Связная речь в подготовительной группе. Занятие по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы «Наши профессии. III. Введение в новую тему


Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Чтение сказки "У страха глаза велики"

3. Беседа по содержанию произведения

4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»

5. Игра "Какой? Какая?"

6. Повторное чтение сказки

7. Пересказ детьми сказки "У страха глаза велики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи на тему

«Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: развитие связной монологической речи .

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать текст;
  2. Учить детей объяснять значение слов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  3. Обогащение словаря через подбор синонимов и антонимов.

Материал к занятию: предметные картинки (изображение героев сказки).

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: «Я приветствую вас на занятии! Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о каком произведении идёт речь!».

Коза, козлята, волк, кузнец, съел (« Волк и семеро козлят »).

Дед, баба, яичко, курочка, мышка (« Курочка Ряба »).

Муха, паук, денежка, базар, самовар, комар (« Муха-Цокотуха »).

Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух (« Лиса и заяц »).

Педагог: «Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!».

  1. Чтение сказки «У страха глаза велики»

Педагог: «Ребята, сегодня я познакомлю вас с одним произведением, которое называется «У страха глаза велики». Дослушав меня, вы должны определить жанр этого произведения, то есть сказать – сказка это или рассказ».

Чтение сказки сопровождается показом картинок.

  1. Беседа по содержанию произведения

Педагог задает вопросы:

  1. Вы догадались, какой жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение – сказка»).
  2. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  3. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
  4. О чём рассказывается в этой сказке?
  5. «Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).
  6. Какие у них были вёдра?» («У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек»).
  7. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение слова « водонос », « колода », « схорониться ».

ФИЗМИНУТКА

«Звериная зарядка»

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

  1. Игра «Какой? Какая?»

Педагог: «В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? (« трусливые, испуганные, пугливые »).

Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу (« смелые, храбрые, отважные, мужественные »).

Какими ласковыми словами можно назвать медведя? (« медведюшка, мишенька »).

Как мы называем большого, сильного волка? (« волчище »).

А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? (« волчишка »).

Как ласково назвать лису? (« лисонька, лисочка, лисичка, лисичка-сестричка »).

В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота? («котик, котенька, коток»).

  1. Повторное чтение сказки
  2. Пересказ сказки

Для пересказа педагог вызывает нескольких детей.

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».


Вид проекта : познавательный, комплексный, творческий.

Форма : поисково-познавательная деятельность.

Участники: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Возраст: 5 - 6 лет.

Взаимодействие педагогов : воспитатель, музыкальный руководитель, логопед,родители

Проблема Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Срок реализации проекта : учебный год (сентябрь-май)

Планируемые результаты

Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей;

Обогащение словарного запаса детей;

Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, эпитетов, и других средств образной выразительности;

Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам;

Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты по проекту:

Развитие интереса детей к произведениям художественной литературы и русским народным сказкам

Закрепление умения применять свои знания в беседе, связанных с высказываниями;

Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

Получить эмоциональный отклик от своей работы;

Пополнение книжного уголка любимыми книгами детей;

Накоплен наглядно дидактический материал

1 этап -подготовительный

Вызвать интерес детей к выбранной теме проекта

2 этап -основной

Реализация плана проекта с детьми;

3 этап -заключительный.

Подведение итогов проектной деятельности.

Театрализация

Продукт детской деятельности

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Таким образом проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом но и социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения-устной речью. Среди многих задач воспитания и обучение детей родному языку, развитие речи, речевого общения- одна из главных задач.

Проблема развития связной речи издавна привлекала известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остаётся тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать её необходимо с первых лет жизни.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. По тому как, дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития связной речи является одной из актуальных и задач воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, так как с речью ребёнка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мереопределяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи - это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям, этому свидетельствуют работы моего труда (видио) Я добиваюсь, чтобы дети показали своё отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

Совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;

Составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Мною изучена литература по данной теме:

Подобраны дидактические игры и упражнения;

Сюжетные картинки для составления рассказов;

Проведена диагностика детей по развитию речевых навыков и умений;

Проведены беседы с родителями: «Воспитание усидчивости- важное условие подготовки детей к школе», «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Ежедневно ведётся работа по обучению связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем,отображающих последовательность событий;

Составление рассказов по картинкам, по фотографиям, по рисункам, учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики, пополнять и активизировать словарный запас детей;

Заучивание стихотворений,

Дыхательные гимнастики на развитие речевого аппарата без использования предметов:» Ветры», «Подуем на плечо», « Листики осенние», « Запасливые хомячки», «Пузыри», «Надуем шарики» и другие;

Артикуляционная гимнастика;

Дидактические игры: «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов», « Слова из звуков»(обучение звуковому облику слова), «Придумай новое слово», «Что лишнее?», «Составь рассказ по картинке»;

Еженедельно ведётся работа по театрализованной деятельности;

Консультации для родителей: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками, задачи ознакомления детей с книгой.», « Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии», « Воспитание ответственности у детей»,

« Застенчивость», « Роль сказки в развитии детской эмоциональности», « Причины неготовности детей к школе», « Роль театрализованной деятельности в развитии детей», « Здоровый образ жизни в семье», « Анкетирование родителей на тему: « Готовность семьи к обучению ребёнка в школе», « Использование загадок, как средство выразительности речи», « Речевая готовность ребёнка к школе», « Портрет будущего первоклассника»

Внести до конца учебного гада в речевую зону:

Дидактические игры: « Противоположности», « Читаем сами», « Читаем с ударением»; сюжетные картинки для составления рассказов («Зима», « Зимние забавы»);

В дидактическое пособие: «Пересказ» добавить рассказы: « Четыре желания» , « Играющие собаки» К. Ушинский, « Как Саша первый раз увидел самолёт» ,« Для чего руки нужны»,« Как Маша стала большой», « Помощница», « Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк; знакомство с пословицами и поговорками о зиме, весне и лете;

Чтение и заучивание стихотворений: С.Есенина « Поет зима -аукает», «Пороша»и др. Чтение и обсуждение, пересказ сказок: « Зимовье зверей», « Снегурочка» ,В. Сутеев « Новогодняя ёлка» ; -в фонетическую зарядку добавить картинки по всем звукам;

Беседы с родителями: « Памятка для родителей по обучению связной речи», « Круг чтения детей семилетнего возраста», « Как избежать школьных неудач».

Познакомить родителей с дидактическими играми и лексико- грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Формы представления результатов самообразования: консультация практикум;

Творческий отчёт;

Проведение меоприятия(участиедетей на занятии)

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Одним из приёмов по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Применение театрализованной деятельности в логопедической практике приводит к активизации речевых навыков, совершенствованию диалогической и монологической речи, развитию чёткой дикции. У детей повышается интерес, мотивация к занятиям, обогащается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, совершенствуется интонационная выразительность, артистические навыки, уходят скованность и зажатость при общении.

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Пых» с элементами драматизации».

1. Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык связно и последовательно пересказывать текст;
  • закрепить у детей умение пересказывать подробно текст, точно воспроизводить реплики главных героев;
  • развивать связную речь.

2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать и активизировать словарь признаков по теме: «Овощи»
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;
  • развивать речевую и интонационную выразительность;
  • развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
  • развивать у детей общую, мелкую моторику.

3. Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой высказывания других детей;
  • воспитывать у детей артистизм, творческие способности, логическое мышление;
  • воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства;
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, умение играть вместе, соотносить свои действия с действиями других детей.

Оборудование:

Текст сказки «Пых», магнитофон, музыкальное сопровождение (кассета с записью песни «Дружба»), костюмы для всех персонажей, поднос с натуральными овощами, декорации: печка, репка, морковь, капуста, свёкла, стол, стулья, тексты загадок.

Предварительная работа:

  • наращивание, активизация словаря по теме: «Овощи»;
  • составление описательных рассказов по сенсорно – графическому плану;
  • чтение русских народных сказок, беседы по содержанию;
  • чтение и пересказ русской народной сказки «Пых»;
  • уточнение названия народная сказка;
  • изготовление костюмов для персонажей сказки;
  • изготовление наглядного материала, декораций овощей, печки;
  • работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика;
  • отгадывание загадок.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Логопед: – Ребята, у меня для Вас есть подарки. А что это за подарки, вы догадайтесь сами, отгадав загадки.

Жёлтый бок, круглый бок –
Сидит на грядке колобок.
(репка)

Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Как надела сто рубах
Заскрипела на зубах.
(капуста)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Красна, кругла, сладка на вкус
А называюсь…
(свёкла)

Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в банках –
Вкусные, солёные.
(огурцы)

Щёки красные, нос спелый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная..
(картошка)

II. Игра: «Отгадайте овощ по вкусу».

Молодцы ребята, отгадали загадки. А теперь попробуйте отгадать овощ по вкусу, и сказать какой он.

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи, (огурцы, помидоры, морковь, репа, варёный картофель, свёкла). Одному из детей завязывают глаза и подносят кусочек одного из овощей. Ребёнок пробует и рассказывает:

Это помидор – он красный, круглый, сочный, полезный, мягкий.

Это огурец – он зелёный, овальный, вкусный, хрустящий, шершавый, твёрдый и т.д.

III. Введение в новую тему.

Хорошо, ребята, Вы очень интересно рассказали про овощи. А Вы знаете какие-нибудь сказки про овощи?

Ответы детей: «Репка», «Вершки – корешки», «Чипполино» и т.д.

IV. Новая тема.

Логопед: Дорогие гости, а сегодня дети группы «Совёнок» подготовили для вас русскую народную сказку «Пых». В драматизации участвуют: дед, бабка, Алёнушка, ёжик, подружка Алёнушки – Маша, автор.

Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись,
Надеваем маски, попадаем в сказку.

V. Пересказ русской народной сказки с элементами драматизации.

Приходите в огород,
посмотреть, как всё растёт.
Всё растёт, всё цветёт,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно!

Дед: (показывая на овощи)

Вот морковка – сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, из неё можно салат приготовить;
- а вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная из неё бабка мне винегрет сделает;
- а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая из неё мне бабка щи сварит;
- а вот и репа – жёлтая, твёрдая, вкусная

«Пых» – «пых» – «пых».
(дед убегает домой)

Ох, бабка, там под репкой кто-то страшный сидит да пыхтит. Испугался я, еле ноги унёс.

Бабка: Да что, ты старче! Пойду-ка я сама за репкой.

В огород пойду,
Урожай соберу.
Я морковки натаскаю,
И свеколки натаскаю.
Срежу я кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.

Бабка: Вот морковка — сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, приготовлю деду салат;

А вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная сварю из неё деду борщ;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая, хрустящая напеку деду пирогов с капустой;

Алёнушка: Не горюйте дедушка и бабушка, я пойду в огород, принесу Вам репку.

Алёнушка:

Огород у нас в порядке -
Мы весной вскопали грядки.
Мы пахали, поливали,
Урожай теперь собрали.

Алёнушка: Вот морковка – сочная, красивая, вкусная, хрустящая, сладкая – бабушка салат приготовит;

А вот свёкла – красная, твёрдая, сочная — бабушка борщ сварит;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, хрустящая — напечёт бабушка пирогов с капустой;

А вот и репка – жёлтая, круглая, твёрдая, сладкая-пресладкая.

Алёнушка: Ой, ведь это же ёжик.

Алёнушка: пойдём ёжик ко мене в гости, я тебя с бабушкой и дедушкой познакомлю.

Дед и бабка: А где же репка? А как же этот страшный зверь? Не испугалась его?

Алёнушка: Вот Вам репка! А вот Вам и страшный зверь – ёжик. Ёжик оставайся с нами жить, мы тебя молочком угостим.

Ёжик: Остаюсь я с Вами жить, молоко пить, мышей ловить. А это мой подарок ребятам: — морковка, угощайтесь, пожалуйста.

Логопед называет детей и их роли.

Все артисты кланяются зрителям.
Дети – артисты угощают зрителей морковкой.

VI. Итог занятия.

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Автор: Ворошилова Анна Самуиловна, воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детского сада №121, город Калининград.
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД в подготовительной группе (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в подготовительной группе. Этот конспект НОД, направленной на формирование связной речи детей.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи:
1. Учить передавать художественный текст последовательно и точно без пропусков и повторений используя мнемотаблицу.
2. Закреплять умение подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;
3. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать речь, мышление, память.
Материал: Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», мнемотаблицы, картинки с изображением разных времён года, шоколадные медальки по количеству детей.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- А перед зимой была (осень)
- Какое время года наступит после зимы? (весна)
- А после весны? (наступит лето)
- Скажите, а какое время года вы любите больше всего? (ответы детей)
- А могли бы вы мне рассказать, почему вам нравится именно это время года, которое вы сказали? (да)
- Чтобы вам было лучше это сделать, я вам предлагаю пройти к стульчикам и сесть поудобнее. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Итак, ребята, я вам предлагаю рассказать, какое время года вам нравится и почему. Придумайте об этом рассказ короткий и законченный.(в случае затруднения можно дать картинку-подсказку)
Дети рассказывают коротенькие рассказы.
Воспитатель:.- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
- Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать?
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
Вопросы:
- О чём говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания»

Физкультминутка.

Затем воспитатель читает рассказ ещё раз с установкой на запоминание и по ходу чтения выставляет на доске карточки-модели, соответствующие тексту произведения.
Воспитатель: - А теперь, ребята, мы с вами попробуем этот рассказ пересказать. А помогут вам вспомнить всё по порядку эти карточки – модели.
Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку. (Рассказ пересказывают дважды).

Игра «Противоположности».

Воспитатель: -А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в противоположности.
(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним- слово противоположное по смыслу)
- Большой - маленький;
- Хороший - плохой;
- Высоко - низко;
- Далеко – близко;
- Тёмный – светлый;
- Белый – чёрный.
- Толстый - тонкий.
- Чистый - грязный;
- Умный - глупый;
- Болтливый - молчаливый
- Открыто - закрыто.
- Мокрый – сухой.
- Ночь –день.
- Холодный – горячий;
- Идёт-стоит;
- Говорит-молчит;
- Медленно – быстро;
- Тихо – громко;
- Длинный - короткий;
- Весёлый - грустный;
Итог: Ребята, вы сегодня замечательно пересказали рассказ, придумывали отличные противоположности. Я вас за это хочу наградить.(Вручить шоколадные медальки).Спасибо.

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе »

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений , ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе .

Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели :

развитие связной речи детей ;

развитие речевой среды ;

Формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи ;

Усовершенствование умения правильного произношения звуков;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды . Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук , пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания .

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры :

Мыльные пузыри;

Воздушные шары;

Трубочки для сока со стаканами;

Вертушка;

Наборы различных семян для выкладывания картин;

Маленькие зеркала для индивидуальной работы детей ;

Различная мелкая мозаика;

Шнуровки;

Пальчиковый театр;

Счетные палочки;

Матрешки;

Массажный шипастый мячик.

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр , направленных на развитие речи детей : игры на развитие связной речи , игры на развитие словаря , игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи .

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи , на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу .

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе , по моему мнению, является развитие связной речи .

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения) . Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи .

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития .

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание , изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи .

Наглядные : составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин : при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц , или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке» , «Зимние развлечения » ). Также детям предлагаю пейзажные картины.

Игровые : игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные : чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта ; рассказывание (с элементами творчества) ; пересказ (по частям и по ролям) ; обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей , создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно , если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь :

Внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

Составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием ;

Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

Использовать монологическую и диалогическую формы речи ;

Составлять рассказы о событиях из личного опыта , придумывать свои концовки к сказкам;

Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых , а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.