Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам. Проект по развитию связной речи детей среднего возраста Короткое название проекта по развитию связной речи


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения. Апет Оксаны Чеславовны Воспитателя высшей квалификационной категории ГУО «Ясли – сад 91 г. Гродно»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи.


Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления.


Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д. Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д.


Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность. Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность.


Цель проекта: Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности. Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности.


Содержание проекта. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.ОРГАНИЗАЦИ- ОНЫЙ ЭТАП (август-сентябрь 2010г.) -Подобрать, изучить и создать научно- методическое обеспечение по проблеме. -Разработать теоретическую модель организации новых форм обучения детей. -Анализ, изучение, систематизация методической литературы. -Тестирование педагогов на степень осведомленности по проблеме.


Разработать структуру предметно- развивающей среды по видам изодеятельности. -Организация оснащения творческого центра средствами изодеятельности. -Создание и пополнение коллекции моделей- заместителей, графических изображений, коллажей. -Заинтересовать родителей в процессе обучения детей связной речи. -Творческая презентация проекта. -Проведение анкетирования родителей по проблеме.


Создать материально- технических, морально- психологических и эстетических условия для успешного взаимодействия участников проекта. - Организация и проведение тренингов и консультаций по проблеме. 2. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь апрель 2011г.) -Внедрить алгоритмы обучения всем видам связного высказывания. -Обобщить и систематизировать информацию по использованию видов моделирования в системе обучения связной речи. -Дидактические тренинги. -Клуб новых встреч. -Создание альбомов, демонстрирующих основные техники нетрадиционных видов изодеятельности.


Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. -Консультации с целью создания библиотеки книжек-малышек с творческими рассказами. -Выставки детских работ. 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (май 2011) -Выявить уровень эффективности внедрения образовательной модели. -Методы педагогической диагностики. -Создать детскую творческую студию «Искусство говорить». -Распространить опыт среди педагогов. -Мастер-класс. -Выпуск сборника творческих рассказов «Красочная речь». -Совместные конкурсы родителей и детей.


Алгоритм обучения рассказыванию посредством моделирования сказки. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно.





Алгоритм обучения составлению описательных рассказов. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Рефлексия. Рефлексия.


Алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок. Предоставление макета на определенную тему. Предоставление макета на определенную тему. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Рефлексия. Рефлексия.



Алгоритм обучения детей творческому рассказыванию. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Рефлексия. Рефлексия.

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Социальный проект

воспитатель:

Смирнова Алёна Алексеевна

г.о.г. Шахунья 2018 г.

1. Информационная карта.

Наименование проекта

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Смирнова Алёна Алексеевна воспитатель МАДОУ д/с «Звёздочка»

соответствие занимаемой должности

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Опыт работы показывает , что у детей наблюдается односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников , как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники . Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цели и задачи проекта

Проект направлен на повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники . В процессе реализации проекта решаются задачи развития мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Краткая аннотация содержания проекта

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Сроки выполнения проекта

Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

  • компьютер, проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.;
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература;
  • оплата труда штатных сотрудников;

2. Актуальность и важность данной проблемы.

Название проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Обоснование актуальности проекта.

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у деей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Цель проекта - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи проекта

Образовательные:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие:
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Срок реализации проекта – среднесрочный (сентябрь - ноябрь)

3.Сбор и анализ информации по избранной теме.

  • анкетирование родителей на тему: «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»;
  • изучение опыта работы педагогов детских садов России по проблеме проекта;
  1. Реализация плана действий проекта.

Подготовительный этап (мотивационный)

Сроки выполнения

Формы работы

Задачи

2 недели

Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

Вызвать интерес детей к теме.

Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила общения.

Выяснить уровень знаний детей по проблеме.

Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.

Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в

придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Основной этап (деятельностный) (7 недель)

Непосредственно организованная деятельность

разных видов детской деятельности.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей в условиях

развивающей среды

Взаимодействие с родителями

1. НОД «Лисичка со скалочкой» см.приложение

2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Как прошли мои выходные».

3. Пересказ и драматизация сказки «Лиса и рак» с опорой на мнемотаблицу.

1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.

3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.

4. Показ настольного театра по сказке «Два жадных медвежонка» по мнемотаблице.

5. Подготовка к театрализации по по сказке Сутеева «Мешок яблок». Разучивание ролей по мнемотаблице

6. Создание книжки – малышки «Домашние животные» с использованием детско-родительских работ и составлением описательных рассказов детей по мнемотаблицам.

7. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»

8.Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах», «Ожидая зиму», «Зима», «Весна», «Весенние изменения».

1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по коллажу»

3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

4. Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный театр).

5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах

6. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

7. Расказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Три медведя».

8. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.

1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.

Заключительный (творческий) (3 недели)

  • Театрализованное представление «Мешок яблок »
  • Оформление выставок детско-родительских работ - Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
  • Презентация для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» см. приложение.
  • Участие в муниципальном конкурсе ДОО «Калейдоскоп методических идей»

Работа велась не только с использованием мнемотехники, но и предполагала активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной. Вначале составление мнемотаблиц проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми.

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, фольклора;
Беседы по прочитанному.

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Разыгрывание этюдов;
Заучивание пословиц и поговорок.
Заучивание стихотворений.

Пересказывание сказок.

Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Оформление выставок.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты.

В играх шло развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Интеграционный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

Результативность относительно детей

Результативность относительно родителей

Результативность относительно педагогов

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

5.Формирование артикуляционного праксиса

6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью .

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.

Тип проекта : обучающий, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: пол года.

Цель проекта: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов.

Задачи проекта:

Проанализировать научную литературу;

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Результаты апроекта:

1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.

2. Консультация для родителей «Речевые игры дома».

3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

4. Создание «Чудо-дерева» совместно с родителями.

5. Создание альбома «Красивые слова».

Актуальность проекта:

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи, который более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев,Л. В.,В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский,Е. И., О. И. Соловьева др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

Рассказывание по картине;

Пересказ литературных произведений;

Составление описательных рассказов об игрушках;

Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);

Составление рассказов из личного опыта;

Рассказывание по серии сюжетных картин;

Составление рассказов по мнемотаблицам, картинно-графическому плану.

Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность монологической речи.

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат : При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.

Этапы реализации:

I.Этап проектирования :

Выдвижение гипотезы;

Определение цели и задач проекта;

Цель данного этапа: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.

Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации).

Создание предметно-развивающей среды.

II.Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель данного этапа: поиск эффективных форм работы с детьми.

Отбор материала;

Анализ методов и приемов (открытые занятия, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и т. д.);

Планирование, распределение материала;

Работа с родителями (консультации).

Выступление на педсовете с докладом «Современные формы и методы по развитию речи в детском саду»

2.1Овладение связной монологической речью зависит от многих условий:

Речевая среда;

Социальное окружение;

Семейное благополучие;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка и т. п.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?).

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

Сюжетные (образные):куклы,машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

Наборы, составленные воспитателем или детьми- мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка, заяц и собака и т. д.

Составление загадок.

Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяют в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях используют метод рассказа воспитателя и метод беседы.

Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:

Речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;

Повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);

Словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);

Вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие).

2.2. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

Воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

Доступность материала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

Системность обучения.

Сентябрь: Рассматривание игрушек . Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.

Октябрь: Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку». Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи

1.Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, память.

3.Воспитательные:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к книгам.

Ноябрь : Работа с «Чудо-деревом». Выполнение различных заданий по формированию связной монологической речи, составление и разгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.

Работа с дидактическими играми:

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?»и др.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по видам:

предметные картинки, парные картинки, лото, домино.

В ходе таких игр развивается память

Декабрь Составление рассказов, используя мнемотаблицы, картинно-графические планы и др. современные формы и методы по формированию связной речи.

Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь.

Январь. Открытое занятие по развитию речи. «В мире профессий».

Цели:

1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.

2) Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.

3) Воспитывать интерес к различным профессиям.

Предварительная работа :

Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

Игра «Кому что нужно»,

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

Работа с мнемотаблицами

Рассматривание схемы «Профессии», с/р игры «Шоферы», «Магазин». Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

2.3. Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.

Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

Пальчиковые игры и упражнения;

Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

Дидактические игры на развитие связного высказывания.

Проводились консультации по развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

III. Заключительный этап.

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Результативность работы.

Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.

Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;

2)рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1)Ребенок описывает мяч;

2)перечисляет признаки;

3)называет отдельные слова.

3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.

1)Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет 2-слова.

Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1,ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2,то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:

9 и более баллов - высокий уровень;

6-8 баллов - средний уровень;

3-5 баллов - уровень ниже среднего;

менее 3 баллов - низкий уровень.

В обследовании принимала участие группа детей в количестве 32 человек.

Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Со средним уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Уровнем ниже среднего обладают 21 детей, что соответствует 66%;

Низкий уровень у 11 детей, составляющих 34%.

По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр.

Анализируя полученные данные, было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено;

Со средним уровнем выявлено 4 детей, что соответствует 12%;

Уровнем ниже среднего обладают 20 детей, составляющих 63%;

Низкий уровень у 8 детей, т. е. 25%.

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е. ,называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 25% детей находятся на низком уровне речевого развития.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 5»

Волоколамского муниципального района

Московской области

у детей старшего дошкольного возраста

«У реки»

Подготовила:

учитель-логопед: Калашникова Л.В.

Проект по развитию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста «У реки».

Проект познавательно - практический, краткосрочный.

I . Пояснительная записка

1.1.Актуальность темы

В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.

Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению.

Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию.

1.2 . Цель проекта:

Развивать связную речь детей с ОНР;

1.3. Задачи:

Образовательные:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период;

Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов)

Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Упражнять в составлении и распространении предложений по картине;

Упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Развивающие:

Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Стимуляция мыслительной и речевой активности детей;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие дыхательной функции;

Воспитательные:

Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе;

Стимулировать положительные эмоции детей;

1.4. Ожидаемые результаты:

Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине.

II . Условия реализации проекта.

2.1. Срок реализации – три недели (июнь).

2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа

2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен:

Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ;

- иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период;

Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы;

Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам;

Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам;

Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях;

III. План реализации проекта

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016г.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016 г.

Составление примерного перспективного планирования работы с детьми.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2014 г.

Укрепление материально-технической базы:

Приобретение пособий, методической литературы;

Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

в ходе реализации проекта

Деятельностный этап

1.

Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа)

теме «Насекомые»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Лето»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Цветы»

    Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине)

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май

май

май

июнь

2.

Индивидуальная работа

    Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе»

    Закрепление обобщающих понятий.

    Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела.

    Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей

    Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает.

    Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд

    Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

3.

Индивидуально-подгрупповая работа

    Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке»

    Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела»

    Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха.

    Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

    Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие

    Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине,

    Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений

    Отгадывание загадок

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

Заключительный этап

1.

Работа с родителями

    Мини-консультация для родителей

«Развиваем связную речь»

    Презентация по теме проекта «У реки»

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

IV . Методическое обеспечение

Литература

количество

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»

Спб.: «Детство-Пресс», 2007

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г..

Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001

Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002

Интернет-ресурсы

V . Дидактическое обеспечение.

Пособие

Количество

Демонстрационный материал:

Насекомые;

Цветы;

Деревья;

Серия сюжетных картин по теме «Лето»;

Сюжетная картина «У реки»

Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций.

- Загадки о насекомых, цветах, лете.

Н. Заболоцкий «На реке»

Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И.

Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное»

Песенка «Божья коровка…»

Руская народная песенка «По дубочку постучишь…»

Рассказы Бианки В.

В Катаев «Цветик-семицветик»

Дидактические игры

Д/И «Жадина»

Д/И «Один и много»

Д/И «Посчитай»

Д/И «Кого много (на лугу)»?

Д/И «Подбери признак»

Д/И «Где находится предмет?»

2 набора

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

2 набора

один плакат

Раздаточный материал

По теме «Насекомые»

По теме «Цветы»

По теме «Деревья»

Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?»

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания:

Презентация «Насекомые»

Презентация «Цветы»

Видеоматериал «Лето»

Картотеки:

    пальчиковая гимнастика

    координация речи с движением

    дыхательная гимнастика

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Создание условий для активного использования рассказывания в речевой деятельности; научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий.

Задачи проекта:

Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к общению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Научить отражать содержание собственного опыта в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
5. Воспитание чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии на речь ребенка таких приемов развития связной речи как указания, анализ и оценка детских рассказов, совместный рассказ родителя и ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Достигнутые результаты за последний год:

Для детей:
1. Развилась духовно-богатая личность ребенка, как активного участника проекта;
2. В процессе ознакомления с окружающим миром, НОД по связной речи активизировался словарь, развилась грамматически правильная речь, отрабатывалось чистое произношение. Дети хорошо придумывают рассказы из собственного опыта, по сюжетной картине, серии картин; пересказывают тексты, рассказывают стихи;

Для родителей:
1. Осуществилось совместное творчество родителей и детей.
2. Появилась заинтересованность родителей в совместной деятельности с учителем – логопедом использование методик, позволяющих улучшить речь ребенка.
3. Развилась у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
4. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней.

Социальная значимость проекта:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

НОД по разным видам продуктивной деятельности (конструированию, лепке, рисованию; аппликации) по лексическим темам;
НОД по связной речи с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, схем рассказов цепной структуры; коллажей; лэпбука;
рассказывание стихов;
пересказ текстов;
консультации для родителей;
Итоговое мероприятие – комплексная НОД «Как я провел лето» с фотовыставкой;
Оформление отчетной документации, фотоотчет на персональном сайте учителя – логопеда МДОУ.