Развитие речи детей через нравственное воспитание. Доклад на тему "духовно- нравственное воспитание дошкольников через развитие речи". Духовно-нравственное воспитание дошкольников с


Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно - нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто - чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама - ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского - «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей»

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке.

Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.

Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в тех видах деятельности, которые являются ведущими для данного возраста.

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.
Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов.

Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Речь – это не просто “думанье вслух”. Для достижения связности речи необходимо уметь отобрать содержание, которое будет передано в речи и использовать необходимые для этого языковые средства:

Умело использовать интонацию;
- логическое ударение;
- подбирать необходимые слова для точного выражения своей мысли.

Цель всего этого основана на том, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа, в конечном итоге станет одним из важнейших направлений в развитии связной речи детей. Это позволит через познания духовных и нравственных ценностей приобрести детям навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побудит их к поискам образных речевых средств, к словотворчеству. Соприкосновение с фольклором духовно обогатит детей и воспитает в них гордость за свой народ, за культуру речи, что особенно актуально.

  • Расширять круг представлений о русском фольклоре.
  • Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержаниефольклора.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа.
  • Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли.
  • Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями.

Прогноз положительных результатов.

  • Обогащение словарного запаса за счёт образных слов и крылатых выражений.
  • Овладение связной речью и культурой языка, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор.
  • Использование в активной речи русского фольклора.
  • Освоение фольклорного наследия посредством формирования целостной картины мира.
  • Формирование системы ценностей (единства Мира и Человека в нём; представления детей о любви, нравственности, чести и патриотизме);
  • Формирование собственного отношения к Миру и его явлениям;
  • Расширение кругозора;
  • Формирование патриотических чувств (ответственности, гордости за свой народ, Родину);
  • Формирование целостной картины Мира посредством фольклорного наследия.
  • Эффективное использование накопленного материала педагогами и специалистами ДОУ.

Теоретические знания для детей старшего дошкольного возраста:

Знание народных праздников, их символика и семантика.
- Знания о народном костюме.
- Знания о народных промыслах, символика, семантика элементов росписи.
- Представление об обрядовой игрушке, её предназначении.
- Знание народных, хороводных игр. Семантика хороводных игр.
- Знание фольклорной культуры русских народных сказок, мифов, былин, пословиц, поговорок.

Практические умения для детей старшего дошкольного возраста:

Использование фольклора в повседневной жизни считалок, сказок пословиц, поговорок, скороговорок, пестушек, колыбельных,
- владение приёмами кистевой росписи, работа с глиной, тканью, нитками.
- использование народных и хороводных игр, считалок в свободной игровой деятельности, на прогулках.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее актуальность не ослабевали никогда, но особенно остро этот вопрос встал на рубеже 20 и 21 веков, когда в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. В современности материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме: книги ушли на второй план, их место заняли экраны телевизора, компьютера, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят герои, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Миролюбие, доброжелательность, великодушие зачастую становятся неведомы современным детям.

Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А вот на совместное чтение книг и обсуждение прочитанного времени свободного у современных родителей не остается. Поэтому именно педагогу приходится восполнять образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлекать к этому родителей через тематику занятий развития речи, чтобы помочь воспитать доброго, чуткого, честного, справедливого человека.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В целях воспитания нравственных качеств личности на занятиях развития речи проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Так ярким примером могут послужить занятия на темы «Детская площадка», «Семья», «День рождения», «Наша любимая комната» на первых ступенях обучения и чтение произведений

К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Л. Барто, В. Осеевой и других классиков детской литературы на четвертой ступени обучения.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация на занятии совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. Реализуется это через сюжетно-ролевые игры, соответствующие тематике занятия. Например, на занятиях по темам «В магазине», «В детской поликлинике», «Семья», «Семейный обед» и другим. Также проводятся беседы, рассуждения детей по схемам, иллюстрациям

На занятиях развития речи поддерживается и неуклонно развивается в детях интерес к миру взрослых, пробуждается желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Если в первые годы обучения в школе «Колокольчик» такая сторона жизни рассматривается детьми исходя из их собственных наблюдений, соображений, бесед с педагогом, то к четвертому году обучения дети сами могут проанализировать жизненную ситуацию, либо художественное произведение в духовно-нравственном аспекте. Если в три года ребенок зачастую не в силах понять, что значит делиться со сверстником игрушкой, и данная ситуация вызывает у него противоречивые чувства, то к шести – семи годам тот же ребенок в силах проанализировать ситуацию в рассказах Л. Н. Толстого, а следовательно спроецировать необходимую модель поведения в жизнь.

На данном уровне в ребенке уже формируется интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; начинает формироваться представление о Земле и жизни её обитателей, о своей стране; зарождается чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Таким образом, через тематику занятий развития речи у детей воспитывается уважение к нравственным нормам морали. Они учатся различать добро и зло, уже в состоянии творить добро; стараются пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях других детей.

Формируется чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивается способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащается словарный запас. Такая тенденция наблюдается при изучении творчества мордовских писателей, мордовской сказки, бесед о воинах-героях нашей республики и т.п. Даже домашние задания на 4 ступени направлены ориентировать именно семью на духовно–нравственное воспитание детей.

Таким образом для воспитания духовно – нравственной личности на занятиях развития речи предлагаются наглядный и словесный методы. Наглядный метод используется во время наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений педагогом; бесед, рассказов детей по схемам, иллюстрациям; разбора житейских ситуаций; чтения литературных произведений родителями.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 г. Ржев

Доклад на тему:

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через развитие речи»

учитель – логопед

Махова Елена Викторовна

г. Ржев

2017

«Трудно не согласится с тем, кто утверждает,

что без христианства, православной веры,

без возникшей на их базе культуры вряд ли

состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться

к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем

себя, ищем нравственные основы жизни»

В.Путин

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста.

Без патриотизма нет ни государства, ни народа... Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравстенного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий « красивое» «и некрасивое», « истенное» и ложное, нельзя научить его стремится к защите правды, добра не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, это очень широкое понятие, которое состоит из компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО , который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Не кому не секрет что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы, что так же ведет в отдельных случаях к затруднению воспитания у них духовно -нравственных норм.

Принимая во внимания все особенности развития мышления детей с нарушение речи, на логопедическом пункте и в группах наше дошкольного учреждения большое внимание уделяем созданию разнообразной предметно-пространственная среда, которая содержит материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организуется работа по народному календарю, подобраны дидактические игры, иллюстрации, оформлены тематические папки изображающие семью, оформлены семейные фотоальбомы. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Важно показать ребенку, что родной край город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Воспитание патриотизма разнообразно по своему содержанию, оно проходит красной ниточкой моей работе в процессе изучения лексических тем, формированию правильного грамматического строя речи и развитию навыков связанной речи ребенка.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования педагоги и частности я ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

У каждого народа свои сказки и все они предаются из поколения в поколение нравственные ценности, добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Мною подобрана литература по фольклору – сказки, песенки, былины, предания . Оформлена картотека пословиц, поговорок чистоговорок, скороговорок о семье, дружбе, добре и зле, труде, Родине, смелости, отваге.

Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе своей коррекционной работы я уделяю большое внимание ознакомлению детей со сказками. Кроме непосредственно логопедических занятий, я провожу краткосрочные педагогические проекты, в процессе которых знакомлю детей с русскими традициями и обычаями.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Изучая это новое направление я сделала вывод что, лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию интерактивную тематическую папку с элементами театрализованной деятельности Лэпбук «В гостях у сказки». Она включает в себя комплекс игр и заданий направленный на развитие связной речи, мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления, воображения, наблюдательности, и настольной ширмой для организации театральной деятельности.

Это пособие позволило мне с детьми и родителями организовать совместные приятные и сказочные посиделки, на которых дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать сказочные ситуации и характеры героев, что способствует формированию умения правильного поведения в тех или иных ситуациях. Я уверенна что мои детки могут сделать выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам то есть делай добро не делай зла: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй».

Нельзя представить себе духовно-нравственное воспитание без разнообразных театрально-музыкальных праздников и развлечений. В нашем дошкольном учреждении знакомим детей с народными праздниками и гуляньями («Рождество», «Масленица», «Пасха», «День победы» и т.д). При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли.

Рассматриваем альбомы с изображениями нарядных костюмов, любуемся куклами в национальных костюмах. Проводим беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности . Семья залог духовного воспитания ребенка

В своей коррекционно-логопедической работе привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности с детей. Широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»; совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Как я провел лето». Оформляем фотоальбомы, к которым ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. В рамках совместного с родителями педагогического проекта организую совместно с воспитателями детско-родительские праздники, мастер-классы «Ура звук родился», « Чистая реченька» семинары практикумы. Основной целью этих мероприятий является коррекция речевых недостатков а так же воспитание любви к своим родным, семье.

В конце своего выступления хочу подвести итог, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Очень часто детей сравнивают с цветком. И мы педагоги наблюдаем как растем маленький человечек, как из крошечного бутона со временем появляется цветок, мы точно незнаем каким он будет, мы можем только мечтать. И какова же наша гордость когда мы видим какими замечательными людьми вырастают наши воспитанники.

Уважаемые коллеги закончить свое доклад хочется словами замечательного педагога Антона Семеновича Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми». Давайте помнить об этом. Спасибо за внимание