Самоанализ открытого мероприятия в старшей группе "мы знае и любим природу". Самоанализ интегрированного занятия по экологическому развитию в средней группе Самоанализ по экологическому воспитанию в старшей группе



Самоанализ НОД в средней группе
по экологии с элементами труда
" Наши зелёные друзья."
Воспитатель МКДОУ «Шварцевский д\с»
Кирова Надежда Николаевна.
Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, правилах
ухода за ними.
Задачи: образовательные: расширять знания детей о комнатных растениях, закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части, пополнять словарный запас детей, познакомить со способами содержания растений в чистоте;
развивающие: развивать интерес к комнатным растениям, развивать образное восприятие, воображение; развивать у детей представление об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);
воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание ухаживать за растениями.
НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 15 человек. Дети умеют слушать воспитателя, легко идут на контакт с ним, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов.
НОД содержит в себе интеграцию образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное."
Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН. Материал, наглядные пособия были подобраны на доступном для детей уровне, был рационален для решения поставленной цели и задач. Их внешний вид - красочный, яркий, оформлен эстетически.
В вводной части НОД для организации детей, переключения внимания на предстоящую деятельность, создания интереса к ней, создания эмоционального настроя, использовала приём - сюрпризный момент (посылка с письмом),приход героя из мультфильма - почтальона Печкина, загадки.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы, делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности НОД способствовала предварительная работа
(дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения за растениями уголка природы (особенности внешнего вида, строение, экспериментирование, наблюдение за трудом воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок.) Взаимосвязь элементов НОД выполнение практических заданий, помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задачи по сложности были доступные детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. Специфика работы с детьми отражалась в личностно - ориентировочном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (дидактические игры, динамическая пауза). На занятии использовались разнообразные материалы (наглядные пособия, предметные картинки).
В ходе НОД использовала компьютерную презентацию.
Применяла методы: наглядные (при рассматривании картинок. схемы), словесные (для вопросов детям), практические методы (в выполнении практических заданий), метод контроля(в анализе выполнения работы - похвала, одобрение), которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать. Обладают начальными знаниями о пользе комнатных растений, умением определять растения, нуждающиеся в уходе. Все задания были спланированы и выполнялись с учётом смены деятельности. Это дало возможность поддерживать интерес к НОД и не вызвало усталости. Все методы и приёмы обучения соответствовали поставленным задачам и возрастным особенностям детей. Отвечая на вопросы, отгадывая загадки, обогащалась познавательное, речевое развитие детей. Использовала вопросы к детям для развития мышления. Анализируя деятельность детей на НОД, можно отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно знания и умения в познании, трудовой деятельности. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Анализируя проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.
Дети работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных возможностей.
В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила выбрать цветок и прикрепить его на растение, изображённое на листе. Если было интересно - красные цветы, если скучно -жёлтые.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего НОД.

НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД для подготовительной группы на тему «Клуб исследователей природы». Длительность 30 минут в соответствии с СанПин.

Цель: формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

Задачи: Расширять представление о способах сохранения природы. Развивать познавательный интерес, умение обсуждать проблему, принимать коллективные решения. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Для реализации задач НОД старалась подбирать пособия, которые помогали детям понять и усвоить материал, активизировали их к мыслительной деятельности. Весь оформленный материал был ярким, красочным, эстетичным. Части занятия были объединены в единый игровой сюжет, что помогало повысить интерес детей к занятию. В процессе занятия постоянно происходила смена деятельности: дети передвигались по всей группе, используя все полезное пространство (летели на воздушном шаре), вырезали из бумаги, проводили опыты, стоя у стола, делали дыхательную гимнастику, посещали выставку. Это позволило избежать усталости. Используемая в процессе НОД музыка усиливала эмоциональное восприятие. Разминка была направлена на развитие коммуникативных качеств. Все моменты НОД были логичны и последовательны, прослеживалась интеграция образовательных областей.

Познание: Расширять представления о способах сохранения природы.

Коммуникация: Участие в общей беседе, где дети слушали друг друга, не перебивали.

Социализация: Умение выражать доброжелательность, сопереживать.

Здоровье: Формировала представление о сохранении здоровья через бережное отношение к природе.

Использование знаков, слайдов и введение персонажей помогло в игровой форме реализовать все поставленные задачи. Каждый момент НОД направлял детей на поиск решения проблемы, помогал приобрести новый опыт, активизировал самостоятельность и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми выражалась в личностно-ориентированном подходе. Подбадривала неуверенных детей, давала им отдельные задания, чтобы укрепить уверенность в себе. Итог занятия был организован в виде составления плана по улучшению экологии нашего поселка, вручения эмблемы «Защитник природы» и чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина», что усилило впечатление от занятия. У двух детей, длительно отсутствующих, восприятие материала вызвало небольшие затруднения, поэтому я буду планировать с ними индивидуальную работу. Несмотря на это, я считаю, что все поставленные задачи были решены.



Самоанализ по теме: Формирование экологической культуры воспитанников.

Я, Ахмедгалиева Валентина Васильевна,воспитатель дошкольной группы общеразвивающей направленности «Малышок» МБОУ Тогучинского района Репьевской СОШ. Образование Высшее-экономическое. Стаж педагогической работы 2,5 года. В настоящее время студентка НГПУ, факультет «Логопедия».

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно – воспитательной деятельности, это:
-интеллектуальное развитие детей;
-воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение его к общественным ценностям.
Для решения поставленных задач работаю по комплексной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, а также использую парциальные программы,« Юный эколог» (автор С.Н.Николаева) с учетом «Методических рекомендаций к программе»,

Комплексную программу развития и воспитания детей в детском саду

« Радуга» под редакцией Дороновой,программа «Гармония» (автор Т.А Фалькович).

В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, новинки методической литературы (приложение №1).
Педагогический коллектив школы и дошкольной группы работает по программе развития «Надежда», одно из направлений которой является экологическое воспитание детей. Поэтому целью моей …., что формирует экологическую культуру воспитанников. Для решения данной задачи использую программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой,а также

Через интегрированные занятия, использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Мной в летний период осуществлялся проект, участниками которого были дети старшей группы 5-6 лет.

(Приложение №2)

«Лето- удивительное рядом!»

Работа включала целый комплекс задач:

1. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
2. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
3. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
4. Воспитывать привычку повседневной физической активности.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Достигнуты результаты: .
2. Привитие детям экологической культуры.
3. Приобрели новые знания и впечатления об окружающем мире.

Реализация проекта осуществлялась через разные виды деятельности:

1.направление – экологическое воспитание.
2.направление – речевое развитие.
3.направление – игровая деятельность.

4.направление – детское экспериментирование.

8.направление – музыкальная деятельность.
В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, у них формируется здоровый образ жизни, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности, т.о. проектный метод в организации деятельности ДОУ в летний период показывает своё преимущество и эффективность.

С целью решения конфликтов между детьми, изучаю новинки литературы по педагогике и психологии . Посещаю курсы повышения квалификации, семинары. (повышала свою квалификацию в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Педагогика и психология дошкольная» по теме «Проблема поведения детей дошкольного возраста» (с 01.10.2008 по 31.10.2008).

С целью развития у детей различных видов мышления использую рабочую тетрадь «Солнечные ступеньки» из серии « Папка дошкольника». (Приложение №3 )

По развитию у детей графических навыков использую рабочую тетрадь «Солнечные ступеньки» Раскраска- пропись, из серии « Папка дошкольника».

(Приложение № 4)
Обучая, играя- развиваю, внимание , восприятие, совместную деятельность, индивидуальную работу, свободную деятельность.
- на занятиях по изодеятельности, конструированию, в работе с природным материалом, развиваю у детей творческие способности, фантазию, логическое мышление, а главное самостоятельность, интерес, желание видеть результат своего труда. В результате мои воспитанники Чернявская Катя 6 лет,Рыжова Настя -6 лет,Хамчук Слава 6 лет,Быков Семен,Ахмедгалиева Милана 5лет,стали лучше выполнять коллективные работы по экологии и окружающему миру.

(Приложение№4)

Реализация нравственно-патриотического воспитания осуществляется мной в специально организованной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, экология.) и совместной деятельности с детьми (организация народных подвижных игр, бесед, экскурсий, дидактических игр, чтения художественной литературы, конкурсов рисунков, развлечений, досугов.) Такая работа велась с детьми дошкольной группы (с 6-7 лет).

Проект «Я и моя семья».

Работа вклю­чала целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родно­му дому,

Формирование отношения к родным людям.

Воспитание уважения к труду родителей;

А, также работа проводилась по этой теме и с родителями(нарисуй своего ребенка, лучшие фото семьи летом, поделки совместно с мамой.) Родители очень активно участвовали в конкурсе «Нарисуй своего ребенка».Почти все родители оказались настоящими художниками! Этот проект вдохновил не только родителей, дети которых участвовали в проекте,но и родители с других групп приносили свои рисунки своих детей.

(Приложение №5)

Одним из важнейших условий качественной воспитательно-образовательной деятельности по всем направлениям развития дошкольника является осознание необходимости изменения стиля общения с детьми. Занимаясь развитием способностей детей, я как воспитатель сама прохожу путь раз­вития - самоизменения.

Моя позиция, в основе которой принцип: действовать не как функционер, а как человек, позволяет установить благоприятный психологический климат в группах.

Я считаю, что воспитатель принимает личность ребенка, учитывает его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции. Только на фоне таких теп­лых, доверительных отношений между воспитателем и детьми можно наиболее успешно проводить развивающие занятия.

Занятия, развивающие интеллектуальные и творческие спо­собности детей, дают детям способы успешного выполнения раз­ного вида деятельностей. Доставляют им удовольствие и да­ют чувство самоутверждения: «Я умею это делать!» Пробую развивать творческие спо­собности и через нетрадиционные техники рисования(фактурность окраски, скатывания бумаги, цветной граттаж,)

^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

При реализации разделов программы,я как воспитатель стараюсь работать в режиме проектирования. Это, прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети, как «входят» в програм­му; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т. е. конкретные способы реализации программы.

Имея планы занятий, где определена последовательность про­ведения программы, проектирую различные разви­вающие ситуации, в которых будет претворяться программа. Дру­гими словами, определяю для себя предположительный ход занятия.

Реализуя задуманное, осуществляю гибкое руко­водство, постоянно ориентируясь на ребенка.

Проект занятия всегда носит нежесткий, гибкий характер. Для детей я воспитатель - партнер по игре.

С одной стороны, умело включаю в орга­низованную им, игровую деятельность на правах равноправного партнера, с другой, осуществляю постоянный контакт с каждым из детей, направленный на решение обучающей задачи. При этом обеспечивается активность каждого ребенка.

Большинство моих занятий, проводится в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т. д.

Часто удобнее всего расположить детей на ков­ре, максимально приближая их к месту действия, например при рассматривании модели кукольной комнаты, при чтении сказки, когда всем хочется получше рассмотреть картинки в книге. Такое расположение способствует созданию спокойной домашней атмос­феры, когда каждый из детей рядом, может подой­ти поближе, если что-то не видно, взять в руки и рассмотреть ин­тересующий его предмет и т. д.

Расположение детей в течение одного занятия может несколь­ко раз меняться: то на ковре, то, стоя или сидя за столами. Продумывая ход занятий, использую все возможные моменты для того, чтобы дети не сидели постоянно за столами, могли встать, подойти к товарищу, объединиться в общую игру.

Такая организация занятий дает простор для выдумок и твор­чества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в сво­их силах и на занятие экологии.

Создается ситуация успеха в проектной деятельности детей.

Формирование экологической культуры - является одним из ведущих видов моей деятельности.

Проектной деятельностью буду стараться пробывать заниматься и в следующие годы, цель которой прежде всего взаимосвязь ребенка и родителей, укрепление связей между образовательным учреждением и семьёй.

Построенная таким образом воспитательно-образовательная работа позволяет получать положительные результаты. В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, мастер-классы лучших воспитателей района и области, через изучение новой методической литературы, районные семинары воспитателей. В 2010 году поступила в НГПУ на факультет «Логопедия»,т.к вижу, что очень много детей дошкольников нуждаются в помощи логопеда. Очень буду рада,если помогу хотя бы одному ребенку!

Я, Метелева Елена Юрьевна, работаю воспитателем в МКДОУ детском саду «Сказка» комбинированного вида с сентября 2015г. Образование среднее профессиональное. В 2007 году закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Татарское педагогическое училище», по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».

В 2014 году прошла Курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, по теме «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС»

В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании» по программе «Педагогика и психология (дошкольное образование)».

Наше дошкольное учреждение работает по образовательной программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одной из ведущих целей которой является - разностороннее развитие психических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю работе по экологическому воспитанию детей. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

В период с сентября 2015года по май 2016 года я работала с детьми подготовительной группы. Я вела работу по экологическому воспитанию детей, изучила возрастные особенности детей, уровень сформированности экологических представлений у моих воспитанников, а также некоторых мыслительных операций, позволяющих ребенку делать простейшие умозаключения, видеть и понимать причинно-следственные связи. Первым этапом моей работы было проведение мониторинга, проанализировав результаты я установила, что уровень представлений детей о природе недостаточно сформирован. (Приложение 1)

Таким образом, я сделала вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

Для того, чтобы эффективно работать над данной темой я повысила свой уровень знаний по данной проблеме изучив учебно-методическую литературу по теме «Экологическое воспитание дошкольников» различных авторов:

    С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

    М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

    Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;

    Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

    Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

    З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

    П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

    А. Вересова - «Мы земляне»;

    Е. Рылеева - «Открой себя»;

    Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»

    С. Николаевой - «Юный эколог».

Данную литературу я приобрела и постоянно использую в своей работе с воспитанниками.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать у детей умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Я на протяжении своей педагогической деятельности систематически разрабатываю и реализую различные проекты. Перечислю некоторые из них: 1. Проект «Мир камней»; 2. Проект «Огород на окне»; 3. Проект «Ах ты, зимушка-зима»;4. Проект «Наши меньшие друзья»; 5. Проект «Осень золотая» и т.д. (Приложение 2)

Чтение сказок должно быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Поэтому в своей деятельности я использую интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой.

Всвязи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала изготавливать своими руками и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие – Лэпбук. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.

Пособие - лэпбук"Мир насекомых". Это мой первый опыт подобной работы. Который оказался настолько увлекательным лично для меня, что я прямо "горела" нетерпением закончить свою работу и ознакомить с ней воспитанников. Я постаралась обобщить и систематизироватьизучаемый ребятами материал, подготовила различные дидактические игры для наполнения интерактивной папки. При этом стремилась сделать материал разнообразным и увлекательным. Картинки с насекомыми я нашла в интернете, но а все остальное это плод моего труда и воображения. С целью пополнения представлений у детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни я сделала лэпбук «Зимующие птицы». В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан лэпбук по теме «Времена года. Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы. Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет мне организовать познавательную и исследовательскую деятельность, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома. Использование «Лэпбука» положительно сказывается на взаимодействии родителей и детей, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность. (Приложение 3)

В настоящее время, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я продолжаю свою работу над темой «Экологическое воспитание дошкольников». Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Развивающая функция среды является ведущей. Развитие ребенка, как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития (по Л.С. Выготскому), диктует необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Поэтому, особое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды в своей группе, считаю это направление в своей работе важным. Мною были созданы уголки:

Центр сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. В уголок сюжетно-ролевых игр совместно с коллегой, своими руками сделали: холодильник, микроволновую печь, стиральную машину автомат, электроплиту, красиво оформленный стол. Всё изготовлено из коробок, скотча, самоклеющейся бумаги. (Приложение 4)

Уголок безопасности и дорожного движения

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Уголок включает в себя различный материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию основ безопасной жизнедеятельности. Здесь имеется широкий перечень игрового материала. Добавлены игрушки-автомобили разнообразного вида грузового и легкового транспорта. Своими руками сделана парковка, в два этажа из картона, скотча и самоклеющейся бумаги. (Приложение 5)

Уголок изобразительной деятельности

Цель: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства, реализацию самостоятельной изобразительной, конструктивно-модельной деятельности. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности: (доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, пастель, маркеры, бумага для акварели, бумажные салфетки, цветной картон т. п.) (Приложение 6)

Уголок природы. Цель: создать условия для формирования начальных экологических представлений о природе, овладения элементарным опытом сохранения природы, безопасного взаимодействия с ней.

В уголке природы нашей группы детям предоставляется возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве объектов, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в их жизни. Поэтому ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет нам решать эту сложную и важную задачу. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе, психические и познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, а также внимание и память). Во время ухода за растениями в уголке природы у детей формируются ценные качества, такие, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.Уголок природы размещен в светлой зоне группы, где представлены комнатные растения, а также «огород на окне» (посадки лука, различной рассады). Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями особенностей ухода. Подбор растений для уголка природы осуществлялся в соответствие с программой возрастной группы и методическими рекомендациями для детей дошкольного возраста. (Приложение 7)

Я совместно с воспитанниками провожу в уголке природы различные игры-экспериментирования.

1.« Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся вводе и изменять её цвет.

2.«Окрашивание воды»

Цель : Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

3.«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

4. Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

(Приложение 8)

Книжный уголок

Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству.

В книжном уголке мои воспитанники с удовольствием слушают чтение книг, рассматривают иллюстрации, знакомятся с разнообразием театральной игрушки и учатся действовать с ней. При оформлении книжного уголка для своих маленьких воспитанников, я подготовила предметные и сюжетные картинки, которые заламинировала, для удобства в использовании. Мы с моей коллегой Анной учим детей рассматривать картинки внимательно и отвечать на элементарные вопросы : кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы.

К сказкам мы также готовим заламинированные иллюстрации, по которым дети впоследствии самостоятельно могут рассказать сказку. Это такие сказки как Теремок, Курочка ряба, Колобок, Репка, Волк и семеро козлят, Три медведя. В зависимости от изучаемой темы в наш уголок выкладываются картинки для ознакомления. Чтобы воспитать бережное отношение к книгам, нами была изготовлена «Книжкина больница», в которой подобраны предметы первой помощи для книг (скотч, ножницы, клей и т.д.), с которыми случилась беда. А также в этом уголке поселился «кубик настроения», который помогает определить детям настроение в течение дня. (Приложение 9)

Снежные постройки из снега на участках детского сада.

Зима - это одно из прекрасных времён года, когда на участках в ДОУ появляются сказочные персонажи из снега. Каждый год педагоги нашего детского сада придумывают разные сюжеты, радуя детей. Я всегда принимаю активное участие в создании снежных фигур. Прогулки на участке в это время проходят радостно и оживленно. А самая большая награда - светящиеся от радости глаза ребят. (Приложение 10)

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям участников образовательного процесса - детей и педагога в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование я меняю в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляю дидактические игры, делаю их своими руками. Я знаю что, полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

Моя работа с родителями основывается на привлечении родителей к проектной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Родители - полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать всесторонне развитого человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей. Я, используя все перечисленные методы работы с воспитанниками, достигаю высоких показателей их развития. Такой вывод я делаю на основании анализа показателей проведенного мной итогового мониторинга. (Приложение 1)

Как начинающий педагог я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень участвуя в районных методических семинарах- практикумах. В марте 2016года принимала участие в межрайонной «Школе социального проектирования». (Приложение 11) В 2017 году принимала участие в подготовке и выступила с представлением своего опыта работы на районном методическом объединении «Метод проектов в образовательной работе детского сада» (Приложение 12) Я имею почетную грамоту МКДОУ детского сада «Сказка» комбинированного вида Купинского района за большой вклад и значительные успехи в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13)

Мои воспитанники принимают участие и занимают призовые места в таких конкурсах как:

    «Человек и природа» (конкурсная игра для дошкольников);

    В районном конкурсе для дошкольников «Умницы и умники» моя воспитанница Лукашова Ксения стала лауреатом конкурса (Приложение 14)

Мои выпускники успешно осваивают школьную программу обучения, я систематически знакомлюсь с данными школьных мониторингов о успеваемости моих выпускников в рамках взаимодействия детского сада и школы. Мониторинг учителя начальных классов показывает, что у моих воспитанников-выпускников сформирован интерес к учебной деятельности, самоконтроль, самооценка, для детей значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта и любовь к природе родного края.

Я активно принимаю участие во всероссийских, международных конкурсах в интернет ресурсах и занимаю призовые места:

    2015 г. Диплом за первое место во всероссийском конкурсе «Календарь природы»;

    2015 г. Диплом за третье место в международном конкурсе «Волшебница зима»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Огород на подоконнике»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Моё призвание воспитатель»;

    2016 г. Диплом за первое место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников»

    2016 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников» (конкурсная работа Лэпбук «Насекомые»);

    2014 г. Диплом за второе место всероссийского конкурса творческих работ «Скоро новый год!»;

    2017 г. Диплом за участие в районном этапе областного конкурса «Семья за детство без опасности» в номинации «Книжка-малышка «Я и мои родители – грамотные пешеходы и водители».(Приложение 15)

Я активно публикую свои работы в интернет ресурсах на таких образовательных порталах как: «Конспектека»; «Продлёнка»; «Инфоурок»; «Копилка уроков – сайт для учителей»; «Мультиурок»; «Конспект -уроков.рф»; «edupres.ru» (Приложение 16)

Самоанализ выполнила___________________________Е.Ю.Метелева

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Самоанализ

Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность

Выполнила: воспитатель

Метелева Елена Юрьевна

Купино 2017 год.

Самоанализ интегрированной НОД по экологическому

воспитанию.

«Помоги белке» в средней группе.

Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» (нетрадиционная лепка с элементами опытно – экспериментальной деятельности)

Воспитатель: Вахтерова Гульсум Халиулловна

Тема : «Помоги белке»

Краткая характеристика группы : Общее количество детей в группе 9. Дети 4-5 лет средней группы.

Форма проведения : Заочная прогулка в лес.

Виды детской деятельности : игровая, художественная, познавательно – исследовательская.

Цель: Продолжить учить детей правилам поведения в лесу, активному содействию животным. Объяснить детям, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

Задачи:

  • Расширять представление и знание детей об осени, о жизни белки в лесу.
  • Развивать речь и мышление детей, умение делать грибок из природного материала, творчество, воображение.
  • Вызвать искреннее возмущение детей поступкам мальчиков.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
  • Активизировать в речи детей слова: трудятся, сушат, прячут, шляпка, ножка, жёлуди.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
  • Воспитывать самостоятельность, любовь к природе и бережное отношение к животным, интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Материалы, оборудование :

Демонстрационный материал : Картина «Осень в лесу», игрушка Белка, импровизированная поляна (дерево с дуплом, ёлочки, на полу сухие листья, корзинка.)

Раздаточный материал : Доска для лепки, пластилин, жёлуди (для каждого ребенка).

Структура НОД :

  1. Вводная часть 2-4 минуты.
  • Отгадывание загадки.
  • Беседа «Как белки готовятся к зиме»

Организационный момент. Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, заинтересовать предстоящей деятельностью.

Основная часть -15 минут.

  • Картина «Осень в лесу»
  • Физминутка
  • Лепка грибочков
  • Пальчиковая гимнастика
  • Угощение для белки
  • Чтение стихов и потешек

Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой занятия. Создала проблемную ситуацию (рассказала про мальчиков Сашу и Митю), организовала поиск выхода из проблемной ситуации, предложив детям слепить грибочки для белочки.

Провела физминутку- Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия.

В совместной деятельности учила лепить из природного материала (желуди-ножки грибочков), учила детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе.

С целью профилактики утомления, предотвращения нарушения осанки и психоэмоциональной разрядки – провела пальчиковую гимнастику.

Заключительная часть -2 минуты.

Итог НОД:

  • В заключительной НОД использовала художественное слово для подведения итогов. Были сюрпризные моменты (подарок белочки). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией. В ходе НОД старалась продолжать формирование грамматического строя речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.
  • Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности рефлексии.
  • Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Соблюдалась преемственность частей.
  • Данная структура НОД вполне оправдана. Так как каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.
  • Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы : фронтальную, индивидуальную.

Методы:

  • Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
  • Наглядно - демонстрационный (картина «Осень в лесу», игрушка белка, ёлочки, дерево с дуплом).
  • Практический (лепка)
  • Игровой (заочная экскурсия в «Осенний парк», физминутка, пальчиковая гимнастика)
  • Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности)
  • Проблемный (поведение мальчиков)

В процессе НОД применялись следующие технологии:

  • Игровая деятельность;
  • Деятельностный подход;
  • Обучение в диалоге с взрослыми;
  • Технология развивающего обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;

ВЫВОД:

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, организованы. Я уделяла внимание каждому ребенку. Каждый ребенок был задействован в деятельности. Делая вывод можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.