Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике. " духовно - нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы" Нравственное воспитание посредством народной сказки


Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

Введение
1. Теория
2. Обобщение опыта
3. Вывод
Заключение

Введение
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А.Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными
нормами поведения в процессе различной деятельности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживание горя.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А.Аркин, причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость.
На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной
кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.
Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В настоящее время начался процесс возвращения забытых имен выдающихся русских педагогов - ученых и учителей. Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством. Вопросам воспитания детей
в духе коммунистической морали советская дошкольная педагогика всегда
уделяла большое внимание. Громадный вклад в разработку этих проблем
внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Для успешного решения этих задач необходимо усилить научную работу в области нравственного воспитания детей, организовать углубленные педагогические, психологические и этические исследования.

Обобщение опыта.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
2. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
3. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
В начале учебного года провела педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Нами была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны.
Методика представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность - лживость, справедливость, жадность - щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей.
По итогам педагогической диагностики детей на начало учебного года 18,5% детей имеют высокий уровень освоения программы, 33,3% - средний уровень, 48,2% детей – низкий уровень.
Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями. Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
При реализации перспективного плана важными методами считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т.п.
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
При подготовке к беседе и её проведении учитываю следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.
Я широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:
- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.
При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев.
Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость.
Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане. Приложение № 1. Перспективный план.
Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», обращаю внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др. В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т.п.).
Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваю благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого, разделяем с детьми ощущение счастья.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
- групповое собрание;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»;
- выставки книг;
- провела открытое занятие с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
В течение года систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказоы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой, пословицы о дружбе, о труде. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Вывод
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 51,9 % детей имеют высокий уровень освоения программы, 29,6 % - средний уровень, 18,5 % детей – низкий уровень.
К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), пересказать текст, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
Заключение:
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке.

Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.

Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в тех видах деятельности, которые являются ведущими для данного возраста.

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.
Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов.

Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Речь – это не просто “думанье вслух”. Для достижения связности речи необходимо уметь отобрать содержание, которое будет передано в речи и использовать необходимые для этого языковые средства:

Умело использовать интонацию;
- логическое ударение;
- подбирать необходимые слова для точного выражения своей мысли.

Цель всего этого основана на том, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа, в конечном итоге станет одним из важнейших направлений в развитии связной речи детей. Это позволит через познания духовных и нравственных ценностей приобрести детям навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побудит их к поискам образных речевых средств, к словотворчеству. Соприкосновение с фольклором духовно обогатит детей и воспитает в них гордость за свой народ, за культуру речи, что особенно актуально.

  • Расширять круг представлений о русском фольклоре.
  • Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержаниефольклора.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа.
  • Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли.
  • Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями.

Прогноз положительных результатов.

  • Обогащение словарного запаса за счёт образных слов и крылатых выражений.
  • Овладение связной речью и культурой языка, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор.
  • Использование в активной речи русского фольклора.
  • Освоение фольклорного наследия посредством формирования целостной картины мира.
  • Формирование системы ценностей (единства Мира и Человека в нём; представления детей о любви, нравственности, чести и патриотизме);
  • Формирование собственного отношения к Миру и его явлениям;
  • Расширение кругозора;
  • Формирование нравственных качеств (любовь к Отечеству и верованиям наших предков);
  • Формирование патриотических чувств (ответственности, гордости за свой народ, Родину);
  • Формирование целостной картины Мира посредством фольклорного наследия.
  • Эффективное использование накопленного материала педагогами и специалистами ДОУ.

Теоретические знания для детей старшего дошкольного возраста:

Знание народных праздников, их символика и семантика.
- Знания о народном костюме.
- Знания о народных промыслах, символика, семантика элементов росписи.
- Представление об обрядовой игрушке, её предназначении.
- Знание народных, хороводных игр. Семантика хороводных игр.
- Знание фольклорной культуры русских народных сказок, мифов, былин, пословиц, поговорок.

Практические умения для детей старшего дошкольного возраста:

Использование фольклора в повседневной жизни считалок, сказок пословиц, поговорок, скороговорок, пестушек, колыбельных,
- владение приёмами кистевой росписи, работа с глиной, тканью, нитками.
- использование народных и хороводных игр, считалок в свободной игровой деятельности, на прогулках.

Разделы: Работа с дошкольниками

ЦЕЛИ:

  1. Развивать речь детей;
  2. Учить передавать интонацией голоса характер и настроение героя;
  3. Воспитывать любовь и чувства ответственности за своих героев, за порученное дело (красиво показать сказку зрителям);
  4. Развивать наблюдательность, образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.

Мы понимаем, что человек – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами.

Задачи:

  • знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа, с особенностями проведения праздничных дней;
  • формировать первоначальное представление о духовном мире;
  • знакомить детей с произведениями художественной литературы;
  • воспитывать внимательное, уважительное, милосердное отношение к близким;
  • воспитывать любовь, заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать уважение к труду и бережное отношение к результатам труда.
ТЕМА ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
ОСЕНЬ Природа и мы Дать понятие о том, что мы – это сообщество растений и животных, которые живут вместе в мире и согласии Старичок-лесовичок. Картинки с изображением деревьев. Загадки. Рассказ “Осенние похождения крольчат”. Опыт “Здравствуй, ветер”. Сказка-инсценировка “Красношейка”
“Остановись прекрасное мгновенье” праздник для детей старшего дошкольного возраста Воспитывать любовь к Родине, к родной природе; Развивать умение замечать красивое, соотносить душевные переживания человека с природными изменениями. Песни об осени. Стихи. Загадки. Рисунки детей. Репродукции художников. Сказка-инсценировка “Ты рябинушка – белокурая”. “Моя страна”.
ЗИМА “Здравствуй праздник, Новый год” Развивать наблюдательность, образное мышление, способствовать видеть прекрасное. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Стихи. Песни. Танцы о зиме, Новом годе, Рождестве. Сказка “Елочка”
“Сказка про Доброе утро” Учить детей быть добрыми, уметь бороться со злом; Не дать злу войти в себя и не дать выйти из себя. Костюмы участников спектакля. Принцесса, придворный, Ворон, Ежик, Сказочник.
Разноцветный год. Развлечение для детей старшей, подготовительной групп. Учить различать признаки времен года. С помощью музыки и поэтического слова показать красоту природы и окружающего мира. Стихи о временах года. Герои: Весна, Лето, Осень, Зима. Песни, хороводы, игры. Сказка “Пасхальный колобок”
ВЕСНА “Приди, весна, с радостью” занятие по развитию речи в старшей группе Показать красоту весны с помощью музыки и поэтического слова. Развивать эстетические чувства и переживания. Воспитывать у детей любовь и интерес к природе. Стихи, песни, танцы, хороводы, игры о весне. Сказка “Писанки для Аленки”
Наша Родина - Россия Воспитывать в детях чувства любви к Родине, ее природе, людям, святыням. Формировать у детей представления о Руси Православной. Воспитывать радость от того, что родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории. Репродукции русских пейзажей. Иконы русских святых: “Преподобный Сергей Радонежский”, “Преподобный Серафим Соровский”, “Святая княгиня Ольга”, “Александр Невский”. Икона Всех святых в земле Российской просиявших”. Диски, кассеты с записями песен о Родине. Стихи о России “Здесь начинается рай” В.Афанасьев, “Здравствуй, Русь” Е.Санин.
Праздник Святой Троицы. “Березкины именины” Закрепить желание детей жить в соответствии с православным календарем. Узнавать и осваивать традиции православной культуры. Репродукция иконы “Троица” А.Рублев

ТЕМА: “Приди, весна, с радостью”

Чтение стихов о весне с заданием.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Послушать стихи, отгадать, какое время года в них изображено.

Беседа о погоде: “Закончи, что я сказала”. Дети заканчивают строку, начатую воспитателем.

Развивать внимание, творческое воображение.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Картинки с весенним пейзажем, картинки с различными явлениями природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Читаю стихи “Весна” Ладонщиковой:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
и “Весна” - Аналиева
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых облаках.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг
Розовые, синие, голубые, красные
Как один красивые,
Хоть и очень разные.

Как вы думает, о каком времени года говорится в этих стихотворениях?

Почему вы так думаете?

А какие еще приметы весны вы знаете?

(Первый гром, первый дождь, цветут сады, прилетают птицы, тает лед на реке, сосульки тают “звенят”, первые листочки, первые цветочки и т.д.)

2. Игра “Весенние слова”

– Я назову слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное – (небо)

Яркое, золотое, теплое, ласковое – (солнце)

Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная – (капель)

Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий – (день)

Первые, молодые, зеленые, клейкие – (листочки)

Перелетные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие – (птицы)

Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу – (облака)

3. А сейчас мы поиграем в игру “Закончи предложение” (с мячом)

Из-за туч вышло золотое …

Подул теплый, весенний …

На деревьях появились первые …

Зазвенела весенняя …

На реках тает …

Прилетели первые …

4. А теперь найдите на картинках то весеннее явление, которое вам больше всего нравится, о котором мы только что говорили и расскажите (обобщите) о нем по картинке. (дети находят, что им нравится и обобщают ранее сказанное).

И так … (весной появляются первые цветочки и т.д.)

А сейчас, чтоб весна пришла быстрее, мы с вами ее покличем:

Весна, весна,
Отворяй ворота.
Приходи поскорей,
Землю нашу согрей.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.
Весну приведи,
Холод – зиму прогони!

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно - нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто - чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама - ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского - «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей»

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама