для его развития.
Курсовая работа , добавлена 13.08

Особенности развития младших школьников и их адаптации к школьной среде. Диагностика индивидуальных особенностей детей. Развитие познавательных способностей детей в процессе школьного образования. Упражнения на развитие мышления, памяти и внимания.
Дипломная работа , добавлена 01.02

Исследование психологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями и личности ребенка с нормальным развитием речи. Характеристика нарушений в применении языковых средств общения в речевой деятельности. Анализ комплекса коррекционных занятий.
Курсовая работа , добавлена 28.09

Зрительное восприятие как формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Степень нарушения зрения и зрительные возможности детей, уровень восприятия. Упражнения для детей 5 года жизни с нарушениями зрения.
Дипломная работа , добавлена 15.05

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития. Определение способности к переключению, распределению, продуктивности, устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста с речевыми расстройствами.
Курсовая работа , добавлена 06.02

Речевое развитие нормальных детей. Особенности логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения. Развитие артикуляторной моторики, слухового восприятия, внимания, памяти у умственно отсталых детей. Формирование грамматического строя речи.
Курсовая работа , добавлена 13.11

Развитие лексики в онтогенезе. Недоразвитие речи: понятие, этиология. Психолого–педагогическая характеристика детей. Опытно-экспериментальное выявление особенностей словарного запаса у дошкольников с речевыми нарушениями, интерпретация результатов.
Дипломная работа , добавлена 26.11

Характеристика личностно-социального развития дошкольника. Формирование его самооценки и самосознания. Исследование особенности развития речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
Дипломная работа , добавлена 07.07

Понятие, свойства и виды внимания и пути его развития. Особенности внимания детей с нарушениями речи. Невнимательность ученика глазами психолога и педагога. Внимание и индивидуальный темп. Корреляционная зависимость внимания у детей с нарушениями речи.
Дипломная работа , добавлена 25.06

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

· вводные упражнения;

· упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

· упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;

· упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;

· упражнения и игры для развития подражательности;

· творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

· упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

· упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;

· упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;

· заключительные упражнения;

· инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых).

Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют, и даже в большей степени, чем чисто логопедическая работа, нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т. п.

Занятия логопедической ритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания и т. п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2--3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли мамы, зайчика, птички и т. д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги, затем в большой круг. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений. Для детей 2--3 лет нужно подбирать стихотворения, песни, четкие по ритму движений. Чтобы сделать занятия интересными, надо большинство упражнений предлагать в игровой форме. Педагог должен учитывать, что дети по-разному включаются в игровые ситуации, например заикающиеся младшие дошкольники с заторможенной, скованной моторикой с трудом переходят к новому упражнению или игре, им легче даются усвоенные стереотипы движений, поэтому у педагога должны быть варианты каждой игры. Необходимо вводить в занятие момент свободной, увлекательной, веселой беготни, лазанья, смешной забавный эпизод.

В логоритмической работе с заикающимися детьми, подростками и взрослыми можно выделить следующие разделы:

1 раздел. «Воспитание медленного темпа и плавных движений». Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений; торможение; на реакцию с выбором и преодоление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу: на «раз» останавливаются, на «два» идут спиной назад, на «три» поворачиваются и идут в обратную сторону, на «четыре» идут к центру и назад. Сигналы даются вразбивку: слуховые и зрительные.

Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например, по очереди придумывают движения для рук. Все фиксируют внимание на движении соседа справа и по сигналу перенимают все движения своего соседа справа. Продолжают и дальше, выполняя свое движение, фиксировать внимание на движении соседа справа, по сигналу повторяют его. Так продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся.

II раздел. «Связь речи с движением и музыкальным ритмом». Упражнения с речью, связанные с координацией движения, например бросают мяч со словами: «вверх -- себе», «вверх -- соседу» и т. д.

Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.

Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала.

Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.

В заключении этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.

III раздел. «Связь движения и речи с характером ритма». Показать forte и piano в движении и речи. Например, считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом.

Crescendo и diminuendo в движениях и речи в связи с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.

Акцент, т. е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикающиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.

Упражнения в дирижировании размерами 2/4, 3/4, 4/4 как средство нюансировки.

В дирижировании размером 3/4 первая доля такта показывается прямым движением вниз (или с некоторым наклоном влево), вторая -- дугообразным движением вправо, третья -- небольшим дугообразным движением влево с направлением вверх. Структура схемы тактирования на 3 обеспечивает естественные соотношения долей в такте как сильной, более слабой и самой слабой. При дирижировании размерами 2/4 (если темп исполнения медленный), 4/4 применяется четырехдольная схема тактирования. Суть ее та же, что и предыдущей: то, что говорилось о второй и третьей долях трехдольной схемы, соответственно касается последних двух долей четырехдольной. Один дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука, а другие считают громче, тише.

IV раздел. «Практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях». Предлагаются два вида заданий: 1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления; 2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.

Своеобразие логоритмических занятий со взрослыми заикающимися заключается в повышении степени осознанности необходимости занятий, в повышении самостоятельности выполнения движения. Большое значение приобретают самостоятельные занятия взрослых заикающихся под музыку дома (запись на магнитофоне, использование проигрывателя и др.). Осуществляется постоянный контроль за пластикой движений, осанкой, набором адекватных пантомимических движений для выражения мысли. Полезно выполнять движения с речью перед зеркалом; движения, связанные с воображаемой ситуацией, в которых взрослые заикающиеся разыгрывают сценические этюды с музыкальным сопровождением и без него. Отработанные дома этюды показываются на коллективных занятиях. Происходит коллективный обмен мнением по поводу увиденного или показ и последующее обсуждение происходит попарно.

В работе с заикающимися любого возраста рекомендуется широко использовать пение. Дети выразительно передают содержание песни: бодрое, радостное настроение праздничного марша или задумчивые, тихие звуки осенней песенки, веселье скачущего зайца или размеренный ритм поезда. Чем разнообразнее песни по содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий ребенка. Важную роль играет текст песни. Если у заикающихся имеются нарушения звукопроизношения и на логопедических занятиях ведется работа по постановке и автоматизации звуков, то тексты песен не должны включать звуков, не усвоенных детьми.

Песни исполняются, как правило, хором. Логопед обращает внимание на возможность индивидуального исполнения. Индивидуальное исполнение требует большей собранности, ответственности и самостоятельности в поведении и речи. Не все заикающиеся справляются с этим заданием. Поэтому индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем логопед подбирает песню в форме своеобразного диалога: один поет вопрос и двое или трое пропевают ответ, и наконец диалог поют двое заикающихся, причем тот, у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога.

Исполнение песни зависит от этапа коррекционной работы. В периоды молчания, шепотной речи дети лишь слушают песню, исполняемую педагогом, или мелодию этой песни. В период сопряженной и отраженной речи, благодаря совместному исполнению ее с педагогом, дети усваивают содержание, заучивают текст. На этапах воспитания вопросо-ответной речи дети исполняют песни в форме диалога. В этот же период дуэтом, индивидуально или хором логопед проводит инсценировки песен, текст которых подбирает в вопросо-ответной форме. Когда ребенок научится пользоваться самостоятельной речью, исполнение песни также изменяют. Дети поют самостоятельно, сначала хором, затем индивидуально. Запев песни может исполнять один ребенок, а припев поют все. Также самостоятельно происходит и инсценирование песни.

В начале и в конце курса после прослушивания музыки заикающимся предлагают рассказать, что они услышали в музыке, какие чувства она у них пробудила.

Музыкальное восприятие является сложным поэтическим процессом, наполненным глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Во время пения у заикающихся вырабатывается напевность. Для укрепления певческого диапазона вначале даются небольшие упражнения, попевки, которые каждый раз поются в более высокой тональности, т. е. транспонируются (изменяется тональность данного произведения в сторону повышения или понижения). Используются различные регистровые упражнения (один и тот же человек поет то высоко, то низко).

В работе над дикцией логопед привлекает внимание детей к выразительным речевым интонациям в песне и их соотношению с музыкальными интонациями. Заикающиеся учатся выделять голосом обращение («Эй, с дороги, берегись!»), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?»), характерные признаки образа («Трусишка -- зайка серенький...»).

Приведем различные упражнения.

Для развития звуковысотного слуха:

определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);

услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;

различать высокие и низкие звуки направления движения мелодии вверх-вниз, правильно и неправильно поющих.

уметь «настраиваться» по заданному звуку;

произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;

«подравнивать» высоту и характер звучания своего голоса к голосам других, исполняющих мелодию по указанию педагога;

точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.

Полезно обучать заикающихся умению петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

С заикающимися любого возраста можно использовать мело-декламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста пациентов, состояния их речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование -- все должно соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

Построение логоритмического занятия зависит от целей коррекционной работы, от насыщенности занятия речевым материалом.

Примерное занятие с заикающимися дошкольниками, младшими школьниками, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

вводные упражнения. Различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

распевание. Воспитание речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;

пение. Автоматизация звуков, воспитание координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

упражнения на воспитание произвольного внимания: специальное стимулирование внимания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося;

упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями с целью произвольного управления своими мышцами;

слушание музыки с последующими упражнениями на развитие музыкальной памяти;

игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;

8) заключительное упражнение: спокойная ходьба в колонне.

На занятиях с заикающимися школьниками V--VIII классов рекомендуется тренировать включаемость, или «запуск», общих и речевых движений.

Средствами для развития быстроты включаемости движений являются строевые упражнения, в которых движение выполняется по определенной команде; игры на речевую и моторную реакцию; расчет в строю по порядку номеров на первый -- второй, на первый -- третий и т. д.; упражнения на одновременную автоматизацию речевого дыхания и быстроту включаемости, координирование деятельности всех трех отделов речевого аппарата. В эти упражнения входит произнесение на выдохе различного речевого материала, начиная с изолированных гласных звуков, их сочетаний и слогов до предложений разной сложности и длины. Включение в речевую деятельность осуществляется только со счета «два»; используется элемент неожиданности: занимающиеся узнают о том, кто из них будет говорить речевой материал непосредственно в момент включения в речь; при выполнении двигательных комплексов сигналом для включения в речь является первое слово фразы, сказанное дежурным по группе. Упражнения, направленные на автоматизацию речевого дыхания, оказывают существенную помощь при исправлении речи заикающегося.

Логоритмическое занятие целесообразнее строить в три этапа:

этап -- вводный. Построение, рапорт дежурного, приветствие, знакомство с темой занятия, строевые упражнения, различные виды ходьбы, легкий бег.

этап -- основной. Комплекс ЛФК (состоит из пяти упражнений), подвижная игра, успокаивающие упражнения, пение.

III этап -- заключительный. Обсуждение и оценка речи дежурного, подведение итогов занятия, индивидуальные задания.

В период курса лечения выполняется шесть комплексов ЛФК. Замена комплексов производится через 6--7 занятий, т. е. через две недели. Эти занятия насыщены речью. В вводной части осуществляется расчет по порядку номеров, а через каждые 2--3 занятия производится опрос детей на знание строевых команд и упражнений, разученных на предыдущих занятиях. Через 6--8 занятий вводится рапорт дежурного по той форме, которая принята на уроках физкультуры в массовой школе. Особенно богата речью основная часть занятия -- комплекс ЛФК, упражнения на автоматизацию речевого дыхания, упражнения на произвольное расслабление и координацию движений, выполняемые под счет или ритмизированную форму речи. С четвертого комплекса ЛФК вводятся упражнения на регуляцию тонуса мышц артикуляторного аппарата, которые используются для проработки так называемых трудных звуков, слогов, слов и коротких фраз с этими звуками.

Сначала трудные звуки произносятся при полной релаксации мышц артикуляторного аппарата в изолированном положении, в слогах и коротких фразах легко, свободно; затем на этих звуках мышцы языка или губ постепенно напрягаются все более и более до полной невозможности воспроизведения этих звуков, после чего также постепенно следует перейти к легкому, непринужденному их произнесению. Речевой материал произносится сразу всеми занимающимися согласованно, по движению руки педагога. Самая большая речевая нагрузка у дежурного по группе. Первый речевой экзамен его -- это рапорт. После того как три комплекса ЛФК уже проработаны, дежурному поручается придумать и разучить с группой упражнение на координацию движений. Чуть позже в упражнения на автоматизацию речевого дыхания включаются предложения на определенную тему, которые заранее придумывает дежурный. Предложения произносятся на выдохе. Перед выполнением упражнения дежурный зачитывает вначале четыре предложения, а дети повторяют их за ним отраженно, чтобы лучше запомнить. При выполнении упражнения на счет «раз» дежурный называет первое слово из этих предложений, а на счет «два-три-четыре» тот ребенок, на которого указывает педагог, произносит все предложение полностью. Ъ конце курса лечения дежурный проводит занятие самостоятельно, педагог только аккомпанирует.

В работе по ритмике со взрослыми заикающимися можно использовать приемы, разработанные Е.В. Оганесяном. Для больных с невротическим заиканием желательно включать в логоритмику элементы лечебной физкультуры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие физической силы и выносливости. Этим больным не требуется длительной моторной тренировки для перехода от чисто двигательных заданий к двигательноречевым, а затем к собственно речевым упражнениям с музыкальной поддержкой и без нее. Высокое развитие у них музыкально-ритмических способностей позволяет быстро усложнять задачи, вводить разнообразные смены темпа и ритма. Сохранность речедвигательного стереотипа при невротическом заикании требует, чтобы занятия логопедической ритмикой были направлены на переключение внимания заикающихся с собственно речевого процесса на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом становится возможным достаточно скоро вводить различные комбинации речевых и двигательных реакций.

Своеобразные особенности двигательной функции при неврозоподобном заикании требуют введения специальных приемов в систему логопедической ритмики. Поскольку при неврозоподобном заикании затронуты все уровни организации движений, то у этих больных необходимо формировать отсутствующие или нарушенные функции движения, связанные с центральной нервной системой. При этом восстановительный процесс необходимо строить с опорой на сохранные движения. Необходимо выработать у этих детей четкость координированных и ритмичных движений в темпе и ритме музыки, организовать общую моторную деятельность, развить музыкально-ритмические способности. Тренировку можно начинать с элементарных ритмов и упражнений с постепенным переходом к другому виду упражнений только после полного усвоения предыдущего материала. В процессе обучения необходимо как можно больше использовать наглядные примеры и повторение инструкций до полного усвоения. После отработки курса ритмических двигательных упражнений постепенно вводятся речевые реакции, вначале элементарные: проговаривание фонем, односложных слов, под музыку, в сочетании с простейшими движениями, с максимальным привлечением активного внимания к процессу произнесения слова. Это способствует упрочению программы действия в речевой функциональной системе, ее стабилизации. Только после успешного осуществления этих координированных упражнений (т. е. проговаривания под музыку в сочетании с элементарными движениями) можно переходить к введению упражнений с сочетанием более сложных движений и речи под музыку. Поначалу они должны осуществляться в наиболее простых формах, и лишь постепенно следует переходить к тренировке переключения в различном темпе и ритме. Слабое развитие музыкально-ритмических способностей у части заикающихся данной группы требует максимального включения в занятия логопедической ритмикой музыкально-ритмических упражнений.

Логоритмические занятия со взрослыми заикающимися в условиях речевого стационара можно проводить по следующей схеме:

Вводная часть -- 10--15 минут. Организация внимания заикающихся, улучшение осанки, развитие координации движений со словом в ходьбе, повторение старых и вновь предложенных несложных упражнений, выполнение несложных элементов" танцевальных движений (амплитуду движений и темп выполнения увеличивать постепенно).

Основная часть -- 30--45 минут. Упражнения на регулирование мышечного тонуса, на развитие внимания, памяти, координации движений со словом и стихотворным текстом.

Заключительная часть -- 10--15 минут. Упражнения на развитие мимической гимнастики, спокойная ходьба, фигурная маршировка, расслабление 1 .

Занятия со взрослыми заикающимися желательно проводить ежедневно или через день, но не менее трех раз в неделю, продолжительность занятия от 45 минут до 1 часа 20 минут. Количество занятий зависит от продолжительности курса лечения. Ритмический материал располагается по схеме и тесно связан с логопедическим планом занятий. Для логоритмических занятий отводятся специальные часы, или они могут входить в логопедическое занятие. Количество человек не должно превышать 8--10.

Цели:
формирование коммуникативной функции речи,
преодоление фобии общения;
формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
развитие силы и диапазона голоса;
развитие просодических компонентов речи: навыка интонационного оформления синтагм, нормализация процесса речевого паузирования;
формирование речевого дыхания;
регуляция мышечного тонуса;
развитие координации и ритмизации движений;
формирование слухового внимания, зрительной памяти;
активизация пассивного словаря;
создание благоприятного психологического фона, спокойного, радостного настроения у детей;
совершенствование пространственной ориентировки, ориентировки в собственном теле;
воспитание выдержки у детей- невротиков.

Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;
Схемы для развития голосовых модуляций.

Ход занятия:

1.ВХОД свободный. Спокойным шагом без сопровождения.
вводное упражнение

«Здравствуйте»
а) дети стоят по кругу:
посмотреть соседу в глазки;
назвать своё имя, глядя соседнему ребенку в глаза;
назвать имя того, на кого смотришь.

б) «7 Прыжков» (К.Орф)
дети двигаются по залу в разных направлениях;
на фермату останавливаются и «здороваются» заранее предложенной частью тела (правой рукой, носочком левой ноги…) с оказавшимся поблизости ребенком.
рука партнера (или другая часть тела) удерживается,пока не прекратит звучать музыка (аккорд)

2.Разминка .
Под спокойную музыку (аудиозапись) дети выполняют движения по показу логопеда, направленные на умение перераспределять мышечный тонус, на развитие мимической моторики, правильной осанки.

3.Развитие тонкой ручной моторики.
Песня «ПРО БАРАНА» муз.Савельева

На базаре спозаранок - пальчики на обеих руках расправ-
Накупил баран баранок. лены - «пляшут»
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек, - дети загибают по 1 пальчику
Семь лепешек, шесть ватрушек, постепенно оставляя мизинец
Пять коржей, четыре пышки, на одной из рук.
Три батона, две коврижки.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
И один калач купил-
Про себя не позабыл,
А для женушки-подсолнушки.

4.Пение.
а) «Часики» (распевка)
Дети делятся на подгруппы, каждая из которых изображает голосом «свои» часы - стенные, карманные или башенные, изменяя темп исполнения и тембровую окраску голоса:
Бьют часы на башне: бом! бом! бом! бом!
А стенные поскорее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат:тики-таки,тики-таки,тики-таки,так!
б) Игра «Радио»
Песня «СОННЫЕ ПИЛЮЛИ» (Н.Иванов)
По ходу пропевания песни педагог «включает» и «выключает» звук «радио». Песня при этом не прерывается, она «пропевается» про себя.

Воробьи на крышах спят,
Солнце в синей дымке.
Сон приходит в детский сад
В шапке – невидимке

Понарошку нам дает
Сонные пилюли,
Чтобы мы их взяли в рот
И скорей заснули.

Мы ложимся и кладём
Щечку на ладошку,
А пилюли не берем
Даже понарошку.

5.Развитие креативности.
Песня “ГРИПП” (О.Хромушин)
Трое детей, лежа на ковре изображают больных гриппом бегемотов, выполняют движения в соответствии с текстом песни. Остальные грустно, чуть иронично исполняют эту песню стоя.

Бегемот совсем охрип. Ох!
У него тяжелый грипп. Ох!
У него режим постельный
С кружкой-чашкою отдельной.

Капли в нос, таблетки в рот
И припарок штук пятьсот.
Грипп тяжёлый,
Еле- еле
Бегемот встаёт с постели….
Так и ходит по пятам,
Так и ходит по пятам
Этот грипп-гриппопотам. Ап-чхи!

6.Упражнение на формирование речевого дыхания, голосовых модуляций.
Упражнение “ПОКАЧАЙ КУКЛУ”
Используются схемы:

7.Формирование плавной речи.

Игра «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК»

Дети стоят по кругу. На сильную долю музыки передают друг другу платочек. На ком “остановится” звучание музыки, выбирает себе партнёра для исполнения диалога. (выбирает ребёнок)
а) диалог “ЗАЙЧИК”
Зайчик, зайчик, что ты грустный?
Потерял кочан капусты.
А какой?
Вот такой: круглый, белый и большой.
Ну- ка, зайка, шалунишка, Дай потрогать животишко… Он тугой,как барабан!
Значит, съел я свой кочан…
И забыл…
Или
б) диалог “ЧЁРНЫЙ КОТ”
Почему ты черный, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел.
Почему ты серым стал?
Меня пёс в пыли валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это…

8.Координация речи с движением
а) в хороводе “ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА”
б) в инсценировке” Как живешь?”
(дети отвечают на вопросы логопеда)

Как живешь?
Вот так! (поднимают вверх большой палец)
Как идёшь?
Вот так! (шагают на месте)
Как стоишь?
Вот так! (стоят, руки “по швам”)
Ночью спишь?
Вот так! (кладут руки под щёчку)
Как шалишь?
Вот так! (нажимают пальчиками на надутые щёчки)
А молчишь?
Ш-ш-ш-ш… (прикладывают указательный палец к губам)

9.Итог занятия.
Дети молча стоят по кругу, взявшись за руки. Под спокойную музыку логопед говорит:

  • Вы самые лучшие, самые спокойные, самые дружные дети. Вы можете говорить правильнее всех, увереннее всех, выразительнее всех. Сейчас мы пойдём в группу и вы расскажете мне, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии.

Учитель-логопед

Королева А.Н.

Коррекция заикания средствами логоритмики.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения .

В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Являясь активной формой терапии, современная логоритмика при заикании нацелена на решение целого спектра оздоровительных, коррекционных и образовательных задач. Выполнение специального игрового комплекса упражнений под ритмичную музыку дает детям возможность сформировать двигательные навыки, улучшить координацию движений, укрепить костно-мышечный аппарат. Благодаря музыкальному сопровождению и игровой форме занятий дети довольно легко осваивают и закрепляют не только двигательные, но и речевые навыки, учатся правильному дыханию.

На занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Педагог разучивает с детьми не только стихи, сказки и песни, но и специально разработанные комплексы движений головой, пальцами, руками, ногами, а также танцевальные связки. На следующем этапе дети учатся соединять текст и движения, согласовывать темп и амплитуду движений с ритмом музыки, а также осваивают технику правильного дыхания.

Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие

внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики.

Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

С заикающимися целесообразно использовать следующие средства логоритмики:

Вводные упражнения;

Упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

Упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности;

Творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

Упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

Упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

Упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества;

Инсценировку, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей).

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М., 2002.

2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие); М., 2006

3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2006

4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2007

5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ (пособие для воспитателей и логопедов). М., 2006