Развитие мелкой моторики малышей. Развитие мелкой моторики у ребенка: игры, упражнения и гимнастика для мелкой моторики. Детская физиология и особенности развития мелкой моторики


Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Воображение тесно переплетается с процессом мышления: конкретные образы неотделимы от мыслей. Следовательно, развить воображение можно теми же способами, что и мышление.

Развитие воображения в игре

Ролевые игры позволяют развить воображение, т.к. предполагают от участника определенных действий, соответствующих конкретному образу, который он примеряет на себя и должен ему соответствовать. Театральные постановки, концертные программы и другие шоу также пробуждают фантазию и стимулируют воображение.

Развитие воображения в фантазиях

Типичное: «Если бы…» - действенное упражнение для развития воображения. На некоторое время нужно перевоплотиться в исследователя и, выдвигая гипотезы, попытаться найти на них . Например: «Если бы Европа заговорила по-русски, было бы…» Далее – включается мыслительный процесс. Польза таких упражнений огромная, потому что воображение постепенно отходит от стандартных решений и ищет новые .

Творческая деятельность развивает воображение

Можно художественную литературу и давать волю воображению, мысленно представляя пейзажи и образы, описанные в произведении. К сожалению, многие читатели считают длинные описания скучными и перелистывают такие страницы.

Стимулирует воображения творческая деятельность. Она может быть связана с написанием , рассказов, романов, журналистской деятельностью, живописью, скульптурой и т.д.

География совершенствует воображение

Как ни парадоксально прозвучит, но изучение географии стимулирует мыслительные процессы и совершенствует работу воображения. Для этого необходимы географические карты, по которым пользователь составит подробный маршрут предстоящего путешествия и отправится в увлекательную дорогу. Мысленно.

Жизненный опыт

Воображение развивается с приобретением жизненного опыта, в процессе приобретения которого человек сталкивается с различными людьми, ситуациями, оценивая их поступки и неоднократно ставя себя на их место. У наблюдательного человека процесс развития воображения происходит быстрей.

Связанная статья

Развитие моторики ребенка напрямую влияет на подготовку детских ручек к письму, а также на его речь. Необходимо проявить немного заботы и фантазии, чтобы развить мелкую моторику у ребенка. Самые обычные занятия с малышом способны значительно улучшить моторику его рук.

Вам понадобится

  • - пальчиковые краски
  • - гуашевые краски
  • - кисти для рисования
  • - различные крупы
  • - конструкторы
  • - пластилин или тесто для лепки

Инструкция

Приучайте рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук. При этом не стоит больше двух цветов, чтобы не рассеивалось его внимание. Как только малыш подрастет и будет способен держать в руках кисточку, дайте ему гуашевые краски и достаточно широкую кисть. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком разукрашку с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.

Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите малыша рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.

Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.

Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы. Самым маленьким детям подарите конструктор с достаточно крупными пластиковыми деталями, которые они не проглотят и которые будет удобно соединять друг с другом.

Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения руками напрямую влияют на развитие моторики ребенка.

Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.

Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.

Не запрещайте ребенку лепить из пластилина, переживая за порядок в доме. Заранее подготовьте рабочее место ребенку, накрыв все поверхности клеенкой. Участвуйте в процессе лепки вместе с малышом, учите его делать разные заготовки для пластилиновых фигурок. Чем интереснее будет процесс, тем дольше ребенок сможет тренировать пальчики.

Научите ребенка искусству оригами. Для детей очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу.Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.

Видео по теме

В головном мозге человека речевые центры расположены поблизости от центров, отвечающих за движение пальцев рук. Именно поэтому хорошее развитие мелкой моторики оказывает благоприятное воздействие на развитие речевых навыков, а также мышление и смекалку. Ниже приведены некоторые игры, направленные на то, чтобы помочь не совсем умелым ручкам стать «очумелыми».

Инструкция

Предоставьте малышу возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре и т.д. Как правило, дети сами находят необходимые для игры коробочки, пластиковые , палочки, кусочки ткани, бумаги и прочие «дидактические пособия». Кроме того, в любом магазине игрушек продаются самые разные приспособления, направленные на развитие моторики, начиная от мягких книжек с гладкими, звенящими, шелестящими, бархатными нашивками и различными выступающими элементами, и заканчивая мини площадкой для игр.

Необходимо обучать переливать водичку из более узкой посуды в более широкую и наоборот. Можно также помогать ему воду из-под крана в чашечку или ручками (ситечком) вылавливать плавающие в ванночке мелкие предметы. Конечно, показать ему эту игру во время купания, чтобы он не намочил одежду. Существуют специальные заводные игрушки для ванны: плавающие крабики, рыбки, рачки и т.д., которые в глазах еще более привлекательная добыча.

Для развития моторики пальцев позвольте ребенку почаще играть с сыпучими материалами. В летнее время для этих целей можно использовать самую обычную песочницу. Покажите ему сколько всевозможных действий можно производить с песком: насыпайте его руками или совочком в разные по форме ведерки, пересыпайте из одной руки в другую, просеивайте, лепите куличики, пусть он рушит их, пробует изготавливать собственные.

Вместо песочницы можно использовать для игр крупу. Желательно варьировать разновидность крупы, чтобы малышу не надоела игра. Пересыпайте ее из одной посуды в другую, забирайте ложкой или совочком, загружайте грузовичек, перевозите, выгружайте. Если ребенок пытается распробовать крупу - замените ее на соль. Ни один малыш не станет есть соль, попробовав ее однажды.

Развивайте мелкую моторику рук ребенка при помощи игр с бусинами, пуговицами, макаронами, фасолинами и т.д. При этом, обязательно следите за малышом, иначе он может проглотить что-либо или засунуть в носик, фантазии и любопытства им не занимать. Игры примерно те же, что с крупой. Можно также сделать небольшое отверстие в картонной коробочке с крышкой и показать, как проталкивать туда бусины, раскладывать их по ячейкам для яиц. Одним словом, ухищряйтесь, как можете.

Полезный совет

Сегодня отношение к песочнице стало неоднозначным. Все педиатры в один голос твердят, что песочница является самым коварным распространителем всевозможных бактерий. Причина в том, что помимо деток, в песочнице любят «забавляться» кошечки, и собачки. Здравый смысл в этом, конечно, есть.

Но если вы все же решили сводить туда малыша - не позволяйте дегустировать песок! Как только это произойдет в первый раз - тут же соберите все игрушки и покиньте игровую площадку. Вам необходимо именно эмоционально продемонстрировать ваше расстройство по поводу того, что он сделал, и объяснить на словах, что так поступать нельзя.

Вернитесь обратно, если малыш очень упрашивает вас, но предварительно заключите с ним договор о том, что он больше не поступит так. Если же повторится то же самое - уведите его из песочницы и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо площадки, напоминайте ему, что вам жаль, но вы не можете там играть, потому что он ест песок. Затем попробуйте еще раз, вскоре он все поймет и перестанет пробовать песок на вкус.

Совет 5: Как просто занять ребенка, развивая его мелкую моторику

У каждой мамы периодически возникает желание занять ребенка и отдохнуть от забот прямо сейчас, сию секунду. В этом случае можно предложить чаду перебирать макароны или что-то лепить из пластилина. Основной плюс данного занятия - развитие мелкой моторики и то, что необходимые материалы всегда под рукой.

Вам понадобится

  • - обычный листок А4;
  • - пластилин;
  • - макароны, горох, фасоль;
  • - коробочка для подручных материалов.

Инструкция

Подготовим макароны к работе - если у вас макароны обычные, то есть ракушки спиральки и прочее, их остается только пересыпать в коробочку. Если макароны спагетти или паста, нужно будет их сломать приблизительно втрое. Совет: особенно интересны детям разноцветные макароны (продаются в любом большом супермаркете)
Так же, для тактильных ощущений рекомендую добавить в коробочку цельный сухой горох и фасоль.

Подготовим рабочее пространство: им может быть обеденный стол, либо детский столик. Если ребенок очень маленький, пригодится также столик при детском стульчике для кормления. Освобождаем поверхность от лишнего, ближе к ребенку кладем лист формата А4. Замечательно, если это будет картон, но обычная бумага для принтера тоже подойдет.
Устанавливаем в доступной близости для ребенка коробочку приготовленную в шаге 1.

Готовим пластилин. Разноцветный пластилин делим на шарики, кусочки, кубики или иные фигуры. Укладываем приготовленный материал рядом с коробочкой. Совет: если вашему ребенку больше года, предоставьте разделить пластилин ребенку самому. Поверьте, это не только очень увлекает, но ещё и развивает ребенка.

Итак, усаживаем ребенка за рабочее место и рассказываем увлекательную сказку про сказочный лес со сказочными животными и предлагаем посадить ему свой сказочный лес, в котором исполняются самые заветные желания. Демонстрируем технику: лепим кусочек пластилина на бумагу, в него вставляем столько макарон, посчитает нужным. Это будут наши "деревья". Таким же способом можно сделать "кочки" и "ямочки". Даём ребенку простор для творчества, а маме время на отдых!

Видео по теме

Обратите внимание

Если ребенок слишком маленький, необходимо наблюдать за ним, во избежание глотания мелких деталей, а лучше использовать в таких случаях крупные виды макарон, что обезопасит от неприятностей.

Полезный совет

Помните, чем ярче будет ваш рассказ о волшебных деревьях, тем более увлечен будет малыш. По окончании творческого полета ребенка, в "волшебный лес" можно поселить маленькие игрушки, и продолжить эту замечательную историю.

Совет 6: Как нужно развивать мелкую моторику у ребенка в 1-3 года

О развитии мелкой моторики ребенка стоит задуматься в самом раннем возрасте. Уже с 1 года можно проводить специальные занятия с малышом.

Инструкция

В возрасте 1 года ребенок уже многое умеет делать руками, например, рвать бумагу и пересыпать мелкие предметы. Малышу пора играть с сортерами, знакомиться с рамками-вкладышами, пирамидками и конструкторами. Отличным вариантом для развития мелкой моторики в возрасте от 1-2 года будет игра в песочнице. Кроме того, учите ребенка переливать жидкости из 1 емкости в другую, работать с застежками различного вида, рисовать пальцем и клеить наклейки. Только помните, что играть с мелкими предметами ребенку обязательно нужно под присмотром взрослых.

В 2 года для развития мелкой моторики очень актуальна будет пальчиковая гимнастика. Есть множество сказок и стишков, которые помогут вам заинтересовать малыша. Понемногу учите ребенка справляться с легкой работой по дому. Он уже может вытереть лужу воды, протереть полку или стол, подмести, помочь развесить белье. Приучайте малыша самостоятельно раздеваться, а потом и одеваться. Усложняйте игры, которые описаны в первом шаге. Учите малыша переносить предметы с помощью щипцов (в качестве щипцов можно использовать, например, снежкодел).

Ближе к 3-м годам проводите с ребенком занятия на поиск предметов на ощупь. Для этого можно использовать мешочек или коробку. Поместите туда несколько предметов и просите малыша вытаскивать их по очереди. Кроме того, стоит приобрести специальную шнуровку, чтобы ребенок учился проходить шнурком через отверстия. Если в двухлетнем возрасте малыш только учится рисовать и разукрашивать, теперь он, возможно, уже сможет проводить линии через определенные точки.

Умение работать руками, или мелкая моторика – это одно из важнейших качеств, которое необходимо развивать у ребенка до 7 лет. Развитие этого качества тесно взаимосвязано с уровнем сформированности других качеств дошкольника, таких как познавательные способности, память, мышление, речь, ориентировка в пространстве. И, конечно же, степень умения работать руками во многом определяет готовность к школе у будущего первоклассника, успешность его дальнейшего овладения навыками письма.

Для развития навыка мелкой моторики у малышей существует большое разнообразие методов.

Пальчиковая гимнастика. Ребенку предлагается изобразить различные предметы и движения при помощи пальцев, сдвигать и раздвигать пальцы поочередно на левой и правой руке, а также одновременно.

Логоритмические упражнения – активные движения пальцев рук в соответствии с ритмом, заданным взрослым при помощи специальных стихотворений или песенок.

Игры с пальчиковым театром. Мини-спектакли не только помогут в улучшении навыка мелкой моторики, но и будут способствовать развитию речи и уровня фантазии малыша.

Выполнение разнообразных движений с предметами при помощи пальцев. Это может быть перекатывание карандаша, орехов или небольшого мячика, перекладывание счетных палочек, захватывание предметов пинцетом или прищепками, игры со шнуровками, бусинами, бисером. Техники арт-терапии, или рисование пальчиковыми красками. Выкладывание узоров из мозаики. Лепка композиций, фигур из пластилина, кинетического песка или соленого теста.

Игры с бумагой , например, ее складывание или скатывание в шарик, игра в «снежки», изготовление «рваных» аппликаций.

Игры с крупами. Можно предложить малышу пересыпать крупу из одной емкости в другую, рассортировать по видам, выложить из крупы различные изображения.

Действия с пуговицами : их можно застегивать, расстегивать, нанизывать на ленты и шнурки, выкладывать различные композиции.

Кроме этого, родителям не стоит забывать и о достаточном уровне физической активности ребенка . Лазание и висы (например, на «шведской стенке») создают условия для укрепления ладоней и пальцев малыша, развития силы кисти.

Таким образом, важнейшую задачу по развитию мелкой моторики родители могут превратить в легкую и непринужденную игру. Главное – не забывать о регулярности и систематичности упражнений, особенно, если малыш не посещает детский сад.

Дополнительно можно украсить героя. Например, шерсть для овечки скатать из кусочков обыкновенных салфетки. Шерсть для волка нарезать из шерстяных ниток. Из цветной бумаги вырезать травку.

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение . Почему?

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Развитие мелкой моторики у детей - это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковый тренинг

Простые

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

  1. "Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.

  1. "Прогулка"

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.

  1. " Человечки"

Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.

  1. "В гости"

В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.

  1. "Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

  1. " Алые цветки"

"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

  1. " Апельсин"

"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

  1. "Прятки"

"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".

Сжимание и разжимание пальцев рук.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
  10. " Резиночка" . Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  11. " Каляки-маляки ". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  12. " Солнышко улыбается" . Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
  13. " Мозаика ". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.
  14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.
  15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
  16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".
  17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
  18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
  19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  20. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
  21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  3. Кухонная утварь
  4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
  5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение ) .
  8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  13. Перелистывать страницы книги.
  14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
  4. лепить из пластилина мелкие детали;
  5. застегивать и расстегивать пуговицы;
  6. одеваться и обуваться;
  7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  8. наливать в чашку молоко из пакета;
  9. умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!


Чем «умнее» руки малыша, тем проще ему будет осваивать многие навыки: от умения держать ложку до успехов в школе.

Для развития мелкой моторики важнее не количество игрушек, а их разнообразие. Материал, размеры, форма - всё это должно быть разным. Предлагаем пройтись по типам игрушек для развития моторики рук в хронологическом порядке.

1. Слингобусы

Для чего: Как и фактурные погремушки, слингобусы помогают малышу познать многообразие мира.

Возраст : от рождения

Что именно: слингобусы состоят из вязаных (или не только вязаных) бусинок, стимулирующих детскую ладошку.

Как играть: слингобусы особенно хороши при кормлении. По опыту многих мам, малыши любят сжимать что-нибудь в ладошке во время еды. Вязаная фактура бус легко массирует пальчики малыша, запуская таким образом развитие моторики.

Фото: http://homemadetoys.jimdo.com/

2. Фактурные погремушки


Для чего: дают малышу первое представление о различных материалах и формах предметов.

Возраст: с 2-3 месяцев, когда ребёнок сам начнёт тянуться к игрушкам.

Что именно: погремушки не только из пластмассы, но и дерева, вязаные, с хрустящим наполнителем и т.д.

Как играть: сначала проводите ладошкой малыша по игрушке, потом вкладывайте ему в руку, а скоро он начнёт удерживать и брать погремушку сам.

3. Мягкие книжки


Для чего: помогают малышу освоить переворачивание страниц.

Возраст: с 4-5 месяцев

Что именно : книжки есть тканевые, на их страницах изображены животные и другие картинки, а также небьющиеся зеркала, привлекающие внимание малыша, и есть книжки для ванной, сделанные из водонепроницаемого материала.

Как играть: пока ребёнок не сидит, подвешивайте книжки на развивающий коврик или специальные дуги на шезлонге, но чтобы малыш мог дотянуться до них.

Развитие мелкой моторики является профилактикой гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

4. Кубики


Простые кубики - отличный строительный материал для детей, способный увлечь их надолго, плюс - развитие ловкости рук.

Возраст: от 6 месяцев

Почему от развития моторики рук зависит речь ребёнка? Моторный и речевой центры в головном мозге находятся крайне близко: стимуляция моторного центра приводит к развитию речевого.

Фото: http://www.shpuntik.com.ua/

5. Пазлы


Для чего: помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка.

Возраст: от 9-10 месяцев

Что именно: детские пазлы - большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.

6. Развивающие панели


Для чего: не только развивают мелкую моторику, но и обучают новым навыкам, например, как управиться с молнией или пуговками.

Возраст: с 9-10 месяцев

Что именно: развивающая панель состоит из кнопочек, застёжек, задвижек, шнурков - в общем всего того, что можно дёргать и перебирать.

Как играть: сначала самому показывать ребёнку, как застегивать-расстегивать и совершать все возможные действия с панелью.

Выбирайте панели, на которых есть элементы для шнуровки. У современных детей гораздо меньше возможностей научиться такому привычному для нас, но такому важному для них действию как шнурование. Именно во время этого процесса задействовано большое количество мышц рук, что способствует развитию моторики.

Фото: http://www.toysrus.com.au/

7. Пирамидки


Для чего: не стоит недооценивать значение классической детской пирамиды. Нанизывание колец - это один из базовых элементов развития моторики.

Возраст: с 9-10 месяцев

Что именно: начинать надо с простой пирамиды, состоящей из 4-5 деталей.

8. Сортеры и игрушки-матрёшки


Для чего: развивают и ловкость детских рук, и логическое мышление.

Возраст: от года, можно чуть раньше

Что именно: сортер - это куб (или параллелепипед) с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.

Чем заменить: складывание различных предметов (от карандашей до губной помады) в обычную коробку. Более сложный вариант - сложить монетки в копилку.

Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный - можно и нужно.

Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и натренированными? Будем искать способы!

1–3 месяца: первый массаж

Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

3–5 месяцев: первые игры

В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

Ножки-ножки, где вы были?
– В гости к бабушке ходили!
Эй, вы, ручки! Хвать да хвать!
Нас попробуйте поймать!

Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и поочередно разгибайте пальчики:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!»

Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

«Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

Наша Маша
Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке)
Кашу сварила,
Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

9–12 месяцев: мы многое умеем!

Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки),
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезные идеи

Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

Мелкая моторика физический процесс на основе совокупности действий кстно-мышечной системы организма и психологического контроля. За осуществление данной работы отвечает нервная система, соединяя конечности с мозговым центром. Использование мелкой моторики рук порой происходит не заметно, на уровне использования жестов во время вербального общения. Развитие моторики напрямую связано с развитием речи, эти сектора соприкасаются в коре головного мозга.

Развитие мелкой моторики у детей

С рождением ребенка начинается освоение окружающего мира, собственного организма. Для стимуляции развития крохи используют специальные игрушки. Подвесные, напольные атрибуты можно трогать, проверять на прочность. Этим ребенок не осознано тренирует свою моторику. Тактильные ощущения шершавости, мягкости поверхностей помогают улучшить восприятие среды.

С годовалого возраста для мелкой моторки можно использовать:

  • Крупы высыпают на столик, перебирание горошин, перекладывание маленьких предметов из одного сосуда в другой улучшат координацию.
  • Пластилин, тесто в процессе лепки задействованы все нервные окончания подушечек пальцев.
  • Массажи кисти, ладони родители проводят самостоятельно, рассказывая стишки про сороку-ворону, пальчиковые игры.

Работа над моторикой во взрослом возрасте

Во взрослом возрасте аппарат моторных функций необходимо продолжать развивать, застой данной деятельности приводит к атрофии мозговых клеток. Обыденные действия приносят благотворный эффект, среди них: писание ручкой, пером, рисование. Работа за компьютером, к данной нагрузке не относиться. Хорошая память, поставленная речь тренируется так же массажем рук.

На ладони находятся точки, используемые для воздействия на органы человеческого организма, стимуляция поверхности рук активизирует импульсы коры головного мозга. Изречение немецкого мыслителя «Рука – вытекший наружу мозг» точно передает важность занятий по развитию моторики конечностей.

Занятия, способствующие стимуляции, развитию моторики:

  1. Различные виды рукоделия одновременно стимулируют и конечности и мозговую активность, фокусируясь на мелких деталях. В старину все женщины занимались тканевым делом, вязанием, что помогало поддерживать четкость движений в преклонном возрасте. Вышивка бисером, плетение стимулирует развитие памяти.
  2. Мужчины для активации нужных зон могут обратиться к моделированию технических объектов (кораблей, машин, самолетов).
  3. Универсальным предметом массажного характера является глина. Гибкая структура воздействует на всю руку целиком, привлекая мышцы запястья, кисти.
  4. Во время рабочего дня можно провести ряд упражнений укрепляющих моторику рисуя в блокноте, тетради. Главное правило для рисовальных упражнений упорядоченность. Ряд повторяющихся петель, косых линий, будут напоминать занятие прописью в начальных классах, окажут огромный положительный эффект для мелкой моторики рук.
  5. Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений для фаланги пальцев состоит из сгибания, разгибания. Заниматься данной деятельность можно даже в общественном транспорте. Не обязательно подбирать определенную последовательность. Что бы размять пальцы можно пощелкать большим пальцем о средний, скрестить один за другой, просто сжимать кулак.
  6. Универсальное средство для разминки кистевой эспандер. Это устройство имеет круглую форму, легко помещается в ладони. Для использование достаточно периодично напрягать пальцы, что бы кольцо сжималось.

Восстановление моторики рук после инсульта

Любые травмы не только местного характера, но и области мозга наносят вред всему организму. То же действие оказывает приступ инсульта. Нервные соединения человеческого тела перестают слажено работать, импульс теряется и не всегда попадает в назначенное место. Люди, перенесши подобны заболевания, страдают затрудненным восприятием и воссозданием информации, нарушением моторики тела, в том числе рук.

Центры реабилитации помогают восстановиться людям с ограниченной возможностью двигаться. Для выполнения комплекса упражнений не обязательно прибегать к помощи специалистов, среди них:

  • Гимнастические упражнения . В отличие от обычной тренировки в процессе восстановления, главное контроль. Конечности перестают слушаться, могут не отвечать на сигналы мозга. Поэтому основной принцип тренировки пристально следить за проделываемыми манипуляциями, контролируя их.
  • Занятия творчеством . Как и в классических вариантах рисование, повторяющиеся линии, лепнина весьма продуктивны для развития моторики. По мимо этого, для перенесшего инсульт важным становиться психологический аспект. Погружение во внутреннею природу. Выражение своего я через искусство.
  • Упражнение с мячом . Используют данную методику в детских садах и специальных учреждениях. Мячики разной формы помогают тренировать ловкость, фиксируя предмет руками. Мяч перекладывают из руки в руку, катают по столу. Существует самомасаж мечем, который позволит задействовать сразу несколько частей коры головного мозга отвечающие за восприятие, выполнение действий. Мячи следует использовать из разных материалов: ткань, резина, пупырышки.
  • Подручные средства . Для гимнастических упражнений возьмите несколько орехов и перебирайте их в ладони. Бытовые действия, хорошо стимулируют моторику и приводят мозг в работоспособность. Светильник, пульт от телевизора, кнопка лифта требуют концентрации мыслей.
  • Высокая сосредоточенность потребуется для перебирания, сбора таких мелких деталей, как пазлы, мозайки. Работая с ними постоянно улучшиться ловкость, память, мелкая моторика рук.