Феофан затворник о воспитании детей читать. Мысли свт. Феофана Затворника о воспитании детей. Путь ко спасению


1) отдаление от Церкви и благодатных её средств. Это заморяет росток христианской жизни, разобщая его с источниками и он увядает, как увядает цвет, поставленный в тёмном месте.
2) Невнимание к отправлениям телесным. Думают, что тело может всячески развиваться без вреда для души: между тем, в его отправлениях седалища страстей, кои вместе с его развитием развиваются, коренятся и овладевают душою. Проникая телесные отправления, страсти получают в них себе оседлость, или устрояют из них неприступную некоторую крепость и тем упрочивают за собой власть на всё последующее время.
3) Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Не видят цели спереди, - не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений.
4) Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко берутся во внимание. Была бы исправность видимая, а о внутреннем состоянии души никто не заботится, предполагая, что оно само по себе развивается правильно.
5) Во время обучения - закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого - множеством других .

22. Как улучшить современное воспитание. После этого не трудно определить, какие нужно принять в руководство педагогические меры в целях улучшения современного воспитания. Со своей стороны св. Феофан настоятельно рекомендует:

    1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного дома, превратное школьное воспитание не так легко собьёт с прямого пути.
    2) Вслед за тем, перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное - держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа. Это не давало бы разгореться греховным возбудителям, отвевало бы дух мира и отгоняло бы дух из бездны.
    3) Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим35.

    23. Нужно знать возрастную психологию. И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял (хотя это и не пишется явно) основательное знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность . Целью христианского воспитания святой епископ естественно поставлял насаждение христианского образа мысли и научение христианскому образу мысли. По окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое . Плодом такого воспитания бывает, как показывает опыт, какая-то особенная нравственная чистота, невинность и неведение зла, в соединении с кроткой устойчивостью в добродетели.

    24. Плоды доброго воспитания. Перечисляя плоды доброго воспитания, епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения, следствием чего бывает характерным для такого человека - живость, лёгкость. В чертах нравственного его характера отражаются чувства невинного ребёнка, которые проявляют себя через необыкновенное радушие, искреннюю доброту и тихость; сохраняется непритворное детское веселонравие, радость о Духе Святом. Таковому свойственна даже некоторая прозорливость и мудрость, по причине чистоты сердечной. Сила Духа обитающая в нём и явно действующая, невольно влечёт к себе всех, кто с ними имеет какое-то общение.

    25. Сохранение добродетели на всю жизнь. «Главнейшее же нравственное совершенство, принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности, - по слову Святителя, - есть некоторая непоколебимость добродетели во всю жизнь. Самуил остаётся твёрдым при всех искушениях соблазна в доме Илии и среди волнений народных в обществе. Иосиф среди недобрых братьев, в доме Пентефрия, в темнице и в славе, равно сохранил свою душу непорочною. Поистине, благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иер. 3, 27). Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея (Сирах. 6, 18. 20). Правое настроение обращается как бы в природу, и если иногда несколько нарушается, скоро приходит в первый строй. Потому в Четь-Минеях святыми находим большею частью тех, кои сохранили нравственную чистоту и благодать крещения в юности».

    26. Заключение. Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, - по словам исследователя, - с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя». Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.

    Тобольская Духовная семинария
    Коржевский В. Н.

    Библиография (Коржевского)
    Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - С. 64.
    Мысли на каждый день года.//Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд. 2-е. М., 1915. - С. 21.
    Блаж. Августин. // Настольная книга священнослужителя. Том. 8. М., 1988. - С. 111.
    Авва Дорофей Поуч. 17.
    Смирнов П. А. Жизнь и учение............ С. 78.
    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Л.: "Соборный разум"., - 1991. - С. 15.
    Описание сторон человеческой природы заимствуется из книг св. Феофана: "Что Есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (Письма № 5-9) и "Внутренняя жизнь" (№7).
    Ср.: св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. - С. 326.
    Ср.: Там же. С. 685.
    Пс. 41: 3.
    Там же С. 46.
    Путь ко спасению. С. 25.
    Путь ко спасению. С. 27.
    Там же. С. 28.
    Сам святитель Феофан, когда ещё был инспектором в Киевском училище располагал студентов к физическому труду: к столярному, переплётному ремеслу. В летнее время предпринимал с ними продолжительные загородные прогулки.
    Путь ко спасению С.35.
    Там же С.35.
    Там же С.41.
    Там же С.44.
    Там же С.44.
    Мысли на каждый день года. Нед.25. по Пятидесятнице. Вторник.
    Путь ко спасению. С. 234 - 235.
    См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение... С. 38.
    Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998., - С. 241.
    Там же. С. 244.
    Там же. С. 245 - 246.
    Св. Феофан. Что есть духовная жизнь... С. 29.
    Св. Феофан. Путь ко спасению. С. 191.
    Там же. С. 64.
    Для не имеющих ещё такой способности Св. Феофан советует: "Нынешних естественников не слушай; они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное" (Мысли... Нед. 7 по Пятид. Суббота. С. 101).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление... С. 247.
    Там же. С. 64.
    Там же. С. 402 - 407.
    Путь ко спасению. С, 60-61. Видя все эти недостатки в современном образовании Святитель Феофан с грустью констатирует тот факт, что в школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество и воспитывают в них антихристианский дух. Вдобавок к этому и в общество вошли нехристианские обычаи, которые окончательно развращают молодёжь по выходе из школы. "Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, - пророчески говорил он ещё в (((веке, - то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира" (Мысли. Нед. 28 по Пятид. С. 172).
    Путь ко спасению. С. 63-64. Большую помощь христианским воспитателям может оказать священство, которых прямая обязанность - юное поколение с первых сознательных лет учить христианской вере. "Школ нечего дожидаться. - говорит Святитель. - Это надо делать словесно, собирая детей в Церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее" (Мысли... Нед. 10 по Пятид. Понед. С. 109).
    В помощь воспитателям св. Феофан даёт, например, подробную характеристику юношеского возраста, как возраста, более других представляющего затруднений для воспитательного воздействия. Смотри на этот счёт очень интересные психологические заметки в его книге - "Путь ко спасению" (Отдел (. С. 49 - 60).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление. С. 248.
    Путь ко спасению. С. 66.
    Смирнов. П. А. Жизнь и учение... С. 23.

О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К.Д.Ушинский

Христос воскресе! Этим радостным пасхальным приветом мы утверждаем великую истину: воскрес Христос, а значит, и мы, по словам апостола Павла, воскреснем, значит, воскресением Христовым побеждена смерть, побеждена власть греха!

Но для того, чтобы стать причастными Христову Воскресению, необходима жизнь христианская, необходимо нести крест Христов, сораспяться Христу.

Ныне тяжко страждет наша Русь. Страждет от безверия и богохульства, жестокости и разврата. Семьи разрушаются, дети остаются без христианского воспитания. Сбываются пророческие слова Господа: «И за умножение беззаконий во многих охладеет любовь». Всё меньше и меньше остается в нашей жизни христианской любви!

Воскреснет ли Россия Православная? Победит ли в духовной брани с духами злобы поднебесными?

С тревогой и болью размышляя об этом, невольно смотрим на своих детей, ведь от них зависит будущее нашей Родины. Какими будут они, такой будет и страна наша. Прорастут ли в их сердцах семена веры и любви, которые мы стараемся насадить в них, принесут ли они добрый плод христианской любви. Мы ведём жестокую духовную брань за души наших детей. Как трудно сохранить их сердца чистыми, не развращёнными, не отравленными гордостью, ум их незамутнённым суетным всезнайством и ложным плотским мудрованием. Кажется, все силы зла ополчились на юное поколение. В школе их учат разврату и язычеству, дома с экранов телевизоров им внушается культ роскошной жизни, прививается жестокость, любовь к лёгкой нечестной жизни, к богатству и роскоши.

Нет наших сил бороться со злом!

Но не забудем слов Господних: «Сила Моя в немощи совершается». Силён Бог воскресить страну нашу, народ наш. Всё зависит лишь от нашей веры, нашего терпения и любви.

Отрадно, что сейчас по всей России возрождаются храмы Божии, при них открываются Воскресные школы, в которых дети с юных лет изучают Закон Божий, основы Православной веры. Однако часто мы видим, что знание молитв и христианского катехизиса оказывается недостаточным для того, чтобы наши дети стали настоящими христианами.

Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом. Это единение достигается через воцерковление, то есть одухотворение, преображение жизни силой Святаго Духа. Этим определяются и основы православного воспитания. Вне Церкви христианское воспитание невозможно.

Обратимся же за помощью к наследию святой Церкви - к советам святых отцов. Наш известный русский святитель Феофан, Затворник Вышенский, в своих сочинениях и наставлениях духовным чадам весьма часто касался вопроса о христианском воспитании детей. Ныне предлагаем вашему вниманию выдержки из его книги «Путь ко спасению». (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание Христианского нравоучения. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994, стр. 22-46).

В своей книге святитель рассматривает вопрос о христианском воспитании с самых первых дней жизни ребенка. Он пишет: «Через крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нём, но она ещё как бы не его... Жизнь духовная, зарождённая благодатию крещения в младенце, станет собственной человеку, явится в полном свёем виде... когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу... Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещённого, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряжнные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни».

«Как поступать с крещённым, чтобы пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или - как воспитывать по-христиански?» - задает вопрос святитель и предлагает некоторые советы для дела христианского воспитания.

«Младенец живёт, - пишет святитель, - следовательно, можно влиять на его жизнь». Для такого влияния прежде всего необходимо частое причащение Святых Тайн, а также вера и благочестие самих родителей, «Все сие в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу... Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом... освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для тёмных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой... Иногда оно исполняется радостью и игранием духа... Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушённые родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости...»

Далее святитель Феофан отмечает: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома - ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном... вообще - всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее».

Очень важно при этом, как живут сами родители. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут разрушить все спасительные дары, полученные ребёнком в храме. «Поэтому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

«Начавши такое устроение от колыбели, должно уже продолжать его потом и во всё время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Церковь, церковность и Святые Тайны - как скиния для детей, под которой они должны быть неисходно».

«Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другой, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда, под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как дети неспособны вести ее сами, то место их разумно заменяют родители...»

«Основные возбудители, влекущие ко греху, суть своеумие (пытливость) в уме, своеволие - в воле, самоуслаждение - в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними...»

О питании святитель Феофан замечает; «должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над ней..,»

«...даже врачи и педагоги советуют: 1) избирать здоровую и годную пищу... 2) подчинить употребление пищи известным правилам (...приспособительно к возрасту), в которых бы определялось время, количество и способ питания и 3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать».

«Второе отправление тела есть движение... должно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа. Для этого главное - мерность, предписание, надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях».

«...Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Главное зло в отношении к телу - телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабой последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия... Главное - содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо... это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешённой от чувственности и всякого угодия плоти.

Итак, не должно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгой дисциплиной с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей».

Говоря о душе, святитель замечает: «Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, через воображение... Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и пр. Дитя не понимает ещё ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкает к сим предметам... За чувствами и первые упражнения воображения будут священны; ему легче будет воображать эти предметы, чем другие...»

«Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; всё же, могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют».

Вместе с развитием в ребёнке чувств «возникают у дитяти и страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присваивает себе, особится и прочее, вообще, являет действие страстей». Как противодействовать этому злу. Святитель Феофан предлагает следующее: «1) предупреждать возникновение страстей; 2) если проявилась какая-нибудь страсть, надо спешить погасить ее... Благонадёжнейший способ врачевания страстей - употребление благодатных средств» (т.е. церковных Таинств). К ним с верою должно обращаться».

Ум. «У детей скоро обнаруживается смышлённость. Она современна говорению и растёт вместе с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное... это здравые понятия и суждения по началам христианским о всём встречающемся... Пусть родители, когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами». Пусть говорят прямо, что хорошо и что плохо. «Пусть говорят с детьми... хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее...» «Истина доступна всякому. Что малое дитя премудрее философов - показал опыт... Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни...»

Воля. «Дитя многожелательно: всё его занимает, всё влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители строго должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению её в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают; можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое лёгкое для напечатления, ибо дети и так большей частью обращаются с расспросами к взрослым, сознавая своё неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всём воле родителей, наперекор своей... Отучая от своей воли, надо приучать детей делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни... Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца!»

Сердце. «При таком действовании ума, воли... само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные, приобретать навык услаждаться тем, что действительно истинно услаждает, и нисколько не сочувствовать тому, что, под прикрытием сладости, вливает яд в душу и тело».

«Когда человек был в союзе с Богом, - находил вкус в вещах Божественных и освящённых благодатию Божией. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети». При этом в сердце ребёнка легко запечатлевается сочувствие ко всему церковному, сладость пребывания в храме Божием.

Далее святитель Феофан пишет о воспитании детей школьного возраста: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином... На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже... При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на всё время обучения... должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью. Таинствами.., Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчинённое.

Наступивший 2015 год – юбилейный. Ровно 200 лет назад вышенский подвижник появился на свет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году празднование юбилея будет отмечаться на общецерковном уровне. Поэтому в течение всего года мы будем знакомить читателей с духовным обликом и наследием святителя.

В Древней Руси детей воспитывали на образцах жизни праведников и угодников Божиих, сначала дети научались читать Псалтирь и Часослов, а потом уже брались и за другие книжки. «Между истинными христианами, – писал святитель Феофан, – всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, например святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих…»

«Всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти»

Сам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».

Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. Развивая ум ребенка, родителям надо дать доступные понятия о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Именно взрослые смогут сформировать у малыша эти понятия. Феофан Затворник рекомендовал настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли, чтобы без разрешения родителей не предпринимали никаких серьезных дел.

Святителя часто спрашивали: «Как правильно воспитать ребенка? Как заложить в его душе основные нравственные понятия?» – и он давал такие советы: «Полюбите детей, и они вас полюбят»; но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».

Именно любовь к Богу, к окружающим людям должна лечь в основу воспитания. Как и жизнь любого христианина, стремящегося идти спасительным путем, невозможна без каждодневного укоренения и плодотворного проявления этих заповедей, так в особенности воспитатель, научающий юную душу христианским добродетелям, не может осуществить свои задачи без любви: «Детей вразумлять есть долг родителей – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит».

«…при всей заботе о современнейшем образовании ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений»

Для преподавателей существует опасность пренебрежения христианскими основами воспитания, такие наставники, по мысли святителя, «не видят цели спереди – не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений». Чтобы избежать этого, «необходимо перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа».

Непростой период взросления святитель сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне»

С особым опасением родители встречают период . Это так называемый «переходный возраст», когда вчерашний мальчик стремительно становится юношей, у него неожиданно появляются новые друзья, увлечения, очень часто в это время он несколько отстраняется от родителей, становится более дерзким, непослушным. Многие современные родители говорят о том, чтобы их детям не навязывали религиозные убеждения – мол, вырастут – сами разберутся. Однако святитель Феофан писал о том, что непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», проходится гораздо беспреткновеннее, если в детские годы уже заложены христианские нравственные основы. Самое надежное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя. «Река жизни нашей пресекается волнистою полосою юности. Это время вскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнию. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн… Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению, или сухой хворост, преданный горению в огне… Юноша живет сам по себе, и кто исследует все движения и уклонения его сердца? Это то же, что исследовать путь птицы в воздухе или бег корабля в море! Что брожение вскисающей жидкости, что движение стихий при разнородной их смеси, то сердце юности. Все потребности так называемой природы в живом возбуждении, каждая подает голос, ищет удовлетворения. Как в природе нашей наблюдается расстройство, так и совокупность этих голосов то же, что беспорядочные крики шумной толпы. Что ж будет с юношею, если он вперед не приучен влагать в некоторый строй свои движения и не наложил на себя обязательства хранить их в строгом подчинении некоторым высшим требованиям? Если сии начала глубоко запечатлены в сердце в первоначальном воспитании и потом сознательно приняты в правило, то все волнения будут происходить как бы на поверхности, переходно, не сдвигая основания, не колебля души».

«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество»

Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования: «Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная забота о ней. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…»

В трудах затворника, аскета, подвижника-монаха была разработана целая педагогическая система . По мнению жизнеописателя святителя П.А. Смирнова, «мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время… Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Вся педагогическая система святителя коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности».

Взгляды о воспитании обобщены в нескольких трудах святителя Феофана, прежде всего в одной из самых известных его книг – «Путь ко спасению», которая есть во многих домашних библиотеках. Именно с нее очень часто начинается знакомство с духовным наследием вышенского подвижника. В этой книге четко сформулированы порядок, правила и законы, применяемые к воспитанию личности, начиная от младенчества. «Тут всё, что мною писалось, пишется и будет писаться», – говорил Феофан Затворник об этой книге, подчеркивая центральность ее темы для всей своей литературно-богословской деятельности. В «Начертании христианского нравоучения» раскрыты понятия христианской нравственности. Теме воспитания посвящены и письма святителя, обращенные к многочисленным духовным чадам.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА 22.12.2017 17:51

Применение советов святого в современной практике.

Часть I. От младенчества до юношества

Сегодня можно часто услышать о нравственности, но очень редко говорится о её зависимости от греховных страстей, живущих в человеке с момента его рождения. Много можно услышать и о «духовно-нравственном» воспитании детей. Но редко можно услышать то, как родители могут влиять на погашение в детях страстных наклонностей. В своём труде «Путь ко спасению» святитель Феофан Заторник уделяет целый отдел раскрытию темы воспитания крещеного чада, показывая то, какими способами родители должны помочь чаду сохранить благодать, полученную в святом Крещении. Не потерявшие своей актуальности наставления святителя могут помочь современным православным родителям переосмыслить своё отношение к воспитанию детей. Сочинение святого довольно глубокое по смысловой нагрузке, поэтому, позволю себе остановиться на основных моментах, конспектируя важные тезисы святого и анализируя учение святителя с точки зрения его применения к современной жизни.

Цель воспитания.

Прежде всего, святитель напоминает о цели воспитания. И, она заключается не в том, чтобы ребёнок получил хорошее образование, вырос и построил семью и «продолжил свой род». Цель православного воспитания дитя в том, чтобы ребёнок, придя в «сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе, лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Которым соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по этому обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение» . Задача родителей крещёных младенцев - не допустить возобладания греху над своим чадом, направить своего дитя к Богу. Задача взрослых - сделать от себя все возможное, чтобы их чадо осознало себя христианином. Причем не с лозунгами «меня в детстве крестили, поэтому я православный», а с полным осознанием того, что без Христа никак нельзя и в соединении с Ним и состоит смысл всей человеческой жизни. К сожалению, многие взрослые, принося своих детей к святой купели, или становясь крёстными, не понимают этих основополагающих вещей. Как учил святитель Тихон Задонский, Бог не спросит родителей, имели ли их дети высшее образование, знали ли они французский язык, но спросит, все ли они сделали от себя зависящее для того, чтобы ребёнок стал настоящим христанином.

I этап. Младенец в колыбели.

Если младенец живет, значит, на его жизнь можно влиять, - пишет святитель. Положительное влияние, помогающее сохранить и раскрыть дары, полученные в Таинстве Крещения, оказывается созданием вокруг малыша церковной атмосферы вокруг него, а, главным к этому средство - частое причащение Святых Христовых Таин.

Охранение ребёнка от влияния нечистых сил есть 1) видимое: «частое ношение в церковь, прикладывание ко Святому Кресту, Евангелию, иконам…» и 2) невидимое: Ангел-Хранитель, приставленный к дитя с момента святого Крещения, внушающий родителям, «что надо сделать с находящимся в крайности детищем» .

Могущественнейшее средство к сохранению и укреплению благодатной жизни в детях - «дух веры и благочестия самих родителей». И этот дух можно передать ребёнку через взор: «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом - взор» . Учитывая то, что через взор открывается человеческая душа, святитель говорит, что в глазах родителей должна сиять не только их любовь к детям (это чувство - естественное), но и вера в то, «что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере» .
.

II этап. У младенца пробуждаются силы.

Младенец крещён, из глубин его сердца изгнан злой дух, который теперь не может действовать изнутри. Но, страсти, остающиеся и в крещёном, постепенно начинают проявляться. Когда у малыша пробуждаются силы, нужно особое внимание родителей. Ребёнок ещё не может вести внутреннюю брань, и она должна вестись родителями: «должно не допускать до сего и как бы вырывать силы из рук греха и передавать Богу» .

Основные возбудители, влекущие ко греху:

1) в уме - пытливость;

2) в воле - своеволие;

3) в чувстве - самоуслаждение;

Задача родителей на данном этапе - «так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало» . Православные родители и сами должны не только знать, и практиковать основы духовной брани.

Разбор главных воздействий на тело, душу и дух младенца.

1) Телесное воспиатние.

Телесная жизнь тесно связана с питанием. «В нравственном отношении оно есть седалище страсти к греховному услаждению плоти или поприще его развития и питания. Поэтому должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия».

Важный совет святителя: «Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью ».

а) Питание:

Избирать здоровую пищу;

Подчинить употребление пищи известным правилам (возможно, имеется ввиду распорядок питания);

Не отступать от правил.

Внешний порядок влияет на внутреннее состояние человека. К примеру, монастырская строгость в распорядке дня создана для того, чтобы монашествующие имели правильный духовный настрой. Применение определенного порядка в приеме пищи воспитывает в ребёнке порядок внутренний. Если ребёнок постоянно ест, когда ему захочется (имеется в виду подойти, съесть кусок и убежать), то, он привыкает к этой беспорядочности. Кроме распорядка в приёме пищи полезна и определенная мерность. Многие бабушки по любви к своим внукам ставят своей целью их откормить. Многие родители балуют своих детей сладостями, не задумываясь, какую пользу они этим приобретают. Всё это может навредить ребёнку влиянием на укоренение в нём страсти чревоугодия. Православный родитель должен задуматься, что важнее: временное удовольствие ребёнка, или строгость, которая не даст впоследствии разыграться страстям, которые будут властвовать над человеком. Важно отметить следующее: слово страсти со славянского в дословно означает «страдания». Привыкший к сластолюбию и к самоугодию обрекает свою душу на последующие страдания, и, конечно, любящий родитель не пожалеет этого своему чаду..

б) Движение («в отношении к душе оно - седалище воли, и очень способно развивать своеволие»):

Резвости ребёнка должно соответствовать времени и месту, так как «своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях» ;

Ребёнок должен научиться владеть телом. Родители не должны контролировать время игр детей и резвости. Бывает так, что родители устали, сами отдыхают и дети предоставлены сами себе, и так проходит час, второй и далее. Итог такого упущения - непослушание ребёнка и неприученость заканчивать игру тогда, когда указывают родители.

в) Нервы («нервы - седалище чувствительности тела или способности принимать приятные и неприятные впечатления»).

В отношении отправления нервов тела нужно «поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте» . Один из примеров использования совета святителя - приучение детей к обливанию холодной водой. Излишняя забота о мягкости подушки и т.п. ведёт к изнеживанию тела.

«Главное зло в отношении к телу - теплолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасения со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства!»

Подытожим задачи телесного воспитания ребёнка словами святителя Феофана: «Итак, не должно оставлять на произвол развития тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям» .

2) Воспитание души (впечатлительности).

Святитель говорит о том, что особое внимание нужно уделить на впечатление малыша, так как «первые впечатления глубоко остаются памятными» . Как первая пища влияет на темперамент тела, так и предметы, занимающие внимание души, сильно влияют на «характер души или тон её жизни» . Для воспитания христианина нужно сделать так, чтобы первые впечатления получались от священных предметов: «итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же, могущее развратить в примерах, изображениях и вещах, - удаляют».

Святой также предлагает сделать упор на предотвращение излишней пытливости. При познавании окружающего мира нужно следить за тем, чтобы ребёнок имел меру и порядок в этом познавании. Пытливостью можно назвать бесцельное, беспорядочное впитывание окружающего без различения того, что полезно, а что нет. Неупорядоченность и быстрый переход с одного предмета на другой может привести к тому, что ребёнок начнёт «мечтать и развлекаться образами и тем не давать покоя душе, мутя её приливом и отливом своих беспутных видений. Неумеющий владеть чувствами и воображением необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостию, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода» .

III этап. В младенце начинают действовать страсти.

Современно вышесказанным способностям в ребёнка начинают проявляться страсти, которые тревожат его. Нужно противоборствовать этим движениям с раннего детства. Но как пресекать движение страстей? «Как это сделать - определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Можно, впрочем, постановить следующее: 1) предупреждать всячески их [страстей] возникновение; 2) потом, если проявилась какая страсть, надобно спешить погасить ее придуманными и испытанными средствами. Этим предотвратится укоренение их, или предрасположение к ним» .

Если будет соблюдено всё вышеперечисленное, то душа ребёнка получит от этого прекрасную подготовку к истинному настроению. Но это - только подготовление к доброму настроению. Само же доброе устроение созидается действием на 1) ум, 2) волю и 3) чувства.

1) На ум .

Образование ума ребёнка нужно начинать с момента начала произнесения им первых слов, так как умственные способности, по мнению святителя, начинают развиваться с началом говорения. Главное, в чем надо наставлять ребёнка в здравых понятиях и суждениях: «что добро и зло, что хорошо и худо» . Кстати, подмечено, что относительно священных тем ребёнок все понимает подчас не хуже взрослого. Поэтому, когда спрашиваешь двух-трех- летнего ребёнка о том, что находится в Чаше с Причастием, он отвечает «Кровь Бога». А взрослые, отвечая на этот вопрос, часто начинают колебаться. Это свидетельствует о том, что в вопросах истины не нужно придумывать что-то, а надо говорить прямо, как есть. Есть Господь, есть смерть и так далее. Святитель Феофан говорит, что не стоит смущаться тем, что дитя ещё мало - истина доступна всякому. Он же пишет: «истина связывает ум и насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость» .

Также родители должны помнить о том, что, когда они разговаривают - дети слышат и всё это впитывают. Поэтому, родители всегда должны называть «вещи своими именами. Например: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствие, какое достоинство имеют те или другие обычаи и прочее»

2) На волю.

Здесь главная задача заключается в том, чтобы «убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли» . Естественное следствие этого - послушание и покорность родителям. Приобретенный навык послушания поможет поможет уже во взрослой жизни искать не своей, а Божией воли.

«Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела, и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить» . Пример: проходя мимо нуждающегося, можно дать копеечку ребёнку, чтобы он сам положил просящему. Есть примеры, когда дети, привыкши к этому, находили мелочь и отдавали её своим младшим, предлагая, чтобы те дали нуждающемуся. Хорошо развивать привычку делать дела тайно. Приучить ребёнка в ответ на похвалу отвечать: «не меня хвали, а Бога».

3) На сердце.

«Под таким действованием ума, воли и низших сил само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные…» Автор «Пути ко спасению» утверждает, что мощнейшее средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность (храм, иконы, пение, тишина). «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан» - пишет святой подвижник.

От души - к духу

Воспитанная вышепоказанным образом душа не будет препятствовать развитию духа. «Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность». К нему относятся 1) страх Божий [к уму], 2) совесть [к воле], 3) молитва [к чувствам]. «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть» .

IV этап. Воспитание в школьном возрасте.

«Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частью. При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения: ибо он существенно вытекает из природы сил наших и требований христианской жизни» .

Ребенок растет, идёт в школу. Касательно образования ребёнка православные родители должны помнить следующее:

1) Богоугождение важнее учености:

«главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота».

2) Нужно следить за тем, что преподается ребёнку:

«У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука - две области, решительно разъединенные…»

Некоторые итоги:

Всё вышесказанное должно вести к достижению главной цели воспитания - чтобы ребёнок осознал себя христианином: «А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: «Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей», - то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом - самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству» .

Если подобного самосознания не будет, то в 15-16 лет юношу захлестнут страсти (прежде всего - похоть к противоположному полу, так как в современном мире это обширно культивируется). А как им противостоять, если не будет самосознания того, что «я христианин, который должен угождать Господу»? Если не будет этого стрежня, то молодой человек вряд ли сможет удержаться от блуда и не только (и сегодня мы видим эту трагическую картину). Когда пылают юношеские страсти - ум отключается, теряется контроль над собой. Нужны стержни - страх Божий, отречение от своеволия и христианское самосознание.

Ещё один важный момент. Ребёнок должен сам убедиться в том, что Православие - это единственный путь ко спасению. Кроме принятия сердцем, он должен понять это разумом. Нужно привить желание разбираться, а не просто слепо верить. Ведь, сколько встречается людей, которые не знаю своей веры и из-за этого они колеблются, как маятники: «Человек и в христианстве остается человеком. Потому ему и здесь должно быть разумным, только сию разумность он должен обратить в пользу святой веры. Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственно верный путь спасения и что все другие пути, не согласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово» .

Здесь кратко описан путь воспитания ориентировочно до 15-16-ти летнего возраста. А дальше «сознавший себя христианином, или сознательно решившийся жить по-христиански, пусть теперь сам хранит, со всем тщанием, принятое от прежнего возраста совершенство и чистоту жизни, как прежде хранили ее другие» .

Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!

Что в заведениях дети становятся не те уже - что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех - все от Господа. Молитесь более… помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна.

Детей вразумлять есть долг родителей, - стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул вас из числа Своих.

Горюете о детях. На то вы мать, чтоб о детях горевать. Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился - и стал как следут быть.
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите, а жизнь потом заставит перекреститься. Что любит стяжания - это еще не велика беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и прочее. Надежду только при имении на Бога возлагать надо, часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенья только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне - своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй; благослови, Господи». Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, так доставь мне утешение…»

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.