Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе. "Сотрудничество логопеда и родителей", родительское собрание в подготовительной логопедической группе. материал (подготовительная группа) на тему Конспект нетрадици


Светлана Байзан
Родительское собрание «будем знакомы» старшей логопедической группы

Родительское собрание «Давайте познакомимся »

(старшая логопедическая группа )

Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы .

Цель : Познакомить родителей друг с другом , логопедом и воспитателями речевой группы ; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями .

Оборудование : Столы и стулья, расставленные полукругом, бумага, ручки.

План собрания :

1. Знакомство с родителями ;

2. Выступление логопеда ;

3. Выбор родительского комитета ;

4. Ответы воспитателей на вопросы родителей (Воспитатели, заведующая детского сада.) ;

5. Новый год – подарки для детей;

6. Подведение итогов;

7. Памятки для родителей «Правила для родителей » .

Ход собрания:

1. Знакомство с родителями .

Добрый вечер, дорогие родители ! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой . Мы вам предлагаем познакомиться . Для того чтобы наш с вами коллектив был дружным и сплочённым.

Игра «Волшебный клубочек»

Предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и представится, начнём с меня :

«Меня зовут Байзан Светлана Владимировна, имею высшее образование, очень люблю работать с вашими детьми…»

«Меня зовут Пантюхина Юлия Владиславовна, имею высшее образование и очень рада с вами познакомиться »

Родители обматывают ниточку вокруг пальца, представляются, и передают клубочек по кругу.

Замыкает круг логопед .

Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы хотим, чтобы эта нить была прочной и крепкой на протяжении двух лет, что мы будем с вами вместе , мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в детском саду.

Воспитатель : Каждый из вас приведя ребенка в детский сад надеется, что его ребенок скоро вырастет и многому научится. Мы бы хотели услышать от вас : Чего вы ждёте от нас и от детей на протяжении двух лет совместной работы? (ответы родителей )

2. Выступление логопеда : Николаевой Натальи Владимировны.

Ответы на вопросы родителей .

3. Теперь мы с вами подходим к очень важному этапу нашего родительского собрания – это выбор родительского комитета . Возможно есть желающие (выбираем)

4. В течении 3х дней вы нам оставляли свои вопросы, на которые мы с удовольствием сейчас сам ответим. (При родителях из коробочки «Родительская почта » достаём листочки с вопросами).

5. Подарки к новому году. Время идёт очень быстро, и поэтому именно сейчас нам с вами нужно задуматься о подарках для наших детей к новому году. Какие есть у вас предложения? (Обсуждение) .

6. Подведение итогов.

На все ли ваши вопросы мы смогли ответить?

Понравилась ли вам наша сегодняшняя встреча?

7. Мы предлагаем взять вам памятки, которые позволят нам с вами прийти к большему взаимопониманию и уважению.

Уважаемые родители !

В нашем детском саду принято соблюдать некоторые правила. Эти условия несложны для выполнения и помогут нам с Вами скорее найти общий язык и минимизировать конфликты.

Надеемся на Ваше понимание и настрой на положительный результат общих усилий!

1. Приводить ребёнка необходимо до 07.55 утра. Табель и меню заполняются до 08.00 и значит, питание на ребенка в день опоздания не выдается. Если Вы всё же опаздываете, ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредите воспитателя по телефону.

2. Приходя утром, поздоровайтесь с работниками детского сада, особенно с воспитателями, ведь они каждый день заменяют Вашим детям мам и пап. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.

3. Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 08.00 и вечером после 17.30. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.

4. Мы уделяем большое внимание вопросу безопасности жизни и здоровья Вашего ребенка, из чего следуют еще несколько пунктов :

Приводит и забирает ребенка ТОЛЬКО родитель и (или) доверенное лицо при наличии письменного разрешения родителя .

Дети до 18-ти лет забрать ребенка из сада не имеют права.

5. Если Ваш ребенок страдает установленными аллергическими реакциями (продукты питания, цветочные растения, пыльца, шерсть, медикаменты, укусы насекомых и т. д., ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите на этот факт в беседе с медсестрой и воспитателем Вашей группы .

6. Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея, родители будут немедленно об этом извещены и должны будут как можно скорее забрать ребенка из медицинского изолятора детского сада.

7. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) сообщите воспитателю!

8. Не приносите в детский сад никаких лекарств, т. к. ни воспитатели, ни даже медсестра не имеют права давать детям лекарства в детском саду.

9. Вносите плату за содержание ребенка в ДОУ не позднее 10-го числа каждого месяца. Своевременно представляйте квитанцию об оплате. Если квитанция не предоставлена воспитателю до 10го числа – воспитатель в праве не принимать вашего ребёнка в детский сад! Адекватно реагируйте на вопросы о своевременно невнесенной оплате.

10. Необходимо своевременно сообщать об изменении адреса места жительства, смене номера контактного телефона, места Вашей работы воспитателям.

Благодарим за соблюдение правил!

Публикации по теме:

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Дизартрия» Клинические и педагогические шифровки в логопедическом заключении. Дизартрия, что это? Характеристика детей со стертой формой дизартрии.

Первое родительское собрание в группе «Будем знакомы - будем дружить!» Первое родительское собрание в группе № 2 Будем знакомы – будем дружить! Цель: Создание условий для сотрудничества детского сада и родителей.

Протокол родительского собрания 2 младшей группы «Будем знакомы» Протокол родительского собрания младшей разновозрастной группы «Солнечные комочки» дошкольного оборазовательного учреждения МБОУ «Кизиловская.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Родительское собрание «Будем знакомы» (первая младшая группа) Цель: создание условий для знакомства родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада, адаптация.

Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Материал подготовила: Курегешева Л.П., логопед

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия? Кто такой логопед? Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Логопед: Сегодня я познакомлю вас со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы.

2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

4 дня в неделю логопедические занятия со всеми детьми;

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся ежедневно.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода:

Первый период с сентября по ноябрь месяц.

Второй период с декабря по март месяц.

Третий период – апрель, май.

Во втором периоде проводятся фронтальные (логопедические) занятия.
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по усвоению лексико-грамматических категорий. например, Лексическая тема «Осень золотая».

1.Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.

2. Повторение названий осенних месяцев.

Целью фронтальных логопедических занятий является:

Расширение и активизация словаря детей;
- отработка правильного употребления грамматических категорий, Таких, как:

(-изменение существительных по роду, числу, падежу;

Употребление глаголов в разных временах;

Согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже)

Обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Отработка грамматических категорий проводится через игры: «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.

Занятия по развитию связной речи включают:

Обучение детей пересказу;

Рассказыванию по картинке или серии картинок,

По плану-схеме;

Заучивание стихотворений;

Отгадывание и заучивание загадок.

Игра с родителями «Назови ласково». Раздать карточки с предметами на лексическую тему « Одежда и обувь».

По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке».

Логопед: Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по художественному творчеству и в продуктивной деятельности.

Игра с родителями. Я предлагаю вашему вниманию одну из пальчиковых игр: ладони прижаты друг к другу, затем делаем движения по тексту:

ž Надуваем быстро шарик.

ž Он становиться большой!

ž Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

ž Стал он тонкий и худой!

Логопед: Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Представляю вашему вниманию динамическую паузу по теме «Дикие животные наших лесов»:

Мы как зайчики поскачем,
Как лисята побежим,
И как рысь на мягких лапах,
И как лось большой рогатый.

Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Индивидуальная работа.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

Проверка, отработка домашних заданий;
- закрепление материалов фронтальных занятий;
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.

Работа в домашних тетрадях .

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача логопеда – поставить звук. Автоматизировать его в слогах, словах.

Игра с родителями по автоматизации звуков со скороговорками.

Научить различать звуки в речи.

Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и дошкольного учреждения осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

На основании мониторингов, сделанные в начале сентября (это первичный мониторинг) и промежуточный (в начале января), я, как логопед, вижу результат в речевом развитии детей.

Вопросы:

Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

Вопросы родителей к логопеду.

Логопед: Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание

Последний год ребёнка перед школой - важный год, особенно для выпускника логопедической группы. Взаимодействие логопеда и родителей является необходимым условием эффективонй подготовки к школе,так же тему школьной готовности поможет раскрыть психолог ДОУ, а воспитатель даст практические советы по выплнению с детьми заданий. которых перед школой становится всё больше и больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

« Сотрудничество логопеда и родителей».

Цель: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросам рзвития речи ребёнка и готовности к обучению в школе.

Задачи:

Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;

Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги начальных классов школы

Материалы и пособия : мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для игры, памятки с рекомендациями родителям

Ход собрания:

Учитель-логопед: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться (представление присутствующих педагогов и воспитателей).

Упражнение - визуализация "Первый раз в первый класс": на экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.

Предоставление слова психологу детского сада.

Психолог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната - это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Упражнение "Имена"

Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы

Психолог: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и сплотить наш коллектив.

Упражнение «Спичка».

Цель: сплочение коллектива.

Содержание: «Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места».

Ответьте на вопросы:

Легко ли было выполнить это упражнение?

Что мешало дойти до финиша?

Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.

Упражнение "Парад мнений".

Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы.

Учитель-логопед задаёт вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)

Примерные ответы:

Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что:

Ребёнок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;

Ребёнок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Ребёнок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?

Выступление педагогов школы.

Выступление учителя-логопеда: см. «Приложение 1».

Выступление педагога – психолога: см. «Приложение 2».

Выступление воспитателя: см. «Приложение 3». (рекомендации в виде памяток раздаются родителям).

Рефлексия:

Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Выступление учителя-логопеда.

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности,
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.

Посещающие нашу группу дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.

Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.

Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,

но при условии выполнения логопедических правил

и систематических занятий

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:

  • родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
  • просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
  • посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
  • в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
  • использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Выступление психолога детского сада.

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:

1. физическая готовность.

2. интеллектуальная готовность.

3. социально-личностная.

4. мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи)

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определённым требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.

1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению":

Физическое здоровье;

Наличие мотива учения (познавательного и социального);

Сформированность произвольного поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми);

Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи);

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

Предварительный просмотр:

Приложение3

Выступление воспитателя группы.

Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса

Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.

Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.


Пискарева Елена Маратовна

учитель-логопед МБДОУ № 40

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Тема: «Организация коррекционно-образовательной работы в логопедической группе. Роль семьи в преодолении нарушений речи ребенка ».

План проведения :

1. Система коррекционно-образовательной работы в логопедической группе.

2. Ознакомление родителей с результатами диагностики речи детей

3. Методы и приемы логопедической работы дома.

4. Мастер-класс «Артикуляционная гимнастики» вместе с мамой, папой.

Учитель-логопед: Пискарева Елена Маратовна.

1. Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, нацеленной на исправление и дальнейшее развитие речи детей в условиях программных требований. Обязательным условием является взаимодействие между учителем-логопедом и воспитателями логогруппы.

Система работы строится, исходя из степени выраженности речевых нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей детей по следующим направлениям:

1. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи детей.

2. Развитие фонематического восприятия и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза т.е. умения различать на слух речевые звуки, слоги, схожие по звучанию, артикуляции (напри-мер: точка-дочка, кол-гол и т.д.).

3. Развитие связной речи и лексико-грамматического строя в соответствии с возрастными нормативами (умение строить предложения, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять предлоги, пересказывать небольшие тексты).

4. Подготовка к обучению грамоте.

5. Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно

Проводят занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой с учетом лексических тем;

Пополняют, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);

Систематически контролируют правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

2. В сентябре, во время первого периода обучения, проводится логопедическое обследование, во время которого выявляется степень нарушений речи детей. После проделанной работы составляется план и индивидуальный маршрут коррекции речевых нарушений. Логопедическое обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. По результатам обследования были заполнены речевые карты, составлен индивидуальный план работы на каждого ребенка. Желающие могут ознакомиться с результатами обследования в индивидуальном порядке.

По результатам обследования можно сказать, что у всех без исключения нарушено звукопроизношение. У 80% нарушение произношения 4-ех и более групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные, йотированные,заднеязычные: заменяют Г на Т и т.д.). У 20% выявлено нарушение 3-ех групп звуков. Но, самое главное, у всех детей выявлено комплексное нарушение речи. Это несформированность грамматического строя речи (предлоги дети, чаще всего, вообще не употребляют, знают только предлог НА, предложения строить не умеют, неправильно употребляют окончания существительных, прилагательных, глаголов и т.д.), словарный запас у основной массы в пределах обиходно-бытовой тематики (не знают животных: диких, домашних, даже из игрушек мальчики называют «камаз», «конструктор»(недавно приобрели в группу) и «компьютер» (в духе времени). Конечно, степень нарушения и уровень речевого развития у всех детей разный.

3. Уважаемые родители! Только объединив все наши усилия, мы сможем достигнуть положительных результатов!

Для этого необходимо:

Внимательно прислушиваться и следовать рекомендациям логопеда и воспитателей;

Посещать все родительские собрания и консультации;

Как можно больше читайте, беседуйте с ребёнком, отвечайте на все его вопросы (если не знаете ответа вместе посмотрите в энциклопедии, интернете) посещайте театры, музеи выставки и т.д.);

Внимательно вслушивайтесь в речь детей и поправляйте дефектно произносимые слова, неправильно построенные предложения;

Проконсультируйтесь и обследуйте ребенка у врачей-специалистов: ЛОР-врача, ортодонта, невропатолога, психоневролога, если необходимо, пролечите медикаментозно в соответствии с назначениями;

4. Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» с мамой, папой.

А теперь ребята покажут своим мамам и папам, как нужно дома выполнять артикуляционную гимнастику.

Входят дети, располагаются рядом с родителями перед зеркалами и выполняют артикуляционные упражнения под контролем логопеда

Татьяна Калугина
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в старшей логопедической группе

В конце сентября- начале октября я провожу первое родительское собрание. На нем я рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы и знакомлю с программой. Основная задача на начальных этапах работы с родителями-формирование и стимуляция заинтересованного, активного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновывается необходимость логопедической работы, объясняется родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык-это орудие мышления и познания, а речь-способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь-значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение, внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др., то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю, при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении- агрессивность, либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Также рассказываю о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, обращаюсь к родителям с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Проводится обучающий семинар-практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков, знакомлю с необходимой дидактической литературой, по которой будем работать- тетради Теремковой Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет с ОНР», С. А. Васильевой «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников», прописями.).

Обязательно на первом собрании прослушиваем аудиозапись речи детей, чтобы сравнить ее с записью речи детей в конце учебного года.

Представляю первое нетрадиционное родительское собрание:

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Старшая логопедическая группа

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, экземпляры договора о сотрудничестве для каждого родителя, бумага, ручки, вырезки из журналов с различными животными и сказочными персонажами.

Ход собрания:

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Меня зовут Татьяна Владимировна. Но вы еще не знаете друг друга. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: «Я, Елена Александровна, мама Печенко Лёни»(Следующий по кругу называет свое имя-отчество предыдущего родителя, имя его ребенка и называет свое имя и имя ребенка. Завершает круг логопед, называя имена и отчества всех родителей, имена и фамилии всех детей). Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание:обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони приклейте символ- кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).Затем мы прослушаем аудиозапись с ответами детей на вопрос: Кого вы любите? И Кем вы себя считаете в семье?

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).

Включается аудиозапись с ответами детей (Сравниваем с ответами родителей)

Вы услышали, что самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка-это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в МДОУ была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

Наша группа называется речевой или логопедической именно потому, что на всех занятиях логопед и опытные воспитатели работают над исправлением речи ваших детей; при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.

Уважаемые родители, мне очень приятно, что вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется. Анкетирование показало, что всем вам известны трудности в речи своих детей. На консультации в логопедическом кабинете каждый познакомился с речевым диагнозом вашего ребенка, планом работы логопеда по исправлению звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, расширению словарного запаса и умению пересказывать и составлять самостоятельные рассказы. Воспитатели речевой группы и логопед поддерживают тесную взаимосвязь.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике они закрепляют лексические темы, пройденные детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях, следят за правильным звукопроизношением. На вечерних занятиях по заданию логопеда делают с детьми артикуляционную гимнастику, закрепляют речевой материал.

Общеизвестно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Хорошо, дорогие родители, что вы знаете трудности, интересы и потребности своих детей. Но анкетирование показало: к сожалению, вы уделяете мало времени общению с детьми и редко занимаетесь с ними исправлением речи. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте ежедневно утром приносить логопедическую тетрадь с выполненным заданием в детский сад, а вечером брать ее домой. В пятницу не забудьте листы с домашним заданием. В выходные следует заниматься по нескольку раз в день.

Итак, чтобы исправление речи ваших детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и логопеда. Мои занятия открыты для вас: посещайте их, интересуйтесь, спрашивайте! На еженедельных консультациях в логопедическом кабинете вы сможете наблюдать различные этапы индивидуальных занятий, видеть постепенное продвижение своих детей к лучшим результатам, станете сами принимать участие в педагогическом процессе.

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Приведу пример. Встречаю мальчика, который три года назад посещал речевую группу и был выпущен психолого-медико-педагогическим консилиумом в массовую школу с диагнозом: «Речь в норме!»Мальчик приветствует меня так: «Здгаствуйте, Татьяна Владимиговна!»Удивляюсь, почему искажает звук «р»:он ушел из логопедической группы с чистой речью. «А мне так удобнее, и маме некогда меня исправлять.» Обидно! Жалко времени и сил, потраченных логопедом и воспитателями! И все потому, что родители не пожелали продолжить коррекционную работу.

Каков же вывод? Только совместные усилия логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.

Далее проводится «Игра с мячом». Цель- закрепить знакомство родителей и логопеда друг с другом; выявить интересы и увлечения родителей; создать родительский комитет. Каждый по кругу повторяет свое имя и отчество, называет профессию и увлечение. Например: «Я, Елена Александровна, люблю шить». Далее ведущий-воспитатель (стоит в круге) кидает мяч, называя своего адресата по имени и отчеству и увлечению; тот ловит мяч и кидает другому. Кто ошибается, должен заново назвать всех по кругу.

После игры проводятся выборы родительского комитета; при этом учитываются таланты и увлечения каждого. Воспитатели объясняют, какой помощи они ждут от родительского комитета.

На первом родительском собрании (иногда на консультациях в кабинете логопеда еще до собрания) родители подписывают договор о сотрудничестве логопеда и родителей речевой группы. Этот договор не имеет юридической силы, но накладывает на родителей ответственность за исправление недостатков звукопроизношения своего ребенка и обязует семью ребенка с недостатками речи помогать логопеду в коррекционной форме.