Важные советы родителям: как ребенку справиться с эмоциям. Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?" Как формировать умение детей показывать свои эмоции


Ваш малыш начинает плакать, потому что хочет поиграть в телефон, который Вы отобрали. Вы быстро сдаетесь и отдаете телефон обратно. Ребенок постарше тревожится о предстоящем выступлении на утреннике в детском саду, но Вы успокаиваете его, говоря, что не о чем волноваться, все будет в порядке. Ваша дочь плачет, и Вы тут же говорите: «Не расстраивайся! Все в порядке! Что мне сделать, чтобы ты улыбнулась?».

Это распространенная ошибка, которую совершают многие родители. Мы спешим моментально исправить проблемы детей («Все хорошо, только не грусти! Я куплю тебе мороженое!») и слишком сосредоточены на поведении, не признавая чувств, которые стоят за ним («Хорошие дети не кусаются! Нельзя кусаться!»).

Конечно, нами движут добрые намерения, но это не помогает. Мы отрицаем эмоции детей, потому что сами не можем переносить дискомфорт. Детские неприятности вызывают воспоминания и эмоции, которые мы привыкли не замечать, и поэтому не знаем, как с ними справиться. требует времени и терпения, а мы всегда слишком торопимся, устали или напряжены, чтобы заниматься чувствами наших детей.

Тем не менее способность родителей терпеть дискомфорт - лучший способ научить детей переносить неприятные чувства. Важно предоставить правильную ролевую модель, потому что неприятные эмоции - это часть жизни. Если мы не найдем здоровый способ выразить их, они обязательно проявятся в нежелательном поведении. У детей это принимает форму истерики, упрямства («Мне все равно! Я не слушаю тебя!») или агрессии (кусание, щипки). У взрослых подавленные эмоции проявляются в злоупотреблении алкоголем или наркотиками, страсти к навязчивым покупкам или истерических взрывах.

Кроме того, когда мы спешим исправить ситуацию, то лишаем детей возможности справиться с эмоциями и восстановить баланс. Мы отправляем им сообщение, что их чувства ненормальны или не заслуживают нашего внимания и времени.

Как получить доступ к своим эмоциям и научить этому детей?

Начните со сканирования тела. Установите таймер на 5 минут и начните с ног, спрашивая: «Эй, как Вы сегодня?». Не давите, проявляйте любопытство и открытость. Вы можете спросить: «Что я должен узнать о Вашем состоянии?»

Замечайте, что Вы чувствуете, например: «Мне грустно, что я пропустил свидание», не осуждая себя: «Не могу поверить, что я расстроился из-за такой ерунды. Почему мне так плохо? Что со мной не так?».

Помните, что ребенок испытывает эмоции, а не пытается доставить Вам неприятности своим поведением. У него есть чувства, и Ваша задача помочь ему разобраться в них.

Помогите ребенку назвать свои эмоции. Когда мы называем чувство, мы признаем его, и говорим себе, что оно совершенно нормально. Мы стараемся понять, что вызвало это чувство. Признание эмоций малыша помогает ему успокоиться. Например, Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что сестра взяла твою игрушку», «Ты раздражен, потому что не можешь открыть коробку», «Ты волнуешься, потому что завтра идешь в детский сад», «Тебе грустно, потому что бабушке пора уезжать».

Позвольте ребенку поплакать. Не говорите: «Не плачь!» или «Подумаешь, проблема. Почему ты ревешь из-за ерунды?». Покажите детям, что это нормально давать выход чувствам, даже в виде плача.

Предложите ребенку нарисовать свои эмоции. Заведите специальный журнал, в котором ребенок будет рисовать, что он чувствует каждый день. Вы можете составить ему компанию!

Попросите ребенка представить свои чувства, и показать, где они находятся. Например, он может описать бабочек в животе или боль в голове. Если он не уверен, проведите сканирование тела, двигаясь от пяток к макушке.

Читайте вместе книги о том, как персонажи сказок и историй справляются с неприятными переживаниями - печалью, гневом или тревогой. Это поможет детям изучить свои эмоции и не пугаться их. Они поймут, что не одиноки в своих чувствах.

Полезная идея, с которой полезно познакомить ребенка – на свои чувства можно осознанно влиять. Если у тебя возникло какое – то чувство, то в твоих силах воздействовать на него, отчасти изменить его в нужном направлении. Также можно намеренно вызывать в себе чувства, которые полезны или приятны.

Как помочь ребенку понимать себя - статья о том, как помогать ребенку разбираться с внутренними переживаниями.

Серьезных схем управления чувствами ребенку не объяснить, но некоторые идеи по улучшению настроения и снижению интенсивности негативных эмоций будут хорошей основой для дальнейшего развития.

Коллекционируйте средства улучшения настроения

Когда грустно, можно:

- особенно красиво накрыть на стол

- устроить костюмированную вечеринку

- включить веселый плейлист, созданный заранее из любимой музыки

- посмотреть любимые фото (также приготовленные заранее, для подобных случаев)

- пойти во двор кормить птиц

Способов может быть бесконечное количество, они уникальны для каждой семьи. Важно передать ребенку мысль: на плохое настроение можно и нужно влиять осознанными усилиями, а не пассивно плавать в нем.

Отличная идея – завести специальную тетрадь с рецептами счастья и украсить ее вместе с ребенком.

Старайтесь минимально включать в «рецепты счастья» мероприятия связанные с едой и покупками, такие идеи часто становятся лидерами в улучшении настроения, но в будущем создают проблемы. Привычка заедать плохое настроение или покупать вещи, чтобы порадовать себя – не лучшие методы, которые можно передать ребенку. Вместо идеи – поесть пирожных, может подойти идея – выйти поиграть в футбол во дворе. Вместо идеи – купить новую игрушку, подойдет намерение попеть вместе под караоке.

Очень важно, чтобы удовольствия, которые вы выбираете для улучшения настроения, не были потенциальными создателями проблем. Делайте акцент на активности, удовольствиях связанных с взаимоотношениями людей, на тех удовольствиях, которые полностью в ваших руках и не зависят от внешних обстоятельств.

Ищите вдохновители

Одной из важнейших задач эмоционального интеллекта является порождение нужных эмоций.

Как помочь себе прийти в бодрое или вдохновленное состояние?

Как скучную уборку превратить в увлекательную игру?

Музыка, юмор, вдохновляющие семейные традиции – все это способы менять свое настроение. Чаще предлагайте ребенку САМОМУ стать творцом того, что у него внутри.

5 летний Миша не любил убирать комнату по утрам. С папой они решили найти волшебный ключ, к запусканию утреннего «уборочного настроения». Этим ключом оказалась любимая песенка. Когда Миша самостоятельно запускал волшебный ключ – работа шла веселее.

Маша не испытывала вдохновения при мысли, что ей надо мастерить открытки для близких в дни рождения. Был придуман «Супервдохновитель открыток» - просмотр любимых фотографий, связанных с именинником.

Раскладывание вещей после стирки или после поездок - скучное дело. В семье, где росли мальчики - близнецы 5 лет было решено, что на раскладывании вещей они становятся роботами, причем время работы «роботов» было строго ограничено, у них кончался заряд. В этой игре мальчики делали дело отлично и вещи были на местах.

7 летняя Ане было выделено непростое и важное домашнее дело: мыть пол на кухне. Чтобы помочь девочке, мама рассказала ей о своем детском способе мыть пол: надо было сначала рисовать геометрическую фигуру шваброй, а потом ее мыть. В такой игре мыть пол было даже увлекательно.

Нужно не просто играть с ребенком, чтобы помочь ему в каких – то делах, но и рассказывать ему об идее, что неприятные дела делать проще, если ты сможешь разбудить у себя нужное настроение: азарт, вдохновение, интерес.

Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями

Не правильно думать, что негативных эмоций нужно избегать. Чувства – важные индикаторы, связь с реальностью, человек должен воспринимать весь спектр чувств – и приятные и неприятные. (Головоломка: зачем нужны неприятные эмоции). Не надо убеждать ребенка, что хорошие детки не злятся, настоящие мальчики не боятся, а обижаются только глупцы. Все эмоции нужны для определенных целей. Они важны:

- для регуляции своего поведения

- для понимания других и возможности им сочувствовать

- для возможности делать правильные выборы и избегать того, что причиняет боль.

Но, разумеется, если ребенок сильно разозлен, боится или грустит, то разумно помочь ему перейти к более комфортному состоянию.

Гнев – одна из важнейших эмоций с самой высокой энергетикой, наиболее разрушительно действующих на отношения и на человеческий организм. Возникает гнев у детей очень часто. Это естественный ответ организма на препятствия, которые возникают в жизни ребенка. Препятствий этих, разумеется, много, волю ребенка постоянно ограничивают правилами. Всерьез работать с причинами возникновения гнева с дошкольниками нельзя, у них еще не развита достаточно возможность анализировать и строить логические цепочки. Однако, можно и нужно учить ребенка, что:

Гнев это нормальное чувство, возникающее у всех людей

Выражать гнев можно только способами, которые не вредят окружающим

Что делать с гневом

  • Побуждайте ребенка сказать о своем гневе словами, просто сказать: «Сейчас я злюсь». Это вполне нормальная форма выражения гнева, но она не особенно распространена в нашем обществе, поэтому ребенка нужно этому отдельно учить.
  • Предложите ребенку нарисовать свой гнев, показав вам, как он злится

Способы выражения гнева, как правило, не снижают его интенсивность. Миф о том, что выразив гнев, вы выпускаете пар, и гнев проходит, прочно засел в сознании многих, но это действительно миф. Сколько бы вы ни били подушку, ни рвали бумагу, ни топали ногами, ни кричали и не хлопали дверями, гнев от этого не уменьшится. Выражая гнев, вы стимулируете те зоны мозга, которые собственно и отвечают за само возникновение гнева. Выражая гнев, вы можете испытывать некоторое облегчение, даже удовольствие, но именно это удовольствие и становится причиной все новых вспышек гнева, за которые вам потом стыдно.

Выражать гнев, действительно, иногда необходимо, но это не способ снизить его интенсивность. Два главных способа снизить интенсивность гнева – физическая активность и изменение фокуса внимания . Помогая ребенку снизить свой гнев, предложите ему:

  • Поиграть в активные игры: мяч, бадминтон, бег – все эти виды активности подойдут, если ребенок напряжен и злится. Однако, если ребенок сильно зол, то активная игра с ровесниками может закончится ссорой.
  • Побыть в одиночестве. Иногда, чтобы гнев прошел, нужно просто уйти из раздражающей ситуации и побыть одному
  • Рисовать или раскрашивать картинки - отличный способ снижения чувства гнева.
  • Посмотреть мультфильм. От этого способа дети никогда не отказываются и он отлично помогает снизить чувство гнева. Гнев питается мыслями о мнимых или реальных притеснениях, несправедливости окружающих. А сюжет мультфильма просто прерывает эти мысли, побуждая следовать за собой.

Страх – также нередкий гость в мире ребенка, даже достаточно уравновешенного. Часть страхов эволюционно закреплены и являются возрастными явлениями, это например, страх темноты, одиночества, исчезновения близкого. Ребенок может бояться оставаться в темноте, протестовать против закрывания двери детской или не отпускать от себя маму. Большинство таких страхов проходит сами собой. Однако, как действовать, когда страшно – важный урок, который взрослые могут передать детям.

Детские страхи – одно из нормальных явлений в процессе взросления. Однако, сама по себе эмоция страха крайне неприятна, и ребенку нужно обязательно помогать справиться со своими страхами. Жизнь со страхами не должна стать нормой для ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку подружиться со страхами, необходимо создать определенную атмосферу в семье, которая будет способствовать этому процессу.

Спокойно реагируйте на страх ребенка . Нередко встречаются ситуации, когда малыш чего-то боится, а мама пугается самого факта, что ребенок боится. В итоге оба испытывают одно и то же чувство по разным причинам. Не надо сливаться с ребенком в страхе. Нужно помнить, что страхи являются нормальным явлением для ребенка, и его в этот момент нужно поддерживать, а не впадать вместе с ним в панику.

Не ругайте и не стыдите ребенка . Страх - болезненная, неприятная эмоция. Ни ругать, ни стыдить ребенка в ситуации, когда он чего-то боится, не имеет смысла. Вы добьетесь только того, что ребенок замкнется. Ребенок, лишенный в момент переживания страха поддержки, может начать испытывать общую фоновую тревогу, но не понимать, чего именно он боится. Разрешите ребенку открыто говорить о своих страхах. Иногда достаточно открыть тему страха, чтобы преодолеть этот страх.

Обеспечьте ребенку достаточную физическую активность. Чем больше у ребенка возможностей для физической активности, тем лучше он справляется с эмоциональными проблемами, в том числе и со страхами.

Обеспечьте ребенку общение со сверстниками. Исследования показывают, что дети, имеющие много контактов со сверстниками, меньше подвержены страхам.

Не запугивайте ребенка, решая педагогические задачи. Один из самых варварских способов добиться соблюдения дисциплины от ребенка – хорошенько его напугать.

За психологической консультацией обратилась семья с 4 летней дочкой. У девочки было много страхов – темноты, злых героев и проч., это беспокоило родителей. После того, как мы обсудили стратегию выхода из сложившейся ситуации, отец девочки неуверенно сказал: «И, наверное, не надо говорить, что ее унесет Баба Яга, если она спать не будет». Оказалось, что у девочки имелись сведения о том, что если она откроет глаза после определенного времени, то ее украдет Баба Яга. Родители творчески подходили к вопросу засыпания и даже не ленились устраивать инсценировки с рычанием у двери, считая это вполне нормальным, освещенным вековой традицией способом уложить ребенка спать.

Пугать ребенка тем, что его украдут на улице, заберут злые герои, отдадут в детский дом - значит намеренно повышать его тревожность! Родители могут получить от этого сиюминутную выгоду (ребенок, например, с перепугу закрывает глаза и пытается уснуть или перестает капризничать), но в долгосрочной перспективе это губительная тактика.

Когда выполнены вышеописанные условия, можно попробовать применить специальные приемы для преодоления страха.

  • Уничтожение фантастических героев и объектов страха. Этот способ очень хорошо работает с маленькими детьми. Если ребёнок боится картинки, какого - то предмета, или прочих материальных вещей, вы можете просто уничтожить объект страха, убрав его из зоны видимости ребенка.

С невидимыми персонажами страхов также можно «бороться» физическими средствами. Например, можно изготовить спрей «Антимонстр». Вы можете взять флакончик с водой, наклеить на него картинку, где изображен перечеркнутый монстр или персонаж, который вызывает у ребенка страх. Когда вам надо оперативно среагировать на страх, вы быстренько разбрызгиваете воду в «опасные места», тёмные углы спреем «Антимонстр». Такой прием работает очень хорошо.

Конечно, у всех родителей должна быть волшебная палочка, с помощью которой они прогоняют страхи из-под кроватей. То есть, если ребёнок видит монстров, надо серьёзно к этому отнестись и сказать: «Да, я тебе верю, и все эти монстры отлично меня слушаются, теперь я их прогоняю».

Когда мы сталкиваемся со страхами ребенка, опасность является виртуальной, поэтому мы справляемся с ней волшебными способами.

  • Постепенное снижение чувствительности. Постепенное приближение к пугающему объекту, его изучение снижают страх перед ним. Иногда дети интуитивно используют этот способ преодоления страха. Например, ребенок может смотреть страшный для него эпизод из другой комнаты или рассматривать пугающую картинку в зеркало или стекло шкафа. В этом случае ребёнок не полностью уходит от того, что его пугает - он хоть одним глазком, но смотрит.

Такая же тактика может применяться взрослыми, когда нужно помочь ребенку преодолеть страхи. Если ребенок боится собак, не надо обходить всех собак за версту. Постепенно нужно приближаться к объекту страха. Нужно изучать породы собак, рассматривать картинки в книжках или Интернете. Можно смотреть кино про добрых, хороших и полезных собак. Полезно наблюдать за собаками - сначала издалека, потом, когда ребенок будет готов, подходить все ближе и ближе. Когда ребенок будет готов, его можно будет познакомить с мирной собачкой декоративной породы.

В книге, предназначенной для совместного чтения с ребенком «Тайное общество покорителей страха» я описала этот принцип обращения со страхом – если что-то пугает, надо приближаться к этому постепенно, а не избегать этого. Книга подходит детям от 6 лет.

  • Проигрывание пугающих ситуаций также можно считать постепенным приближением, овладеванием объектом страха. Например, если ребёнок боится купаться в ванне, предложите ему игру, в которой он купает кукол. Если малыш боится заходить в ванну, можно купать кукол сначала в тазике в комнате. Возможно, в начале игры в нем даже не будет воды, если вода вызывает страх у ребенка. В процессе игры вы постепенно вносите в нее новые элементы – переносите место действия в ванную комнату, предлагаете ребенку сесть в ванну вместе с его куклами, начинаете использовать воду. Так происходит адаптация ребенка к пугающему фактору.

Точно так же можно поступить в том случае, если ребёнок боится расставаться с мамой в детском саду. Играйте с ребёнком в детский сад, например, возьмите двух игрушечных медвежат и проиграйте ситуацию, когда мишка ведёт своего маленького мишутку в садик, и там они расстаются. Предлагайте ребенку роли разных персонажей в этой игре.

  • Спонтанная игра . В этом случае вы не предлагаете ребенку проигрывать конкретную ситуацию, а просто предоставляете ребёнку пространство и время для игры. Игра для детей является психотерапевтическим средством, они естественным образом преодолевают в игре свои эмоциональные затруднения, в том числе страхи. Использование этого простого приема иногда связано с трудностями у тех родителей, которые делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, у которых дети «дурака не валяют». Родителям важно помнить, что игра это именно та деятельность, которая ведет к развитию психики ребенка и ее невозможно заменить никакой другой активностью.

Спонтанная игра ребенка может быть весьма однообразной, ребенок может сотни раз проигрывать одну и ту же ситуацию, если она является для него болезненной. Часто он просит родителей участвовать в такого рода игре. Важно помнить, что многократное проигрывание какой – то игровой ситуации необходимо ребенку и не стоит вмешиваться в такого рода игры, пытаясь внести в них разнообразие.

В некоторых случаях страхи ребенка не удается победить самостоятельно, и родителям приходится обращаться к психологу. Это стоит сделать, если:

  • Все предложенные выше методы не срабатывают.
  • Страхов становится больше, они растут как снежный ком.
  • Страхи очень серьёзно дезорганизуют жизнь в семье. Например, вы вынуждены всей семьей спать со светом или не можете совместно выходить из дома.

Грусть, печаль – одна из важных и неприятных эмоций человека, со сниженной энергетикой, в отличие от гнева или страха, которые, напротив, наполняют человека энергией для бегства или атаки. Как и другие эмоции грусть необходима человеку, ее осознание не опасно, часто она важный индикатор того, что нечто идет не так. Имея такой индикатор вы можете правильно выстроить жизненные стратегии. Грусть нуждается в выражении, часто возможность сказать себе или близким, о своей грусти необходима, и этого достаточно для того, чтобы получить облегчение и почувствовать поддержку.

Выражение грусти, однако, не должно превращаться в непрерывное плавание по волнам печали.

Привычка все время предъявлять близким свои страдания может формироваться, если реакция близких на эти страдания преувеличенно яркая, люди тогда как бы сливаются в переживании печали. Так, если вы подчеркнуто эмоционально реагируете именно на выражение страдания и грусти своего ребенка, выдаете целый спектр подкрепляющих реакций, если ребенку плохо: он поранился или загрустил, то велика вероятность, что именно такие эмоции станут для ребенка ведущим способом получить поддержку близких. И он будет постоянно предъявлять свои страдания в надежде на поглаживания. Такие люди всем известны, они постоянно рассказывают как им плохо, надеясь получить поддержку окружающих, это их главный канал эмоционального питания.

Механизм такого перекоса нетрудно понять: родители стремятся утешить и поддержать ребенка в ответ на его негативные эмоции, жалеют его особенно тепло именно в тот момент, когда ему плохо. Иногда становятся преувеличенно ласковы, иногда даже покупают утешительные подарки. И бессознательно у ребенка может закрепиться связь между любовью близких и собственным несчастьем (или даже болезнью). Хочешь, чтобы тебя любили – будь несчастен!

Не стоит и говорить, что такой исход крайне нежелателен. Чтобы этого не произошло, придерживайтесь трех важных стратегий:

  • Реагируйте на ВСЕ эмоции ребенка, а не только на страдание . Старайтесь чаще объединяться с ребенком именно в позитивных переживаниях, будьте с ним, когда он счастлив или спокойно доволен. Часто получается, что когда ребенок спокоен, благополучен или мирно чем - то заинтересован, родители почти не включены эмоционально в его жизнь. Зачем, когда все идет нормально? Но, именно в эти благополучные моменты нужно включаться и поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, тогда они будут повторяться чаще. А если родитель эмоционально «просыпается» только когда ребенку плохо, то ребенок весьма вероятно научится это «плохо» культивировать для привлечения внимания родителей.
  • НЕ преувеличивайте реакцию на грусть или страдание ребенка . Конечно, вы хотели бы поддержать своего любимого ребенка, даже стереть его негативные эмоции. Но, все же, не стоит реагировать на них, как на природный катаклизм. Человек полностью готов к переживанию всего спектра естественных эмоций, они ему не вредят. Поэтому, видя грусть своего ребенка, не нужно бросать все силы на ее преодоление, не нужно чувствовать личную ответственность за возникновение этой грусти и свой долг как можно скорее ее уничтожить. Вы не хозяин эмоциям ребенка, они, как правило, вне зоны вашего контроля. Реагируйте на эмоции ребенка понимающе, но довольно спокойно. Родители, слабо чувствующие личные границы реагируют на плачь ребенка, как на катастрофу, впадая почти моментально в такое же состояние. У эмоционально несдержанных родителей растут такие же дети именно из – за своеобразного заражения эмоциями: эмоция одного члена семьи сразу становится общей. Люди не умеют отделять себя от чужих эмоций, позволять другому переживать свою эмоцию не сливаясь с ним.
  • Не игнорируя грустные переживания, держите курс на радость.

Отличная игра описана в известном романе для детей «Полианна». Главная героиня ищет положительные моменты в жизни, невзирая на весьма тяжелые обстоятельства. Она называет это «игра в радость». Эта тактика действительно может стать отличной жизненной стратегией.

«Игра в радость» не имеет ничего общего с перечеркиванием отрицательных эмоций, их вытеснением. Но благодаря постоянному поиску позитивных моментов в жизни общий настрой становится более жизнеутверждающим.

© Елизавета Филоненко

Родителям нередко свойственно себя недооценивать, замечают специалисты, сомневаться в собственном чутье и умении воспитывать сына или дочь. Сегодня многие боятся сделать что-то неправильно, а при любом затруднении бегут за советом к друзьям или психологу. Ребенок же, чувствуя их неуверенность, беспокоится еще сильнее, и эта тревога сразу же проявляется в его поведении.

«Именно от родителей зависит самочувствие ребенка и его вера в себя, – напоминает детский психолог Александр Венгер. – Ощущение, что родители рядом (даже когда это и не так), что они его охраняют и всегда защитят, возникает очень рано, в первые два года жизни. Доверяя им, ребенок неосознанно учится доверять другим людям и миру вообще, растет уверенным и независимым. Иногда уровень доверия может снижаться – и тогда появляются страхи, тревога. Доверие повышается – и беспокойство проходит».

Неожиданные страхи, вспышки , яростный плач или крик, беспокойный сон – родители могут научить своих детей восстанавливать эмоциональное равновесие и тем самым помогут им поверить в себя. Любящие и заботливые, они способны лучше других взрослых понять своего ребенка, разобраться в том, о чем говорят его эмоции.

Релаксация, управляемое воображение, чтение и сочинение – наши эксперты рассказывают о простых методах, которые помогут детям от трех до 12 лет справляться со своими чувствами (обидой, ревностью, разочарованием) или преодолевать бессознательные страхи (страх перед расставанием, боязнь неудачи или соперничества...). Возможно, родителям больше понравится какой-то один метод, но в идеале хорошо их сочетать. Важно, чтобы, занимаясь с ребенком, взрослые были расслаблены и спокойны: чувствуя это, дети тоже успокаиваются и начинают больше доверять себе. Когда ребенок освоится, можно предложить ему поиграть в эту игру самостоятельно.

Речь не идет о том, чтобы родители стали психотерапевтами для своих детей. Но они могут разрешить проблему прежде, чем она разрастется и станет привычкой. А если тревожные симптомы сохраняются и ребенок чувствует себя плохо, тогда стоит спросить совета у специалиста.

Спросить «Того, кто все знает»

Этот метод основан на идее коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе весь опыт человечества. Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг считал, что коллективное бессознательное хранит память не только о проблемах, с которыми мы можем столкнуться, но и о том, как с ними справляться. Психолог Лиз Бартоли (Lise Bartoli) называет эту часть психики «Тот, кто все знает» и предлагает научить ребенка обращаться к нему за помощью*. «Например, робкий ребенок не сможет объяснить, почему он боится подходить к другим людям, – поясняет психолог. – Бесполезно расспрашивать его об этом или рассказывать, как лучше действовать». Для начала она предлагает вместе с ним выбрать, что (или кто) мог бы олицетворять мудрую фигуру «Того, кто все знает». К примеру, животное, сказочный герой или предмет. А затем рассказать ребенку, что он может обращаться к этому персонажу за советом каждый раз, когда ему становится страшно, неприятно или трудно. Взрослым будет интересно узнать, что отвечает бессознательное, но лучше не настаивать. «Решения, которые оно предлагает, обычно оказываются разумными и действенными, – говорит Лиз Бартоли. – Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы». Используя этот простой и эффективный метод, родители начали больше доверять ребенку, а тот мог почувствовать, что способен справляться с трудностями без помощи взрослых.

* L. Bartoli «L"art d"apaiser son enfant» (Payot, 2010).

Сочинить свою сказку

Решение многих детских трудностей и конфликтов можно найти в волшебных историях. Непросто объяснить ребенку, что с ним происходит, но он легко узнает себя в герое сказки, кем бы тот ни оказался – Мальчиком-с-пальчик или испуганным поросенком. Метафора – это язык бессознательного, и потому сказочные истории так нравятся детям. Они утешают, дают надежду и показывают выход из сложной ситуации. Клинический психолог Дорис Бретт (Doris Brett) предлагает родителям сочинить для ребенка сказку, в которой речь будет идти о таких же, как у него, проблемах – застенчивости, страхе, ревности*. Ее героем может стать не только ребенок, но и животное или любой предмет. Нужно наделить его похожим характером, добавить узнаваемые детали, которые помогут ребенку идентифицировать себя с героем сказки. Он будет сталкиваться с похожими трудностями, но выйдет победителем благодаря уникальному свойству, о котором он даже не подозревал. Развязка истории всегда положительная. Везде, где это возможно, советует Дорис Бретт, лучше использовать юмор и фантазию! История может быть совсем простенькая, а может, и, наоборот, сложная, с закрученным сюжетом. Сочинительство обращено к собственному бессознательному родителей, которое напрямую связано с бессознательным ребенка. И потому терапевтической пользы от сказки, придуманной родителями, гораздо больше, чем от традиционной, с прописными истинами.

* Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (Класс, 2005) .

Посетить волшебный мир

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Цель этого метода – научить их чувствовать себя в безопасности и создавать особенное пространство, «волшебный мир», в котором возможны (и будут происходить) положительные изменения. Чем больше в этом мире конкретных деталей, подробностей, тем легче и быстрее ребенок будет попадать в него.

Можно предложить ему закрыть глаза и представить, как он отправляется в какое-нибудь знакомое и приятное ему место, где он чувствует себя хорошо и спокойно. «Лучше, если он сам выберет способ передвижения – лошадь, ракета, ковер-самолет или что-нибудь другое», – говорит Лиз Бартоли. Для более полного погружения попросите его обращать внимание на то, что он видит, слышит и ощущает. Цвет, запах, вкус и прочие детали помогут сделать волшебное пространство почти настоящим. На это необходимо время, поэтому не торопитесь сами и не торопите ребенка. После возвращения из воображаемого путешествия обязательно расспросите его о том, что с ним происходило, какие чувства он испытывал. «Это был лес или море? Тебе было тепло? А звери там были?» Заканчивая, обязательно спросите, вернулся ли он обратно и все ли с ним сейчас в порядке. В этот мир можно отправляться снова и снова, сначала с помощью родителей, а затем, освоившись, самостоятельно.

Помочь расслабиться

Релаксация помогает справляться с трудностями, которые проявляются телес-но, – непоседливость, вспышки гнева. «Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся, – поясняет детский психолог Елена Морозова. – И тем, кто бывает агрессивен: некоторым детям мир кажется настолько опасным и ненадежным, что они, не выдерживая, нападают первыми. Расслабление снижает агрессию, физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых». Ребенок оказывается в состоянии полусна, откуда ему легче «войти» в мир фантазий или слушать терапевтические сказки. Релаксации помогают негромкая спокойная музыка и успокаивающие запахи (лаванда, душица, мелисса). Предложите ребенку устроиться поудобнее и дышать животом – это легче сделать, если представить, что в животе находится воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Взрослый может показать это на себе не только для примера, но и для того, чтобы расслабиться самому. «Воображение – хороший помощник для расслабления», – пишет детский терапевт Вайолет Оклендер (Violet Oaklander)*. Можно предложить ребенку притвориться, что он снежная баба... У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Под лучами солнца баба постепенно тает, сначала голова, затем одна рука, другая… И вот она уже превратилась в лужицу... Для первых сеансов необходима помощь взрослых, но затем ребенок может расслабляться самостоятельно, например в школе, перед тревожащим его событием.

* В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (Класс, 2005).

Выразить переживания

Чтобы освободиться от негативных эмоций и почувствовать себя легче, ребенку необходимо их выразить. «Но дети часто отказываются говорить о них, – рассказывает детский психолог Елена Морозова. – Они могут еще плохо понимать себя или, зная, что некоторые переживания не одобряются, скрывать их от взрослых». Любые творческие занятия помогают обойти эту трудность. Предложите ребенку нарисовать или вылепить то, что ему неприятно или пугает его. Теперь ему будет гораздо легче рассказать – что это, какое оно. Напомните ему, что допустимы любые чувства и фантазии. «В момент рассказа родителям достаточно быть внимательными и заинтересованными слушателями, которые тактичными вопросами «достанут» из сына или дочери как можно больше переживаний, – рассказывает Елена Морозова. – Но какими бы ни были чувства ребенка, их нельзя оценивать, осуждать или исправлять». После того как ребенок закончит рассказывать, он может сделать со своим «произведением» все, что захочет, – разорвать, скомкать, уничтожить... Пусть он представит, как одновременно с этим разрушается и ситуация, которая его тревожила. Следующая задача – заполнить опустевший «сосуд» положительными чувствами. Предложите слепить или нарисовать то, что ему нравится, из неприятного события сделать приятное, как это часто случается в жизни.

«Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями».

Хохуля Марина Викторовна

Педагог-психолог МКОУ КСШ № 1

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают им воспринимать действительность и реагировать на нее.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, его поведение свидетельствуют о его психическом состоянии, благополучии.

А кто как не взрослые – родители, педагоги – должны способствовать положительному развитию эмоциональной и поведенческой сфер ребенка.

Заниматься эмоциональным воспитанием детей так же важно, как нравственным и интеллектуальным. Необходимо учить его преодолевать свои отрицательные переживания, и не позволять негативным эмоциям брать над ним верх.

Многие психологи утверждают, что не умение ребенка справляться с негативными эмоциями влияет на такие сферы его жизни как: здоровье, учеба, общение. Дети не способные преодолеть страх перед самостоятельной или контрольной работой становятся невнимательными, рассеянными, допускают большое количество ошибок, и как следствие получают плохую оценку, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику. Дети не умеющие справиться со злостью, агрессией, как правило, имеют проблемы в общении. Если ребенок постоянно скрывает свои эмоции, загоняет их внутрь себя – это вредит его здоровью. Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Как же помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?

Эмоциональное воспитание - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы научить ребенка правильно их направлять. По-моему мнению, немаловажным принципом в эмоциональном воспитании детей является «личный пример». Ребенок многому учится, глядя на взрослых (родителей, педагогов), увидев адекватное проявление ими своих эмоций, непременно будет стремиться к подражанию.

Очень важно научить ребенка «выплескивать» негативные эмоции без вреда для себя и окружающих.

Существует два способа адекватного проявления негативных эмоций:

1. «Сострадательное слушание».

В те минуты, когда ребенок находится под давление негативных эмоций, он нуждается в сострадании. Название метода говорит само за себя. Заключается он в том, чтобы в спокойной обстановке выслушать ребенка, при этом ни осуждая его, ни анализируя его поведение. Несколько минут молчаливой ласки и понимания – вот главное правило данного метода. Ребенок должен почувствовать, что рядом с ним человек, который готов сострадать любым его эмоциям. В процессе такого монолога происходит «освобождение» от негатива, и постепенно настроение ребенка улучшается.

2. «Метод уединения».

Некоторые дети, испытывая сильные чувства, переживания стараются уединиться, уйти куда-нибудь, где бы им никто не мешал. Это способ создания укромного местечка для переживаний.

Уединяется ребенок для того, чтобы:

    Его негативные эмоции не беспокоили окружающих;

    Чтобы дать выход захлестнувшим его эмоциям;

    Для того, чтобы не вызвать реакцию родителей (или других окружающих его людей), которая порой бывает унизительной и опасной для самого ребенка.

«Метод уединения» не должен показаться ребенку наказанием, поэтому взрослому важно соблюдать следующие правила:

    никогда не закрывайте дверь комнаты, в которой уединился ребенок, на ключ;

    оставляя ребенка одного, не говорите ему слова, так знакомые каждому с детства: «Подумай о своем поведении!». Оставаясь один, ребенок должен чувствовать поддержку и понимание;

    не заставляйте ребенка поговорить с вами, если у него нет желания этого делать.

Побыв один на один с самим собой, ребенок осознает, что заставило его так себя вести (злиться, плакать, кричать).

Не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален, и то, что хорошо для одного, плохо для другого. Кому-то в трудные минуты необходимо побыть одному, кому-то важно, чтобы его выслушали. Расскажите ребенку о существующих способах адекватного проявления своих эмоций, а он сам выберет наиболее приемлемый для него. И какой бы выбор не сделал ребенок, задача взрослого – понять, принять и поддержать!

Детские истерики - явление довольно частое. Редко какая семья может их избежать. Иногда причина детского гнева кроется в реакции родителей. Но даже если взрослые ведут себя спокойно, утихомирить ребенка бывает непросто. Каким же образом помочь чаду справляться со своими эмоциями?

Большинство родителей не пытаются разобраться в причине детских истерик. Ребенку предлагают уйти в другую комнату, встать в угол, подумать о своем поведении. В более запущенных случаях применяются шлепки по попе и иные методы рукоприкладства. Все эти способы воспитания учат ребенка одному - загонять свой гнев внутрь, не афишировать его. «Ты плохой, если ты злишься» - такой невербальный посыл взрослые направляют детям своими действиями.

Правильная позиция

Какую же позицию должны занять родители, желающие обучить свое чадо управлению раздражением? Ребенок, не умеющий контролировать свой реактивный гнев, во взрослой жизни будет так же кричать на своих детей. Либо заедать свои эмоции пищей. Важно научить ребенка принимать гнев, а не выплескивать его на близких.

Любые эмоции и чувства - это нормально. Но выражать их можно по-разному. Чтобы научить ребенка эмоциональной грамотности, родителям стоит поменять тактику поведения во время детских капризов, и стать ребенку не опасным противником, а доброжелательным другом. Кстати, такая позиция важна как в общении с маленькими детьми, так и с подростками.

Как известно, дети учатся на примере родителей. Поэтому спокойствие взрослых во время детских истерик крайне важно. Родительский гнев, как и любая другая форма агрессии, нередко рождается мгновенно. Мать или отец начинают кричать, злиться, прежде, чем они сами осознают свою реакцию. Всего доли секунды требуются на то, чтобы отлаженный механизм реагирования сработал, и взрослый начал выходить из себя.

Именно поэтому очень важно остановиться. Даже если уже какая-то часть агрессии проявлена, стоит постараться сделать паузу и прекратить сердиться на ребенка и на себя самого. Для этого полезно уйти в другую комнату, хотя бы несколько минут побыть наедине с собой. Необходимо отыскать ту точку отсчета, с которой все началось. Какие именно слова или действия ребенка спровоцировали реакцию? Какие чувства переполняли вас в тот момент? Когда родитель сам находится в контакте со своими эмоциональными переживаниями, помочь ребенку ему становится значительно проще.

Гнев можно проявлять по-разному, но не каждый способ приемлем. Физические проявления недопустимы, потому родители должны сразу пресекать попытки вымещать гнев кулаками. Объяснять это ребенку следует спокойно, но твердо. Гнев для ребенка - это естественно. Маленькие дети плохо отвечают за контроль своих эмоций, их мозг еще не достаточно развит для этого. Даже взрослым бывает трудно справиться с сильным гневом, что говорить про детей.

Нужно понимать, что гневом ребенок защищается от внешней либо внутренней угрозы. Подавляя в себе те или иные чувства, чувства страха или обиды, ребенок провоцирует в себе гнев. Поэтому вполне естественно, что малыш хочет избавиться от этих переживаний, выплеснуть их. Чтобы выместить злость приемлемым способом, можно попробовать один из методов арт-терапии. Для этого ребенка просят нарисовать самое «ужасное» животное. Затем родитель берет в руки эту картинку, и дорисовывает, делая из него «прекрасное». Действия выполняются несколько раз, после чего ребенку дают сделать из «ужасного» «прекрасное» животное уже самому.

Каждому человеку важно быть услышанным - не имеет значения, ребенок это или взрослый. Малыш, которого пытаются понять, чувствует это и успокаивается быстрее.

Также родителям крайне полезно постараться встать на место ребенка. Любую ситуацию можно рассмотреть с разных ракурсов. Ребенка будет легче понять, если взглянуть на все его глазами. При этом родители должны показать чаду, что им его чувства небезразличны.

Малышу нужна родительская любовь, как воздух. Особенно в те моменты, когда ему тяжело, и он испытывает гнев. Когда ребенок успокоится, стоит поговорить с ним о чувствах и о том, что он испытывал. Но не нужно читать ему нотации. Он и так понимает, что не прав.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать правильному выражению эмоций. А для этого родитель и сам должен быть близок к переживаниям чада. Начать можно с того, чтобы малыш обучился не копить в себе агрессию, а сообщать другим людям о ней.

Проще всего сделать это, проговаривая вслух чувства ребенка. Например: «Ты сердишься», «Ты расстроился», «Вижу, тебе это не понравилось...». Также родитель может сообщить ребенку и о собственных переживаниях: «Вижу, что ты сердишься. А мне грустно».

Малыша стоит сделать «экспертом» в сложившейся ситуации. Например, сказав: «И что же теперь мы будем делать? Как тебе снова повеселеть (отыскать хорошее настроение)?». При этом необходимо прислушиваться и к своим чувствам, и к ребенку, отбирая самые подходящие варианты. Даже сам процесс поиска хорошего расположения духа может стать очень увлекательным как для чада, так и для его родителя.

Процесс поиска можно подкрепить и материальным способом. Например, составив список всех тех вещей, которые приносят малышу радость. Психологи рекомендуют выполнять каждый день одну пятую часть способов, перечисленных в этом списке. Но делать это стоит без привязки к возникновению стрессового состояния - и в те дни, когда ребенок капризничает, и в те, когда у него хорошее настроение. Это позволит сформировать у малыша очень полезную привычку - радовать себя. В стрессовой ситуации ему будет проще согласиться на предложение переключиться с травмирующих обстоятельств на приятное занятие.

Дополнительная рекомендация: метод олицетворения в борьбе с агрессией у маленьких детей

Если малышу еще меньше трех лет, то для его успокоения можно применять прием олицетворения чувств. Если чадо начнет сердиться, родителю рекомендуется помочь ему подобрать правильную метафору для обуревающих чувств: «Ты сердишься, как тигр? Или как дракон? А может быть, как бык?». Взрослый может даже продемонстрировать, как мог бы злиться тот или иной представитель животного царства.

После этого можно задать вопрос: «А что стоит сделать, чтобы это животное успокоилось, повеселело?». И ребенок может сам подсказать способ, с помощью которого можно нейтрализовать его раздражение.