Самоанализ по нод "клуб исследователей природы" материал на тему. Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы Самоанализ для портфолио мероприятия по экологии



Самоанализ по теме: Формирование экологической культуры воспитанников.

Я, Ахмедгалиева Валентина Васильевна,воспитатель дошкольной группы общеразвивающей направленности «Малышок» МБОУ Тогучинского района Репьевской СОШ. Образование Высшее-экономическое. Стаж педагогической работы 2,5 года. В настоящее время студентка НГПУ, факультет «Логопедия».

Свою педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно – воспитательной деятельности, это:
-интеллектуальное развитие детей;
-воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение его к общественным ценностям.
Для решения поставленных задач работаю по комплексной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, а также использую парциальные программы,« Юный эколог» (автор С.Н.Николаева) с учетом «Методических рекомендаций к программе»,

Комплексную программу развития и воспитания детей в детском саду

« Радуга» под редакцией Дороновой,программа «Гармония» (автор Т.А Фалькович).

В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, новинки методической литературы (приложение №1).
Педагогический коллектив школы и дошкольной группы работает по программе развития «Надежда», одно из направлений которой является экологическое воспитание детей. Поэтому целью моей …., что формирует экологическую культуру воспитанников. Для решения данной задачи использую программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой,а также

Через интегрированные занятия, использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Мной в летний период осуществлялся проект, участниками которого были дети старшей группы 5-6 лет.

(Приложение №2)

«Лето- удивительное рядом!»

Работа включала целый комплекс задач:

1. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
2. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
3. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
4. Воспитывать привычку повседневной физической активности.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Достигнуты результаты: .
2. Привитие детям экологической культуры.
3. Приобрели новые знания и впечатления об окружающем мире.

Реализация проекта осуществлялась через разные виды деятельности:

1.направление – экологическое воспитание.
2.направление – речевое развитие.
3.направление – игровая деятельность.

4.направление – детское экспериментирование.

8.направление – музыкальная деятельность.
В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, у них формируется здоровый образ жизни, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности, т.о. проектный метод в организации деятельности ДОУ в летний период показывает своё преимущество и эффективность.

С целью решения конфликтов между детьми, изучаю новинки литературы по педагогике и психологии . Посещаю курсы повышения квалификации, семинары. (повышала свою квалификацию в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Педагогика и психология дошкольная» по теме «Проблема поведения детей дошкольного возраста» (с 01.10.2008 по 31.10.2008).

С целью развития у детей различных видов мышления использую рабочую тетрадь «Солнечные ступеньки» из серии « Папка дошкольника». (Приложение №3 )

По развитию у детей графических навыков использую рабочую тетрадь «Солнечные ступеньки» Раскраска- пропись, из серии « Папка дошкольника».

(Приложение № 4)
Обучая, играя- развиваю, внимание , восприятие, совместную деятельность, индивидуальную работу, свободную деятельность.
- на занятиях по изодеятельности, конструированию, в работе с природным материалом, развиваю у детей творческие способности, фантазию, логическое мышление, а главное самостоятельность, интерес, желание видеть результат своего труда. В результате мои воспитанники Чернявская Катя 6 лет,Рыжова Настя -6 лет,Хамчук Слава 6 лет,Быков Семен,Ахмедгалиева Милана 5лет,стали лучше выполнять коллективные работы по экологии и окружающему миру.

(Приложение№4)

Реализация нравственно-патриотического воспитания осуществляется мной в специально организованной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, экология.) и совместной деятельности с детьми (организация народных подвижных игр, бесед, экскурсий, дидактических игр, чтения художественной литературы, конкурсов рисунков, развлечений, досугов.) Такая работа велась с детьми дошкольной группы (с 6-7 лет).

Проект «Я и моя семья».

Работа вклю­чала целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родно­му дому,

Формирование отношения к родным людям.

Воспитание уважения к труду родителей;

А, также работа проводилась по этой теме и с родителями(нарисуй своего ребенка, лучшие фото семьи летом, поделки совместно с мамой.) Родители очень активно участвовали в конкурсе «Нарисуй своего ребенка».Почти все родители оказались настоящими художниками! Этот проект вдохновил не только родителей, дети которых участвовали в проекте,но и родители с других групп приносили свои рисунки своих детей.

(Приложение №5)

Одним из важнейших условий качественной воспитательно-образовательной деятельности по всем направлениям развития дошкольника является осознание необходимости изменения стиля общения с детьми. Занимаясь развитием способностей детей, я как воспитатель сама прохожу путь раз­вития - самоизменения.

Моя позиция, в основе которой принцип: действовать не как функционер, а как человек, позволяет установить благоприятный психологический климат в группах.

Я считаю, что воспитатель принимает личность ребенка, учитывает его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции. Только на фоне таких теп­лых, доверительных отношений между воспитателем и детьми можно наиболее успешно проводить развивающие занятия.

Занятия, развивающие интеллектуальные и творческие спо­собности детей, дают детям способы успешного выполнения раз­ного вида деятельностей. Доставляют им удовольствие и да­ют чувство самоутверждения: «Я умею это делать!» Пробую развивать творческие спо­собности и через нетрадиционные техники рисования(фактурность окраски, скатывания бумаги, цветной граттаж,)

^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

При реализации разделов программы,я как воспитатель стараюсь работать в режиме проектирования. Это, прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети, как «входят» в програм­му; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т. е. конкретные способы реализации программы.

Имея планы занятий, где определена последовательность про­ведения программы, проектирую различные разви­вающие ситуации, в которых будет претворяться программа. Дру­гими словами, определяю для себя предположительный ход занятия.

Реализуя задуманное, осуществляю гибкое руко­водство, постоянно ориентируясь на ребенка.

Проект занятия всегда носит нежесткий, гибкий характер. Для детей я воспитатель - партнер по игре.

С одной стороны, умело включаю в орга­низованную им, игровую деятельность на правах равноправного партнера, с другой, осуществляю постоянный контакт с каждым из детей, направленный на решение обучающей задачи. При этом обеспечивается активность каждого ребенка.

Большинство моих занятий, проводится в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т. д.

Часто удобнее всего расположить детей на ков­ре, максимально приближая их к месту действия, например при рассматривании модели кукольной комнаты, при чтении сказки, когда всем хочется получше рассмотреть картинки в книге. Такое расположение способствует созданию спокойной домашней атмос­феры, когда каждый из детей рядом, может подой­ти поближе, если что-то не видно, взять в руки и рассмотреть ин­тересующий его предмет и т. д.

Расположение детей в течение одного занятия может несколь­ко раз меняться: то на ковре, то, стоя или сидя за столами. Продумывая ход занятий, использую все возможные моменты для того, чтобы дети не сидели постоянно за столами, могли встать, подойти к товарищу, объединиться в общую игру.

Такая организация занятий дает простор для выдумок и твор­чества детей, позволяет им быть свободными и утверждаться в сво­их силах и на занятие экологии.

Создается ситуация успеха в проектной деятельности детей.

Формирование экологической культуры - является одним из ведущих видов моей деятельности.

Проектной деятельностью буду стараться пробывать заниматься и в следующие годы, цель которой прежде всего взаимосвязь ребенка и родителей, укрепление связей между образовательным учреждением и семьёй.

Построенная таким образом воспитательно-образовательная работа позволяет получать положительные результаты. В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, мастер-классы лучших воспитателей района и области, через изучение новой методической литературы, районные семинары воспитателей. В 2010 году поступила в НГПУ на факультет «Логопедия»,т.к вижу, что очень много детей дошкольников нуждаются в помощи логопеда. Очень буду рада,если помогу хотя бы одному ребенку!

Название: Самоанализ итогового занятия «Путешествие в страну чувств»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, занятия психолога, подготовительная к школе группа, 6-7 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ «Панаевский детский сад красная шапочка»
Месторасположение: ЯНАО, Ямальский р-он, с. Панаевск

Самоанализ открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну чувств».

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие проводилось с детьми с подготовительной к школе группы.

На занятии присутствовало 5 детей: 3 девочки и 2 мальчика.

Цель: Цели: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

— Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;

Развивающие:

— развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям;

Воспитательные:

— воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения,

— формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами и какого их значение в жизни человека.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Комплименты», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой.

Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – письмо от Короля.

В качестве продуктивной деятельности детям было предложено задание «Рисование эмоций», где дети рисовали эмоции с помощью белых пальчиковых красок. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умение дифференцировать выражения лиц окружающих. С заданием дети справились хорошо.

Выполнение следующего задания «Пройди через тоннель» способствовало развитию творческого воображения, тактильных ощущений, умения дифференцировать выражение лиц окружающих.

Подвижная игра «Капельки» также применялось для оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции.

Упражнение «Стена эмоций» способствовало у детей развитию понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. В качестве смены вида деятельности была проведена гимнастика «Деревья». А упражнение «Следы» развивало сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.

Так же использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети показали своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

Итак, король освобожден и в честь этого дети устроили салют – это развивает сенситивность и соотнесение тактильных ощущений.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, как помогли Королю и все ли эмоции нам нужны.

В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Ты и я – друзья!», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Самоанализ открытого занятия по экологии

тема: «Живые синоптики»

Возраст обучающихся: 12-13 лет (5-6 класс)

Педагог: Капилова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ИРМО «СЮН»

Занятие по экологии, тема «Живые синоптики» , раздел «Человек в гостях у природы», программа «В мир природы», автор Е.К.Серебренникова, п.д.о. МОУ ДОД ИРМО «СЮН»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, термопистолеты

Тип занятия: изучение новых знаний и способов действий.

Форма занятия: интерактивная (дискуссионная)

В основу занятия положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Используемая технология: развивающего обучения

Основной метод : частично-поисковая беседа.

Цель: Познакомиться с животными которые помогают человеку определять погоду

Задачи:

Воспитание любви к животным и растениям Прибайкалья

- Формирование знаний о значимости окружающей среды

- Формирование основ экологической культуры

Формирование умения работать индивидуально и в группе

Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как системе, оказывающей влияние на человека

Формирование обще учебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы, устанавливать между ними связь)

Выработать умение объяснять явления природы и технические процессы на основе имеющихся знаний

Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.

Структура занятия

Первый этап –организационный, где была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, настройка детей на тему занятия «Живые синоптики», постановка цели, повторение и изучение терминов используемых на занятии.

Далее идет плавный переход ко второму этапу Проверка ранее изученного материала. На этом этапе задавались вопросы, на которые обучающиеся должны были дать ответы.

Ответив на вопросы 2 этапа мы выходим на изучение нового материала - III этап. И зучению новых знаний мне позволила форма проведения урока, с опорой на диалоговые приёмы в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе мною были чётко поставлены цели и задачи урока и определены результаты конечной деятельности.

Этот этап я условно разделила на 4 блока. (Какими способами животные определяют погоду, знаменитые биосиноптики, прогнозы животных, задание по поиску информации).

Дети учились индивидуально и коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. После каждого блока подводили итоги, делали выводы в соответствии с поставленными перед учащимися целями урока. На этом этапе я старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы.

В процессе изучения были установлены взаимосвязи с другими предметами: с физикой, биологией, изобразительным искусством.

В конце второго этапа давались задания для закрепления пройденного материала, было логически поразмышляв произвести соотношение между животным и прогнозом. Кроме того здесь же провелась подвижная игра «Паутина», на которой ребята не только повторили материал, но и физически отдохнули.

IV этап Практическая часть так же делится на пункты (ТБ на занятии и непосредственно сама практике). Этот этап подразумевал работу термопистолетом на стекле, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами, режущими инструментами, аэрозольными красками. Здесь обучающиеся получая творческое задание развиваются духовно, творчески, получают навыки работы с термопистолетом и аэрозольными красками.

В конце всего занятия на V этапе. Рефлексия – подведение итогов.

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

При подведении итога занятия дети осознали границы своих знаний, дали оценку своей деятельности на уроке.

Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. При проведении занятия я ориентировалась на принципы научности, доступности.

На мой взгляд, материал занятия оказался интересным для учащихся.

Итог: я считаю, что цель урока можно считать достигнутой.

Я, Метелева Елена Юрьевна, работаю воспитателем в МКДОУ детском саду «Сказка» комбинированного вида с сентября 2015г. Образование среднее профессиональное. В 2007 году закончила государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Татарское педагогическое училище», по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов».

В 2014 году прошла Курсы повышения квалификации в НИПКиПРО, по теме «Модернизация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС»

В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании» по программе «Педагогика и психология (дошкольное образование)».

Наше дошкольное учреждение работает по образовательной программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одной из ведущих целей которой является - разностороннее развитие психических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В своей профессиональной деятельности большое внимание уделяю работе по экологическому воспитанию детей. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

В период с сентября 2015года по май 2016 года я работала с детьми подготовительной группы. Я вела работу по экологическому воспитанию детей, изучила возрастные особенности детей, уровень сформированности экологических представлений у моих воспитанников, а также некоторых мыслительных операций, позволяющих ребенку делать простейшие умозаключения, видеть и понимать причинно-следственные связи. Первым этапом моей работы было проведение мониторинга, проанализировав результаты я установила, что уровень представлений детей о природе недостаточно сформирован. (Приложение 1)

Таким образом, я сделала вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

Для того, чтобы эффективно работать над данной темой я повысила свой уровень знаний по данной проблеме изучив учебно-методическую литературу по теме «Экологическое воспитание дошкольников» различных авторов:

    С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

    М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

    Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;

    Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

    Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

    З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

    П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

    А. Вересова - «Мы земляне»;

    Е. Рылеева - «Открой себя»;

    Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»

    С. Николаевой - «Юный эколог».

Данную литературу я приобрела и постоянно использую в своей работе с воспитанниками.

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать у детей умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Я на протяжении своей педагогической деятельности систематически разрабатываю и реализую различные проекты. Перечислю некоторые из них: 1. Проект «Мир камней»; 2. Проект «Огород на окне»; 3. Проект «Ах ты, зимушка-зима»;4. Проект «Наши меньшие друзья»; 5. Проект «Осень золотая» и т.д. (Приложение 2)

Чтение сказок должно быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Поэтому в своей деятельности я использую интересное пособие «Экологические сказки» для работы с детьми дошкольного возраста Натальи Рыжовой.

Всвязи с внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы. Я начала изготавливать своими руками и использовать в своей работе совершенно новое, интересное и незаменимое пособие – Лэпбук. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить перед собой и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся необходимые материалы по теме.

Пособие - лэпбук"Мир насекомых". Это мой первый опыт подобной работы. Который оказался настолько увлекательным лично для меня, что я прямо "горела" нетерпением закончить свою работу и ознакомить с ней воспитанников. Я постаралась обобщить и систематизироватьизучаемый ребятами материал, подготовила различные дидактические игры для наполнения интерактивной папки. При этом стремилась сделать материал разнообразным и увлекательным. Картинки с насекомыми я нашла в интернете, но а все остальное это плод моего труда и воображения. С целью пополнения представлений у детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни я сделала лэпбук «Зимующие птицы». В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан лэпбук по теме «Времена года. Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы. Таким образом, создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет детям быстро освежить в памяти пройденную тему. Лэпбук позволяет мне организовать познавательную и исследовательскую деятельность, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка дома. Использование «Лэпбука» положительно сказывается на взаимодействии родителей и детей, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность. (Приложение 3)

В настоящее время, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я продолжаю свою работу над темой «Экологическое воспитание дошкольников». Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Развивающая функция среды является ведущей. Развитие ребенка, как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития (по Л.С. Выготскому), диктует необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Поэтому, особое внимание уделяю созданию предметно-развивающей среды в своей группе, считаю это направление в своей работе важным. Мною были созданы уголки:

Центр сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно-ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. В уголок сюжетно-ролевых игр совместно с коллегой, своими руками сделали: холодильник, микроволновую печь, стиральную машину автомат, электроплиту, красиво оформленный стол. Всё изготовлено из коробок, скотча, самоклеющейся бумаги. (Приложение 4)

Уголок безопасности и дорожного движения

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Уголок включает в себя различный материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию основ безопасной жизнедеятельности. Здесь имеется широкий перечень игрового материала. Добавлены игрушки-автомобили разнообразного вида грузового и легкового транспорта. Своими руками сделана парковка, в два этажа из картона, скотча и самоклеющейся бумаги. (Приложение 5)

Уголок изобразительной деятельности

Цель: развитие предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства, реализацию самостоятельной изобразительной, конструктивно-модельной деятельности. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности: (доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, пастель, маркеры, бумага для акварели, бумажные салфетки, цветной картон т. п.) (Приложение 6)

Уголок природы. Цель: создать условия для формирования начальных экологических представлений о природе, овладения элементарным опытом сохранения природы, безопасного взаимодействия с ней.

В уголке природы нашей группы детям предоставляется возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве объектов, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в их жизни. Поэтому ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет нам решать эту сложную и важную задачу. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе, психические и познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, а также внимание и память). Во время ухода за растениями в уголке природы у детей формируются ценные качества, такие, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.Уголок природы размещен в светлой зоне группы, где представлены комнатные растения, а также «огород на окне» (посадки лука, различной рассады). Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями особенностей ухода. Подбор растений для уголка природы осуществлялся в соответствие с программой возрастной группы и методическими рекомендациями для детей дошкольного возраста. (Приложение 7)

Я совместно с воспитанниками провожу в уголке природы различные игры-экспериментирования.

1.« Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся вводе и изменять её цвет.

2.«Окрашивание воды»

Цель : Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

3.«Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

4. Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

(Приложение 8)

Книжный уголок

Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству.

В книжном уголке мои воспитанники с удовольствием слушают чтение книг, рассматривают иллюстрации, знакомятся с разнообразием театральной игрушки и учатся действовать с ней. При оформлении книжного уголка для своих маленьких воспитанников, я подготовила предметные и сюжетные картинки, которые заламинировала, для удобства в использовании. Мы с моей коллегой Анной учим детей рассматривать картинки внимательно и отвечать на элементарные вопросы : кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы.

К сказкам мы также готовим заламинированные иллюстрации, по которым дети впоследствии самостоятельно могут рассказать сказку. Это такие сказки как Теремок, Курочка ряба, Колобок, Репка, Волк и семеро козлят, Три медведя. В зависимости от изучаемой темы в наш уголок выкладываются картинки для ознакомления. Чтобы воспитать бережное отношение к книгам, нами была изготовлена «Книжкина больница», в которой подобраны предметы первой помощи для книг (скотч, ножницы, клей и т.д.), с которыми случилась беда. А также в этом уголке поселился «кубик настроения», который помогает определить детям настроение в течение дня. (Приложение 9)

Снежные постройки из снега на участках детского сада.

Зима - это одно из прекрасных времён года, когда на участках в ДОУ появляются сказочные персонажи из снега. Каждый год педагоги нашего детского сада придумывают разные сюжеты, радуя детей. Я всегда принимаю активное участие в создании снежных фигур. Прогулки на участке в это время проходят радостно и оживленно. А самая большая награда - светящиеся от радости глаза ребят. (Приложение 10)

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям участников образовательного процесса - детей и педагога в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование я меняю в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляю дидактические игры, делаю их своими руками. Я знаю что, полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

Моя работа с родителями основывается на привлечении родителей к проектной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Родители - полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать всесторонне развитого человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей. Я, используя все перечисленные методы работы с воспитанниками, достигаю высоких показателей их развития. Такой вывод я делаю на основании анализа показателей проведенного мной итогового мониторинга. (Приложение 1)

Как начинающий педагог я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень участвуя в районных методических семинарах- практикумах. В марте 2016года принимала участие в межрайонной «Школе социального проектирования». (Приложение 11) В 2017 году принимала участие в подготовке и выступила с представлением своего опыта работы на районном методическом объединении «Метод проектов в образовательной работе детского сада» (Приложение 12) Я имею почетную грамоту МКДОУ детского сада «Сказка» комбинированного вида Купинского района за большой вклад и значительные успехи в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 13)

Мои воспитанники принимают участие и занимают призовые места в таких конкурсах как:

    «Человек и природа» (конкурсная игра для дошкольников);

    В районном конкурсе для дошкольников «Умницы и умники» моя воспитанница Лукашова Ксения стала лауреатом конкурса (Приложение 14)

Мои выпускники успешно осваивают школьную программу обучения, я систематически знакомлюсь с данными школьных мониторингов о успеваемости моих выпускников в рамках взаимодействия детского сада и школы. Мониторинг учителя начальных классов показывает, что у моих воспитанников-выпускников сформирован интерес к учебной деятельности, самоконтроль, самооценка, для детей значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта и любовь к природе родного края.

Я активно принимаю участие во всероссийских, международных конкурсах в интернет ресурсах и занимаю призовые места:

    2015 г. Диплом за первое место во всероссийском конкурсе «Календарь природы»;

    2015 г. Диплом за третье место в международном конкурсе «Волшебница зима»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Огород на подоконнике»;

    2015 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Моё призвание воспитатель»;

    2016 г. Диплом за первое место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников»

    2016 г. Диплом за второе место в международном конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников» (конкурсная работа Лэпбук «Насекомые»);

    2014 г. Диплом за второе место всероссийского конкурса творческих работ «Скоро новый год!»;

    2017 г. Диплом за участие в районном этапе областного конкурса «Семья за детство без опасности» в номинации «Книжка-малышка «Я и мои родители – грамотные пешеходы и водители».(Приложение 15)

Я активно публикую свои работы в интернет ресурсах на таких образовательных порталах как: «Конспектека»; «Продлёнка»; «Инфоурок»; «Копилка уроков – сайт для учителей»; «Мультиурок»; «Конспект -уроков.рф»; «edupres.ru» (Приложение 16)

Самоанализ выполнила___________________________Е.Ю.Метелева

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Самоанализ

Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством включения элементов исследования в игровую деятельность

Выполнила: воспитатель

Метелева Елена Юрьевна

Купино 2017 год.

САМОАНАЛИЗ

Я, Ахмылина Ольга Михайловна, работаю в ДОУ №55 с 2000 года. Имею высшее образование. Владею знаниями основ педагогики, методиками дошкольного образования. Стараюсь успешно реализовать на практике Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Применяю в своей работе метод моделирования, игрового проблемного обучения, проектный метод. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через участие в работе педсоветов, провожу консультации для воспитателей и родителей, посещаю семинары, прошла краткосрочное обучение в Томском областном институте повышения квалификации работников образования по теме: «Детский сад в режиме развития», «Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях введения ФГОС ДО «.

В данный момент работаю на старшей группе. Содержание и постановку педагогических задач воспитательно-образовательного процесса по данной возрастной группе определяю согласно требованиям Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе результатов диагностики детей, их индивидуально-психологических особенностей.

В своей работе использую разнообразные формы организации детей: интегрированные и комплексные тематические занятия. С целью повышения результативности образовательного процесса применяю такие методические приемы как наблюдения в уголке природы, целевые прогулки, рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы, коррекционные упражнения, дидактические игры, игровую мотивацию предстоящей деятельности детей, решение проблемных задач, экспериментально-опытническую деятельность. Тщательно провожу отбор педагогических средств обучения в соответствии с тематикой и программными задачами занятий. Подбираю разнообразный раздаточный материал, художественное слово, игровые приемы.

Свою работу выстраиваю в соответствии с перспективным и тематическим планированием учебно-воспитательного процесса. Осуществляю контроль максимально-допустимой нагрузки на детей с целью достижения баланса между разными видами деятельности детей. В рамках реализации здоровье сберегающих технологий провожу динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, коррекционные упражнения для глаз, для профилактики нарушений осанки и стопы.

Координирую свою деятельность со сменным воспитателем по группе, а также со всеми специалистами ДОУ — логопедом, психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, с целью обеспечения полноценного развития ребенка, через использование в рамках единого тематического плана подвижных игр, физминуток. произведений художественного слова, музыкальных произведений, логоритмических упражнений и пальчиковых игр. Стараюсь создать комфортные условия для пребывания детей в группе.

С этой целью построила предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить детям доступный выбор игр и игрушек по их интересам. Предметно-развивающая среда в группе подразделяется на различные зоны и уголки: зона конструктивно-художественного творчества, спортивный уголок, природный уголок, кукольный уголок, театральная зона, книжный уголок. В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей. Все это позволяет достигнуть положительной динамики усвоения знаний умений и навыков, согласно требованиям реализуемой программы.

Приоритетным направлением в работе выбрала формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В ходе своей работы я составила перспективный план работы по экологическому воспитанию детей, разработала Программу по экологическому воспитанию дошкольников, цикл занятий.

Использую следующую литературу: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», В.М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду», З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

Занимаюсь систематизацией различного материала по экологическому воспитанию. В группе имеются картотеки, альбомы для рассматривания о природе, настольно-печатные игры экологического содержания, наборы открыток о природе, подборка конспектов занятий и развлечений по экологическому развитию.

Считаю, что учебно-воспитательный процесс осуществляется в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье. Поэтому я выступаю на родительских собраниях с сообщениями: «Пусть научится любить живую природу»; провожу консультации: «Аквариум — дома», «Наблюдаем вместе с детьми» (Виды наблюдений). Оформляю папки-передвижки: «Сохраним родную природу» (Это интересно!), «Времена года» и др.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Разработан проект по теме «На птичьем дворе», «Берегите воду» и др. Для создания условий эффективного решения задач для экологического воспитания постаралась создать в группе экологически развивающую среду, придерживаясь принципа экологизации, то есть все виды детской деятельности способствуют реализации функции экологического воспитания.

Особое место для экологического воспитания уделяю естественно уголку природы. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп, горох и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройка городка из снега и ледяных фигур; весной — обработка кустарников, посадка цветов на клумбу.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, природоохранительные и запрещающие знаки, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек, модель земли представлена в виде глобуса.

Для экспериментально-опытнической деятельности в группе имеются: емкости, материалы и предметы для экспериментирования. Например, для экспериментов со льдом, водой, снегом использую фильтры, краски, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки, пластмассовые стаканчики воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы. Для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной предусмотрены: притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, колечки, мячики, фигурки резиновых игрушек, увеличительные стекла. Для игр-экспериментов с бумагой изготовлены «вертушки», «печатки» из овощей, бумага разного качества. В уголке имеются образцы земли, глины, песка, гравия, гербарии растений, муляжи грибов, овощей, фруктов.

В математическом уголке в свободном доступе для детей имеются разнообразные дидактические игры: «Кто найдет больше отличий», «Путаница»; лабиринты типа «Найди путь к домику белки», представлены логические задачи.

В речевом уголке для детей оформлены схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы, подобраны иллюстрации с изображением времен года и животных, растений для описания, картины о природе и труде взрослых в природе, дидактические игры природоведческого характера

В уголке книги оформляю тематические подборки художественной литературы о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и пословицы, помещаю детские рисунки.

Очень эффективным в экологическом воспитании детей может быть уголок творчества. Регулярно оформляю выставки овощей, фруктов, осенних цветов, а также поделок из природного материала. Помещаю для рассматривания картины — пейзажи, натюрморты.

Постоянно в свободном доступе для детей раскраски с силуэтами животных, рыб, насекомых. Помещаю схемы изготовления поделок из бумаги в технике оригами, поделок из природного материала. Использую для работы также предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов.

Физкультурный уголок также несет экологическую направленность: маски животных и растений — для имитации их движений и проведения подвижных игр, а наглядно-практический материал — информацию о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма.

Использую сюжетно — ролевые игры в игровом уголке, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игр в «Зоопарк» или «Путешествие в пустыню» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания. Специально-подобранные дидактические игры «Зоологическое лото» и «Ботаническое лото» направлены на развитие зрительной памяти, закрепление названий животных и растений. В уголке подобраны дидактические игры «Чей хвост». «Кто что кушает», «Чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода».

В музыкальном уголке и уголке театрализованной деятельности подобраны песни природоведческого содержания, использую фонограммы голосов птиц, природных шумов. Оформлен альбом песен о природе с подбором иллюстраций. Здесь сосредоточены различные виды театра, а также подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.).

Разработаны и оформлены картотеки игр, загадок, народных примет, пословиц, поговорок о природе.

Одним из важнейших направлений работы нашего дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей. В связи с этим здоровью детей уделяю большое внимание: провожу коррекционные упражнения, закаливающие процедуры, гимнастику после сна, уделяю внимание двигательным умениям — подвижные игры в группе и на прогулке, динамические паузы во время занятий, физминутки.

Для развития познавательной активности детей, развития их творческого воображения использую различные виды театрализованной деятельности. Дети охотно играют в настольный театр, игры импровизации. Центры творчества, которые у нас имеются, направлены на привитие интереса к различным видам деятельности, на развитие любознательности, как основу интеллектуального личностного развития. Эти уголки оснащены разнообразными конструкторами, настольными играми, природным и бросовым материалом, разными видами изобразительных средств.

Я воспитываю у детей бережное отношение к людям, бережное отношение к окружающему миру, бережное отношение к игрушкам, прививаю навыки культуры поведения.

Имею устойчивые результаты педагогической деятельности, что подтверждаю стабильной посещаемостью детей в группе, соблюдением требований санитарно-гигиенических норм, высокой познавательной активностью детей на занятиях и результатами диагностики.

This entry was posted on Суббота, Январь 4th, 2014 at 23:24 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.