Развитие психолого-педагогической компетентности современных родителей. Формы повышения психолого-педагогичекой компетентности родителей Психолого педагогическая компетентность родителей определение


Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Работа с детьми не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

Приведу пример. Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, воспитателей и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога;
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении родительских собраний психолог знакомит родителей с основными направлениями своей работы, с расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к нему. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию.

На первых встречах с родителями проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома, какие игрушки нужны детям. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и в индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка. Интересный прием был использован на родительском собрании в подготовительной группе. Перед родителями была поставлена задача отметить, какие качества больше всего необходимы ребенку, чтобы считать его готовым к школе. Свои ответы родители записали на листочках и прикрепили их к нарисованному дереву. Среди важных качеств, по мнению родителей, были и физическая выносливость и ответственность и умение читать и считать, самостоятельность. Проведенный опрос и послужил началом очень интересного обмена мнениями.

В конце учебного года необходим, на мой взгляд, опрос родителей, позволяющий спланировать работу на новый учебный год, выделить «трудные» вопросы, оценить результат практического применения полученных знаний. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок врет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Типы семейного воспитания»

«Какие игрушки нужны дошкольникам»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

В своей практике стараюсь чаще использовать индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

Проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство, гиперактивность)

Детские страхи;

Проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

Внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

Воспитание ребенка в неполной семье;

Нарушения речи у ребенка;

Консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.

Сюда же можно отнести беседу с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы использую следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в раздевалках групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

-«Агрессивный ребенок»;

-«Гиперактивный ребенок»;

И другие.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как психологические или родительские гостиные. Особенностью проведения гостиных является то, то они проводятся по определенным темам. В организации и проведении психологических гостиных принимают участие администрация ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, педагог-психолог. Могут приглашаться специалисты: учителя начальных классов, врачи.

Вот некоторые темы гостиных:

  • «У школьного порога»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Адаптация без слёз»
  • «Какие игры нужны детям»
  • «Секреты психологического здоровья»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются пригласительные. Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик;
  • выступление по теме;
  • диалоги с родителями (вопросы);
  • обратная связь.

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Проведение тематических родительских гостиных дает свои результаты. Работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй. Анализируя обратную связь, а на каждом из проведенных собраний, обязательно она проводилась, можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

Литература:

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  7. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М., 1978.
  8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  9. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.
  10. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  11. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

Неверова Яна Эдуардовна

студент 5 курса, кафедра педагогики СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

Гилева Анжела Валентиновна

научный руководитель, декан психологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

В условиях модернизации общества и социокультурной среды в целом наблюдается нарастание противоречий как в подходах к воспитанию, так и методах и средствах, используемых в семьях. Следует признать тот факт, что семья моделирует основные принципы воспитания, основываясь на неких инновационных и современных тенденциях общества. Все это обуславливает необходимость в просветительской и направляющей работе с родителями, которая поможет найти баланс между требованиями общества и учетом личностных особенностей детей.

Под условиями понимают обстоятельства, от которых что-нибудь зависит и которые имеют по отношению к субъекту активности объективный характер . Таким образом, достижение высокого уровня психолого-педагогической компетентности родителей, их саморазвития, а также развития любых личностных качеств, обеспечивается рядом условий, от которых непосредственно зависит продуктивность.

Несмотря на разнообразие инновационных процессов, происходящих в сфере современного воспитания, в большинстве случаев эти процессы практически не касаются родителей, т. е. они не осведомлены о необходимости повышения своего психолого-педагогического потенциала, что и является одним из основных факторов, определяющих уровень конфликтности поколений. Родители часто не осознают значимости собственного психолого-педагогического потенциала, и особенно остро проблема подготовки к родительской роли проявляется в условиях отсутствия преемственности родителей и детей: традиции и нормы меняются настолько быстро, что каждому следующему поколению приходится создавать во многом новую модель родительской роли.

Данный вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных, и исследователи, как педагогики, так и психологии не обходят его стороной. К числу таких исследователей относятся Л.А. Алексеева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, Ю.Я. Левков, С.Н. Щербакова и многие другие.

Выделяются следующие организационно-методические условия для становления психолого-педагогической компетентности родителей:

· формирование готовности родителей к личностному развитию, развитию родительского самосознания и самосовершенствованию;

· диагностика, оценка и предъявление родителям их индивидуальной динамики личностного развития;

· включение родителей в систематические коллективные формы просвещения, позволяющие организовать общение, сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, а также способствующие развитию мотивационной готовности к самовоспитанию, познавательной активности;

· владение системой знаний о развитии психолого-педагогического потенциала, умений и навыков на основе обобщенного метода движения в материале, для которого характерно овладение системой способов действия при решении дифференцированных педагогических задач и осознания оснований их применения при переносе в реальные условия;

· предоставление родителям максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия родителей в целостном процессе обучения;

· сотрудничество специалистов и родителей.

Выделенные условия определяют необходимость высокого уровня подготовки специалистов (педагогов, психологов и т. д.), которые бы помогали и направляли как будущих, так и настоящих родителей. Это в свою очередь определило бы создание благоприятной среды для воспитания в целом.

Развитие психолого-педагогического компетентности родителей подразумевает реализацию практико-ориентированного подхода, который бы объединял традиционные и современные подходы, базирующиеся на инновационном введении психолого-педагогических знаний, касающихся воспитания родителей, их личностного и социально-психологического развития и навыков в формировании индивидуального подхода к воспитательной деятельности. Естественно, что центральным объектом в организации воспитательного процесса является родитель, как носитель социокультурного опыта и как следствие от того как он его передает, какими методами он пользуется, зависит, будет ли личность ребенка гармоничной и разносторонней.

На наш взгляд одним из важнейших направлений работы педагогов и психологов является непосредственно помощь родителям в выборе направления воспитания, в создании благоприятных условий, в просвещении о необходимости учета индивидуальных особенностей детей, о том, что их ребенок это личность, которая нуждается в постоянной поддержке. Одним из важнейших компонентов становления психолого-педагогической компетентности является формирование внутренней готовности к личностному развитию , а также развитию родительского самосознания и непрерывного самосовершенствования, ведь развитие общества и среды не стоит на месте, и родители должны быть готовы к возможным изменениям и все возрастающим требованиям.

Основная роль в работе просвещения родителей отводится специалистам (педагогам, психологам, социальным педагогам), которые могут дать возможность раскрыться их потенциалу, показать его неограниченные возможности, с помощью которых можно интегрировать собственный опыт и опыт, приобретенный в процессе непрерывного саморазвития.

Психолого-педагогическая компетентность родителей включает в себя не столько доскональные теоретические знания, а желание и стремление создать гармоничную личность, способную комфортно существовать в динамическом мире, и возможность в полной мере реализовать себя как самодостаточного члена общества. Взаимодействие в семье осуществляется посредством нескольких критериев, а именно:

А.Взаимопонимание, эмоциональная искренность;

Б. Личный пример;

В. Безусловное позитивное принятие ребенка .

Вышеперечисленные компоненты представляют собой фундамент, на котором происходит продуктивное взаимодействие, благодаря которому складывается успешное воспитание личности. Каждый из этих критериев необходим, и без них невозможно выстроить гармоничную и полноценную систему взаимодействия между родителями и детьми.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов выделены три уровня психолого-педагогической компетентности родителей: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей проявляется в неадекватной самооценке своих родительских функций, характеризуется плохо сформированными инновационно-прогностическими способностями, нежеланием принимать критику, низкой степенью выраженности потребности в достижении, неразвитой эмпатией, неэффективной адаптацией в группе, нежеланием что-либо делать в целях самосовершенствования, саморазвития, несформированной готовностью к работе над собой.

Средний уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется не совсем адекватной самооценкой своих родительских функций, частично сформированными инновационно-прогностическими способностями, недостаточной сформированностью большинства вышеназванных показателей, несистематичностью их проявлений, неполным использованием получаемой через обратную связь информации, средним уровнем развития творческих потенций родителей.

Высокий уровень развития психолого-педагогического потенциала проявляется в: адекватной самооценке своих родительских функций, стремлении к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальном подходе к воспитанию детей, наличии инновационного взгляда на воспитание, самокритичности, внутренней готовности к переменам, открытости к обучению, навыках самоанализа, уверенности в себе, знании своих возможностей и недостатков, заинтересованности в полноценном детско-родительском общении, стремлении и возможности помочь себе и своим детям, чуткости, внимании к ребенку, доброжелательности к себе, желании стать лучше.

Указанные выше уровни развития психолого-педагогической компетентности выделены на основе проводимых исследований и показывают основополагающие компоненты, которые в совокупности образуют целостную систему знаний, способную помочь родителям в вопросах воспитания.

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей происходит в контексте двух факторов: инновационность и прогностичность .

Инновационность как процесс становления психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется следующими признаками:

А. формирование представлений об актуальных тенденциях в воспитании;

Б. формирование инновационного мышления, которое позволит применять новые и традиционные методы в воспитании;

В. структурирование огромного количества актуальной информации и создание благоприятной воспитательной среды.

В свою очередь прогностичность представляет собой синтез следующих признаков:

А.способность гибко реагировать на происходящие изменения с целью возможного и адекватного прогнозирования;

Б. максимальное уменьшение уровня неопределенности;

В. при возникновении ошибок, вызванных изменениями - распознать эти изменения и осуществлять дальнейшее прогнозирование с учетом этих изменений;

Г. уметь своевременно отмечать полезные изменения и поддерживать их.

Психолого-педагогический потенциал родителей - явление закономерное, которое должно стимулировать возможность внесения изменений в существующую социокультурную среду, и как следствие в воспитание, что позволит обеспечить высокий уровень решения возможных проблем в детско-родительских отношениях. Грамотное и планомерное создание необходимых организационно-методических условий будет способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Список литературы:

  1. Гильфанова Д.З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей // Вестник Государственного университета управления. 2011, № 7 (издание, рекомендованное ВАК РФ) 1 п.л. - С. 56-69.
  2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-н/Д.: ИПО ЮФУ. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.
  3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С. 97-100.

«Психолого-педагогическая компетенция родителей

как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

(из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основные направления научного рассмотрения проблемы педагогической культуры родителей определены еще в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, что педагогическая и психологическая культура является составной частью общей культуры человека. Под психолого-педагогической культурой следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности, умение проявлять качества воспитателя в процессе семейной жизнедеятельности. Кроме этого содержание этого понятия предполагает совокупность специфических средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.

К таким средствам относятся:

    четкое осознание воспитательных целей;

    определенные психолого-педагогические знания;

    необходимые педагогические навыки и умения;

    формирование на основе знаний и умений педагогического мастерства (педагогический такт, наблюдательность, разумная требовательность к детям и уважению к ним) и т.д.

В нашем обществе большое внимание обращается на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего, уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и педагогов.

На заседаниях клуба мы стараемся убедить родителей в том, что от их деятельности во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:

    соответствие воспитания требованиям общества;

    характер семейных отношений;

    опытсоциального общения родителей;

    семейные традиции;

    психолого-педагогическая культура родителей.

Психолого-педагогическая культура дает возможность осуществлять воспитательный процесс более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

Многие молодые родители понимают необходимость формирования личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одной из существующих причин является – недостаточная педагогическая и психологическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому отцов и матерей? В нашем дошкольном учреждении созданы условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: семейные клубы, тренинги и другие, которые мы успешно применяем в работе психологического клуба для родителей и в дошкольном учреждении в целом. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции и многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения, используемые в работе клуба, помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ними, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные ситуации.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному образованию, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, мы были в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитании детей. Так, в процессе общения с родителями у нас возникла идея создать клуб для родителей «Воспитываем вместе» с целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания ребенка в семье. На заседаниях клуба родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, мы получили интересные данные:

Большинство родителей не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка,

Далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только от воспитателя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы,

Родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания,

Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации психолога и педагога, online -консультации педагога-психолога на первом психологическом сайте города Пятигорска.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты, круглые столы, семинары, практические занятия с элементами тренинга, тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды, папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.

Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые оформлены в каждой группе детского сада. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.

Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.

В начале периода функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Критериями эффективности работы клуба являются:

    Высокая посещаемость родителями всех планируемых занятий.

    Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.

    Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

С целью изучения уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:

    адекватность оценки состояния своего ребенка;

    готовность к полноценному сотрудничеству;

    степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;

    продуктивность использования рекомендаций.

Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ за 2008 – 2011 гг представлены в таблице ниже:

Критерии

2008-2009

уч.год

2009-2010

уч.год

2010-2011 уч.год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Адекватность оценки состояния своего ребенка

16%

48%

36%

18%

45%

37%

23%

52%

25%

Готовность к полноценному сотрудничеству

29%

62%

15%

28%

57%

42%

32%

26%

Степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ

19%

72%

18%

20%

62%

28%

31%

41%

Продуктивность использования рекомендаций

18%

68%

14%

29%

56%

15%

33%

52%

15%

ИТОГО

13%

41%

46%

20%

37%

43%

32%

42%

27%

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

высокий уровень

13%

20%

32%

средний уровень

41%

37%

42%

низкий

уровень

46%

43%

27%

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Выполнил:

педагог-психолог

МДОУ детский сад № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

Тренинг эффективного общения в коммуникации "Родитель-ребенок"

Назначение статьи : учебно-методический материал предназначен для педагогов-психологов и воспитателей ДОО с целью формирования родительских компетенций в вопросах эффективного общения с детьми в ходе тренинга.
****
Развитие родительской компетентности – одно из приоритетных направлений развития современного образования, а значит и одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость формирования у родителей компетенций в вопросах общения с детьми обусловлена следующими причинами. В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В быстро меняющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении, а те родители, которые находят время для разговоров с ребенком, чаще делают это не эффективно, или их общение сводится к нравоучениям, упрекам, наказаниям.
Помочь родителям приобрести новые знания и навыки эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, научить открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком - задача педагога-психолога ДОО. Решить эту задачу поможет когнитивно-поведенческий тренинг, организованный для родителей ДОО.

Цель тренинга: развитие компетенций родителей в вопросах эффективной коммуникации с детьми. Задачи тренинга:
Познакомить родителей с принципами эффективного общения;
Обучить приемам рефлексивного слушания;
Стимулировать полноценное общение родителей и детей;
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщений».

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов.

Материалы:
Бланки для тренировки построения «Я - сообщений»
Бланки с заданием «Восприятие чувств ребенка»
Памятки для каждого родителя «Общие правила эффективного общения»

Участники тренинга: родители ДОО.

Место проведения: группа детского сада или музыкальный зал.

Ведущий: педагог-психолог ДОО.

Ход тренинга.

III. Обучение рефлексивному слушанию.
Психолог: Что такое рефлексивное слушание? Это важный навык общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именно это я имел в виду».
Родителям демонстрируется слайд:
Слайд 1:

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

Большое значение при рефлексивном слушании имеет открытый ответ . Он показывает, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит.
Категории открытых ответов:
«Стартеры» («О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»);
Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.
Например: «Скажи, что произошло сегодня в детском саду?» - открытый вопрос, «У тебя был хороший день?»- закрытый вопрос.
- Приведите примеры открытых и закрытых вопросов (родители приводят примеры).
Для осуществления рефлексивного слушания необходимы установки и чувства.Они включают: желание выслушать ребенка, желание помочь ребенку,принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка, понимание того, что чувства не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Для того чтобы помочь идентифицировать чувства, посмотрите на список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.
(Родителям демонстрируется слайд 2, после чего заслушиваются их высказывания)
Слайд 2

Список слов, выражающих чувства,необходимых для рефлексивного слушания:
1. Счастливый
2. Гордый.
3. Довольный.
4. Радостный.
5. Сердитый.
6. Тревожный
7. Расстроенный
8. Смущенный
9.Обиженный
10. Несчастный
11. Отверженный
12. Печальный
13. Побежденный
14. Неспособный
15. Честный

Упражнение для родителей «Восприятие чувств ребенка».
Родителям раздаются бланки с некоторыми типичными высказываниями ребенка.
Психолог: Внимательно прочтите каждое высказывание и в правой колонке запишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Бланк для родителей.
Высказывания ребенка:
1. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал!»
2. «Ты будешь держать меня за ручку,когда поведешь в детский сад?»
3. «Я никогда не смогу быть таким, как Ваня, я старался, а он все равно сделал лучше!»
4. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать!»
5. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и жадная».

IV. Обучение построению высказываний в форме «Я – сообщений».
Возможно, что Вы, уважаемые родители, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе: «Это очень благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно.Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:
«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать. Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они
реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.
Как строить «Я – сообщение»?
Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
VI. Практическая работа с родителями «Построение «Я – сообщений» .
Родителям раздаются бланки с ситуациями.
Психолог: Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с предложенным «Ты – сообщением» и напишите высказывание в виде «Я сообщения».
Бланк для родителей:

Ситуации и "ты-сообщения"
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. - "Ты не должен мне мешать, когда я читаю!"
2. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом. - "Ты до сих пор не повзрослел! Так ведут себя
только малыши".
3. Ребенок никак не идет ложиться спать, мешает разговору родителей.-"Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам
мешаешь!"
4. Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко. - "Ты не даешь нам разговаривать!Убавь телевизор!"

Обсуждение выполненного задания.

IV. Заключение.
Психолог: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы и терпения.В завершение нашего занятия я предлагаю вам несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.

Родителям раздаются памятки « Общие правила эффективного общения» и предлагается выставка литературы по данной проблеме.

Памятка для родителей.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ .
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
4. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
5. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
6. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
8. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
9. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
Успехов Вам!