Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда. Занятие на тему "одежда" Одежда конспект занятия для малышей


Занятия для дошкольников. Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей.

Дорогие читатели «Родной тропинки»! В этой статье Вы найдете материалы для занятий и игр с ребенком по теме «Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей»:

  • Что такое одежда?
  • Какая она бывает?
  • Задания и игры для развития чувства рифмы, творческих речевых способностей, мышления, моторики,
  • Обучение детей составлению описания по плану.
  • Презентация «Одежда» для занятий с детьми дошкольного возраста.

Желаю вам успехов в развитии речи малышей и ознакомлении их с окружающим миром!

Одежда. Часть 1. Задания и игры для детей с 3-4 лет

Задание 1. Учимся сравнивать, наблюдать, описывать предметы

Посмотри на картинки. Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня. Видишь, как они улыбаются на картинке. Они рады с тобой познакомиться!

Вчера мама с папой купили для Тани и Вани новую зимнюю одежду. Ведь скоро будет зима, станет совсем холодно, и гулять на улице можно будет только в теплой одежде. Посмотри на картинку – вот одежда, которую купили Тане. Что это?

Чем отличаются шуба и пальто ? (Шуба сшита из меха, она меховая, а пальто сшито из ткани). Чем они похожи? (Они тёплые; мы носим и шубу и пальто зимой; у них есть рукава, пуговицы, карманы, воротник).

Отгадай загадку: «Пушистая, а не снег. Греет, а не печка». Что это? (Шуба). Почему ты так решил? (Шуба пушистая, она греет, она очень тёплая).

Отгадай мою загадку. Что я загадала – шубу или пальто? «Это одежда для зимы – зимняя. Она очень тёплая. У нее большой капюшон, длинные рукава. На ней нет карманов. Она сделана из меха. Что это?» (Шуба). Молодец! А теперь ты мне загадай загадку. «Эта одежда… У нее есть…и … Она сделана из… Что это?» (Помогите малышу описать шубу или пальто, давая ему начала фраз, подсказывая отдельные слова). Обязательно похвалите ребенка: «Какая замечательная загадка у тебя получилась», запишите загадку и загадайте её папе, бабушке, друзьям ребенка.

А для Вани мама и папа купили другую зимнюю одежду. Покажите ребенку картинку с обновками Вани. Что это? (Куртка и комбинезон). Чем они похожи? (они теплые, зимние; у них есть рукава, есть кнопки на застежке, есть карманы, капюшон с мехом). Чем они отличаются? (Куртка короткая, а комбинезон длинный. Комбинезон надевается на ноги и имеет штанины, а куртка нет. Они разного цвета. Куртка черная, а комбинезон голубой и коричневый)

Отгадай, что больше понравилось Ване – куртка или комбинезон – «Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, застежки на кнопки, много карманов. Она черного цвета. Она короткая. Что это?»

Задание 2. Что такое одежда? Узнаем обобщающее слово «одежда»

Посмотри на картинку. Вот те вещи, которые очень любит носить Таня. Что это? (платье, юбка).

А что любит носить Ваня ты увидишь на следующей картинке. Что это? (шорты, брюки, рубашка)

Чем похожи все эти вещи? (Подскажите малышу вопросом – «Зачем нам нужны платье, брюки, шорты, рубашка, юбка? Да, мы их носим, одеваем. Значит, похожи они тем, что мы их надеваем на себя») Вещи, которые мы носим, надеваем на себя называются одеждой. А зачем нам нужна одежда? Порассуждайте вместе с малышом.

  • Одежда нас защищает от холода. Мы бы замерзли зимой без шубы или пальто.
  • А летом одежда защищает нас от жары и от солнышка.
  • Еще одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Сядут они на одежду, а укусить нас не могут.
  • Еще одежда нужна для красоты. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.

Спросите малыша, какая одежда у него есть. Есть ли у него любимая одежда? Какая одежда есть у мамы? А у папы? У братика или сестрички? Рассмотрите одежду, которая есть дома и назовите детали одежды – манжеты, карманы, пуговица, молния, воротник, рукава, кнопки. Например: «Что это? Манжеты. А на какой еще одежде есть манжеты? А на рукавичках есть манжеты? А на курточке?»

Задание 3. Речевое упражнение «Какая бывает одежда?»

Скажите малышу, что одежду, которую мы носим на улицу, называют «верхняя одежда». Почему? (Выслушайте предположения малыша). Да, потому что ее надевают сверху другой одежды. Она на верху, сверху, поэтому она «верхняя». Какая верхняя одежда есть у ребенка, мамы, папы?

А одежду для праздников как называют? (Праздничная ). А как называют одежду для работы? (Рабочая) А одежду для мужчин? (мужская) . Одежда для женщин — ? (Женская ). А одежда для детей? (Детская ). Одежда для кукол — ? (Кукольная )

Выслушайте любые ответы детей с вниманием и поощряйте их! Словотворчество, т.е. придумывание малышом новых слов (мужнина вместо мужская, или праздниковая вместо праздничная и т.д.) – это проявление того, что ребенок пытается экспериментировать со словами, находить самостоятельно способы образования новых слов. Это очень важно и очень нужно для полноценного интеллектуального развития ребенка! Поэтому похвалите его за словотворчество. Ни в коем случае не смейтесь над ошибками ребенка и не повторяйте их. Просто скажите: «Такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились говорить по-другому. Они называют такую одежду «праздничная»

Задание 4. Разгадай, где ошибка в этом стихотворении об одежде.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…,
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

Прочитайте ребенку это стихотворение и попросите найти ошибку. Какая одежда нам нужна летом? А какая зимой? – «А зимою нам нужны свитер, теплые штаны, шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее». В чем здесь ошибка? Что здесь не одежда? (Сандалии – летняя обувь, а не зимняя одежда)

Задание 5. Отгадываем загадки об одежде. Учимся придумывать загадки по плану

А сейчас я предлагаю загадать загадки о своей одежде или одежде малыша. Это очень интересная и очень полезная игра! И словарь обогащает, и описывать предметы по плану учит, и детям всегда нравится – ведь угадывать всем интересно!

Описываем-загадываем мы в определенной последовательности — по плану, например:

  1. цвет,
  2. размер,
  3. материал (толстый, тонкий, пушистый, гладкий и т.д.),
  4. детали.

Сначала — в 3 года — малыш просто слушает Ваши загадки и отгадывает их. К 4-5 годам он уже будет иметь опыт отгадывания загадок и сможет по такому плану в картинках загадать загадку сам, то есть описать предмет.

Разложите 4-5 предметов одежды на столе, стуле или диване и опишите одну вещь, не называя ее. Пример загадки, которую можно загадать ребенку: «Эта вещь длинная, она светлая, она из красивой толстой ткани. У этой вещи есть пояс, белые круглые пуговицы, воротник и манжеты. Что это?» Помогите ребенку догадаться, подсказывая вопросами: «Думаешь, что это брюки? Да, брюки длинные. Но в загадке говорилось – «есть воротник и манжеты». А есть у брюк воротник и манжеты? А белые круглые пуговицы у брюк есть? Значит, я не брюки загадала. А что? »

Потом можно поиграть в эту игру в более сложном варианте – загадывать вещи, которые висят в шкафу или в прихожей. А там ведь много вещей – попробуй догадайся! Нужно внимательно слушать, запоминать признаки, наблюдать, искать, думать.

Когда малыш подрастет – к пяти годам — он сам начнет загадывать такие загадки, а пока он «впитывает» те образцы, которые ему мы даем. Поэтому очень важно, чтобы наши «взрослые» образцы загадок-описаний были построены логично, чтобы в них четко назывались детали, цвет, форма.

И еще один важный момент. Для того чтобы малышам была интересна эта игра, лучше играть не с картинками, а с «живыми» реальными вещами, которые можно потрогать, погладить ткань или пуговицы, расстегнуть или застегнуть карманы – словом, задействовать все органы чувств.

Задание 6. Небылица

Развиваем внимание ребенка к звучанию слов, учим подбирать слова в рифму

Давай поиграем в игру «Подскажи словечко». Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане).

Если малыш не угадывает, какое слово в рифму здесь подходит, начните вместе с ним пробовать добавлять разные слова с картинки: «Поросенок в шубке, а собачка…? В берете. Так складно получится? Нет. Давай по-другому попробуем. Что это? Правильно, юбка. Что же у нас получится с этим словом? Поросенок в шубке, а собака — … (ребенок добавляет «В юбке») Складно получилось! В рифму!» В конце упражнения еще раз прочитайте Ваше «сочинение – небылицу» целиком со всеми подобранными рифмами.

Найди на картинке одежду (юбка, сарафан).

Объясните малышу, что вещи, которые мы надеваем на голову называются не «одежда», а «головные уборы», потому что мы их надеваем на голову, а не на туловище. А те вещи, которые мы надеваем на ноги, называются «обувь». Обувь и головные уборы не относятся к одежде.

Задание 7. Учимся говорить без ошибок – слова «надевать» и «одевать». Играем и запоминаем!

Частая речевая ошибка детей – неправильное употребление слов «одеть» и «надеть». Правило здесь такое: «ОДЕТЬ» мы говорим, если кого-то одеваем (одеваем сына на прогулку, одеваем куклу. мишку, малыша, больного). Одеваем мы всегда во что-то — в пальто, в плащ. А «НАдеть» говорится, когда мы «НА – деваем» НА себя — на руки, на ноги. Поэтому правильно будет говорить «надел брюки (на себя)», но «одела куклу на прогулку».

Запоминать это правило не нужно. Нужно просто поиграть с ребенком в речевые игры, и он сам легко и играючи его запомнит и больше не будет ошибаться. Ну и конечно, в бытовом общении нужно следить за правильным употреблением этих слов (пример для сравнения: «Ты уже надел свитер? Молодец!» «Ты уже одел мишку? Отлично! Тогда мишка может с нами пойти гулять»)

Давайте начнем играть!

Прочитайте малышу фрагмент из стихотворения Елены Благининой.

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка…

Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Кого мама одевала? Как она одела дочку?

Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. Вы будете как будто ОДЕВАТЬ мишку или зайку на прогулку (показывать жестами эти действия), а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, во что Вы ОДЕВАЕТЕ игрушку. Например, покажите что Вы будто одеваете свитер (свитера нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я его одела?». Можно показать жестом, как Вы одели Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре будет всегда использоваться слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела мишку?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я его в куртку не одевала. Я одела его во что-то другое, но похожее на куртку. Ну как, отгадаешь?» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу, и он не будет ошибаться.

Лучше запомнить употребление слова «одеть» поможет и этот маленький стишок для малышей.

Игра со словом «надеть».

Когда малыш в первой игре будет всегда правильно называть действие («одеть» куклу, мишку, зайку — во что? одеть в шубу, в пальто, в платье, в шорты), можно перейти ко второй игре – со словом «надеть».

Показывайте, как Вы что-то на себя надеваете, а малыш догадывается, что за действие Вы показали – «Мама, ты пальто надела?» — «Нет, не пальто. А вот что… (загадочным голосом и повторяем жест)». – «Ты шубу надела? – «Нет, не шубу. Я шубу не надевала. Я совсем другую одежду надела на себя (еще раз повторяем жест)» и т.д. Потом меняемся ролями – ребенок показывает, что за предмет одежды он надел на себя (загадывает нам загадку). А мы отгадываем.

Некоторые дети хотят не показывать жестом, а реально начать надевать на себя одежду в этой игре. Пусть надевают! Это ничуть не помешает! А даже внесет интригу. Встаньте спиной к ребенку, закройте глаза (можно завязать глаза платочком) и начните догадываться, что в этот момент времени на себя надевает Ваш малыш: «Ты надеваешь колготки? Нет? Тогда ты надеваешь шорты? Тоже нет. Ммммм. Может быть, ты надеваешь комбинезон?» и т.д. Естественная насыщенность этой игры словом «надеваешь», интерес к игре ребенка приводят к тому, что это слово и ситуация его правильного употребления запоминается очень просто и быстро. И в дальнейшем никаких проблем с правильным употреблением слов «одеть» и «надеть» у ребенка не будет! И не нужны будут скучные повторения этих слов в упражнениях, ведь в жизни всё запоминается естественно, легко и просто!

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу
Новую одёжку:
Шубу, брюки и пальто,
Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу
Варежки связала.
Их узорами она
Долго украшала.

Нитка весело бежит,
Таня вышивает.
На неё малыш глядит,
Головой кивает.

Шьёт Танюша малышу
И не знает скуки.
Все про Таню говорят:
«Золотые руки». (

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки . А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт . Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает ? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? (Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Задание 9. Давай поиграем! Пальчиковая гимнастика

Предложите ребенку изобразить, как мама (или бабушка) шьёт (сложить три пальчика в щепотку, как будто они держат иголку с ниткой и плавно вести рукой вверх – вниз) и прочитайте ему слова песенки.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик (рус. нар. песенка)

Повторите с малышом слова этой народной песенки, изображая шитьё. Сначала повторите песенку медленно (иголка медленно шьет), затем быстрее, затем очень быстро (темп действий руки тоже убыстряется), снова медленно. Таким образом мы учим ребенка осознанно изменять темп речи.

Задание 10. Улыбнемся вместе!

А в завершении я хочу улыбнуться вместе с вами и предлагаю прочитать веселый рассказ, в котором одежда играет ведущую роль.

Покажите малышу картинку. «Умеет ли этот мальчик сам одеваться? Почему? Что он сделал неправильно? А что может случиться с мальчиком или девочкой, которые не умеют сами одеваться? Послушай историю про мальчика, который не умел одеваться сам».

«Глупая история». М. Зощенко.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:
— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:
— Это что за новости! Почему ты падаешь?
Петя говорит:
— Не знаю, почему, но немножко падаю.
Доктор говорит маме:
— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:
— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.
И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.
Доктор удивился и говорит:
— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
— А я знаю, почему у вас Петя падает.
Доктор говорит:
— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
Коля говорит:
— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
Тут все заахали и заохали.
Петя говорит:
— Это меня мама одевала.
Доктор говорит:
— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
Мама говорит:
— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
Коля говорит:
— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
Петя говорит:
— Теперь я тоже буду сам одеваться.
Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.
Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

Занятие по теме «Осенняя одежда»

Цель: закрепить знания детей об осенней одежде

Задачи:

    закрепить знания детей о названиях предметов одежды, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде мужской, женской и детской;

    упражнять в образовании относительных прилагательных;

    упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа множественного числа;

    развитие мышления;

    воспитывать бережное отношение к одежде.

Оборудование: компьютер, презентация, картинки с одеждой, наложенные изображения, мяч, карандаши.

    Организационный момент

«Доброе утро! Доброе утро, солнце! Доброе утро, день! Доброе утро, дети! Доброе утро, всем!»

    Загадки

«А теперь давайте отгадывать загадки:

    Рукава длинней чем руки,

Значит, вы надели...

Брюки

    Чтоб не мерзнуть, пять ребят
    По чуланчикам сидят.

    Шутовской колпак с головы снят,

На ноги надет,

Бубенцов нет,

Кто его надевает – тот холода не знает.

Колготки

    Не галстук он, не воротник,
    А шею обжимать привык.

    Но не всегда, а лишь тогда,

    Когда бывают холода.

Шарф

Ребята, о чём были все эти загадки? «Это одежда». Какие виды одежды вы знаете? (Зимняя, летняя, весенняя, осеняя). Как можно, одним словом назвать осеннею и весеннею одежду? (Демисезонная). А чем отличается одежда летняя от демисезонной? (Летняя одежда из легкой ткани, прохладная, с коротким рукавом. А демисезонная из теплых тканей с длинным рукавом). Назовите мне демисезонную одежду. (Кофты, куртки, колготки, штаны, носки и т.д.) Ребята, а за одеждой надо ухаживать? (Да) А как? (Стирать, сушить, гладить, складывать, вешать, аккуратно носить). А если не ухаживать то, что произойдет? (Будет грязная, порвется, испортится)».

    Чья одежда?

(Презентация) «Ребята, смотрите, это мужчина, женщина и дети. Они были в магазине и купили новую одежду. И каждый взял себе по 3 вещи. Посмотрите, правильные ли они вещи себе забрали?

А давайте теперь скажем, какая одежда бывает? У мужчины какая одежда? (Мужская) У женщины какая? (Женская) А у детей какая? (Детская)».

    Игра с мячом

«Ребята, а теперь поиграем с мячом. Я буду называть одну вещь, а кому я кину мячик, будет называть множество этих вещей. Например, одна блузка – много блузок».

Юбка – много юбок.

Кофта

Майка

Шорты

Рубашка

Куртка

    Из чего сделано

«Дети, я буду называть вам материал из чего сделана одежда, а вы мне будете говорить какая она

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Блузка из шелка – Шелковая блуза.

Футболка из трикотажа - Трикотажная футболка.

Майка из хлопка - Хлопковая майка.

Платье из ситца - Ситцевое платье

Кофта из шерсти - Шерстяная кофта

Рубашка изо льна – Льняная рубашка

Платье из бархата – Бархатное платье».

    Физ.минутка

«Дружно маме помогаем («полоскать белье»),

Мы белье стираем сами (имитация руками стирки белья),

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальцы на двух руках),

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились!»

    Что мы носим осенью

(Презентация) «Дети, на картинке много одежды. Давайте определим с вами, что мы носим осенью. (Куртка, купальник , шарф, свитер, шуба , шорты , колготки, плащ)

У нас осталась ещё одежда. А когда мы носим эту одежду?»

    Что лишнее?

«Ребята, перед каждым из вас карточка с рисунком. Давайте определим, что нам нарисовано. (Рубашка, платье, шарф, утюг)

А что здесь лишнее? (Утюг) Молодцы, а теперь найдите на рисунке то, что мы носим осенью и закрасьте то».

    «Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какая одежда бывает?

Что мы носим осенью?

Вы хорошо поработали, молодцы!»

Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.

Программные задачи:

1. Расширить представления детей о названиях предметов одежды и обуви.

2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать.

3. Закрепить сезонные понятия: зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда; мужская, женская, детская одежда и обувь.

4. Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

5. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

6. Воспитывать бережное отношение к одежде и обуви.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды и обуви.

2. Загадывание и отгадывание загадок по теме.

Оборудование:

1. Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви.

2. Разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.

3. Контурные рисунки одежды и обуви, разрезные картинки.

Ход занятия.

Беседа на тему: «Наша одежда»:

Что вы видите на мольберте? (платье, юбка, кофта, брюки, шуба).

А как можно назвать одним словом? Правильно, одежда.

А что вы видите на другом мольберте? (сапоги, туфли, тапочки, босоножки).

А как можно назвать одним словом? Правильно, обувь.

Как называется одежда, которую носят мужчины, женщины, дети? Правильно, мужская, женская, детская.

Какое сейчас время года? (зима) Значит нужна какая одежда в это время года? (зимняя)

А летом, весной, осенью? (летняя, весенняя, осенняя).

Дети, из чего шьют одежду? (из шерсти, хлопка и др.)

Где шьют одежду? (на швейной фабрике).

Сейчас поиграем в игру «Самый внимательный продавец».

Ребята, я буду покупателем, называть то, что хочу купить. А вы, как хорошие продавцы, должны запомнить все мои покупки, то есть повторить и положить картинки, которые назвала.

Начало игры:

Тапки, туфли, кроссовки.

Сапоги, ботинки, туфли.

Туфли, сланцы, босоножки.

Кроссовки, ботинки, сапоги.

Ботинки, тапки, туфли.

Дети, как можно эти предметы назвать одним словом? Правильно, обувь.

Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)

Сколько обуви у нас (удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки (загибаем по 1 пальчику)

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Загадывание загадок об обуви.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью (тапки).

Чтобы прыгая по лужам, не промокли ножки

Надо на ноги надеть новые (сапожки).

Зимой затянулся,

А летом свернулся (шарф)

Работа с раздаточным материалом «Разрезные картинки».

Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Давайте попробуем их собрать. Ребенок собирает картинку и называет ее части. Например: это рукав, это воротник и т.д. Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно называл части одежды и обуви.

Игра с мячом «Какой одежды много продается в магазине».

Необходимо назвать одежду во множественном числе. Например: юбка-юбки, кофта-кофты, шуба-шубы и т.д.

Игра «Мы – модельеры».

Дети садятся за стол. У каждого гуашь разного цвета и ватные палочки, рисунки с изображением контурной одежды. Представьте, что вы модельеры, которые будут придумывать новую одежду и обувь. Нужно раскрасить рисунки и рассказать, как выполнили работу. За контуры стараться не выходить, аккуратно пользоваться красками, салфетками. После выполнения, рассказать о том, что дорисовали. Например: у моего платья есть рукава, они зеленого цвета. Так же есть манжеты, они белые, воротничок, пояс, пуговицы – это так же части платья.

Итог занятия: О чем мы сегодня разговаривали? Что вам больше всего понравилось на занятии?

Раздается стук в дверь. Под музыку входит снеговик. Он поздравляет детей с первым днем зимы и угощает их.

Конспекты занятий.

Тема занятия: Что такое костюм?
Форма работы: подгрупповая
Программное содержание
Решаемые задачи: Познакомить детей со значением слов «костюм», «одежда», «платье», «наряд», «туалет». Развивать эстетический вкус, память, воображение. Воспитывать усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы, расширяется словарный запас; развивается мелкая моторика.

Предметная среда
Игровое и дидактическое оборудование: две куклы (мальчик и девочка), одетые в нарядные костюмы, слайды с иллюстрациями разных моделей костюмов.
Техническое оборудование: интерактивная доска, мышь-указка.

Ход занятия
1. Организационный момент
Восп.: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Мальчик и девочка.
Давайте угадаем их имена.
Дети называют имена кукол.
Педагог после 5-6 названых имен говорит, что дети угадали имена кукол.
Восп.: Вы угадали ребята, их зовут Алина и Денис. Посмотрите, как одеты наши гости. Давайте рассмотрим одежду наших кукол. Во что одета и обута Алина?
Дети: На Алине одето юбка и кофточка. На ногах у неё туфельки.
Восп.: Верно. Как вы думаете, у нашей девочки одежда нарядная или нет.
Дети: Одежда у куклы нарядная, потому что она сшита из блестящей такни.
Восп.: Теперь, рассмотрим, во что одет и обут Денис.
Дети: У Дениса есть брюки, белая рубашка, пиджак, а на ногах обуты туфли.
Восп.: Совершенно верно. Скажите, а Денис тоже одет нарядно или повседневную одежду.
Дети: У Дениса тоже одежда нарядная.
2. Основная часть
Восп.: Правильно. Ребята, что такое костюм? (Ответы детей.) Сколько вас и столько разных ответов мы услышали. Мы говорим – «одежда», «платье», «наряд», «туалет», «костюм» - неужели столько слов обозначают одно и тоже? И да, и нет. Среди людей, занимающихся историей костюма, моделированием, вопросами культуры одежды, принято употреблять названия, термины в строго определённом смысле.
Понятие «одежда» - самое общее. Одежда – это всё, что надевается на тело.).
Слово «наряд», «туалет», обычно обозначают то, что сейчас принято называть «ансамбль» (по-французски ensemble – «вместе»), или костюм определённого случая, тщательно подобранный по характеру составных частей, дополнений, украшений; по цвету, фактуре материалов и т. Д.
Педагог предлагает детям разные модели костюмов или ансамблей на экране
Восп.: «Гардероб» в первоначальном смысле «хранилище платья»; это и теперь значит «одёжный шкаф», «место для одежды». Но гардеробом также называют весь набор одежды одного человека.
Как вы думаете в «одёжном шкафу» все вещи лежат вперемешку или каждая вещь на своем месте?
Дети: Каждая вещь лежит на своём месте.
Восп.: Давайте узнаем у наших гостей у них порядок в гардеробе. Алина и Денис у вас вещи лежат на своих местах?
Куклы покачали головой и рассказали, что они чуть не опоздали, пока искали нужные вещи в гардеробе.
Восп.: Ах, вот в чем дело. Ребята, давайте наведем порядок в гардеробе наших ребят.
Послушайте внимательно, и по очереди будите выполнять задание. Детьми выполняют задание по очереди, остальные следят за правильностью выполнения.
Сначала дети работают по 1 уровню сложности, затем по 2 уровню сложности.
Восп.: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. И научили Алину и Дениса аккуратно складывать свои вещи по местам и помогли навести порядок. Теперь наши гости будут всегда держать свои вещи на своих местах.
Куклы поблагодарили ребят, и пообещали поддерживать порядок в гардеробе.
3. Итог занятия
Восп.: Ребята давайте вспомним, с какими новыми словами вы сегодня познакомились.
Дети: Мы познакомились со словом гардероб, «ансамбль», «наряд», «костюм».
Всё огромное многообразие одежд можно разделить на группы. Существуют разные типы классификации одежды: по сезону, по назначению (для какого-то вида деятельности – работы, отдыха, спорта и т.д.), полу и возрасту человека, материалу, покрою (конструкции), способу изготовления и другим характеристикам. Об этом мы с вами познакомимся на других занятиях.
А теперь давайте попрощаемся с гостями и пригласим их приходить ещё.
4. Гимнастика для глаз.

Используемая литература

Тема занятия: Стиль в одежде.
Подготовила: Воспитатель Звыкова Е.Л.
Возраст: 6-7 лет подготовительная группа
Форма работы: индивидуальная и подгрупповая.
Программное содержание
Решаемые задачи: Дать понятие о стилях в одежде. Научить различать три стиля одежды: классический, спортивный, романтический по характерным признакам. Закреплять умение подбирать гардероб куклы в определённом стиле. Развивать эстетический вкус, воображение. Воспитывать аккуратность в работе с раздаточным материалом, развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация благодаря отработке навыка точного управления мышью.

Предметная среда
Игровое и дидактическое оборудование: Иллюстрации по теме. Журналы мод. Картонные куклы 4 штуки. Гардероб для куклы разного стиля.
Используемые ЭОР: «Одежда, обувь и головные уборы».

Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в компьютерный класс, где стоят столы по 3 вместе.

Восп.: Ребята, вам нравится играть с бумажными куклами и наряжать их.
Дети: Да, нравится.
Восп.: Давайте, разделимся на группы по 3 человека.
Дети делятся на группы, а педагог им помогает. Дети садятся за столы.
Восп.: Кто-то из вас, с помощью считалки «Царь, царевич, Король, Королевич, сапожник, портной кто ты будешь такой, выходи поскорей не задерживай добрых и честных людей» распределит кукол по группам?
Педагог выбирает ребенка, который распределяет кукол по подгруппам.
Восп.: У всех есть куклы? (Ответы детей) Итак начинаем играть. Я говорю вам, куда должны собраться куклы, а вы ищите нужную одежду, одеваете её и показываете нам. Все смотрим и решаем, правильно одета кукла для этого мероприятия.
Педагог предлагает повести свою куклу в спортзал, затем в гости, в театр, на работу ит.п. Дети одевают кукол, рассматривают одетых кукол и говорят, какая из них одета правильно, а какая нет.
2. Основная часть
Восп.: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Вы своих кукол одевали в определённом стиле. Вы знаете что такое «стиль в одежде»? (Ответы детей)
Восп.: В моде есть еще одно очень важное понятие из области культуры одежды.
Во время рассказа педагога о стилях одежды идет показ слайдов.
В отношении одежды принято различать три основных стиля. К классическому (строгому, деловому, элегантному) стилю относятся все наиболее устойчивое, «отобранное» веками, почти не меняющееся, то что «вне моды». Классикой в мужской одежде является костюм пара или тройка, «английское» пальто, плащ; в женской – платье с рукавами, сарафан с блузкой или свитером, костюм «шанель» с прямой или в складку юбкой. На наших глазах расширяется гардероб, причем и мужской, и женский. Окончательно вошли в состав женской одежды брюки, «мужской» пиджак, «мужская» рубашка.
Одежда спортивного стиля (не обязательно для занятия спортом) удобная для движения, для различной работы, для активного отдыха.
Романтический стиль – это область «фантазии», «воспоминаний», «поисков». Здесь используются элементы исторического (фольклорного) костюма.
Все названные стили могут в разумной мере сочетаться в одежде одного человека и даже в одном ансамбле. В связи с этим возник термин «диффузный» стиль, то есть взаимопроникновение, взаимовлияние стилей. Определить меру взаимопроникновения поможет свой собственные стиль – правильная оценка с учетом всего сказанного о композиции костюма и личного вкуса. Через нашу одежду и поведение проявляются черты личности – образ мыслей, уровень культуры, отношение к труду и многое другое. Не только в создании новых моделей, но и подбор своей повседневной одежды – есть процесс творческий, значит, каждый может быть художником, творить свой собственный неповторимый образ.
Вы тоже сегодня одевали своих кукол по определенному стилю.
3. Итог занятия.
Восп.: Давайте будем с вами выбирать одежду на картинках и называть какого она стиля. Затем с помощью интерактивной указки складывать её в нужную коробку.
Дети по очереди выполняют задание, называя стиль, к которой относится та или иная вещь.
Восп.: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием.
Давайте, вспомни с какими стилями одежды вы сегодня познакомились.
Дети: Романтическим стилем, спортивным стилем и классическим.
4. Гимнастика для глаз.

Во второй половине дня педагог предлагает детям порисовать для кукол одежду
Девочки увлекаются игрой в «переодевание кукол», рисуют, для них платья используя эту игру девочки, могут нарисовать куклу, которая будет похожа на нее, подобрать ей гардероб на все случаи жизни. Тогда эта игра может послужить своеобразным упражнением в композиции костюма, приучить к тщательному придумыванию «в эскизе» будущие вещи, к проверке ее «совместимости» с вашей фигурой и личностью, с другими вашими вещами.
Используемая литература.
Егорова Р.И., Монастырная В.П. «Учимся шить» М., Просвещение, 1989 г.

Тема занятия: Кто создаёт одежду?
Возраст: 6-7 лет подготовительная группа
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Программное содержание
Решаемые задачи: Познакомить детей с понятиями «художник-модельер», «эскиз», «художник-конструктор», «закройщик», «портной», «манекен», «манекенщица», «подиум». Развивать память, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию благодаря отработке навыка точного управления мышью.
Воспитывать уважение к труду людей, которые создают и шьют одежду. Знакомство с профессией «швея» развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация благодаря отработке навыка точного управления мышью.

Предметная среда
Игровое и дидактическое оборудование: Слайды с изображением швейного чеха или мастерской, людей за работой. Коробка с катушкой ниток, сантиметром, ножницами, иглой, мелом, шпулькой, наперстком, небольшою швейной машиной, куском ткани.
Используемые ЭОР: «Швея»
Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер с мышью (детское рабочее место)

Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в компьютерный класс, рассаживаются по местам.
Восп.: Ребята посмотрите, какая красивая коробка у меня есть. Давайте посмотрим, что в ней?
Дети: Да!
Педагог достает из коробки по одному предмету и предлагает детям называть этот предмет.
Педагог достает по очереди нитки, сантиметр, ножницы, иглы, мел, шпульку, небольшую швейную машинку, наперсток, ткань. (Если дети затрудняются назвать, педагог помогает).
Восп.: Молодцы. Скажите, кто же работает с этими предметами, и что с помощью их можно делать.
Дети: С этими работаю швеи, с их помощью шьют вещи.
2. Основная часть
Восп.: Совершенно верно! Ребята, а вы знаете когда ни книг, ни журналов не было кроили просто – «на глазок».
Как вы думаете, с чего же начинают создавать одежду? (Ответы детей) Прежде чем взяться за шитьё, т. е. приступить к раскрою, необходимо, во-первых, создать его художественный проект, или попросту эскиз,- этот этап называется художественным моделированием. Во-вторых, сделать расчёт и чертёж базовой конструкции, или просто основы, - это конструирование. В-третьих, разработать путём расчёта или макета складки, сборки, кокетки, кармана, надрезы и так далее – это техническое моделирование.
Первую часть работы обычно выполняют художники-модельеры, две последние – конструкторы (часто их называют художники-конструкторы).
Вовремя рассказа идет показ слайдов с картинкамипо теме.
В ателье закройщица выполняет работу художника-модельера и конструктора. Сшивают и выполняют другие технологические операции по изготовлению модели специальные мастера: смётчики, ручницы, мотористки, утюжильщицы.
В домашних условиях вы сами и художник, и конструктор, и технолог.
Что же помогает портному шить?
Дети: Иголка
Восп.: Да, основное орудие игла – древнейшее орудие портного, благодаря которому можно соединить одну деталь с другой, и которая иногда может. Рассказ педагога сопровождается показом слайдов с древними и современными иглами.
3. Итог занятия
Восп.: Теперь давайте с вами поиграем. Послушайте внимательно задание, затем по очереди будите садиться за компьютер и выполнять задание.
Дети выполняют задания по очереди, подходя к интерактивной доске и к индивидуальному компьютеру. Остальные наблюдают за правильностью выполнения задания.
Восп.: Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. Давайте вспомним и назовем те предметы, которые у вас вызвали затруднения в их названии.
Педагог показывает, дети отвечают.
Восп.: Теперь вы запомнили их название в конце занятия давайте сделаем гимнастику для глаз.
4. Гимнастика для глаз.

Используемая литература
Егорова Р.И., Монастырная В.П. «Учимся шить» М., Просвещение, 1989 г.

Ход познавательного занятия

— Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. А необычное потому, что к нам в группу пришло много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга.

— Предлагаю вам встать в круг, опустить руки и повторить за мной слова и движения. (Дети встают в круг, руки опущены, повторяют слова и движения).

Что за чудо-чудеса:

Вот тебе моя рука,

(Каждый протягивает по очереди руку соседу справа и слева)

Вот ладошка правая, вот ладошка левая!

(Берутся за руки).

Скажем вам не тая: это все мои друзья!

(Произносят хором, стоя в кругу).

— Ребята, а теперь подойдите ко мне, станьте вокруг стола и возьмите в руки .

(Дети должны закончить начатые воспитателем предложения в соответствии с названием изображенной на картинке одежды)

— У меня на картинке нарисовано пальто, а у тебя?

— У меня на картинке нарисовано платье и т.д.

(Воспитатель предлагает детям поставить картинки на мольберт).

— Как можно все эти предметы назвать одним словом? (Одежда).

— Что можно делать с одеждой? (Одевать, снимать, гладить, стирать, выжимать, пачкать, носить, сушить, рвать, складывать и.т.д.)

Игра «Собери вместе»

— Ребята, вспомните, какая бывает одежда? (Летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая, мужская, женская, детская, праздничная, повседневная и т.д.).

— Я предлагаю вам разложить картинки с изображением одежды по двум обручам. В первый обруч следует положить всю женскую одежду, во второй обруч – всю мужскую одежду. А вот это вам небольшая подсказка. Здесь у нас будет сидеть мальчик, а здесь – девочка.

— Рассмотрите рисунки, придумайте детям имена. Покажи, что наденет мальчик, а что – девочка. (Юля наденет сарафан).

Физкультминутка

Ритмический танец “Большая стирка” (под музыку в стиле диско).

  • Движение “Стираем” – дети сгибают руки в локтях, поднимают кулаки до уровня талии, затем опускают вниз. Повторяют движение несколько раз.
  • Движение “Полощем” – слегка наклонившись вперед, отводят руки вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повторяют то же движение влево.
  • Движение “Выжимаем” – руки, слегка согнутые в локтях, ставят перед грудью и делают винтообразные движения кулаками.
  • Движение «Встряхиваем» — взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть 2 раза с поворотам вправо, 2 раза с поворотом влево.

— Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она дольше сохранялась и была всегда красивой и аккуратной. (Чистить, гладить, аккуратно складывать, вешать на вешалку, не пачкать).

Игра «Скажи правильно»

— Ребята, я предлагаю вам посмотреть, какие бывают виды тканей, из которых можно пошить одежду. (Показываю разную ткань).

— Если одежда из меха, значит она (меховая); из шерсти (шерстяная); из кожи (кожаная); из шелка (шелковая); из ситца (ситцевая); из льна (льняная); из джинса (джинсовая); из хлопка (хлопчатобумажная).

Игра с мячом «Скажи наоборот»

— А чем же одежда отличается? Давайте поиграем в игру.

Одежда бывает летняя, а бывает (зимняя).

Одежда бывает детская, а бывает (взрослая).

Одежда бывает теплая, а бывает (холодная).

Одежда бывает светлая, а бывает (темная).

Одежда бывает мягкая, а бывает (колючая).

Одежда бывает нарядная, а бывает (рабочая).

Одежда бывает большая, а бывает (маленькая).

— Мы поиграли с вами в игру и узнали, какая же бывает одежда.

Творческая игра «Дизайнеры одежды»

— Рассмотрите иллюстрации из журналов моды, обращая внимание на цвет, фасон одежды, дополнительные детали на одежде – пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки и т.д.

— Я предлагаю вам выбрать выкройки различной одежды и украсить ее, используя разные материалы.

Воспитатель подводит краткие итоги, отмечает особенно умелые действия каждого ребёнка